Программа воспитательной работы в 8-9 кл.
методическая разработка по теме
Программа воспитательной работы в 8-9 классах "Подросток.RU"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_v_8.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы в 8 – 9 классе (на 2010 – 2012 г.) "Подросток.RU" Кл. руководитель: Дикалов Д.Г. |
Пояснительная записка
Ведущие критерии:
- Социальная активность личности;
- Сознательное соблюдение этических норм;
- Стремление к самосовершенствованию
- Главные нравственные ориентиры:
- Ответственность перед обществом, государством, семьей;
- Патриотизм;
- Ответственное отношение к деятельности;
- Высокие нравственные качества;
- Чувство собственного достоинства;
- Уважительное отношение к людям;
- Умение принимать верное решение;
- Способность осуществлять неслучайный выбор.
Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
- Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
- Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
- Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
- Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Джентльмены", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Человек - маара всему". этические диалоги: "Хороший тон в светской жизни", "Этика отношений в коллективе" и др.
Основной целью программы является - корректировка отношений между учителями, родителями и учениками, оказание помощи в обретении культуры общения, милосердия, сострадания, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровье сберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.
Программа охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы.
Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.
Основные направления работы:
- реализация здоровье сберегающих технологий;
- духовно-нравственное;
- патриотическое;
- развитие самоуправления в классном коллективе.
Цели программы
- Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.
- Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность
- Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
- Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
задачи
- Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
- Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
- Воспитывать нравственные качества учащихся.
- Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
- Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
- Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений.
- Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.
Данная программа разбита на следующие разделы:
Раздел «Деятельность по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни»
1) Изучить особенности развития детей;
2)выяснить наследственные и хронические заболевания ребёнка;
3) провести тестирование на выявление психического состояния ребёнка, особенности характера и темперамента;
4) вести работу по профилактике заболеваний, проводить «физкультминутки»;
5) организовывать беседы о личной гигиене человека;
6) организовывать беседы по половому воспитанию;
7) проводить профилактическую работу о вреде курения, алкоголизма, наркомании;
8) проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев;
9) провести инструктаж по противопожарной безопасности;
10) провести инструктаж по технике безопасности во время внеурочных мероприятий;
11) изучить правила дорожного движения;
12) проводить спортивные и туристские соревнования, вечера, праздники, походы, викторины
Раздел «Организационно-педагогическая деятельность. Психолого-педагогические исследования учащихся»
1) Что надо организовать (родительский комитет, органы самоуправления и т.д.);
2) Изучить… педагогическая диагностика;
3) Подобрать серию анкет по теме…
4) Определить с учителями-предметниками меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
5) Посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся;
6) Создать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
7) Проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
8) Вовлекать учащихся в предметные кружки, клубы и т.д.
9) Совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышение культуры учебного труда.
Раздел «Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы».
1) Знакомить учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав;
2) Знакомить с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся; отслеживать за соблюдением прав учащихся;
3) Отслеживание выполнения ими обязанностями (через органы самоуправления управления, сборы, классные часы и т.д.
несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеклассных мероприятий.
Раздел «Совершенствование программного дополнительного образования» (Работа школьных клубов, объединений, кружков).
1) содействовать получению дополнительного образования учащихся через систему школьных: (указать какие конкретно могут посещать дети вашего возраста) кружков, секций, клубов, факультативов, лекционных курсов, объединений, познавательных экскурсий и т.д.
Раздел «Познавательная деятельность».
1) работа по воспитанию ответственного отношения к учению;
2) работа с одаренными детьми;
3) участие в школьных олимпиадах;
4) смотры, конкурсы и т. д.
Раздел «Гражданское и патриотическое воспитание. Нравственно воспитание»
1) героико-патриотическое воспитание;
2) нравственное воспитание, толерантность;
3) культура поведения;
4) дела по привитию любви к своей Родине, ее истории; изучение лучших традиций и достижений многонациональной культуры Ставропольского края, малой родины; изучение истории своей семьи, станицы, района;
семейное воспитание;
Раздел «Правовое воспитание».
1) правовая пропаганда (лектории, кружки, клубы, читательские конференции, викторины, встречи с работниками суда, прокуратуры, милиции, ГИБДД, изучение правил дорожного движения, викторин, праздников, конкурсов рисунков и др.);
2) профилактика правонарушений (встречи с работниками ОППН – отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, диспуты, рейды, беседы.);
3) работа с подростками, стоящими на учёте в ОППН, внутришкольном учёте.
Раздел «Эстетическое воспитание».
1) Культурно-просветительская работа;
2) Досуговая деятельность;
3) Традиции школы, класса.
4) Участие в общешкольных праздниках;
5) Коллектив ные творческие дела.
Раздел «Организация обеспечения педагогического руководства детским и юношеским самоуправлением».
1) Работа с органами детского самоуправления в классе;
2) работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
3)создание «Совета дела», проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
4) работа по выполнению школьных поручений и заданий;
5) контроль над выполнением классных поручений через органы самоуправления.
6) Работа по развитию классного коллектива. Помощь отряду:
7) Организовать соревнование между звеньями по общественно-полезной работе, сохранению школьного, классного имущества.
8) Организовать шефство над классом. Принять участие в подготовке и проведении праздника в подшефном классе.
9) Обеспечить взаимопомощь в учении учащимся.
10) Организовать дежурство в классе, назначить ответственного.
11) Помочь детскому активу составить план работы на год.
12) Помочь активу составить сценарий праздника.
13) Принять участие в подготовке праздника Дня учителя.
14) Вовлечь учащихся в работу предметных кружков, кружков по интересам, спортивные секции, в коллективы художественной самодеятельности.
15) Посещать уроки учителей-предметников с целью изучения успеваемости учащихся и поведения.
16) Привлечь учащихся к изготовлению наглядных пособий.
17) Проводить индивидуальные беседы с учащимися, выявлять их интересы, стремление к знаниям, к чтению художественной литературы.
18) Привлечь учащихся к участию в школьных конкурсах.
19) Провести индивидуальные беседы с учащимися на тему.
20) Привлечь учащихся к оказанию помощи школьной библиотеке(воинам-интернационалистам, ветеранами т.д.)
21) Продолжить развивать классные традиции (шефство, выпуск газеты, работа клуба, кружков)
22) Привлечь актив класса к организации дежурства, к вовлечению учащихся в художественную самодеятельность.
23) Организовать товарищество взаимопомощь в учебной работе.
Раздел «Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры».
1) Центр детского творчества (ЦДТ),
2) музыкальная школа,
3) Дом культуры
4) Библиотека и др.
5) Изучить воспитательные возможности учреждений дополнительного образования;
изучить методические возможности учреждений дополнительного образования;
6) определить виды и формы совместной работы (оказание методической помощи в воспитательной работе, работе с детским активом, детскими объединениями; проведение учёбы детского актива; совместные мероприятия; участие в мероприятиях; участие в соревнованиях и т.д.);
7) ориентировать учащихся в выборе коллективов учреждений дополнительного образования с учётом их интересов и склонностей;
8) выявить индивидуальные интересы ребят, помочь им в решении их проблем, в выборе кружков, секций;
9) расширить познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение театра, цирка, картинных галерей, выставок и т.д.;
10) перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписаться в журнале инструктажа.
Раздел « Подготовка учащихся к продолжению образования, тру довой деятельности, к жизни в семье и обществе».
1) Проводить работу по профессиональной и профильной подготовке учащихся на третьей ступени обучения.
2) В результате социологического исследования выявить со циальный образовательный заказ.
3) Проводить диагностику социализации выпускников.
4) Проводить анализ продолжения образования выпускника ми 9-х и 11-х классов.
5) Проводить анализ результатов трудоустройства выпускников.
