«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»
материал по теме
Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_diagnostika_klassnogo_rukovoditelya.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
Тема: «Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»
Выполнила:
Черенкова О.В.
Красноярск 2012
Оглавление
Глава 1. Сущность, виды, организационные основы диагностики
1.3. Организация диагностики, оформление и использование результатов
Глава 2. Диагностика в педагогической деятельности классного
2.1. Педагогические задачи классного руководителя
2.2. Роль диагностики в работе классного руководителя
2.3.Диагностика индивидуальных особенностей учащихся класса
2.4. Изучение классным руководителем особенностей классного
Введение
«...Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» - И. Гете
Актуальность темы. Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.
. Классный руководитель сегодня – это своеобразный эколог детства, который понимает, что школа не только и не столько должна быть местом, где учащихся «топят» в мире знаний, где передаются умения и навыки, идеалы, подавляющие желание ребенка быть самим собой и равным миру. Стратегия классного руководителя заключается в том, чтобы воспитывать учащихся своеобразно их полу, возрасту, формировать у них ответственность за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения.
Вне всякого сомнения, одно из важнейших направлений деятельности современного классного руководителя - изучение личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Эти задачи, занимающие первостепенное место в работе учителей, решаются с помощью педагогической диагностики, изучению методов которой посвящена данная работа.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.
Исходя из этого, тему курсовой работы «Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя» считаем актуальной.
Объект исследования: деятельность классного руководителя.
Предмет исследования: диагностические методики, применяемые классными руководителями в педагогическом процессе.
Цель: выявить современные диагностические методики, позволяющие классному руководителю изучить особенности учащихся и классного коллектива для успешного решения педагогических задач.
Гипотеза: деятельность классного руководителя будет более эффективной и плодотворной, если организовать ее на основе результатов изучения особенностей учащихся и классного коллектива.
Задачи:
1. Выявить понятие о диагностике.
2. Описать виды диагностики.
3. Проанализировать, диагностические методики.
4. Определить педагогические задачи классного руководителя.
5. Выявить роль диагностики в работе классного руководителя.
6. Рассмотреть виды диагностик индивидуальных способностей учащихся.
7. Выявить, с помощью каких методов диагностики классный руководитель изучает особенности классного коллектива.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез работ по индивидуальной и групповой диагностике классного коллектива.
Методологическую основу исследования составляют диагностические методики, которые могут быть использованы в работе классного руководителя.
Теоретическая и практическая значимость работы: данную работу можно использовать классным руководителям школы как методическое пособие в работе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Сущность, виды, организационные основы диагностики
1.1.Понятие о диагностике
Если обратиться к этимологии этого слова, диагностика от греч. diagnostikos [1]– способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности[2]. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Как показывает практика, диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.
Она должна ориентироваться на следующие цели:
- внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
- определение результатов обучения;
- планирование последующих этапов учебного процесса;
- мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
- оптимизация процесса обучения.
Соответственно задачами диагностики являются:
- выявление относительного уровня развития учащихся;
- анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
- выявление потенциальных возможностей развития.
В педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата.
Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики:
- Изучение
а) сбор данных;
б) сравнение;
в) интерпретация;
г) анализ.
- Прогнозирование.
- Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности.
Таким образом, классный руководитель может осуществлять педагогическую диагностику учащихся класса, с целью получения данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. В своей деятельности классный руководитель может использовать различные виды диагностики.
1.2. Виды диагностики
Начиная работу с диагностическими методиками, классный руководитель должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим существуют три типа диагностики в работе классного руководителя[3]:
- Начальная;
- Корректирующая (текущая);
- Обобщающая (итоговая)
Рассмотрим более подробно все три типа диагностики.
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или году, классному руководителю необходимо изучить уровень воспитанности ученика. Выделяют три основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
3) В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:
1. Результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
2. Результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
3. Результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат: уровень знаний учеников; степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующее:
- особенности возраста учащихся класса;
- степень сформированности детского коллектива;
- особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
- степень доверия друг к другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам класса.
Правило четвертое. Не навреди! Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться. Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкеты, сочинения, графические и рисуночные темы и др.
Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:
● Изучение личностных качеств учащихся.
● Изучение общих и специальных особенностей класса.
● Изучение уровня взаимоотношений в коллективе.
● Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.
● Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.
Начиная работу с детским коллективом и продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса.
Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.
В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.
Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:
- демографические данные об ученике и его семье;
- данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
- познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
- направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);
- поведение, поступки учащихся;
- изучение класса в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному руководителю простых, нетрудоемких, интересных для учеников и одновременно надежных.
Существуют различные диагностические методы, такие, как:
Метод опроса. Он широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. В качестве примера предлагаем некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников: 1) Что тебе нравится в школе, что не нравится? 2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам (а) хочу учиться) 3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)? 4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.
Метод беседы - более гибкий способ изучения учащихся, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер вместо того, чтобы спросить: Любишь ли ты смотреть телевизор?) Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы в краткой форме лучше записать.
Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение. 1. Есть ли у тебя трудности в общении? а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа 2. Если есть, то в чем они заключаются? а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м? 3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту? а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю? После обработки результатов следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.
Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме. Например, «Как поступить?» Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность» 1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д. 2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов. Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп: 1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам) 2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении) 3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу) 4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
Метод незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. В качестве примера приведем незаконченные предложения из теста (Ж.Нюттен – А.Б.Орлов) для учеников 5 классов, цель которого выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс. Можно использовать этот материал для выпуска стенгазеты на тему «Зачем нам учиться?». 1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто… 2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто… 3. Больше всего я люблю, когда учитель… 4. Больше всего я не люблю, когда учитель… 5. Больше всего мне нравится школа за то, что… 6. Я не люблю школу за то, что … 7. Мне радостно, когда в школе… 8. Я боюсь, когда в школе… 9. Я не хотел бы, чтобы в школе… 10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе… 11. Если я невнимателен на уроке, я … 12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я… 13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я … 14. Я всегда могу проверить, правильно ли я… 15. Я никогда не могу определить, правильно ли я… 16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я … 17. Мне всегда интересно, когда на уроке… 18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках… 19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе.
Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода можно решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
Итак, современный классный руководитель может иметь в своей педагогической копилке целую коллекцию различных диагностических методов. Важно уметь ими пользоваться, правильно организовать и оформить результаты своих диагностических исследований.
1.3. Организация диагностики, оформление и использование результатов
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса или диагностическая карта класса. [11-28]
Такую карту можно заполнить к концу года в качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике; по вертикали - состояние класса по одному показателю. Последняя колонка предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач. В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.
К демографическим данным относится: фамилия, имя, отчество; дата рождения; данные о родителях.
К медицинским данным отнесем: сведения о заболевании детей; степень физического развития, о нем сообщают родители и врач;
Психологические сведения: - способности - доминирующие черты характера - увлечения - специальные умения – интересы
Педагогические данные: - успеваемость - поведение - отношение к учению, труду - положение в классе - отношения с товарищами - социальная активность - внешкольные занятия - профессиональные умения
Для получения данных используется комплекс методов:
1. Разовый письменный опрос
2. Беседы
3. Анализ документов и работ учеников
4. Наблюдение
5. Социометрические и проективные (тесты) методики
6. Анкеты.
Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям. Итак, последовательно опишем порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.
№ 1. - ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
№ 2 - возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.
№ 3 – возраст и образование матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми
№ 4 - тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.
№ 5 - состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации, направленной на сохранение здоровья, проведение лечения.
№ 6 - успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.
№ 7 - черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы формирования положительной самооценки.
№ 8 – информация об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
№ 9 - одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей
№ 10 - отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно: - познавательная активность, - интерес - чувство долга … нужно для развития интереса к учебе, способностей.
№ 11 - общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.
№ 12 - положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.
№ 13 - постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников
№ 14 - профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной групповой и индивидуальной работы,
№ 15 - сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы
Графы можно добавлять самим.
Помимо диагностических процедур, классный руководитель в своей деятельности должен опираться на помощь родителей. Родительским собраниям принадлежит особая роль в установлении контактов между семьей и школой. Каждое родительское собрание – это своеобразный публичный экзамен для классного руководителя. От того, как оно пройдет, зависит успех всей дальнейшей работы с родителями. В работе с родителями, классный руководитель не должен пренебрегать различными опросами, проведением анкетирования и другими возможностями диагностики.
Мы считаем, что достаточно информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение.
Вот как она выглядит:
Мои школьные воспоминания - это...
- В классе я всегда чувствовал себя ...
- Мой классный руководитель относился ко мне ...
- Мои школьные результаты были ...
