Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
методическая разработка (7 класс) по теме

Волуй Татьяна Юрьевна

 

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Размышляя над этой темой и работая с литературой, я пришла к выводу, что

здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в наши дни является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставит проблему поиска новых, более совершенных доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере.

Формированию ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью способствует:

-формирование позитивной внутренней мотивации ребенка к обучению, уверенность в своих силах;

-формирование положительного настроя к здоровому образу жизни.

Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств школьников. Поэтому основой данной системы является рационально организованный режим дня. Применение этого режима повышает активность и работоспособность учащихся. Это объясняется улучшением внимания, памяти, повышением интереса школьников к учебным занятиям.

 Рационально организованный режим дня включает в себя:

1. Двигательную активность учащихся.

 Увеличение ежедневной двигательной активности учащихся положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранения у них умственной работоспособностей. Для этого  используются физкультурные паузы, зрительные гимнастики.

2. Личную и санитарно- бытовую гигиену.

 Личная гигиена – это те действия, которые человек выполняет, чтобы поддерживать свое тело в чистоте, быть здоровым. Выполнение правил личной гигиены способствует сопротивляемости заболеваний, утомляемости, вялости. В рамках реализации данного направления основой является контроль за выполнением простейших санитарно-гигиенических требований, от мытья рук до проветривания помещения и переодевания в сухую и чистую одежду после уроков физической культуры.

3. Организацию рационального питания.

 Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное питание, которое содержит белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3 часов. Для реализации данного направления в МОУ должны быть созданы все условия для организации рационального питания.

4. Профилактико – оздоровительную работу.

 Когда ребенок здоров – он бодр, активен, в хорошем настроении, тем самым у него возрастает интерес к обучению. Для учителя очень важно, в каком эмоциональном состоянии находится его ученик и поэтому необходимо вести профилактико – оздоровительную работу. Это особый график витаминизации, профилактика простудных заболеваний, совместные походы, выезды на природу, ежедневные прогулки, беседы, классные часы и др.

Для эффективности реализации данных мероприятий в школе необходимо обеспечить создание комплекса психолого-педагогических условий,  главными из которых выступают:

- повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников здоровью и формирование у них ценностного и ответственного отношения к нему;

-  вовлечение учащихся в процесс здоровьесберегающей среды;

-психологическое сопровождение междисциплинарной образовательной программы «Обучение здоровью».

Практическая значимость реализации данных мероприятий заключается в разработке научно-методического инструментария, обеспечивающего организацию целенаправленной деятельности педагогического коллектива по обучению школьников здоровью и развитие компетентности учителя в вопросах формирования у них в образовательном процессе ценностного и ответственного отношения к здоровью.

Вывод:

Сам процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.

. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога – классного рководителя, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.


Список литературы

I. Основная литература

Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. -  Казань, 2000.

Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. -  Сергиев Посад, 2004.

Белов  В.И. Психология здоровья. – М.: КПС;  Спб.: Респекс, 2000.

Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., «ВАКО», 2004.

Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. -  М.: ТЦ Сфера, 2005.

Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесеберегающей деятельностной технологии усвоения. – М., 2003. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.

Школа и психическое здоровье учащихся. //Под ред. С.М.Громбаха. -  М., 2002.

Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. /Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст.  ст. Д.А. Леонтьева.  – М. Прогресс 2000.

II. Дополнительная литература

1.        Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников. Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. – Сургут, 2002.

2.        Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. -  М.: Физкультура и спорт, 2003.

3.        Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. – М. – Воронеж, 2005.

4.         Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок щкольников. – М.: Просвещение, 2001.

5.        Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.

6.        Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005..

7.        Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного лечебного заведения. //Завуч. –2001. № 3.

8.        Ксензова Г. Ю Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.

9.        Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. -  М., 2004.

10.        Наумова Н.Ю. О некоторых способах устранения перегрузок обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. //Сборник статей. Отв. Ред. Олиференко Л.Я. -  М.: ИПК и ПРНО МО.-2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ»

     Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни.

Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих...

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни...

Проект "Воспитания ценностного отношению к здоровью".

Социально-экономическая нестабильность, обнищание большей части населения ослабили интерес родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное – к здоровью и воспитанию подрастающего пок...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...