6) Провести исследование мотивов самоопределения.
7) Проводить работу по формированию и развитию общеучебных умений и навыков, основ научной организации труда.
8) Организовать общественно полезный и производительный труд.
9) Организовать профориентационную работу.
10)Осуществлять экономическое воспитание.
11) Включать учащихся в общественную деятельность.
Виды инновационной деятельности
- Привлечь учащихся к изучению культуры поведения, через посещение выставок, музеев, достопримечательностей Нижегородской области, непосредственно напрямую и виртуально (через Интернет) прививать красоту, знакомя с живописью и др.
- Привлечь к работе над выпуском электронных мини-проектов "Здоровье и культура - в наших руках", "Родной край" и т.д.
- Приоритетные принципы воспитательной работы:
- Воспитывать ученика- личность, ученика-патриота родного края, страны.
- Воспитывать и прививать интерес к спорту, здоровому образу жизни.
- Условия реализации программы.
- Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги.
- Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.
Необходимо:
- создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;
- формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;
- изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;
- создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
- формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;
- развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.
1. Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Основные направления деятельности | Задачи деятельности |
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. | 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса. |
Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. | 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. |
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. | 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. |
2. Ключевые дела
1. | Название (краткая расшифровка дела) | |
| Диагностика уровня воспитанности |
|
| "Быть воспитанным - что это значит?" | Дискуссия, организация работы по повышению уровня воспитанности |
| "Хороший тон дома и в школе", "Славной истории строки", "По старым улицам станичным" | Часы общения, помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения |
| "День вежливости" | Ролевая игра |
| "Хороший тон в светской жизни" | Этические диалоги с учащимися |
| "Культура общения - способ организации жизни" | Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе |
| "Прошлое - возрождение казачества" | Круглый стол |
| "Умелые руки не знают скуки" | Выставка творческих работ |
| "Мир нужен всем" | Уроки мужества |
| Трудовой десант |
|
| Диагностика уровня воспитанности | Итоговый контроль |
2. | Экскурсия в музей горного дела и геологии ст. Пешелань. | |
3. | Походы | |
| "Станица, моя станица" | Сохранение, укрепление здоровья учеников. Изучение родного края. |
3. Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.
Представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.
Работа с органами детского самоуправления в классе;
- работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
- создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
- работа по выполнению школьных поручений и заданий;
- контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления
Программно - методическое и информационное обеспечение.
Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2 |
Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000 г |
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой – М., 1992 г. |
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000 г. |
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». |
Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001 г. |
Закон РФ «Об образовании». – М., 1996 г. |
Конвенция ООН о правах ребенка. |
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. |
Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. |
Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспи тание с любовью и логикой. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995 |
Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования». |
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. |
Национальный проект «Образование». Нормативно-правовые документы. |
Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка. |
Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 – 2010 годы. |
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М., 2002 г. |
Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. – М., 2000 |
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. |
Ясвин В.А. Образовательная среда: от модели рования к проектированию. — М., 2001. |
Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Справочник классного руководителя», «Воспитательная работа в школе», «Классный руководитель». |
Единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru
Образовательный портал - http://school.elu.ru
Федеральный портал – www.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window,edu.ru
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - http://www.ict,edu.ru
Электронный каталог учебных изданий - http://ndce.edu.ru
Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru
Сайт методической поддержки - http://school. iot.ru
3) Канцелярские принадлежности и т.п.
