Комплексное занятие :ПРАВИЛА,ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ"
план-конспект урока по теме

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ВОСПИТАТЬ У СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ КУЛЬТУРУ РЕЧИ,КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ,УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obyazatelnye_dlya_vseh.docx89.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное учреждение социального обслуживания “Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних

«Возвращение»

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ - ДИАЛОГА

НА ТЕМУ:

«ПРАВИЛА,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

  ДЛЯ ВСЕХ»

Подготовила воспитатель: Калятьева Г.П.

г. Саратов, 2013.

Цель:

Развитие навыков конструктивного поведения.

Задачи:

  1. Корректировать межличностные отношения.
  2. Развивать этические нормы поведения в обществе.
  3. Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах, уважение к личности.

Материалы к занятию:

  1. Рассказ Т. Фиш «Леня и авторитет».
  2. Рассказ М.Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости».
  3. Карточки «НЕ ......

Обсуждение проблемы; «Культура поведения в общественных местах»

Ведущий: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине - с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь:        с одними только

поздороваешься, с другими - поговоришь, третьим - ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова/Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение; «Правила, обязательные для всех»\

Ведущий предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

  1. Правила точности. Труд, общественная работа развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти - приди вовремя.
  2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того у чтобы обратить на

себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты - лучше всех и все умеешь делать сам.

  1. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду: Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер,

И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще-маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим радостям.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах

(в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке,

столовой)

  1. я        ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

  1. я        ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Ведущий: ...Пожалуйста, познакомься с этим «Не» повнимательнее. Это тебе пригодится. Два ученика читают поочередно:

  1. Не спеши первым сесть за стол.
  2. Не разговаривай во время еды.
  3. Не забывай закрыть рот, когда жуешь.
  4. Не чавкай.
  5. Не рвись в дверях выскакивать первым.
  6. Не перебивай говорящего.
  7. Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.
  8. Не размахивай руками.
  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  10. Не передразнивай говорящего, даже если он заика.
  11. Не садись раньше старшего без его разрешения.
  12. Не протягивай руку первый, погоди, пока старший поздоровается с тобой.
  13. Не забудь снять шапку, входя в дом.
  14. Не повторяй слишком часто «я».
  15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего

старика.

  1. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».
  2. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
  3. Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.
  4. Не держи руки в карманах.
  5. Не причесывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.
  6. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
  7. Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.
  8. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать

правильный тон в общении с окружающими.

Чтение и обсуждение рассказа (инсценировать) М. Корейс, Д. Фолл

«Школа вежливости»

«...И тут Пете на каждом шагу стали попадаться знакомлю, улица так и кишела ими. Ну, как будто сговорились! Да еще учительница, как назло, идет навстречу. Верин отец снял шляпу, Вера вежливо наклонила голову и сказала громко и ясно: «Здравствуйте». Лиза-Подлиза запищала: «Добрый день! Всего наилучшего, Мария Карловна!». Виктор и Эдик не сдвинулись с места и начали внимательно разглядывать витрину. Будто бы это было так интересно, что они уже ничего вокруг не замечали. Зато Петя пулей пронесся мимо. Скорее, скорее, чтоб не пришлось здороваться! Скрыться, незаметно свернуть, шмыг - и вот он уже облегченно вздыхает на противоположной стороне улицы.

Нет, нет, погоди! Не здороваешься, делаешь вид, что 1 никого не заметил, убегаешь! Не повезло тебе, Петя... Мы уверены, что ты бы поздоровался, если бы знал, какое Ж тебя ждет наказание...

Лиза. Петушок, подожди! Куда же ты бежишь? (Петя терпеть не может, когда его называют Петушком и Лизу-Подлизу тоже.)

Петя Невежа, (неохотно). Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы).

Лиза. Петушок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?

Петя Невежа (смотрит под ноги). Как это «не поздоровался? Я ее и в глаза не видел.

Лиза. Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся, заметила, как ты удирал.

Петя Невежа. Не суй нос не в свое дело. Как бы у тебя все бантики не полетели.

Лиза, (разозлившись, выпаливает, как пулемет). Не груби! Я вот умею здороваться. Мама мне всегда говорит: «Лизонька, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь «Добрый день», если поклонишься, так тебя тоже не убудет. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить...

Петя Невежа (презрительно). Так она и попалась на твое сюсюканье! Держи карман шире!

Лиза. Попадется или не попадется, все равно! А папа говорит, что он у себя в учреждении со всеми вежлив, чтобы ни с кем не испортить отношений. Когда к нам по четвергам приходит моя тетя и мамина приятельница, мама каждой говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада. Проходите, проходите...»

Петя Невежа (у которого вот-вот лопнет терпение). Перестань трещать, я.

Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!

Петя Невежа. Это с тобой-то? Так ты не размахивай руками у меня перед носом. Глаза еще выткнешь!

Лиза. Нахал! Я все равно про тебя учительнице скажу! Будешь знать!

Петя Невежа (с отвращением отворачивается и, не сказав ни слова, уходит)....

