Формирование духовно-нравственной личности в условиях гимназии.
статья (10 класс) по теме

Выступление на семинаре МО классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 218403.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование духовно – нравственной личности

в  условиях гимназии

     Воспитание – всегда большой труд для педагога. А духовно – нравственное воспитание – один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил педагога, специальных знаний и мастерства. И хотя духовно – нравственное воспитание осуществляется в рамках общей педагогической деятельности, неотделимо от нее, от учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связь различных сторон жизни учащихся с моральными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Можно сколько угодно говорить о морали, о значении красоты, но если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы и называем – духовно – нравственным обликом личности.

     Но как раз эта самая трудная и важная часть работы учителя практически выпадает из поля зрения при анализе эффективности его воспитательной деятельности. Выпадает потому, что она почти не зрима, не подается планированию и учету, не выливается в форму показательных дел и красочных. Привлекающих внимание мероприятий. А отсюда происходит порой и досадная несправедливость в оценке труда учителя, и неверная ориентация на содержание его работы по духовно – нравственному воспитанию, которая вредна не только своими престижными сторонами, но и таит в себе опасность потери учителем веры в свои силы, в правильность своих действий, приучает к формализму. Зачем возиться с каждым и делать предметом особой заботы любое отклонение от норм коллективной жизни, если можно провести три-четыре ярких мероприятия и прослыть прекрасным воспитателем?

     Ежегодно, работая над планом воспитательной работы в классе, я, безусловно, учитывая и возрастные особенности ребят, их интерес, стараюсь не только запланировать то, что бы мне хотелось провести, но и предлагаю ребятам ответить на вопросы анкеты, которую провожу на первом классном часе в сентябре:

 

Анкета

Чтобы классная жизнь в новом учебном году была интересной, допиши, пожалуйста, предложения:

  1. Самые яркие впечатления за прошедший учебный год (классные мероприятия)

2.   Из проведённых дел в классе мне больше всего понравилось                              

      потому, что

  1. Я буду рад, если

  1. Я хочу участвовать в

  1. Я могу предложить

  1. Я могу сделать

  1. О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать

  1. Если бы я был(а) классным руководителем, то я

       Анализируя ответы учащихся, я обратила внимание, что большинство предложили темы, которые удачно «вписываются» в ту проблему, над которой в этом году работает гимназия – это тема совести, свободы и ответственности, патриотизма, счастья и др. Остановившись на теме «Счастья», я испытала    определенные трудности, понимая, что в современных условиях жизни достаточно трудно объяснить подросткам, что не материальные блага, не карьерный рост, и не сытая жизнь, в конечном счете, определяют ценность человеческой жизни. Именно поэтому тема классного часа была сформулирована так «Счастье – жить…», форму проведения ребята выбрали сами – диалог.

Инициативная группа разработала вопросы, которые были вывешены за неделю (демонстрация материала).

     Группа учащихся провела соцопрос по теме и результаты представила в виде таблицы, где были указаны пол, возраст, занятия опрашиваемых. Удивило всех, что чем старше человек, тем меньше ему надо для счастья.

Выступали учащиеся, которые провели исследование по теме «Что такое счастье?», сравнивая, как в разные века философы, великие сыны своего времени, отвечали на этот вопрос.

Конечно же, вспомнили и произведения русских классиков. «Я спрашиваю: о чем люди- с самых пеленок - молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь сказал им, что такое счастье,- и потом приковал их к этому счастью на цепь». Великий Инквизитор у Достоевского рассуждает, что путь к счастью известен: он лежит через отказ от свободы. С этим могут не согласиться сильные и гордые. Счастья «для всех» не бывает, счастье без свободы не бывает тем более.

      Счастье - это внутреннее состояние человека. Это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и самим собой.

Мы счастливы, когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и понимаем, что наша улыбка, возможно, помогла ему дальше жить.

    Мы счастливы, когда видим бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности, и оставляем, потому что счастливы!

    Именно об этом говорили ребята. И я почувствовала, конечно же, удовлетворение, когда ребята, высказав свое мнение, пришли к выводу, что счастье - жить…

    В конце нашего диалога ребята попробовали вывести свою формулу счастья. Отрадно отметить, что во многих формулах составляющие счастья были труд, любовь, свобода, страдание, мудрость, здоровье. Даже вспомнили незамысловатые стихотворные строки: «… а счастье бывает разного роста: от кочки и до Казбека – в зависимости от человека». Как словеснику, мне было интересно и отрадно, когда ребята не только вспоминали героев классической русской литературы, но и цитировали строки из произведений.

      И в заключение я   хочу ещё раз подчеркнуть, что ведущая роль в процессе духовно – нравственного воспитания принадлежит педагогу. Настоящий учитель – это умелый воспитатель, интересная личность, к которому дети должны испытывать не только уважение, но и желание быть рядом.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках

Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования". В достижении этих целей немалая роль принадлежит литературному образованию....

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.      ...

Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.

Данный материал для классного руководителя, воспитателя образовательного учреждения, содержит опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

эссе "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

В условиях активных социальных и экономических перемен, во времена относительной стабильности мира на планете неизменной остаётся духовная основа, которая светит нам из седой мудрости святоотече...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Проект «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательной среды»

В проекте отражаются этапы всестороннего развития  личности учащихся как на уроках музыки, так и во вне урочной деятельности....