Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.
статья по теме
Данный материал для классного руководителя, воспитателя образовательного учреждения, содержит опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.
Попова О.М.
Во все времена высоко ценилось духовно-нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о молодежи. Задача современного образовательного процесса заключается в формировании гражданских качеств и идеалов у юношества, развития у него высокой нравственности. Надо научить наше поколение выбирать такие ценности, которые несут в себе пользу для него самого и для общества.
В Новооскольской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, берет начало и формируется в семье с малых лет. Семья является социальным институтом и посредником между человеком и государством, транслятором общечеловеческих ценностей от поколения к поколению. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. К сожалению, дети, которых мы обучаем, воспитывались в основном в не благополучных семьях, поэтому школа, вынуждена брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.
Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности. В педагогической деятельности для нас важное значение имеет духовное становление и рост наших учеников. Именно поэтому мы большое внимание отводим формированию духовно-нравственных ценностей на уроках и внеурочное время. Такая работа особенно важна в коррекционной школе: здесь происходит восполнение, компенсация пробелов в социальном опыте детей с ограниченными возможностями здоровья, решается целый ряд проблем, обусловленных аномалией развития, расширяются сферы общения и самореализации.
С целью формирования духовно-нравственных ориентаций в нашей школе проводятся праздники и мероприятия: праздник последнего звонка, День знаний, предметные недели, олимпиады, народные праздники (Новый год, Рождество, Масленица, и др.), единые классные часы (праздник славянских просветителей Кирилла и Мефодия, беседа о святителе Иоасафе, епископе Белгородском и др.). На своих занятиях мы используем различные формы и методы работы: проведение конкурсов, бесед, викторин, экскурсий, чтение литературы, встречи с интересными людьми, просмотр видеоматериалов духовно - нравственного содержания.
Формированию нравственной, эстетической культуры были посвящены единый классный час «Доброе слово железные ворота открывает», а в конкурсе стенгазет по этой теме наш класс занял 3 место.
Формирование ценностных ориентаций учеников на уроках и во внеурочное время связано не только с обеспечением учащихся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. У учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, доброта, любовь, патриотизм, мужество, долг, честь, семья, родители и т.п.
Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине были проведены праздники посвященные дню Победы: о герое белгородской земли генерале Н.Ф. Ватутине, устный литературный журнал «Бессмертен твой подвиг, солдат». Дети с большой ответственностью подошли к подготовке: заучивали стихи, рассказывали о воинах-героях Новооскольского района, пели песни военных лет. Ребята на таких беседах узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны. Завершилось мероприятие возложением цветов к памятнику героев войны.
На классных часах дети ознакомились с государственной символикой России, узнали о роли и значении государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. В общешкольных конкурсах рисунков посвященных Дню защитника Отечества и 50-летию дня космонавтики ученик нашего класса Янченко Сергей занял первые места.
Нравственность формируется в соответствии с традициями, социальной средой, где родился человек и выражается в обычаях, в суждениях, в поведении. Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры. Наша задача ввести учащихся в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством. В рамках кружковой работы дети нашего класса участвуют в танцевальном и фольклорном кружках, занимаются бисероплетением.
Система образования была и остается важнейшим носителем и хранителем культурных ценностей и традиций. Д.С.Лихачев писал: « Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». На своих мероприятиях, используя компьютерные технологии, мы знакомим учащихся с обычаями и традициями нашего города и Белгородской области. Проводим экскурсии, посещаем городской парк, памятные места Нового Оскола, краеведческий музей. Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся заботливо относиться к природе, получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Дети знают многие песни и традиции прошлых лет, что говорит о преемственности поколений и уважительном отношении к прошлому страны.
Одним из источников духовности является религия. Уроки православной культуры, посещение церкви, разговор со священнослужителями помогают детям больше узнать о заповедях Закона Божия, о церковных таинствах, о смысле обрядов. Незабываемой для детей стала поездка в Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь.
Духовно-нравственное воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности, и становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни. Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.
Хочется верить, что наши ученики в будущем станут более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу. Мы надеемся, что наша работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств дает хороший результат в воспитании подрастающего поколения.
Литература.
1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. « Педагогика» - Просвещение М; 1987
2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение,2009.―29с.
4. Янушкявичус Р., Янушкявичене О.Основы нравственности.- М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль искусства в формировании духовно-нравственного и эстетического воспитания в школе
Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов...
«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»
Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в православное восп...
Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В формировании духовно-нравственного компонента личности
Саамы наедине с природой; использование ментальной карты....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...