Проектная работа как составляющая часть деятельности классного руководителя
методическая разработка по теме
Проектная и исследовательская работа в настоящее время являются полноправными участниками образовательного пространства.
Различные учебные дисциплины уже испытали на себе силу интереса юных исследователей. Проводятся научные конференции, конкурсы, круглые столы с участием детей разного возраста: от начальной школы до обучающихся выпускных классов. Проекты и исследования детей имеют широкую тематику, практическую значимость, в них делаются глубокие и обоснованные выводы.
Педагоги также ведут исследования: разрабатывают свои методики, способствующие лучшему освоению предмета, делающие уроки интереснее и эффективнее, активизирующие познавательную деятельность. Это один из аспектов участия педагога в проектной деятельности. Другой аспект – научное руководство работой детей, которое также требует от педагога как знания самого предмета и методов исследования, так и требований к написанию исследовательских или к созданию творческих или практико-ориентированных проектов.
Я же предлагаю Вашему вниманию третий вариант проектно – исследовательской деятельности, где главными действующими лицами являются классный руководитель и его класс. Помощь и участие родителей в таких проектах приветствуется. Такие проекты и исследования можно отнести к полю воспитательной работы, хотя на самом деле их роль гораздо шире, чем воспитание или обучение. Они способствуют социальной адаптации детей, содействуют профессиональному и личностному самоопределению, воспитывают уважение к семейным ценностям и Родине, формируют эффективные и безопасные жизненные стратегии, помогают преодолеть подростковый кризис и найти взаимопонимание с родителями.
Кроме того, совместная деятельность сплачивает класс, позволяет показать себя детям, не слишком успешным в учебной деятельности, формируют доверительные и адекватные отношения с классным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_v_deyatelsnosti_klassnogo_rukovoditelya.rar | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Лекция № 1.
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сказать,
Прочее все отложить и сказать в подходящее время.
Квинт Горация Флакк, «Наука поэзии»
§ 1. Требования к выбору и формулировке темы
Выбор темы – залог успеха. Тема представляет угол зрения, ракурс, в котором изучается объект. На сегодняшний день сложился ряд требований к выбору темы исследования:
- Тема должна быть интересна «сейчас и завтра». Не берите «вчерашних» тем для исследования.
- Тема должна быть реализуемая в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточное количество достоверных источников информации, а также иметь необходимую базу, условия и оборудование для проведения исследования.
- Тема должна узка и конкретна. Объемная тема может оказаться непосильной для ее полного раскрытия в рамках учебного исследования. Неверная тема «Творчество А.С. Пушкина» - в рамках одного исследования раскрыть эту тему просто невозможно! Верная формулировка «Тема красоты русской природы в творчестве А.С. Пушкина».
- Формулировка темы может содержать некий спорный момент, хотя слово «проблема» в название темы может не включаться. Например: «Конфликт Отцов и Детей: Следствие Незнания или Закон Жизни».
- Тема должна быть интересна юному исследователю, научному руководителю, научным консультантам, в этом случае возрастает результативность проведенного исследования, и возникают настоящие отношения сотрудничества между педагогами и обучающимся.
- Хорошо, если тема исследования подразумевает использование в процессе исследования знаний по учебным предметам, которые уже имеются у юного исследователя.
- Важно правильно сформулировать тему. Ведь тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы может корректироваться в процессе работы. Не забывайте, что итогом всей работы служит защита работы на конференциях разного уровня, и оценивать работу будут разные люди, возможно не знающие Вас и Вашего юного исследователя. По-этому, при формулировке темы исследования не грех опираться на психологию восприятия, психологию рекламы, использовать цитаты и т.п.
Условно все темы можно поделить на:
- Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- Экспериментальные – темы, предполагающие собственных наблюдений и опытно-экспериментальной работы;
- Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках: книгах, фильмах, Интернете и др.
Для выбора темы можно применить следующие приемы:
- «Аналитический обзор достижений» науки в рамках интереса педагога и обучающегося.
- «Руководство принципом повторения». Обращение к теме, изучавшейся ранее (в том числе и другими авторами) для ее более глубокого изучения, или изучения другого предмета исследования, т.е. в другом ракурсе.
- «Поиск». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, статьями в научно-популярных журналах, публикациями в Интернете и определение темы на основе тем, привлекших внимание.
- «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвигавшихся гипотез, которые заинтересовали, требуют подтверждения или опровержения, являются некорректно или неубедительно доказанными.
§ 2. Структура научного исследования
Введение
Глава 1. Теоретическая
- Категориально – понятийный аппарат – основные категории и понятия предмета исследования
- Условия и факторы, влияющие предмет исследования, т.е. объект исследования
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть
- Методики, применяемые в ходе исследования*
- Ход работы
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиография
Приложения
Во Введении определяются:
- актуальность исследования;
- практическая значимость исследования;
- проблема исследования;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи исследования;
формулируется рабочая гипотеза;
перечисляются методы познания, используемые в исследовании;
определяется база исследования* и структура работы.
Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.
Тему исследование можно считать актуальным если:
- ее изучение отвечает насущной потребности практики;
- полученные результаты заполнять некоторый пробел в науке.
Обосновывать актуальность темы можно также с точки зрения социальной и личной.
Кроме актуальности следует определить практическую значимость исследования. Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
- решения на их основе той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследований;
- использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.
Проблема (вообще) – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Проблема исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные противоречия, с другой стороны – указывает на противоречие между потребностью в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации.
Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области знания, разработки теоретических и практических средств, направленных на выявление причин, вызывающих противоречие, на их разрешение.
Этапы постановки проблемы:
- обнаружение дефицита знаний, информации и противоречивости научных представлений;
- осознание потребности в устранении этого дефицита;
- описание проблемной ситуации на естественном языке;
- формулирование проблемы в научных терминах.
При формулировке проблемы следует стремиться к тому, чтобы в ней получили отражение сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. «Не смотря на большое количество научных исследований, результаты которых оформлены в разного рода специальные и популярные издания, используются при проведении психологических консультаций с целью снижения остроты конфликта поколений, избегания негативных последствий, налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, конфликт отцов и детей охватывает до 90% подростков в возрасте от 13 до 16 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»
Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе....
Деятельность классного руководителя по организации учебной работы классного коллектива
Классный руководитель - это не просто организатор, это дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя - это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании ...
Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.
В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, форм...
Рабочая программа "Проектная деятельность классного руководителя по экологии" в 8 В классе
Рабочая программа , КТП...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....