Классный час "Чай, как он приятен, вкусен, ароматен"
классный час (5 класс) по теме

Разработка содержит сведения об истории чая, о традициях чаепития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chay_kak_on_priyaten_vkusen_aromaten.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление.

І  Газеты, сделанные учащимися

( на газетах самовар с чашками и различными сладостями, плакаты с высказываниями о чае)

ІІ  Выставка репродукций «Чаепитие в Мытищах» В.Е.Перова,

«За чаем» К.Е.Маковского и др.

ІІІ  Музыкальные записи песен по теме

На плакатах

«Чай, как он приятен, крепок, ароматен»

«Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки»

(Ф.Гладков)

Поговорки

Чай пить – приятно жить.

Устал – пей чай, жарко – пей чай, жарко – пей чай.

Учитель.

Среди многих напитков, которые изготавливает и употребляет человек, самый известный и распространённый – чай.

Его пьют в любом уголке Земли. Он обладает целебными свойствами. Сегодня мы проводим праздник, название которого «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен» Мы узнаем откуда пришёл к нам этот напиток, где находиться Родина чая. Ребята расскажут нам, где и как пьют чай. Порешаем  кроссворды. А после этого устроим чаепитие.

Ведущий

1.Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим как хлеб.

2.Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт,

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир!

3. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.

Давным - давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе.

Они высушили их, заварили кипятком, как это делали с другими лекарственными растениями и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён.

4.В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги.

Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай – поэты воспевали в стихах.

5. Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В ҮІІІв  он попадает в Японию. Затее чай проник в Корею, Индию, Иран, Монголию, Среднюю Азию.

Хотя чай стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его там долгое время не умели и привозили из Китая. Путь чая в европейские страны был трудным и долгим.

6 .В 1638г. русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан – хану. Тот встретил их с почестями. Во время обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком.

Старков доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы. Варят их в воде, приливая молока и потом уже пьют, называя чаем.»

Провожая русских посланников, хан подарил царю связки пушнины- соболя, бобра; чёрный атлас, вышитый золотом, а также 200 пакетов с надписью «Бахча»! «Чай для заварки» так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчёмных пакетов. Но приближённые хана настояли на своём, утверждая, что царю напиток из листьев придётся по душе.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями., ссылаясь на их целебные силы. Лекарь попробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном. Тот попил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

7. Чай всё больше распространялся в России, но был ещё очень дорогим из-за трудности доставки, высоких пошлин и алчности купцов, продававших его в 5-6 раз дороже, чем покупали.

Для крестьян чай был почти не доступен. Они пили его в особых случаях, потому-то и возникло выражение «Чайком ба побаловаться»Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.

Частушки.

1. Раз прислал мне барин чаю,

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

2.Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил перцу, луку,

Да петрушки корешок.

3.Розлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

4.Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел!

5.Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом- то догадался,

Что забыл я посолить.

8. В ҲҮІІІв в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в  Туле.

В трубу, которая находиться внутри самовара, засыпали сосновые шишки, древесный уголь, поджигали, раздували огонь и вода закипала. Сверху у самовара есть приспособление для установки заварного чайника.

Стихи.

1. Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

2. Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар!

3. Самовар пыхтит, искриться,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

4.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Ароматного чайку.

Под мелодию песни «Чашка чая» (муз .Добрынина, сл.Рябинина) танец с расписными подносами.

9. Выходит доктор Пилюлькин –герой сказки Н.Носова «Приключения Незнайки»

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

« Если хворь с кем приключится,

Чаем может полечиться

Помогает от болезни.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость перебьёт,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

10. В Китае пьют чай уже 1,5 тыс. лет. И не только чёрный и зелёный, а ещё и красный, и самый драгоценный – жёлтый.

Разные народы пьют и заваривают чай различно.

Например. В Тибете чай смешивают с солью и сливочным маслом. И взбивают эту  горячую смесь, как коктейль.

Монголы добавляют в чай молоко, масло, муку, крупу.

