Программа воспитательной работы
рабочая программа (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
10 класс
на 2011-2013 учебный год
Программу составила
классный руководитель 10 класса
Евграшина Н.В.
2011год
Паспорт Программы
Наименование программы | «Новое поколение» |
Разработчик программы | Евграшина Наталья Васильевна, классный руководитель 10 класса |
Нормативные документы |
|
Цель Программы | Главная воспитательная цель:
Основные воспитательные цели:
|
Основные задачи |
|
Сроки реализации | 2011 – 2013 годы |
Ожидаемые результаты |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
жизнедеятельностью школы;
|
Пояснительная записка
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги» .
А. С. Макаренко
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная программа моего класса «Новое поколение». Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от меня - классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. И очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть. Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
Уровень сформированности гражданственности учащихся 9 «а» класса
Проведенное анкетирование позволяет судить о достаточно хорошем уровне сформированности гражданско-патриотических и нравственных качеств учащихся.
Уровень толерантности учащихся 9 «а» класса
Воспитательная работа в классе ведет к дальнейшему развитию и формированию черт личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
Уровень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе
Уровень удовлетворенности родителей образовательной деятельностью школы
Анализ анкетирования учащихся и родителей показал высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью класса и школы.
Результаты исследований показали, что деятельность органов классного самоуправления 9 «а» находится среднем уровне. Следует продолжать формирование органов ученического самоуправления на более качественном уровне через проектирование модели классного самоуправления и систематического привлечения учащихся к анализу опыта и поиску путей преодоления возникших сложностей и проблем.
Актуализация проблемы.
Важное место в 10-11 классе отводится формированию классного коллектива – процессу, который проходит 2 основных периода:
Период | Срок |
Адаптационный период | 10 класс |
Деловой период | 11 класс |
Деловой период – то время, когда реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Особое внимание в это время имеет СОуправление и САМОуправление коллектива, что закладывает основу для дальнейшего саморазвития каждой личности.
Приступая к сплочению коллектива, прежде всего, следует определить, каким путем можно решить эту задачу. Планируя работу коллектива, мне пришлось думать над тем, как увлечь общей деятельностью старшеклассников, ведь коллектив создается в процессе общего труда. А для этого очень важно было учитывать их пристрастия. Поэтому главное направление для реализации программы –это сплочение классного коллектива и профессиональная ориентация выпускников в выборе дальнейшего пути.
Цели и задачи Программы
Главная воспитательная цель:
- Воспитание Гражданина, Патриота, Лидера, Семьянина, Профессионала.
Основные воспитательные цели:
- Формирование гражданско-патриотических качеств личности;
- Сплочение классного коллектива;
- Способствовать возрождению нравственных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию нравственных качеств личности;
- Приобщение учащихся к национальным традициям семьи, села, народа, страны;
- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Задачи:
- создать условия для самореализации и нравственного самоопределения ребят через вовлечение их в организацию различных по содержанию и форме проведения дел и событий;
- формировать классный коллектив, развивать ученическое самоуправление в классе;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся;
- способствовать развитию познавательных, творческих способностей ребят;
- пропагандировать здоровый образ жизни формирование в коллективе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- привлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
Основные направления реализации программы
В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» учащихся в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:
Механизмы реализации Программы
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года для учащихся 10-11класса. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2011-2012 уч. год.
2 этап -2012-2013 уч. год.
В осуществлении программы участвуют следующие структуры: администрация школы, социальный педагог, классный руководитель, учащиеся 10 класса, родители учащихся.
Механизмы реализации:
- «Портфолио» класса.
- Участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;
- Работа классного актива.
- Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
- Работа с родителями
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
«Без знания ребенка, его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей - нет воспитания»
В. А. Сухомлинский
В процессе реализации программы считаю необходимым:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для учащихся и родителей.
2. Связать в единое целое: коллектив учащихся, учителей и родителей.
3. Воспитывать у старшеклассников:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- чувства прекрасного.
