Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"
материал (5 класс) по теме

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_lichnogo_opyta_kashcheeva_v.i.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

     В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия быть
классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной
нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее
самой главной.  Я считаю, как бы ни была трудна работа классного
руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным
структурным звеном в школе - является класс. Именно здесь организуется
познавательная деятельность, формируются социальные отношения между
        

учащимися. Прививаются основы духовно-нравственных ценностей.   Чтобы процесс воспитания проходил  успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку  будет также хорошо и уютно,  как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

       Поэтому, роль классного руководителя в работе  с классом огромна. От того, как он понимает значение духовно-нравственного воспитания в детском коллективе, как он оценивает свою роль в этом направлении, зависит очень многое.

«Незыблемая основа  нравственного убеждения закладывается в детстве и

раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» говорил Сухомлинский В.А.

Во все века люди, ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют меня размышлять о будущем России, о моих воспитанниках, их месте в современном обществе. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Современная молодежь стесняется таких слов и понятий: Родина, Отечество, долг, патриотизм. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное, я считаю, состоит в том, чтобы работа по формированию духовно-нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий.  

    Одной из  важных задач для меня является воспитание жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому считаю, основной смысл воспитательной работы – подготовить своих учеников к будущей самостоятельной жизни. Выработать у них стойкие жизненные позиции, сформировать здоровую, конкурентоспособную личность. Я считаю, что формирование такой личности возможно лишь  в том случае если в ребенка вложены основные принципы духовно-нравственного воспитания. Учащихся своего класса воспитываю по следующим направлениям.

Первое направление. Не делай другим того, чего не желаешь себе.

Считаю, что данное правило помогает мне  создать в классе условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных, добропорядочных, добросердечных поступков. В работе по данному направлению мне помогают беседы:  «Почему люди ссорятся?», «Друг, дружба?», «Я отвечаю за свои поступки», акция «Покормите птиц зимой»  и т.д.

Второе направление. Будьте патриотами своей нации и своей страны,  защищайте Отечество»

Работая  в данном направлении, стараюсь сформировать у детей чувство гордости за принадлежность именно к  той стране, в которой они живут, независимо  от ее климатического, экологического или культурного положения.  Воспитываю у детей любовь к своей Родине, отчизне. Считаю, что данное направление в моей работе  поможет вырастить детей патриотами, готовыми защищать свое Отечество при любых условиях.  В данном  направлении планирую и провожу следующие мероприятия: «Живая память», «Государственные символы России», «Они защищали Родину»,   «Дети всего мира – за Мир!», «Нам война не нужна!».

Третье направление. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность.

Данное направление помогает мне в своей работе учить детей быть человечными, не оставлять в беде других, а помогать каждому, кто нуждается  в твоей помощи.  Понимая всю сущность и необходимость данного направления дети учатся сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать как свое. Провожу такие классные часы и беседы как: «Доброта творит чудеса», «Будем милосердны  к старости», «Человек – это звучит гордо» и т.д.

Четвертое направление. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.

В своей работе уделяю немаловажную роль по  правовому  воспитанию своих учеников. Так как вооружение детей правовой грамотностью должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера. Организовываю следующие мероприятия: «Мораль и закон», «Изучаем Устав школы»,  «День народного единства», «Изучаем конвенцию о правах ребенка» и т.д.

Для достижения эффективного результата воспитательной работы в классе использую разнообразные формы воспитания: индивидуальные (беседы), групповые (классные часы, соревнования, конкурсы, викторины, исследовательские работы и т.д.).

Я считаю, что воспитание эффективно, где есть заинтересованность взрослого в детях. «Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы». Ученик и учитель это не однонаправленное действие, а взаимодействие, содружество.

Для реализации цели – развития личности – нужен хороший коллектив. Когда он создан, он превращается в средство воспитания личности. Я стремлюсь, чтобы у нас был хороший коллектив.

Замечательные слова, сказанные Эпиктетом, имеют значение и сейчас: «Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек» Главное - воспитать в ребенке самостоятельность и чувство ответственности за свое дело.