- Мне нравилось, когда учитель ...
- Мне не нравилось, когда учитель ...
- Я обижался, если ...
- Я радовался, если ...
- Самое яркое событие школьной жизни - это...
- Из школьной жизни мне больно вспоминать о ...
- Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе ...
- Я не хочу, чтобы мой ребенок в свои школьные годы пережил...
Если родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминают негативные моменты из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они будут искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцировать его. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, которые обусловлены их собственным опытом школьной жизни.
Полученные результаты помогут классному руководителю снять напряженность родительских ожиданий (я знал, что так и будет и т.д.), уйти от стереотипов, предупредить возможность конфликтных ситуаций уже в самом начале работы с классным коллективом.
Подобная предварительная диагностика поможет с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом, а также определить семьи, которым будет трудно переживать период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка.
Родителям можно также предложить тест-опросник:
Опросник состоит из 5 шкал.
- «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель (РО) уважает индивидуальность ребенка (РЕ), симпатизирует ему. РО стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: РО воспринимает своего РЕ плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что РЕ не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет РЕ и не уважает его
- «Кооперация»- социально- желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: РО заинтересован в делах и планах РЕ, старается во всем помочь РЕ, сочувствует ему. РО высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности РЕ, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность РЕ, старается быть с ним на равных. РО доверяет РЕ, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
- «Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с РЕ. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что РО стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: РО ощущает себя с РЕ единым целым, стремится удовлетворить все потребности РЕ, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. РО постоянно ощущает тревогу за РЕ, РЕ кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога РО повышается, когда РЕ начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по воле РО не предоставляет РЕ самостоятельности никогда.
- «Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением РЕ. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. РО требует от РЕ безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать РЕ во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия РЕ сурово наказывают. РО пристально следит за социальными достижениями РЕ и требует социального успеха. При этом РО хорошо знает РЕ, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
- «Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия РЕ родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать РЕ, приписать ему личную и социальную несостоятельность. РО видит РЕ младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства РЕ кажутся РО детскими, несерьёзными. РЕ представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. РО не доверяет своему РЕ, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим РО старается оградить РЕ от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
На вопросы отвечать «да» или «нет».
Вопросы для родителей:
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
- мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети потом благодарят.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
«Принятие-отвержение»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60
Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,33,34,35,36
«Симбиоз»:1,5,7,28,32,41,58
«Авторитарная гиперсоциализация»:2,19,30,48,50,57,59
«Маленький неудачник»:9,11,13,17,22,28,54,61
Для подсчета тестовых баллов существует следующий порядок:
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1 шкала-отвержение,
2 шкала-социальная желательность,
3 шкала-симбиоз,
4 шкала-гиперсоциализация,
5 шкала-инфантилизация.
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
1 шкала.
Тестовый балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Процентный ранг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,63 | 3,79 | 12,02 | 31,01 | 53,79 | 68,35 | 77,21 | 84,17 | 88,6 | 90,5 | 92,4 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
93,67 | 94,3 | 95,5 | 97,46 | 98,1 | 98,73 | 99,36 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2 шкала.
Тестовый балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Процентный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80.33 |
3 шкала.
Тестовый балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентный ранг | 4,41 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 95,65 |
4 шкала
Тестовый балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Процентный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,3 | 83,79 | 95,74 |
5 шкала
Тестовый балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Процентный балл | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,81 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 99, 83 | 100 |
По мнению самих классных руководителей, анкетирование можно успешно использовать для знакомства с новым классным коллективом, родителями. Не всегда родители могут сказать вслух то, что с успехом доверят бумаге. Но частые анкеты пугают и раздражают родителей, поэтому использовать их нужно только по мере острой необходимости.[4]
Таким образом, педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием её для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой».
Глава 2. Диагностика в педагогической деятельности классного
руководителя
2.1. Педагогические задачи классного руководителя
Итогом этапа диагностики в работе классного руководителя является оценка состояния воспитанности учеников, и в случае, если выявляются проблемы, которые не могут не тревожить классного руководителя, он должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы (в педагогике это называется собственно педагогическая задача).[7.1-92]
Например, формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта инструментально, диагностично, описывая поведение ученика. В данном случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т.д. [11. 68]
Диагностическая карта класса помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:
- Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
- Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.
- Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики, ведомственные документы, методические рекомендации.