4. Формировать систему самоуправления в классе;
5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
Путь к достижению цели моей воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:
- свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
- требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
- любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
- самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
- веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);
- сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)
Содержание Программы
Работа с учащимися
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать,
мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, право…
Есть шаг: любить, исследуя борьбы
не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы.
Схема
взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы со старшеклассниками:
Заповеди классного коллектива:
- трудно одному – под силу всем вместе
- доброе дело дороже богатства
- будь всегда там, где нужно людям
- каждое дело творчески, иначе – зачем
- не бросай товарища в беде
- не делай зла людям
- поступками и делами украшай жизнь
№ | Направления работы | Мероприятия | Сроки реализации | |
1 | Гражданско-правовое: «Я – гражданин России»
|
| ||
2 | Духовно – нравственное: «Я – Человек и личность»
|
(уроки нравственности. Диагностика духовных ценностей учащихся)
| ||
3 | Художественно-эстетическое: «Мир прекрасного»
|
| ||
4 | Экологическое: «Живое рядом»
|
( игра-турнир по экологии)
( урок памяти)
(кл.час) | ||
5 | Спортивно- оздоровительное: «Здоровому – всё здорово»
|
безопасности»(кл.час)
(беседа с пожарниками) | ||
6 | Профессионально- трудовое: «Я в мире труда и профессий»
выбору профессий. |
| ||
7 | Семейное воспитание: «Мой дом»
|
| ||
7 | «Жизнь без опасности»
|
|
Общие правила успешного взаимодействия
с учащимися
- Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
- Взаимодействие должно быть объективным и справедливым.
- Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность учащихся .
- Направление взаимодействия на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
- Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
Работа с детьми «группы риска»
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы планирую использовать следующие формы работы с детьми «группы риска»:
- посещение семей;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);
- привлечение к беседам социального педагога, администрацию школы;
- привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями учащихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.
Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств. Мною поставлены цели и задачи:
Цель: «Гармоничное воспитание личности учащегося – это общее дело родителей и учителей».
Задачи:
- формирование единого коллектива детей и родителей как условия обеспечения успешной воспитательной среды;
- посещение семей учащихся с целью проверки бытовых условий жизни, изучение воспитательных возможностей;
- привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;
- предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- родительский факультет;
- индивидуальные беседы;
- совместные мероприятия с детьми;
- дни открытых дверей;
Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:
№ | Направления работы | Мероприятия | Сроки реализации |
1 | Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.) |
| |
2 | Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей. | ||
3 | Организация психолого – педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся. | ||
4 | Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностики наркомании | ||
5 | Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении и организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет). Подведение итогов работы за год. | ||
6 | Оказание помощи родителям в развитии у ребят социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка старшеклассников к семейной жизни |
Правила, которые я соблюдаю в работе с родителями:
- О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное.
- Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.
- Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.
- Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.
Тематика родительских собраний
Тематика собраний | Сроки проведения |
10 класс | |
« Особенности организации образовательного процесса в 10 классе» | Октябрь |
«Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме». Итоги 1 полугодия. | Декабрь |
«Проблемы профессионального самоопределения старшеклассника» | Март |
«Как нам понять и помочь друг другу» Итоги 10 класса. | Май |
11 класс | |
«Как избежать конфликтов в общении с взрослым сыном или дочерью?» | Октябрь |
«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Особенности проведения ЕГЭ в 2013 году, знакомство с новыми нормативными документами, корректировка экзаменов по выбору» | Декабрь |
«Вредные привычки. Как им противостоять?» | Февраль |
«Только влюбленный имеет право на звание человека». Итоги 2 полугодия | Май |
Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей
- Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.
- Улучшение микроклимата в семье.
- Обучение родителей навыками социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.
- Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
Ожидаемые результаты
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
- Укрепление связи семьи и школы.
- Снижение числа учащихся группы риска, склонных к вредным привычкам.
- Полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся.
- Создание системы педагогической подготовки родителей.
- Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и села.
- Усиление ориентации школьников на духовные ценности.
