Эссе по теме духовно-нравственного воспитания
статья по теме
«Воспитание – великое дело;
им решается участь человека».
В. Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Агинская средняя общеобразовательная школа №1, Валькова Г.Н.
Эссе по теме духовно-нравственного воспитания.
«Воспитание – великое дело;
им решается участь человека».
В. Белинский
Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личностью. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. Сегодня эти мудрые мысли особенно актуальны.
В деле воспитания придерживаюсь следующего правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни.
Как классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма.
В выражении своей я-концепции для меня важнейшим средством является любовь. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины.
В своей работе не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с детьми, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный. Доверительные беседы, которые я использую в своей работе, иногда бывают незаменимым средством в ежеминутном поиске гармонического единства с окружающим нас миром, в определении своих духовно-нравственных ценностей. Различные совместные мероприятия способствуют развитию, становлению и совершенствованию детей.
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества. Об этом я говорю с ребятами на классных часах, цитируя слова В.О. Ключевского: «Мысль бывает светла, когда озаряется изнутри добрым чувством. Мысль – фонарное стекло, чувство – лампа, сквозь него светящаяся и освещающая людям дорогу их». А у нас нередко расставляются противоположные акценты. В добродетели возводится сила, напор, достижение любой ценой поставленных целей, презрение к «неудачникам». Великий русский писатель А.И. Солженицын писал: «Жизнь, как и совесть, даётся человеку один раз». Устраивает ли совестливого человека жизнь среди бессовестных людей? Наверняка нет. Но что он один может сделать? У него сложная задача – сохранить свою совесть как надежду, что она поможет разбудить совесть и у других людей. Подобное поведение под стать духовному подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная жизнь.
Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.
Формируя патриотические начала, акцентирую своё внимание на утверждении «духа» русского человека. «Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё», - писал К. Ушинский. Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет.
В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».
Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся, препятствующий успешной социальной адаптации....
Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)
Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества....
Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"
Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....
Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"
Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....
Материал выступления на районном семинаре по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Духовно-нравственное воспитание школьников...
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Эссе по теме духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневни...
Комментарии
Прекрасное эссе.
Прекрасное эссе.
Спасибо!
Спасибо!
Эссе
Очень серьёзная тема. Ваши мысли подкупают своей искренностью, продуманностью, не оставляют равнодушными. Понравились цитаты, все к месту.
Спасибо за комментарий.
Спасибо за комментарий.
Хорошая тема. Цитаты отличные
Хорошая тема. Цитаты отличные, пригодятся в работе.
Эссе по теме духовно-нравственного воспитания
Красиво всё сказано, нечего добавить. Спасибо.
Спасибо, тема раскрыта!
Спасибо, тема раскрыта!
Духовно-нравственное,
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание актуальная тема. Молодежь утрачивает духовные ценности, культуру поведения, чувства гордости, уважения.Поэтому наша задача заложить основу воспитания.Чтобы наши дети жили в гармонии с собой и с окружающим миром
Действительно гармоничное
Действительно гармоничное эссе, со всеми мыслями и подобранными к ним цитатами.