Классный час « Правила, обязательные для всех»
классный час (5 класс) по теме
Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._pravila_obyazatelny_dlya_vseh.docx | 736.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Правила, обязательные для всех»
Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.
Ход классного часа.
Культура поведения в общественных местах.
Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Тот, кто ездит домой, общается с родителями, братьями и сёстрами, с соседями; все вы в школе общаетесь со многими учителями, школьными товарищами; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомиыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с прсьбой.
Таким образом, человек находится в постоянном общении со знакомыми и не знакоиыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.
Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.
А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свестят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спиться мне…
Из-за этой самой птицей
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласиться-
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал её в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим-
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за всё благодарил…
До чего же я старался!
Я с девчёнками не дрался.
Как увижу я девчёнку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто с ней я не знаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может ты у нас больной-
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
-Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря…
Я кричу на всю квартиру:
- У меня сегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
Учитель выслушивает рассуждения ребят.
Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.
Обсуждение « Правила, обязательные для всех»
Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихотворения.
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных-
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ещё двадцать,
Ещё тридцать,
Ну ещё туда- сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,-
Это просто ерунда!
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки- пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы,-
Точно ястребы летать!
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну ещё туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!
Учитель помогает сформулировать учащимся первое правило: « Быть всегда, везде и со всеми честными».
Учитель: Второе правило – правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, в театр, на урок, на любое мероприятие. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.
Третье правило – деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.
И четвётрое – правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знпть, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.
Обсуждение ситуации о поведении в общественных местах.
1-я ситуация.
Ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями рассталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?
Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: « Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув еа пастрадавшего. Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.
Как вы поступили бы в данном случае? ( Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)
2-я ситуация.
Пятый класс идёт на экскурсию в музей. Ещё издали слышно, что идёт много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить « ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у кмоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.
В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.
Каковы пути разрешения данной ситуации? ( Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы)
Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.
Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомтесь с этими « Не» повнимательнее.
- Не спеши первым сесть за стол.
-Не разговаривай во вреия еды.
-Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.
- Не чавкай.
- Не рвись первым выскакивать в двери.
- Не перебивай говорящего.
- Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.
- Не размахивай руками.
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не передразнивай говорящего, даже если он заика.
- Не садись раньше старшего без его разрешения.
- Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
- Не забудь снять головной убор, входя в дом.
- Не повторяй слишком часто «я».
- Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.
-Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».
- Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь толкнёшь.
- Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.
- Не держи руки в карманах.
- Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.
- Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
- Не призноси слов, точное значение которых тебе не известно.
- Не используй в своей речи сленг или слова - паразиты.
- Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.
Давайте поиграем в игру « Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила « Не», то справитесь с заданиями этой игры.
Я буду называть первую часть « правила хорошего тона», например: « За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила « Не», например, « не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак…
- При еде… ( не чавкай, не разговаривай с соседом и т.д.).
-Приветствуя старшего…
- При разговоре с другом…
- При входе в общественный транспорт…
- В людных местах и на улице…
- Входя в школу…
Итог
- Чему новому вы научились на классном часе?
- Какие из четырёх правил вежливости вы запомнили?
Нужно ли везде и всегда соблюдать правила вежливости?
Классный час « Воля и её развитие».
Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.
Эпиграф: « Воля и труд человека, дивные дива творят».
Н. Некрасов.
Ход классного часа.
Классный руководитель. Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди - разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный. Воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?
Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.
А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.
Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.
Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и пртребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.
Человеку приходится управлять своими жкланиями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания ( явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.
Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.
Я считаю,что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно , желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.
- Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?
- Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего ( я говорю о благородных целях). Но прилагая волеые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно расчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.
Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрецательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.
Задание 1
- Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? ( Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.) Выбирите 2-3 наиболее значимые для вас категории , выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.
- Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? ( Похвала; признание достоинств; осознание преимущества по соавнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; уснех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д).
Задание 2
Нарисуйте ( изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».
Ребята рисуют, объясняют:
- жирная точка (« Так надо – и точка!» );
-? и ! ( « Что, надо? Придётся!»)
- руки, сгибающие стальной прут ( « Воля – это сила!» ) и др.
Классный руководитель.
Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдкржаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня свами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили ( сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,( а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.
Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.
Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.
Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности».
Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.
- Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3
- Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3
- Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3
- Я бываю, настроен агрессивно. 1 2 3
- Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3
- Я бываю раздрожителен. 1 2 3
- Я стараюсь быть лидером, где это возможно. 1 2 3
- Меня считают человеком напористым и настойчивым. 1 2 3
- Я страдаю бессоницей. 1 2 3
- Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3
- Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3
- У неня не хватает времени на отдых. 1 2 3
- У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3
- Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3
- У меня не хватает времени для любимых дел. 1 2 3
- Я всё делаю быстро. 1 2 3
- Я испытываю страх за своё будущее. 1 2 3
- Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков. 1 2 3
Обработка резуьтатов.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по следующей таблице:
Сумма баллов Уровень стрессоустойчивости
51-54 1-очень низкий
53-50 2- низкий
49-46 3- ниже среднего
45-42 4- чуть ниже среднего
41-38 5- средний
37-34 6- чуть выше среднего
33-30 7- выше среднего
29-26 8- высокий
25-18 9- очень высокий
Классный руководитель.
Процесс развития человека долгий и сложный. В его ходе формируются разные качества личности. Одно из качеств- воля. Оно сознательно направляется человеком на преодоление препятствий на пути достижения целей.
В большей степени всё зависит от уровня воспитанности человека и его умения преодолевать жизненные трудности и свои комплексы.
Людей , полностью довольных собой, не так много. Мы часто испытываем недвольство по тому или иному вопросу, случаю,событию или своему действию. Но некоторые очень сильно зацикливаются на своих комплексах. И стремяться снять чувство тревоги за свою « неполноценность» (я не такой, как все; у меня ничего не получается; жизнь отвернулась от меня и т.д) алкоголем, наркотиками, преступлениями.
А вы когда-нибкдь задумывались серьёзно о том, чего вы стоите? У каждого из нас свои комплексы. А ваши? Выберите в каждом пункте предлагаемого теста ответ, который, как вы считаете , наиболее соответствует вашему состоянию. Подсчитайте сумму баллов и обдумайте результат.
Тест « Ваши комплексы»
- Люди меня нен понимают:
а) часто-0;
б) редко-3;
в) такого не бывает-5.
2. Чувствую себя « не в своей тарелке»:
а) редко-5;
б) всё зависит от ситуации-3;
в) очень часто-0.
3. Я оптимист:
а) да-5;
б) только в иключительных случаях-3;
в)нет-0.
Итог.
Классный руководитель
« Воля и труд человека дивные дива творят»,- утверждал Н.Некрасов.И нет оснований сомневаться в этом.
И в заключении послушайте стихитворение.
Я- сильный, умный, волевой,
И всё в порядке с головой,
И с моим телом, и душой.
Фонтан эмоций не приемлю,
Страшный порок во мне не дремлет.
Сдержан в поступках и словах,
А также в мыслях и делах.
Вы спросите, не скучно ли
Со мною всем водиться?
Отвечу- нет, а мой совет,
Уверен пригодиться
Всем тем, кто в жизни этой
От крайностей страдает,
И тем, кто не задумавшись,
Пороки примеряет.
Умом и волею пиши судьбу свою,
Как можно дольше ты останешься в строю.
Из года в год, из века в век-
Такую цель вот ставит человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие :ПРАВИЛА,ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ"
ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ВОСПИТАТЬ У СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ КУЛЬТУРУ РЕЧИ,КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ,УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ....
ПДД и правила безопасности для всех
Основные правилаи и требования соблюдения безопасности дома,на улице,вблизи железнодорожных путей.Что и когда нажно длать в экстимальных ситуациях....
Классный час "Правила, обязвтельные для всех"
Данный классный час можно провести для учащихся 5-7 классов, на котором учащиеся могут обсудить правила поведения в школе, в общественных местах....
Разработка классного часа на тему "Вспомним всех поименно..."
Данный классный час рекомендован для учащихся среднего звена по патриотическому воспитанию школьников в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню Победы. Использован краеведчексий материал....
Ситуативный практикум "Правила, обязательные для всех"
Тема: Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех» Цель и задачи классного часа:развитие этических норм поведения в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественн...
Классный час на тему "Правила, обязательные для всех" (ситуативный практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Правила, обязательные для всех» (ситуативный практикум).Цели и задачи классного часа:• развитие этических норм поведения в обществе;• ...
Классный час « Правила обязательные для всех» в рамках месячника по противопожарной подготовке
Цель: повторить сведения по правилам поведения при пожаре.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рисунки детей....