Калмыки заваривают чай молоком и кладут в него соль, лавровый лист, мускатный орех и гвоздику, а узбеки – чёрный перец и мёд.

В Индии чай охлаждают и пьют со льдом, сахаром и лимоном. А Латинской Америк к этому набору добавляют ананас и кубинский ром.

Кроссворд

а

х

а

р

1

с

й

2....

ч

а

                                   

о

л

к

о

о

3.

м

                                                                                             

н

4..

л

и

м

о

к

а

о

з

д

и

5

г

в

                                                                                                 

с

а

н

6

а

н

а

м

о

7

р

1. Что изготавливают из сахарной свеклы?

2. Вечно зелёный кустарник?

3. Что добавляют в чай, чтобы получить напиток,

     похожий на какао?

4. Кислый, жёлтый добавляют в чай.

5. Добавляют в чай в некоторых странах.

6. Фрукт в чешуйчатой оболочке, который добавляют в

    чай.

7. Спиртной напиток, который добавляют в чай.

Подготовила Дудоладова М.П.

                   «И, взвившись, занавес шумит»

Вводная беседа о театре.

План.

1.Рассказ учителя.

2.Игра на знания слов о театре.

Сегодня мы с вами поговорим о театре. Кто может сказать, что такое театр? Какого происхождения слово «театр»? Когда возникло театральное искусство?

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место зрелищ, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человека.

И всё же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Если мальчики «играют в космонавтов» - разве это не спектакль, не представление?  Если девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры – не свой ли это маленький домашний спектакль, где у каждого своя роль.

Один из главных элементов театрального искусства – игра.

С неё  всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. В играх рождались диалоги.

Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Греки подарили миру и новый вид литературы – драматургию, литературу для сцены. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные Эсхилом, Софоклом, Еврипидом, Аристофаном.  Интересно, что уже в те далёкие времена театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств человека: честности, благородства, сыновнего долга, товарищества, преданности. Тогда же звучала в театре и ненависть к войне, горячее стремление к миру.

Если попробовать создать карту Земли, но н политическую, а театральную, то одной из главных столиц на ней следовало бы обозначить маленький английский горд Стратфорд он Эйвон: здесь в 1564г. родился и в 1616г. умер Вильям Шекспир. Этот гениальный человек совмещал в себе величайшего драматурга (драматург – писатель, автор пьес, написанных для театра), поэта, актёра и организатора театрального дела. Он ста создателем и одним из владельцев театра «Глобу» в Лондоне. Здание «Глобуса» с его необычайной архитектурой стало знаменитым на весь мир благодаря Шекспиру: здесь рождались его великие комедии и трагедии.

Ровная плоская площадка, обнесённая довольно высокими стенами, представляла собой и пол здания, и сцену. На внутренней стороне стен находились ложи для зрителей. Крыши не было, поэтому спектакли шли при дневном свете . Декораций тоже не существовало. Их заменяли таблички с надписями, они устанавливались на деревянных подставках и легко переносились с места на место .Надписи гласили: «лес», «дворец» и т.д. своей фантазией зрители восполнял отсутствие декораций.

Шекспир написал для театра около 40 пьес. Самые знаменитые из них: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».

Семнадцатый век обогатил мировую сцену. Во Франции появился велики драматург – Жан Батист Мольер (настоящая его фамилия Поклеен) Наиболее известные его комедии: «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»

Не менее известным является имя Лопе де Вега. «Чудом природы» назвал его Сервантес. И не зря: Лопе де Вега сочинил 2200 пьес! К тому же все они написаны великолепными стихами! Один из биографов Лопе де Вега подсчитал, что великий испанец оставил после себя более 20 миллионов стихотворных строк! Наиболее знаменитые пьесы: «Овечий источник», «Собака на сене», «Девушка с кувшином».В России появление национального театра связано с народными играми и обрядами. В 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Скоморошный театр окончил своё существование в 1648 году, когда царь Алексей Михайлович запретил выступления бродячих актёров. Однако сценическое искусство продолжало жить.

Постоянный театр открыл свой занавес в Ярославле в середине 18 века. Его организовал актёр Фёдор Волков – «отец русского театра». Императрица Елизавета Петровна вызывала его в Петербург, так как решила открыть в столице публичный театр.

Появились крупные поэты и драматурги – Денис Фонвизин, Сумароков.

 Позже пришла  эпоха Пушкина, Грибоедова, Гоголя.

Целую эпоху культурной жизни России составляли пьесы классиков нашей драматургии – А.Н.Островского, А.П.Чехова, М.Горького. Эта эпоха началась в середине прошлого века. В наше время почти в каждом городе существует свой театр.

- В каких театрах вы бывали?

А сейчас мы поиграем. Заполните квадраты буквами. К доске выходят 3 человека. Буквы называете по очереди. Неправильно угаданная буква  лишает вас права продолжать угадывание.(как «Поле чудес»)

АНТРАКТ

Значение слова раскрывает ученик. В случае необходимости дополняет учитель.

Антракт – перерыв между актами или действиями

                     спектакля, отделениями концерта или

                     циркового представления. Предназначен

                     для отдыха исполнителей или перемены

                     декораций.

АНШЛАГ

Аншлаг – афиша- объявление. Специальное объявление

                 возле кассы о том, что все билеты проданы.

                Для обозначения полного сбора, вместо «зал был

                полон»

БЕНЕФИС

Бенефис- в переводе с французского – барыш, польза.

                 Спектакль, денежный сбор от которого

                 целиком или частично шёл в пользу актёра.

                Актёр сам мог выбрать пьесу.

ГРИМ, ЗРИТЕЛЬ, МИЗАНСЦЕНА

Мизансцена – расстановка актёров на сценической площадке

РЕМАРКА

Ремарка – авторское пояснение, указание для

                   исполнителей, для читателя.

В этой игре можно использовать любые театральные термины, названия пьес, имена и фамилии героев пьес. Победители получают призы.

Город мой, любимый и родной,
Выситься он над Клязьмой-рекой,
Леса зеленеют и птицы поют,
Здесь ты найдешь покой и приют.

В центре Ногинска Вечный Огонь,
Здесь память и вера встретятся вновь,
Девятого мая придем сюда все,
И вспомним, что было на страшной войне.

Город мой не спит до утра,
Доносится свет из далека.
Свет фонарей и уличных зданий,
В сердце каждого Вечное пламя.

Город фонтанов, город побед,
Будешь прекрасен ты множество лет.
Ангел-хранитель, что в парке летает
Надежду и счастье иметь помогает.

Пройдёшь  по тропинке -окажешься в сказке.
Герои мультфильмов к нам вышли без маски.
Здесь Баба-Яга дружелюбна, учтива,
В избушке своей восседает игриво.

Красуется в парке сказок аллея,
И времени мы не жалея
бродим по узким тропинкам его.
Мы здесь отдыхаем- на сердце легко.

Город мой любимый, дорогой!
Гордо стоишь над Клязьмой рекой!
И в Подмосковье знают город наш
Славных традиций он надежный страж.

Тематический классный час о Ногинском районе.

План мероприятия

1.Географическое положение района

2.Полезные ископаемые

3.Водные ресурсы района

4.Растительный мир района

5.Животный мир района

6.Историческая справка

7.Ногинск в годы Великой Отечественной войны

І. Ногинск – это город областного подчинения.

( слайд 1)

а)

      С          

                                       

                            Ногинский район

45

                         Площадь 1058 кв.км.

      Ю   

                               

                                       З                       35                                  В

в)Москва                                        Ногинск

                          58км

в) Соседние районы: Балашихинский, Раменский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский;  Владимирская область.

ІІ. (слайд 2)

Полезные ископаемые

3..

2

1

4

                                                             

Вопросы

1.Природный материал, который используют для изготовления фарфоровой посуды, черепицы, кирпича.

   (глина)

2.Используется для удобрения почв.

   (торф)

3.Используют в металлургии

   (доломиты)

4.Используют как строительный материал

   (пески)

ІІІ (слайд 3)

Водные ресурсы района

Основная река района – Клязьма (приток Оки)

 Клязьма имеет много притоков, но наиболее крупных три.