Модель выпускника МОУ «Гальбштадтская СОШ»
Это человек:
- овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
- воспитанный, на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
- любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
- обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
- наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;
- получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;
- способный к продолжению образования и самообразованию;
- готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
- эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
- уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
- владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
- обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;
- трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.
Целевые индикаторы и показатели программы
- Оценка личностного роста
- Удовлетворенность родителей и учащихся
жизнедеятельностью школы
- Уровень комфортности учащихся в классном коллективе
Диагностики для 10 класса
КЛАСС | Направления диагностирования | Название диагностических методик |
Изучение личности школьника:
|
цель: выявление типа акцентуации личности
цель: выявление лидерских качеств учащихся
цель: выявление уровня мировоззренческой позиции | |
|
цель: выявление коммуникативных и организаторских способностей детей | |
Изучение классного коллектива |
цель: выявление характера межличностных отношений в коллективе
цель: выявление сформированности эмоционально-психологических отношений учащихся в классном коллективе, определение лидеров классного сообщества | |
Изучение взаимоотношений в семье |
цель: определение самочувствия ребенка в семье |
Характеристика классного коллектива
В 10 классе обучается 17 человек: 10 юношей и 7 девушек. Возрастной состав: 1995 г.р. – 15 учащихся; 1996 г.р. – 2учащихся. Количество семей -17. Есть дети из неполных семей – 3 (Арбузова Анастасия; Г ероев Сергей; Дюженко Сергей), многодетные семьи-1 (Вергунов Антон)
Работоспособность, познавательный уровень развития учащихся средние. Дети проявляют интерес к общественным делам. Друг к другу относятся положительно, любят вместе проводить время в школе и вне её, также вместе переживают удачи и неудачи своего класса, «болеют» за свой коллектив, но не совсем умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга, случаются расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают.
Нельзя не выделить группу ребят, у которых уровень сформированности учебных навыков весьма высок: Пузырев Влад, Борисевич Игорь, Зимин Сергей, Кабыш Маргарита, Дюженко Сергей, Арбузова Анастасия, Дубских Сергей, Лымарев Дмитрий.
К сожалению, есть такие ребята, которые не проявляют интерес к учебной деятельности, что вызывает тревогу: Булыга Анна, Хасенова Карина.
Одна из ведущих задач классного руководителя на 2011-2012 учебный год – сплочение коллектива, стремиться к тому, чтобы классный коллектив имел «своё лицо», индивидуальность.
Лидером в классе является Кабыш Маргарита. Девушка физически развита, обладает организаторскими способностями, имеет влияние на многих одноклассников, что не всегда положительно сказывается на их поведении и успеваемости. Состоит в группе риска. Неоднократно проводились беседы с Маргаритой и ее родителями. Радует, что девушка идет на контакт, понимает свои минусы и работает над их устранением.
Актив класса ответственный, доводит любое дело до конца, оказывает помощь , выполняет контролирующую и организаторскую функции.
Режим работы школы позволяет ребятам заниматься в школьных кружках и секциях.
Многие ребята занимаются в спортивных секциях, добиваются определенных результатов. В спортивных соревнованиях между классами юноши класса неоднократно занимали призовые места. По общей физической подготовке ребята находятся в пределах нормы, хотя есть с ослабленным здоровьем (Рябко Дарья). В классе каждый имеет общественное поручение. Ребята стараются вести себя достойно и выполнять задания старательно.
Все ребята имеют высокий нравственный потенциал, для них важны такие ценности, как Родина, коллектив, семья, уважение к старшим. Они умеют правильно оценивать свои действия и действия других (сверстников, взрослых людей), соблюдать порядок вокруг себя, в общественных местах, а также в целом имеют устойчивый интерес к учебе, обладают коммуникативным потенциалом.
В основном ребята доброжелательны, активны, самостоятельны, готовы прийти на помощь другу; вежливы и внимательны друг к другу
В целом можно сказать: проблемы есть и они решаемы:
- проводить работу по сплочению классного коллектива;
- формировать потребности у обучающихся в самосовершенствовании, самореализации, саморазвитии;
-систематически следить за посещаемостью и успеваемостью обучающихся;
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...