Наш класс представляет собой город со своим названием, гербом, девизом. В городе «Веселых ребят» 5 жителей, наш девиз «Гореть всегда, гореть везде, гореть на суше и в воде». Как в каждом городе, у нас ест свой мэр (староста), отдел культуры (культмассовый сектор), отдел правопорядка, отдел здравоохранения и спорта, отдел печати. В нашем городе жизнь не стоит на месте, но это не значит, что мы замкнулись и не интересуемся, чем живет школа.

В нашем городе есть Почетные «жители»:

Победители районного конкурса «Безопасное колесо» (Искандаров М., Зиновьев Ник);

Участники олимпиады по английскому языку (Зиновьев Ник.);

Призеры в школьных соревнованиях по мини-футболу (Климанова В., Исаичева Ел.);

Замечательные исполнители танцев, частушек на школьных праздниках(Исаичева Ел, Чиненова Ел.).

У жителей нашего города есть Устав:

Один за всех и все за одного;

Каждый день делай хотя бы одно хорошее дело;

Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;

Помни, город славен гостями, научись их принимать;

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими;

Не будь равнодушным к злу, несправедливости, обману.

Жители нашего города имеют свой гимн «Дорогами добра».

    Актив класса регулярно отчитывается о проделанной работе. Так учащиеся класса подвели итоги  о проделанной исследовательской работе, которая была организована по инициативе класса.  Исследовательская работа была посвящена  восстановлению храма в д.Апонитищи. Дети, совместно со мной собирали материал, оформляли его в виде докладов. В итоге получилась объемная работа по духовно-нравственному воспитанию. Очень многое дети узнали об истории храма, о людях вложивших все для  его восстановления. Итоговой классный час был посвящен отчету учащихся о проделанной работе. Я считаю, что данное мероприятие заложило очень теплую и плодородную почву для воспитания и становления духовно-нравственной личности. Работу в данном направлении я планирую продолжить.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий так как, считаю, что они позволяют мне лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению в коллективе. Использую различные формы воспитательной работы (игры, конкурсы, инсценировки, устные журналы, чаепития), стараюсь укрепить и сплотить класс, не оставляя без внимания ни одного ученика, формирую самодисциплину, чувство ответственности за порученное дело.

 В своей работе стараюсь взаимодействовать как с учениками, так и с родителями, искренне стремлюсь помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе интересно и с пользой организовать их школьную жизнь.

Убеждена в том, что генетические задатки воспитания идут из семьи, но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллектива, учителей, классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

Классные родительские собрания провожу  не реже одного раза в четверть. На собраниях стараюсь просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Считаю, что родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Выбирая тематику и методику собрания, учитываю возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Индивидуальные консультации так же необходимы для того, чтобы поближе познакомиться с родителями и учениками. Готовясь к консультации, определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Даю возможность родителям рассказать  всё то, что поможет мне в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

Особое внимание уделяю взаимодействию с отцами детей: стараюсь привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью  организую, специальные встречи с отцами детей, провожу конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

Внеклассные мероприятия организованные совместно с родителями помогают сблизить детей и родителей, формируют культуру общения родителей  и детей, помогают родителям увидеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

    Подводя итоги воспитательной работы с классом, можно отметить, что данная концепция воспитания детям не навредила.  Дети растут  психически уравновешенными, умеющими выражать свое мнение,  а также отстаивать его, знающими определенные законы, мораль и нормы поведения. Учащиеся  проявляют способности, верно, оценивают жизненные ситуации, умеют распознавать добро и зло, готовы придти на помощь. Учащиеся регулярно получают определенный запас знаний в области культуры, этики. Все дети в классе  целеустремленные, смелые, отважные, трудолюбивые и очень старательные. Почва в классе очень добротная и я уверена, что моя воспитательная система даст в дальнейшем высокие результаты. На данный момент в классе не замечено ни одного случая проявления жесткости, отклонения от норм правового воспитания. Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь и сопереживание. Это обаятельные, неугомонные патриоты своего края, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята. В нашем классе много знать - возможно, помогать товарищу - нормально,  жить без творчества и активности – скучно. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря.  Мне думается, только так можно добиться результатов, которые позволят мои воспитанникам уверенно войти  в мир взрослых, состояться  в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Программа и описание опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы"

Программа развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся составлена для работы с учащимися 10-11 классов. В  публикации дается описание опыта работы учителя русского языка и литерат...

Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»

. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, вел...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...