4) Необходимые ТСО
Виды и формы воспитывающей деятельности
Вид и цель деятельности | Активная форма организации деятельности |
1. Познавательная Обогащает представления уче ников об окружающей действи тельности, формирует потреб ность в образовании, способству ет интеллектуальному развитию | Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периоди ческой печати, экскурсии (в му зей, на выставку, на предприятие, в библиотеку и т.п.), познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции |
2. Трудовая Направлена на создание, сохра нение и приумножение матери альных ценностей, формирование уважительного отношения к мате риальным ценностям как сред ствам для существования человека | Учебный труд на уроках, УПБ, общественно-по лезный труд по самообслужива нию; игровые формы («трудовые десанты», «операции», «работа по секрету», «рейд добровольцев») |
3. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопе реживание проблемам общества, приобщает к активному преобра зованию действительности | Пресс-центр, встречи с общественными деятелями, журналиста ми; круглый стол, дискуссия |
4. Ценностно-ориентировочная Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причаст ности к миру во всех его проявле ниях, осознание своего Я, разви тие рефлексии | Практикум по самоанализу и взаимоанализу «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товари щества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры пове дения |
5. Художественная Развивает чувствительное ми роощущение, потребность в пре красном, способность к художе ственному мышлению, реализует индивидуальные задатки и спо собности | Концерты художественной са модеятельности, художественные конкурсы, выставки «Час с искусством», «Встречи с артистом», «Новые диски»; посещение теат ра, экскурсии в художественный музей; школьные балы, фестива ли, праздники и т.д. |
6. Спортивно-оздоровительная Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносли вость, пластичность и красоту че ловеческого тела | Спортивные игры, товарищес кие состязания, школьные олим пиады, спортивные секции |
7. Свободное общение Организует взаимно обогащаю щий досуг школьников, когда их общение освобождено от пред метной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью | Классные праздники, «Огонь ки», Дни именинников, прогул ки, вечера отдыха; посещение концертов, театров; встречи дру зей, поездки и т.д. |
Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и школьников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение. Это:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, дискуссии, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.)
Психолого - диагностическое сопровождение.
1) Осуществлять диагностику воспитательного процесса, изучать личность каждого конкретного учащегося:
2) Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе.
3) Общая характеристика класса (развитие уч-ся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);
4) Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется);
5) Отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина);
6) Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней);
7) Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять;
8) Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).
9) Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам, уровень знаний);
10) Кругозор, начитанность;
11) Развитие речи (её образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно);
12) Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет склонность, как относится к отметке, похвале или порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности);
13) Способность к учению: особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, восприятие учебного материала, быстрота осмысления; уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приёмами преднамеренного запоминания, каковы быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); развитие мышления (отличает ли второстепенные и существенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, находить пути решения); развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности));
14) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, может ли самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
15) Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома).
16) Отношение к труду (уважает ли, относится пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться, что именно привлекает ученика: процесс труда, сделанная вещь или овладение определёнными навыками).
Психолого-диагностическое наблюдение за учащимся
включает
- Направленность личности и специальные способности.
- Интересы (перечислить всё, чем интересуются уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к каким-либо областям знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно ответить любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или развлекательную литературу);
- Убеждения, мечты, идеалы уч-ся. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении.
- Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и пр.) и в чём они проявляются.
- О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 7-го класса).
- Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);
- Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по неизбежности не успевает уложиться в определённое время);
- Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их, какие именно).
- Особенности характера и темперамента.
- Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность и др.
- Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, общительности);
- Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное). Его устойчивость, чем вызвана смена настроения.
- Общие психолого-педагогические выводы.
- Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние, внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, навыков работы и др.);
- Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.