В соответствии со своими должностными обязанностями, классный руководитель выполняет несколько функций: аналитико-прогнастическую; организационно-координирующую; коммуникативную; контрольную.[ 15. 22]
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя: изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии, анализ и оценка семейного воспитания учащихся, анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Эта функция сопровождает выполнение всех других функций классного руководителя.
Организационно-координирующая функция предполагает: установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся; организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня; организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается: в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе; в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны; в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми; в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают: контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Подводя итог под вышесказанным, хочется подчеркнуть, что функции классного руководителя гораздо объемнее и ответственнее, нежели у учителя-предметника. Поэтому классный руководитель должен сотрудничать в тесном контакте со школьным психологом, постоянно совершенствоваться, изучать методическую литературу по вопросам диагностики классного коллектива в том числе.
2.2. Роль диагностики в работе классного руководителя
К сожалению, одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно. В-третьих, получив результаты диагностики, классный руководитель сможет построить свою воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся и особенностей классного коллектива.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
С этой целью была разработана программа “Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”[5]. Первая часть программы посвящена изучению личности учащегося.
2.3.Диагностика индивидуальных особенностей учащихся класса
Потребность индивидуального подхода к ребёнку в современной системе образования очевидна. Ценность индивидуализации постоянно растёт. В наше время педагогика ориентирована на то, чтобы в каждом видеть личность. Согласно этому, ребёнок имеет право на понимание, на положительную оценку как большого, так и малого успеха в учебных делах, в любом другом достойном виде деятельности. Всё более популярными становятся индивидуально-ориентированные планы работы. Разрабатывается множество методик, согласно которым осуществляется личностно-ориентированный принцип обучения, в том числе и различные диагностики, направленные на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.
Обратимся к схеме исследования развития личности учащегося, разработанную Савицкой Е.Ю.
С помощью этой схемы исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.
Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений. Обратимся к схеме изучения классного коллектива, которую предлагает Савицкая Е.Ю.:
Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.
Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.
Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:
- исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
- результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
- изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;
- определяются перспективы развития ученика и коллектива;
- исследования носят комплексный системный характер;
- диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.
1.Здоровье и физическое развитие.
Диагностика здоровья и физического развития учеников проводится совместно со школьным врачом и учителем физкультуры. Состояние здоровья отслеживается с помощью мониторинга заболеваемости. Учитываются все пропуски уроков по болезни, виды заболеваний, вычерчиваются графики заболеваемости по четвертям. Материал анализируется, разрабатываются меры профилактики. Дети с недостатками физического развития и хроническими заболеваниями посещают группы лечебной физкультуры. Все изменения в их состоянии и здоровье фиксируются, доводятся до сведения родителей и учитываются в работе классного руководителя.
2.Особенности развития личности.
Темперамент.
В пятом классе АСОШ №2 был определен преобладающий тип темперамента у детей. Для более полной картины типы темперамента определяли сами дети, родители и классный руководитель. С учетом всех составляющих, результаты были следующими:
- холериков – 5;
- сангвиников – 16;
- флегматиков – 3;
- меланхоликов – 2.
Таким образом, в классе преобладающим типом темперамента оказался сангвиник. Преобладание сангвиников в классе создает соответствующий эмоциональный фон. Это положительный настрой, увлеченность интересными делами, высокая работоспособность. Однако есть и отрицательные моменты. Многие дети в классе имеют ярко выраженные способности лидера-организатора и между ними устанавливаются отношения соперничества. Не все трудолюбивы. Некоторые ученики не могут сосредоточено трудиться над домашними заданиями, предпочитая списывать. У других чувство юмора перерастает в зубоскальство. В таком коллективе трудно неуверенным в себе меланхоликам, поэтому с ними ведется работа по формированию положительной “Я – концепции”.
Определение типа темперамента ребенком, родителями и классным руководителем не всегда совпадали. Так Ира Р. оценивала себя как сангвиника, мама оценила ее также, а классный руководитель как меланхолика. Причиной такого несовпадения было неискреннее поведение девочки в школе (плач из-за оценок, демонстрация слабости, неуверенности). Дома и с друзьями Ира вела себя совершенно по-другому. К тому же в человеке, а особенно в ребенке редко проявляется “чистый” тип темперамента. Это было учтено в дальнейшей работе. В 7 классе уже проводилось исследование темпераментной структуры. Был подсчитан вес каждого из присущих ученику типов темперамента, и соответствующие символы записывали в порядке убывания количества баллов. Получалась так называемая приоритетная формула, например МХСФ. Ее владельца можно только условно назвать меланхоликом, так как черты других типов тоже присутствуют, хотя и выражены слабее. Даже если у двух ребят формулы одинаковые, характеры могут быть разными. Например, у Дениса Р. и Кирилла Б. Формула СХФМ, но у Дениса С – 18 баллов, а у Кирилла – 10. Кирилл более вспыльчив, эмоционален и т.д. Темперамент человека может меняться, поэтому его исследование будет проведено в девятом классе еще раз и проанализированы произошедшие изменения.