                                     

                                        Клязьма

                                             

                                                          Лавровка

                Черноголовка                                                      

     

                                         

                                      Воря

Район богат озёрами

(слайд 4)

 Некоторые озёра учащиеся называю самостоятельно: Луковое, Боровое, Коверши

В дополнение: Светлое, Белое, Чёрное, Серое.

ІҮ.(слайд 5 -8)

 Растительный мир района

Много веков  назад на территории Ногинского района росли густые леса, чередовавшиеся топкими болотами. Район относится к зоне смешанных лесов.

Хвойные деревья: ель, сосна, можжевельник.

Лиственные деревья :берёза, осина, клён, дуб, черёмуха, бузина, орешник

Ү.( слайд 9-15)

Животный мир района

Белки, лисы, зайцы, кроты, полевые мыши, лоси, кабаны.

Много видов птиц. Например: воробьи, скворцы, галки, синицы, грачи, утки и др.

                                       

ҮІ. Историческая справка

История Ногинска своими корнями уходит в далёкое прошлое.

О селе Рогожи упоминается в грамоте московского князя Ивана Калиты в 1327году.

В конце 14 века село стало первой ямщицкой станцией на пути из Москвы во Владимир.

С 1506 года село становиться известным как Ямская Слобода

В 17 веке получило название Рогожский Ям

В 1781году Екатерина ІІ именным указом повелела открыть Богородский  уезд.

Территория Богородского уезда значительно превышала нынешний Ногинский район. В его состав входили: Сергиев –Посад, село Зуево (г.Орехово – Зуево), село Павлово (г.

Павловский  Посад), часть Щёлковского и Раменского районов, территория  города Электросталь.

Богородский уезд был одним из наиболее развитых в промышленном отношении районов России.

В 1930году Богородск был переименован в город Ногинск.  

ҮІІ. Ногинск в годы В.О.В.

Фашистские войска, подступив к Москве, должны были взять город в кольцо, которое, по плану немецкого командования, замыкалось в Ногинске. Все вышли на оборонительные работы – рыли окопы.

Вопрос.

Где начинался и где заканчивался этот ров?

Какова его длина?

( От реки Клязьма за Доможировым до Успенска; его протяжённость 12км.)

800 человек были направлены на оборонительные работы в Москву.

Была организована зенитно- артиллерийская защита города. Город был затемнён, режим светомаскировки, была система пропусков, ночью улицы патрулировались.

С самого начала войны народное хозяйство переводилось на военные рельсы. Промышленность города производила военную продукцию: ткани для парашютов и плащ-палаток;

патроны для авиационных пушек, устройства для реактивных установок «Катюша» Многие ногинчане ушли добровольцами на фронт. Многие из них не вернулись с фронта, многие были награждены орденами и медалями за смелость и мужество.

 

Город мой любимый, дорогой!
Гордо стоишь над Клязьмой рекой!
И в Подмосковье знают город наш
Славных традиций он надежный страж.

Просмотр слайдов «Ногинск сегодня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и английского языка "Чай как он приятен, вкусен, ароматен".

Интересные особенности о составе, происхождении и свойствах чая, а также традициях чаепития на Руси и в Англии....

Внеклассное мероприятие по теме "Чай: как он приятен, вкусен, ароматен", 9 класс

Интегрированное внеклассное мероприятие на тему: « Чай: как он приятен, вкусен, ароматен» (английский язык и химия)Цель мероприятия: в рамках внеклассного мероприятия обобщить знания учащихся по англи...

Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен.

Познавателтьно – развлекательная программа о чае. Познакомит учащихся с особенностями национальных традиций чайных вечеров. ...

Конспект интегрированного урока английского языка и химии по теме " Чай, как он приятен, вкусен, ароматен» "

Интегрированный  урок   английский язык + химия  на тему  «Чай, как он приятен, вкусен, ароматен»  проводился в рамках внеклассного мероприятия с использ...

Классный час "Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!"

Классный час "Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!"...