Взаимодействие с различными социальными структурами
Задачи | Формы работы | |
1. | учителями-предметниками: | |
совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы; представление интересов своих учеников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса. | включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. | |
2. | психологом | |
изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум; координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку; анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников; помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии; координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса. регулирование межличностных отношений между обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. | Диагностика инди видуального развития школьников изучение рейтинга собраний среди родителей. Проведение совместных тренингов родительского взаимо действия в системе ученик-родитель. Диагностика результативности работы с родительским кол лективом учащихся класса (по мере необходимости). | |
3. | педагогами дополнительного образования | |
расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения; поддержка допрофессиональной подготовки учащихся. | включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей. стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей; ведение портфолио учеников и класса | |
4. | заместителем директора по воспитательной работе | |
привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др. | организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях | |
5. | социальным педагогом | |
посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников; организация социально значимой деятельности школьников | мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов. | |
6. | старшим вожатым | |
информирование школьников о действующих детских объединениях в школе; работе органов самоуправления. | разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности | |
7. | библиотекарем | |
Изучения отношения учащихся к чтению; способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. | сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг). Расширение круга чтения учеников | |
8. | медицинским работником | |
забота о здоровье | изучение особенности развития детей; выяснение наследственных и хронических заболеваний детей; ведение работы по профилактике заболеваний; проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании. | |
9. | родителями | |
обеспечение связи школы с семьей; изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье. сотрудничество с семьей в интересах ребенка; формирование общих подходов к воспитанию; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей; совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей; выработка близких по сути требований; организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии; создание благоприятного климата в семье; психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами. | Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть); Работа родительского комитета; совместные мероприятия; изучение информации о наклонностях учеников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. оказание помощи в воспитании; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование. привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах. |
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Сентябрь – ПДД «Внимание, дети!»
1-5 1. Классный час 2010 год – год учителя 2. Игра «Внимание дети» 3. Операция «Уют в классе» | 6-12 1. Классный час «Выборы актива» 2. Диспут «О правилах личной гигиены» 3. Оформление классного уголка |
13-19 1. Классный час «О нашем досуге» (привлечение в кружки, секции) 2. Оформление уголка по ПДД 3. Устный журнал «Красный, желтый, зеленый» | 20-26 1. Подготовка и участие в Юбилее школы (27.09) 3. «Чародейка» поход в осенний лес |
Октябрь - «За здоровый образ жизни!»
27-3 1. Поздравление ветеранов с днем пожилого человека. 2. Классный час «Человек, личность, гражданин» 3. Подготовка ко Дню учителя. | 4-10 1. Классный час «7 чудес России» 2. Диспут «Быть здоровым, что это значит» |
11-17 1. Викторина «Что, где, когда» 2. Музыкальный час «Осенняя мелодия» | 18-24 1. Операция «Уют в классе» 2. Отчет секторов о проделанной работе. 3. Кл.час «Легко ли быть милосердным» |
25-31 1. Кл. час «Принимай, страна Нижегородский хлеб» 2. Викторина «День народного единства» 3. Игра в классе «Три богатыря» |
План на каникулы с 3 по 9 ноября
4 ноября Экскурсия в музей горного дела ст. Пешелань | |
7 ноября Работа актива класса «Планы на 2 четверть» |
Ноябрь
9-14 1. Операция «Уют в классе» 2. Реконструкция и усовершенствование уголка класса, уголка здоровья. | 15-21 1. Кл.час «Слушаем родословную» 2. Обзор новинок литературы в школьной библиотеке. |
22-28 1. Кл.час «Наркомания – знак беды» 2. Изучаем правила хорошего тона. 3. Подготовка и проведение праздника для мам 8 класса «О матерях можно говорить бесконечно» (25.11) |