Ведущий: Так окончилась лекция Лизы о правилах «хорошего тона», а значит, и наказание Пети. Плохо только, что ни один из них не прав: ни Петя, ни Лиза.

Почему авторы считают и Лизу, и Петю неправыми? За что их можно осуждать?

Чтение и обещание рассказа Г. Фиш «Леня и авторитета

«Из своего окна я видел, как соседский мальчик, третьеклассник Леня Зубков, то щедро рассыпал подзатыльники ребятам, которые были поменьше, то норовил толкнуть девочку, прыгавшую на одной ножке. Потом Леня отнял мяч у другой девочки и до тех пор гонял ее по двору, пока она не расплакалась. Когда вечером я спросил Леню, зачем он так поступает, он не без гордости ответил:

  1. А чтобы боялись меня. Авторитет свой подымаю. Меня и в школе боятся! Особенно второклашки. Уважают!

К сожалению, и среди взрослых мне случалось встречать людей, которые подобно Лене думали, что грубостью, окриком можно завоевать авторитет и уважение окружающих.

  1. Боюсь, Леня, как бы ты не забурел! Как бы из тебя матерый медведь не вышел.

  1. Чего? Чего? - переспросил мальчик, желавший, чтобы его боялись.

И тогда я рассказал ему сказку, записанную в Карелии моим молодым другом, заонежцем Пулькиным.

Пошел один дедушка в лес. Деревина на дугу ему понадобилась. Долго искал подходящее дерево и вдруг видит: стоит дерево - рябина. Солнышко его приласкало. Листья желтые, ягоды, словно алой кровью налились! Красиво дерево: ловко, вертко, упружливо, податливо! Рубить, узор резать легко, пока сок в дереве жив, а засохнет - как камень станет, будет служить долго и верно... Размахнулся дед топоренком... а ударить не поспел. Послышался голос:

  1. Что хочешь проси. Все исполню, но только не губи. Я молода: первое лето цвела!

Дед топор за пояс, да бежать. Это ведь и в старину не часто бывало, чтобы дерево человеческим голосом говорило.

Домой прибежал, на лавку упал - отдышаться не может. Старуха к нему приступила с расспросами. Он ей и расскажи.

  1. Эй! - закричала она, - беги, дед, обратно! Хочу, чтобы нас люди боялись. Так и скажи рябине!

Дед попробовал уговорить бабу: худо, мол, жить, если люди боятся. Да где уж там! Побрел дед в лес... А баба по воду полетела: «Дай, мол, покрасуюсь и погляжу, как меня почитать станут!».

Приходит на берег. Бабы там у лодок рыбу чистят. Глянули на нее, «здравствуй» не сказали, да с визгом врассыпную.

«Не привыкли еще к величию моему. Ишь разбежались!» - ухмыльнулась баба, наклонилась над бадьей, а из воды смотрит на нее вместо пригожего светлого лика медвежья морда. Нос вытянулся, из-под губы клыки желтеют, щеки волосами поросли. Глядь, уж с горы мужики бегут - у кого кол, у кого рогатина... Резанула баба дурным голосом, да через изгородь, да в поле, да в лес! А там под корягу забилась, да с дедом своим, таким же медведем, зиму зимовала. А по весне уж и речь человеческую забыли...

От них, парень, и пошли медведи! В наших лесах их там множество расплодилось. Боялись-то их разве бабы да ребята! А при мужике всегда топор был. Не было случая, чтобы медведь человека заел. Напугать - напугает. Пообомнет, хворостом закидает да уйдет восвояси. Медведица-то баба Медведева, на пути попадет - вот ее и бойся. У Виктора Пулькина сказка эта длиннее да краше сказывалась. Но и в моем пересказе смысл ее под конец, кажется, дошел до Лени. Правда, сначала он возражал:

  1. Во-первых, рябина по-человечески говорить не может.
  2. Во-вторых, медведи совсем не так, совсем иначе произошли.
  3. В-третьих, в природе медведи тоже нужны!..

Ну, а повозражав немного, Леня под конец все-таки задумался. И теперь, может быть, он будет стараться завоевать авторитет совсем иным способом. Каким?»

Ведущий: Почему писатель решил рассказать Лене сказку? Каким же другим способом может завоевать авторитет Леня?

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для старшего возраста"С Днём рождения любимый город!"

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями региона. Углублять и уточнять представления о Родине. Поддерживать интерес  и воспитывать чувство гордости за её достижения. Закреплять знания...

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ .

Данный материал поможет разнообразить занятия по английскому языку. Он может быть использован и на коллективном уроке и в индивидуальной работе....

Классный час « Правила, обязательные для всех»

Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности....

Ситуативный практикум "Правила, обязательные для всех"

Тема: Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»  Цель и задачи классного часа:развитие этических норм поведения в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественн...

Классный час на тему "Правила, обязательные для всех" (ситуативный практикум).

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Правила, обязательные для всех» (ситуативный практикум).Цели и задачи классного часа:•  развитие этических норм поведения в обществе;•  ...

Классный час « Правила обязательные для всех» в рамках месячника по противопожарной подготовке

Цель: повторить сведения по правилам поведения при пожаре.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рисунки детей....