Проектная работа как составляющая часть деятельности классного руководителя
методическая разработка по теме

Шилина Анна Евгеньевна

 

Проектная и исследовательская работа в настоящее время являются полноправными участниками образовательного пространства.

Различные учебные дисциплины уже испытали на себе силу интереса юных исследователей. Проводятся научные конференции, конкурсы,  круглые столы с участием детей разного возраста: от начальной школы до обучающихся выпускных классов. Проекты и исследования детей имеют широкую тематику, практическую значимость, в них делаются глубокие и обоснованные выводы.

Педагоги также ведут исследования: разрабатывают свои методики,  способствующие лучшему освоению предмета, делающие уроки интереснее и эффективнее, активизирующие познавательную деятельность. Это один из аспектов участия педагога в проектной деятельности. Другой аспект – научное руководство работой детей, которое также требует от педагога как знания самого предмета и методов исследования, так и требований к написанию исследовательских или к созданию творческих или практико-ориентированных проектов.

Я же предлагаю Вашему вниманию третий вариант проектно – исследовательской деятельности, где главными действующими лицами являются классный руководитель и его класс. Помощь и участие родителей в таких проектах приветствуется. Такие проекты и исследования можно отнести к полю воспитательной работы, хотя на самом деле их роль гораздо шире, чем воспитание или обучение. Они способствуют социальной  адаптации детей, содействуют профессиональному и личностному самоопределению,  воспитывают уважение к семейным ценностям и Родине, формируют  эффективные и безопасные жизненные стратегии, помогают преодолеть подростковый кризис и найти взаимопонимание с родителями.

Кроме того, совместная деятельность сплачивает класс, позволяет показать себя детям, не слишком успешным в учебной деятельности, формируют доверительные и адекватные отношения с классным руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция № 1.

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сказать,

Прочее все отложить и сказать в подходящее время.

Квинт Горация Флакк, «Наука поэзии»

§ 1. Требования к выбору и формулировке темы

Выбор темы – залог успеха. Тема представляет угол зрения, ракурс, в котором изучается объект. На сегодняшний день сложился ряд требований к выбору темы исследования:

  1. Тема должна быть интересна «сейчас и завтра». Не берите «вчерашних» тем для исследования.
  2. Тема должна быть реализуемая в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточное количество достоверных источников информации, а также иметь необходимую базу, условия и оборудование для проведения исследования.
  3. Тема должна узка и конкретна. Объемная тема может оказаться непосильной для ее полного раскрытия в рамках учебного исследования. Неверная тема «Творчество А.С. Пушкина» - в рамках одного исследования раскрыть эту тему просто невозможно! Верная формулировка «Тема красоты русской  природы в творчестве А.С. Пушкина».
  4. Формулировка темы может содержать некий спорный момент, хотя слово «проблема» в название темы может не включаться. Например: «Конфликт Отцов и Детей: Следствие Незнания или Закон Жизни».
  5. Тема должна быть интересна юному исследователю, научному руководителю, научным консультантам, в этом случае возрастает результативность проведенного исследования, и возникают настоящие отношения сотрудничества между педагогами и обучающимся.
  6. Хорошо, если тема исследования подразумевает использование в процессе исследования знаний по учебным предметам, которые уже имеются у юного исследователя.
  7. Важно правильно сформулировать тему. Ведь тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы может корректироваться в процессе работы. Не забывайте, что итогом всей работы служит защита работы на конференциях разного уровня, и оценивать работу будут разные люди, возможно не знающие Вас и Вашего юного исследователя. По-этому, при формулировке темы исследования не грех опираться на психологию восприятия, психологию рекламы, использовать цитаты и т.п.

Условно все темы можно поделить на:

  1. Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  2. Экспериментальные – темы, предполагающие собственных наблюдений и опытно-экспериментальной работы;
  3. Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках: книгах, фильмах, Интернете и др.

Для выбора темы можно применить следующие приемы:

  1. «Аналитический обзор достижений» науки в рамках интереса педагога и обучающегося.
  2. «Руководство принципом повторения». Обращение к теме, изучавшейся ранее (в том числе и другими авторами) для ее более глубокого изучения, или изучения другого предмета исследования, т.е. в другом ракурсе.
  3. «Поиск». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, статьями в научно-популярных журналах, публикациями в Интернете и определение темы на основе тем, привлекших внимание.
  4. «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвигавшихся гипотез, которые заинтересовали, требуют подтверждения или опровержения, являются некорректно или неубедительно доказанными.

§ 2. Структура научного исследования

Введение

Глава 1. Теоретическая

  1. Категориально – понятийный аппарат – основные категории и понятия предмета исследования
  2. Условия и факторы, влияющие предмет исследования, т.е. объект исследования

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть

  1. Методики, применяемые в ходе исследования*
  2. Ход  работы
  3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Библиография

Приложения

Во Введении определяются:

  1. актуальность исследования;
  2. практическая значимость исследования;
  3. проблема исследования;
  4. объект и предмет исследования;
  5. цель и задачи исследования;

формулируется рабочая гипотеза;

перечисляются методы познания, используемые в исследовании;

определяется база исследования* и структура работы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.  

Тему исследование можно считать актуальным если:

  1. ее изучение отвечает насущной потребности практики;
  2. полученные результаты заполнять некоторый пробел в науке.

Обосновывать актуальность темы можно также с точки зрения социальной  и личной.

Кроме актуальности следует определить практическую значимость исследования. Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

  1. решения на их основе той или иной практической задачи;
  2. проведения дальнейших научных исследований;
  3. использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.

Проблема (вообще) – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Проблема исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные противоречия, с другой стороны – указывает на противоречие между потребностью в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации.

Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области знания, разработки теоретических и практических средств, направленных на выявление причин, вызывающих противоречие, на их разрешение.

Этапы постановки проблемы:

  1. обнаружение дефицита знаний, информации и противоречивости научных представлений;
  2. осознание потребности в устранении этого дефицита;
  3. описание проблемной ситуации на естественном языке;
  4. формулирование проблемы в научных терминах.

При формулировке проблемы следует стремиться к тому, чтобы в ней получили отражение сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. «Не смотря на большое количество научных исследований, результаты которых оформлены в разного рода специальные и популярные издания, используются при проведении психологических консультаций с целью снижения остроты конфликта поколений, избегания негативных последствий, налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, конфликт отцов и детей охватывает до 90% подростков в возрасте от 13 до 16 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»

Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе....

Деятельность классного руководителя по организации учебной работы классного коллектива

Классный руководитель - это не просто организатор, это дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя - это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании ...

Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.

В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, форм...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....