Час общения по теме "Дружба"
классный час (7 класс) по теме
Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
«Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya._druzhba..docx | 206.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Эколого-биологический лицей №35»
КЛАССНЫЙ ЧАС
" Что такое дружба?"
Руднева Е.С.
Классный руководитель 7В класса
2011-2012 уч.год
Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
«Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
ДРУЖБА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Определения. Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова). Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).
В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. [...] Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство». Согласно труду Джеймса Стронга, глагол филео означает «быть кому-то другом (любить), т. е. выражать привязанность (означающую личную приверженность, в которой преобладают чувства)» («Сторожевая башня», выпуски от 15.10.93, стр. 12, 17, 18 и от 1.10.96, стр. 9).
Итак, мы увидели, что дружба – это, во-первых, чувство, то есть дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце. Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения.
Этими столпами являются:
1. Взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга («Сторожевая башня», выпуск от 01.05.01, стр. 6).
2. Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.
Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?
Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.
Дружеские чувства никоим образом не зависят ни от пола человека, ни от его возраста. Они могут быть очень сильными и заметно влиять на поведение и эмоциональное состояние человека. Тем не менее, эти чувства никогда не подразумевают никакого плотского влечения (это особенно касается дружбы между мужчиной и женщиной).
Отличительные особенности дружбы (дружеской любви):
· Бескорыстна;
· Является привязанностью;
· Устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);
· Может возникать к людям любого пола и возраста;
· Может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно все жё немногим)
Личные качества, полезные для дружбы:
· Искренность, открытость;
· Сочувствие;
· Умение выслушать;
· Интерес к делам и переживаниям другого;
· Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
· Готовность прощать;
· Умение признавать свои ошибки;
· Умение принимать советы;
· Умение хранить секреты.
Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.
ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДРУЖБОЙ
Приятельские отношения. Одним из частых заблуждений о том, что такое дружба и кто такие друзья, является мысль, что наши друзья – это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба – это сам процесс такого общения. Однако, как следует из вышеприведённых определений, это совершенно не так. Запомните: дружба – это не общение, не какой-то процесс и вообще не что-то внешнее. Как уже было сказано, настоящая дружба – это чувство, причём чувство, лежащее глубоко в сердце: это – «филиа», или дружеская любовь, по отношению к другому человеку.
Совершенно не обязательно, чтобы дружба была напрямую связана с личным общением или зависела от него. Настоящие друзья всегда остаются друзьями независимо от обстоятельств. На этот счёт есть показательный пример в Библии. В силу обстоятельств Давид скрывался от своего врага – царя Саула – почти семь лет, и за это время он видел своего близкого друга Ионафана всего один раз незадолго до его смерти. Однако всё это время их дружба была нерушима, и спустя семь лет разлуки Ионафан был готов рисковать жизнью только ради того, чтобы ободрить своего друга и заверить в своей дружеской любви!
В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами), «есть приятели, готовые разорвать друг друга на части» (Библия, Притчи 18:24). Какая уж тут дружба?!
Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже Ваши друзья до гроба. Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».
Классный руководитель. Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только от рицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам рас скажут ребята. Они заранее получили задания придумать или вспомнить из своей жизни, жизни друзей, когда пришлось усом ниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.
1-Я СИТУАЦИЯ
1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, Максиму звонит Олег (лучше назы вать вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, Максим ждал эту передачу всю неделю, он так хотел ее посмотреть. Но он не мог поступить иначе, ведь Олег - его друг! И вместо телевизора Максим просидел за книгой вместе с другом. Но он видел, насколько Олег был признателен ему, и думает, что если бы они поменялись места ми, то есть не Олегу, а Максиму была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы Максиму. А как бы вы поступили на месте Максима?
(Обсуждение 1-и ситуации.)
2-Я СИТУАЦИЯ
2-й ученик. Когда дети готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Петя предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Руководитель театральной студии предло жила тянуть жребий. Но Петя точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в постановках не принимал участия. Все стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Петя его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согла сился с ним. Петя видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на месте Пети и на месте Ильи?
(Обсуждение 2-й ситуации.)
3-Я СИТУАЦИЯ
3-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упа ковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпа лось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(Обсуждение 3-й ситуации.)
Классный руководитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать.
Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Тест
«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечис ленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сде лаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообе щаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем со чувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осоз нанной жизни?
а) ни одного;
б) один;
в) два;
г) трое;
д) четверо и более.
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все;
б) почти все;
в) не все;
г) немногие;
д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы ус пели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений;
б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы до веряете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разуз наете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и зани маетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда;
б) кошка;
в) собака;
г) обезьяна;
д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от кон кретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже вся кий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
ОЧКИ
| А | Б | В | Г | Д |
1 | 10 | 5 | 15 | 0 | 20 |
2 | 20 | 0 | 5 | 15 | 10 |
3 | 15 | 10 | 10 | 15 | 20 |
4 | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 |
5 | 15 | 20 | 10 | 5 | 0 |
6 | 20 | 10 | 10 | 0 | 15 |
7 | 15 | 10 | 0 | 5 | 0 |
8 | 5 | 0 | 10 | 20 | 15 |
9 | 0 | 5 | 10 | - | - |
10 | 0 | 10 | 20 | 15 | 5 |
11 | 10 | 15 | 20 | 0 | 5 |
12 | 15 | 0 | 5 | 10 | 20 |
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине ду ши вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас со гревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказы ваетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой про являете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представ ляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к са мопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - вели кодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не раб ской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Заключительное слово классного руководителя. Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили усло вия, необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О. Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья». Согласны ли вы с этим мнением? Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, об мен мнениями, суждениями, нашими знаниями в поисках общего решения мы продолжили. А урок, который мог каждый вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
«Элементы общения. Общение с аудиторией»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....