Эссе по теме духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
статья на тему

Иванова Виктория Владимировна

Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневнике, субботниках и волнующих школьных вечерах. И все же школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_dlya_konkursa.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по теме духовно-нравственное воспитание

подрастающего поколения

        Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневнике, субботниках и волнующих школьных вечерах. И все же школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Нравственными идеалами становятся не литературные герои и известные в истории соотечественники, а эстрадные артисты, певцы, известные спортсмены, герои зарубежных боевиков. На мой взгляд, традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными» - западными:

  1. библейские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма;
  2. уважение старших и результат совместного труда - развитием творческой эгоистической личности;
  3. целомудрие и самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  4. любовь и самопожертвование -  самоутверждением;
  5. интерес к отечественной культуре - интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Таким образом, в современном обществе подчеркивается приоритет интеллектуального развития над нравственным, изменяется традиционный смысл понятий «духовность» и «нравственность».

Тем не менее, государство озабочено данной проблемой. Так, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

Несомненно, в воспитании россиянина важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но, по-моему, наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Важным документом, подчеркивающим приоритет воспитания в образовании,  стала Концепция модернизации Российского образования на  период до 2010 г.. Среди важнейших задач воспитания называются – «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Для меня очень близки эти идеи, так как, дети особое сообщество – они чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

В связи с этим, перед нами, педагогами, встает ряд проблемных ситуаций, требующих не только понимания, но и конкретных практических действий по их разрешению:

  1. Человек духовный – имеющий идеалы и утверждающий их в жизни. А какие духовные идеалы у современного человека?
  2. Человек нравственный – усвоивший нормы и строящий своё поведение в соответствии с этими нормами. А какие  нравственные нормы современного человека?
  3. Объединение усилий школы и семьи в деле духовного становления личности ребёнка. Какие ценности преобладают у родителей ребёнка? Каковы идеалы семьи?

И отвечая на первый вопрос, я определила в различных источниках  в понятии духовность, такую составляющую как здоровье. Понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. С моей точки зрения, правомерно и необходимо также добавить и духовного.

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста: здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны - это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Следовательно, все перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. И в связи с этим, в душе каждого взрослого возникают вопросы, на которые осуществляется поиск ответов в течение всей педагогической практики:

Как помочь школьнику?

Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью, при этом сохранить его здоровье?

Для меня очень близки слова В.А.Сухомлинского «Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму,  питанию, труду, отдыху.  Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой  гармонии является радость творчества».

В двадцатилетнем педагогическом поиске, я всегда стремилась  создать такие условия, в которых ребенок мог бы научиться мыслить, трудиться, сформировать качества творческой личности и подготовить ее физически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни. Для себя выделяю ряд правил во взаимодействии с детьми:

  • Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.
  • Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.
  • Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.
  • Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.
  • Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, оберегай там, где это необходимо.

В нравственном воспитании учащихся для меня актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Спорт, труд, учеба – только через совместную деятельность, которая способствует не только развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, но и усвоению социально-культурного опыта.

В своей педагогической практике, я стремлюсь не только обозначать трудности, которые переживает страна в период всемирного экономического кризиса. Для меня важнее показать детям, какой большой путь был пройден людьми, и какой путь ей надо пройти при участии наших детей. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Бесспорен факт, что здоровье ребенка, его жизнедеятельность, развитие и воспитание во многом определяются средой, в которой он живет. И особая роль отводится семье. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать свое и их здоровье. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Таким образом, роль сотрудничества учителя и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей просто огромна. В семье происходит формирование привычек, в том числе и к здоровому образу жизни, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Поэтому родители должны быть полноправными союзниками во всех классных и школьных мероприятиях. Ведь у нас одна общая задача -  уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла, сформировать у них правильное отношение высоконравственной системы ценностей.

Я верю, что неравнодушие педагогов современной школы позволит посеять в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, заботу о своем и чужом здоровье. Школа станет для детей школой духовно-нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

Эссе по теме духовно-нравственного воспитания

«Воспитание – великое дело;им решается участь человека».В. Белинский...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

Программа духовно-нравственного воспитания "Новое поколение"

Данная программа была создана Деврисашвили С.В и Черновой А.П., учителями МОУ гимназии  № 12 г. Волгограда, классными руководителями 6 "А" и 6 "Б" классов. Начало реализации программы, рассчитанн...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно полу...

Выступление по теме "Опыт МБОУ "Гимназия № 4" г. Смоленска по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения"

Программа городского форума "Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников: опыт и перспективы", посвященный 74-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчик...