Толерантность классный час
классный час (7 класс) по теме
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «интолерантность»; познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность, привитие основ нравственного поведения.
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_klassnyy_chas.rar | 352.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Печенкина Татьяна Александровна
классный руководитель 7 класса
МОКУ «Хорогочинская СОШ»
Классный час «Поговорим о толерантности»
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «толерантность» и «интолерантность»; познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность, привитие основ нравственного поведения.
Вступительное слово учителя.
«Единственная настоящая роскошь -
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери (слайд 2)
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрыва ются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко дове сти свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.
Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.) Обратимся к словарю.
Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совер шаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, де литься сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. (слайд 3)
Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти правила? (ответы детей)
А какие мешают? (ответы детей)
На доску в 2 колонки прикрепляются карточки с названием качеств помогающих (в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению.
А кто из вас знает правила общения? (ответы детей)
Памятка (правила культурного общения) (слайд 4)
- Уважай собеседника.
- Будь тактичен.
- Не унижай собеседника.
- Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в нелов кое положение.
- Будь внимателен к собеседнику.
- Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
- Стремись к взаимопониманию.
Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.
Из истории (слайд 5)
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.
Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному (слайд 6):
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению. Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (слайд 7)
Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной личности при выполнении следующего задания.
Сейчас вам будет прочитан текст. Внимательно прослушав его и обсудив в группах, вам предстоит ответить на вопросы.
1. Сказка: «Любовь и Доброта»
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Учитель: Подумал волшебник и сказал:
Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…
Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась.
А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы).
Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Назовите учащихся в нашем классе, которые всегда добрые. (Ответы).
Учитель: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.
Выступление учащегося (зачитывает подготовленный рассказ).
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину, – что с вашей ногой?
- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Есть два пути развития личности:
- Толерантный
- Интолерантный
2. Работа учащихся по группам (слайд 8)
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность
уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие,
гуманизм
Интолерантная личность
непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Составить правила толерантного общения (слайд 9)
Например:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Создать эмблему (слайд 10)
Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности. Защита эмблем.
Заключительный этап
Молитва о встрече:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.
На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла (детям раздаются сувенирные «сердечки»).
Источники: (слайд 11)
- images.yandex.ru Флаги стран;
- ru.wikipedia.org Толерантность;
- ru.wikipedia.org ›wiki/Талейран-Перигор,_Шарль…де;
- aphorism.ru;
- images.yandex.ru›Антуан Экзюпери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность. Классный час для учащихся 5 - 7 классов.
Классный час для учащихся 5 - 7 классов "Толерантность"....
Школа толерантности Классный час
16 ноября ―Международный день толерантности...
"Толерантность", классный час, 5 класс.
Методическая разработка для проведения классного часа в 5 классе...
Толерантность (классный час в 5 классе)
Адаптация пятиклассников к новой системе обучения, создание благоприятной атмосферы в классе....
"ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ" - классный час с психологом
Классный час с психологом « Что такое толерантность?»Цель: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, формирование уважения...
"о толерантности" (Классный час)
Архив содержит презентацию и конспект занятия.Данный материал позволит раскрыть учащимся понятие "толерантность"....
«Учимся быть толерантными» - классный час.
Толерантность это - качество, приносящее успех и хорошее взаимопонимание. @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00...