Декабрь
29-5 1. Кл.час «Предгорье мое, золотое» 2. Диспут «Зачем мне наркотики?» | 6-12 1. Кл.час «Человек, личность, гражданин» 2. Литературно-историческая викторина «Дела давно минувших дней» |
13-19 1. «Семь тайн жизни» 2. «5 минут искусства – зимняя тематика в живописи и поэзии» | 20-26 1. Мастерская Деда Мороза 2. Тест «Умеешь ли ты исправлять свои ошибки» 3. Подготовка к празднованию Нового Года |
План на каникулы с 29декабря по 11 января
5 января Поездка на районную Новогоднюю ёлку | |
9 января Заседание актива класса «Планы на 3 четверть» |
Январь
12-16 1. Кл.час «Итоги 1 полугодия» 2. «Зимние посиделки» | 17-23 1. Подготовка и проведение встречи с ветеранами 2. Операция «Уют в классе» 3. Кл.час «Как хорошо иметь друзей!» |
24-30 1. Кл.час «Слушаем родословную» (О родственниках – участниках ВОВ) 2. Музыкальный час «Эх, зимушка зима» 3. Экскурсия на горку |
Февраль
31-6 1. Обзор книг на патриотическую тему 2. Пять минут пользы тела (игры на свежем воздуха) | 7-13 1. Подготовка и участие в конкурсе чтецов и песен о войне |
14-20 1. Подготовка и проведение конкурса «А ну-ка, мальчики» 2. «5 минут для искусства» (конкурс рисунков на патриотическую тему) 3. Поздравление ветеранов | 21-27 1. Исторический вечер «Не даром помнит вся Россия» для 8-ч классов 2. Устный журнал «Здоровье» (о вреде табака) |
Март
28-6 1. Театрализованный вечер «Как была крещена Русь» 2. Школа актива (о работе секторов в классе) 3. Подготовка и проведение конкурса «А ну-ка, девочки» | 7-13 1. Кл.час «Все работы хороши» 2. Викторина «Знаешь ли ты конституцию РФ» |
14-20 1. Кл.час «А женщина, женщиной будет» (о бабушках в годы войны) 2. Игра «О правилах хорошего тона» |
План на каникулы с 23 по 29 марта
25 марта Посещение ФОК г.Первомайск | |
27 марта Посещение районной библиотеки |
Апрель
30-3 1. Кл.час «Твое здоровье в твоих руках» 2. Игра в классе «Сильные, смелые, ловкие» 3. Операция (уборка школьного двора) | 4-10 1. Викторина «О знаниях правил личной гигиены» 2. Кл. час «Отчет секторов о проделанной работе» 3. Посещение на дому ветерана (оказание помощи) |
11-17 1. Диспут «Как можно долго прожить здоровым и красивым», что для этого нужно сделать. 2. Операция «Уют в классе» 3. Соревнование «Лучший регулировщик» | 18-24 1. Кл.час «Дела давно минувших дней» (о ветеранах ВОв) 2. Устный журнал «Здоровье» (о вкусной и полезной пище) |
Май
25-1 1. Вахта Памяти (Лекции в школьном музее) 2. Посещение на дому ветерана с целью оказания помощи и поздравления с Днем Победы | 2-8 1. Кл.час «Их имена никогда не забудут» 2. Поздравление ветеранов Вов с днем Победы 3. Возложение цветов к могиле павших воинов |
9-15 1. Кл.час «Организация летней практики и отдыха на каникулах» | 16-22 1. Кл.час «Итоги года». Какими мы стали, что я дал классному коллективу, а он мне. |
23-29 1. Профилактические мероприятия по охране здоровья «У дорожных знаков нет каникул» 2. Экскурсия на природу «Весеннее настроение» |
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Сентябрь Авторитет родителей
Общешкольное родительское собрание
«Толерантность в развитии общества»
Ноябрь Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
Декабрь Вызывающее поведение подростка: как реагировать и что делать.
Физически здоровая личность.
Март Зелёный змий – миф и реальность.
Май Итоги учебного года. Ремонт кабинета, школы.
Обеспечение учебниками. Летняя практика учащихся и организация
летнего отдыха.
Заседание родительского комитета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. | Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2 |
2. | Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г |
4. | Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г. |
5. | Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г. |
6. | Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". |
8. | Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г. |
9. | Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г. |
10. | Конвенция ООН о правах ребенка. |
11. | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. |
12. | Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. |
13. | Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995 |
14. | Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования". |
15. | Национальная доктрина образования в Российской Федерации. |
16. | Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы. |
17. | Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка. |
18. | Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы. |
19. | Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г. |
20. | Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000 |
21. | Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. |
22. | Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. |
23. | Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы. Развитие личности в процессе творчества и сотрудничества.
Программа рассчитана на четыре года (5- 8 классы)....
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...