Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
методическая разработка (7 класс) по теме
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_problemy_vospitaniya_cennostnogo_otnosheniya_u_uchashchihsya_k_zdorovyu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
Размышляя над этой темой и работая с литературой, я пришла к выводу, что
здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в наши дни является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставит проблему поиска новых, более совершенных доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере.
Формированию ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью способствует:
-формирование позитивной внутренней мотивации ребенка к обучению, уверенность в своих силах;
-формирование положительного настроя к здоровому образу жизни.
Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств школьников. Поэтому основой данной системы является рационально организованный режим дня. Применение этого режима повышает активность и работоспособность учащихся. Это объясняется улучшением внимания, памяти, повышением интереса школьников к учебным занятиям.
Рационально организованный режим дня включает в себя:
1. Двигательную активность учащихся.
Увеличение ежедневной двигательной активности учащихся положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранения у них умственной работоспособностей. Для этого используются физкультурные паузы, зрительные гимнастики.
2. Личную и санитарно- бытовую гигиену.
Личная гигиена – это те действия, которые человек выполняет, чтобы поддерживать свое тело в чистоте, быть здоровым. Выполнение правил личной гигиены способствует сопротивляемости заболеваний, утомляемости, вялости. В рамках реализации данного направления основой является контроль за выполнением простейших санитарно-гигиенических требований, от мытья рук до проветривания помещения и переодевания в сухую и чистую одежду после уроков физической культуры.
3. Организацию рационального питания.
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное питание, которое содержит белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3 часов. Для реализации данного направления в МОУ должны быть созданы все условия для организации рационального питания.
4. Профилактико – оздоровительную работу.
Когда ребенок здоров – он бодр, активен, в хорошем настроении, тем самым у него возрастает интерес к обучению. Для учителя очень важно, в каком эмоциональном состоянии находится его ученик и поэтому необходимо вести профилактико – оздоровительную работу. Это особый график витаминизации, профилактика простудных заболеваний, совместные походы, выезды на природу, ежедневные прогулки, беседы, классные часы и др.
Для эффективности реализации данных мероприятий в школе необходимо обеспечить создание комплекса психолого-педагогических условий, главными из которых выступают:
- повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников здоровью и формирование у них ценностного и ответственного отношения к нему;
- вовлечение учащихся в процесс здоровьесберегающей среды;
-психологическое сопровождение междисциплинарной образовательной программы «Обучение здоровью».
Практическая значимость реализации данных мероприятий заключается в разработке научно-методического инструментария, обеспечивающего организацию целенаправленной деятельности педагогического коллектива по обучению школьников здоровью и развитие компетентности учителя в вопросах формирования у них в образовательном процессе ценностного и ответственного отношения к здоровью.
Вывод:
Сам процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.
. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога – классного рководителя, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.
Список литературы
I. Основная литература
Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. - Казань, 2000.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. - Сергиев Посад, 2004.
Белов В.И. Психология здоровья. – М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., «ВАКО», 2004.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесеберегающей деятельностной технологии усвоения. – М., 2003. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.
Школа и психическое здоровье учащихся. //Под ред. С.М.Громбаха. - М., 2002.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. /Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М. Прогресс 2000.
II. Дополнительная литература
1. Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников. Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. – Сургут, 2002.
2. Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
3. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. – М. – Воронеж, 2005.
4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок щкольников. – М.: Просвещение, 2001.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.
6. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005..
7. Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного лечебного заведения. //Завуч. –2001. № 3.
8. Ксензова Г. Ю Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
9. Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. - М., 2004.
10. Наумова Н.Ю. О некоторых способах устранения перегрузок обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. //Сборник статей. Отв. Ред. Олиференко Л.Я. - М.: ИПК и ПРНО МО.-2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы воспитания целостного отношения учащихся к здоровью (физическому, психическому, духовно-нравственному) и здоровому образу жизни
Мысли классного руководителя о здоровом образе жизни....
«Проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ»
Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз...
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни.
Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих...
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью...
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни...
Проект "Воспитания ценностного отношению к здоровью".
Социально-экономическая нестабильность, обнищание большей части населения ослабили интерес родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное – к здоровью и воспитанию подрастающего пок...
«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов
Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...