С учетом формулы темперамента можно оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания.
Характер и самооценка.
Диагностика проводилась на базе статьи Т.Аржакаевой “Самооценка наших детей”. Автор статьи ставила целью увеличение психологической компетентности родителей. Применение метода дает возможность сделать более объективной не только оценку ребенка родителями, но и самооценку школьника, а так же оценку характера ученика классным руководителем. Сведения о самооценке ребенка, зеркальной самооценке ( “Я - глазами мамы”), оценки классного руководителя наглядно вырисовываются в виде профилей разного цвета.
В результате можно получить ценную информацию о том, насколько адекватно ребенок себя оценивает, о знании родителями своего ребенка, а классным руководителем - своего ученика. При сравнении профилей видно, что ожидает ребенок от родителей и учителя. Это повод к размышлению: получает ли школьник необходимую психологическую поддержку, признание? Оптимальны ли требования, предъявляемые к нему?
Конечно, с каждым ребенком и родителями нужно работать индивидуально, но выявляются и некоторые общие тенденции. Очень часто оценка мамой ребенка и зеркальная самооценка не совпадают. Мамы переоценивают своего ребенка, относятся к нему необъективно. Наиболее реальными чертами характера являются те, где больше всего совпадений на профилях.
Таким образом, работа с результатами диагностики позволяет классному руководителю спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором или педагогом дополнительного образовании. Для других – построение взаимодействия с родителями.
2.4. Изучение классным руководителем особенностей классного
коллектива
Современный ученик развивается, воспитывается совместно с другими школьниками, классный коллектив является активным субъектом образовательного процесса каждого ребенка. Поэтому важным направлением работы классного руководителя является формирование здорового классно коллектива.
Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные. Группа пятиклассников из разных классов начальной школы должна, в своем развитии, дорасти до коллектива.
Изучение этого процесса проводится по направлениям: уровень сформированности коллектива, уровень сплоченности, степень эмоционального единства в классе, межличностные отношения. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. После обработки данных возникает множество вопросов. Почему один ребенок пользуется симпатиями большинства, а другой одинок? Как помочь пренебрегаемым и изолированным детям? Чаще всего последними становятся застенчивые, неуверенные в себе ребята. Дополнительную информацию можно получить, изучая тип личности в общении. Рассматривая стратегии поведения личности в общении, психологи выделяют четыре типа: положительное доминирование, отрицательное доминирование, положительное подчинение, отрицательное подчинение. На всех ребят в классе заполняется анкета, в которой напротив каждой фамилии выставляются балы по шкале: 4 – всегда, 3 – часто, 2-иногда, 1 – редко, 0 – никогда. Затем проводятся расчеты и анализ типов “доминирование- подчинение” и “ положительность- отрицательность”. Для наглядности составляется диаграмма личностного поведения.
Затем все данные заносятся в сводную таблицу.
Информация используется для организации деятельности детей в классе и в групповой работе на уроках. Так, дети с отрицательным доминированием успешно работают с одноклассниками, поведение которых доброжелательно. Для них необходимо применять чередование руководящих и подчинительных ролей. Дети с отрицательным подчинением тоже лучше сотрудничают с доброжелательными сверстниками. Их необходимо постоянно поощрять, чтобы повысить уровень самооценки, а также стараться, чтобы эта похвала была закреплена реальными достижениями.
Чтобы педагог мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
«Урок физкультуры». Ученикам предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
«Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Для проведения этого вида диагностики нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.
- Самый близкий мне человек в классе, это...
- Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
учебы время, это... - Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
- Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
- Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
- Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
- Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
необходимости, это... - Ребята, интересы которых мне чужды, это...
- Ребята, которые мне неприятны, это...
- Ребята, которых я избегаю, это...
Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.
Таким образом, современные методы диагностирования в сфере воспитания, образования и развития заставляют двигаться вперёд, позволяют планировать работу классного руководителя с учениками с учётом личностных особенностей и образовательных потребностей.
Заключение
Народная мудрость гласит: «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек, нуждается в понимании, доверии, поддержке. Основными принципами педагогической деятельности каждого педагога должны быть взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие. Понять, что из себя представляет каждый ребенок, на что он способен, как выстраивать с ним взаимоотношения, классный руководитель может благодаря диагностической деятельности в том числе.
Таким образом, деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно, любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более, классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.
С другой стороны существует школьный психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель должен обращаться к школьному психологу, который обязан взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности, так как это его работа.
Анализ литературы, проработанной в результате исследования, а также наблюдение за деятельностью классных руководителей в школе убедили автора в том, что диагностика является большим подспорьем в работе классного руководителя, если грамотно подходить к работе, не полагаться во всем на школьного психолога, не бояться использовать различные методы диагностики.
Классный руководитель может осуществлять педагогическую диагностику учащихся класса с целью получения данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. В своей деятельности классный руководитель может использовать такие виды диагностики, как начальную, корректирующую, обобщающую.
Современный классный руководитель может иметь в своей педагогической копилке целую коллекцию различных диагностических методов. Например, метод опроса, метод беседы, или метод столкновения взглядов, позиций. Важно правильно ими пользоваться, уметь организовать и оформить результаты своих диагностических исследований, соблюдая правило: «Не навреди!»
Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием её для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой».
Функции классного руководителя гораздо объемнее и ответственнее, нежели у учителя-предметника. Поэтому классный руководитель должен сотрудничать в тесном контакте со школьным психологом, постоянно совершенствоваться, изучать методическую литературу по вопросам диагностики классного коллектива в том числе.
Работа с результатами диагностики позволяет классному руководителю спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором или педагогом дополнительного образовании. Для других – построение взаимодействия с родителями.
Таким образом, современные методы диагностирования в сфере воспитания, образования и развития заставляют двигаться вперёд, позволяют планировать работу классного руководителя с учениками с учётом личностных особенностей и образовательных потребностей.
Список литературы:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: Издательский центр “ Академия”, 2002.
2. Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог. В журнале “Воспитание школьника” №8, 2001.
3. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.-М.: Просвещение,1991.
4. Изучение школьной тревоги младших подростков. В газете “ Школьный психолог” № 42, 1998..
5. Кутнякова Н.П. «Учимся понимать детей: современные модели организации классного коллектива» Издательство «Феникс» 2008
6. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
7. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
8. Материалы к родительскому собранию по теме “ Самооценка наших детей”. В газете “ Школьный психолог” №36, 1998.
9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984
10. .П.Нечаев «Диагностики результатов воспитательного процесса в школе» Издательство «Перспектива» 2008 .
11. М. П. Нечаев, И. Э. Смирнова «Диагностические методики классного руководителя» Издательство «Перспектива» 2008
12. Обухова Л.А., М.Ю.Савченко «Формирование коллектива класса. Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся» 2 изд., 2007
13. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.,- С.П.: Речь 2002.
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
15. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя: Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника: 1-4 классы: Рекомендации, диагностики, планирование и др.» 2007
16. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.: Просвещение, 1991.
17. Хмелев Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов. В журнале “Воспитание школьника” № 8, 2001.
[1]Большая Советская Энциклопедия
[2] Коробейникова И.М.
[3] 10-56
[5] Савицкая Е.Ю. http://festival.1september.ru/articles/100943/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности классного руководителя в классном коллективе
на заметку классному руководителю...
Проектная работа как составляющая часть деятельности классного руководителя
Проектная и исследовательская работа в настоящее время являются полноправными участниками образовательного пространства. Различные учебные дисциплины уже испытали на себе силу интереса юных и...
Выступление на пед.совете "Содержание деятельности классного руководителя по формированию классного коллектива"
Выступление о содержании деятельности классного руководителя...
Выступление на пед.совете "Содержание деятельности классного руководителя по формированию классного коллектива"
Выступление о содержании деятельности классного руководителя...
Презентация: «Содержание деятельности классного руководителя по организации учебной деятельности классного коллектива»
Материалы к методическому объединению классных руководителей старшего звена...
Деятельность классного руководителя по организации учебной работы классного коллектива
Классный руководитель - это не просто организатор, это дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя - это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании ...
Классный час, как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя.
Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окруж...