программа развития классного коллектива
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ - 2011»
Программа работы классного руководителя
с коллективом класса
учителя высшей квалификационной категории Лушиной Н.Г. МОУ «СОШ №1» г. Шумерли Чувашской Республики
г. Шумерля 2011
Программа «Я – мы – класс».
Цель программы: создание сплоченного классного коллектива, как основы развития индивидуальности каждого ребенка.
Задачи:
- формировать у школьников потребность в самообразовании, воспитании морально-волевых качеств, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
- развить навыки группового взаимодействия и работы творческого коллектива «класс»;
- воспитать умение действовать в нестандартных ситуациях;
- научить детей основам сотрудничества.
Пояснительная записка
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и воспитании ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат, которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.
Данная программа адресована классным руководителям, нацеленным на результат, под которым подразумевается объединение обучающихся в единый коллектив с сохранением индивидуальности каждого.
Отработанная на протяжении 20 лет система работы классного руководителя, позволила разработать и апробировать воспитательную программу «Я – МЫ – КЛАСС». Данная программа предназначена для классных руководителей, которые взяли руководство детским коллективом в пятом классе и рассчитана на три года. Программа развития ученического коллектива составлена на основе принципов системности, научности, доступности. Я считаю, что каждый ребенок это личность с большой буквы, но раскрыть свои возможности в полной мере он сможет, находясь в коллективе, который создает для этого особые возможности.
Всякое развитие проходит через свои этапы. Так и в развитии ученического коллектива можно выделить пять основных этапов:
1) "песчаная россыпь"
2) "мягкая глина"
3) "мерцающий маяк"
4) "алый парус"
5) "горящий факел"[1]
Этапы и сроки реализации программы
Программа «Я – МЫ – КЛАСС» включает в себя следующие этапы:
I ЭТАП 2008-2009г.г
Этап «Я».
Главная задача.– создание условий для самореализации ребенка.
II ЭТАП 2009-2010г.г.
Этап «Мы».
Главная задача – создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу.
III ЭТАП 2010-2011г.г.
Этап «Класс».
Главная задача – формирование организаторских качеств школьников, развитие инициативности и самостоятельности.
Ожидаемые результаты воспитательной программы в данном классе:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Создание единого максимально благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию детского коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена.
2. Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел», способного влиться и самостоятельно функционировать.
3. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.
4. Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.
5. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, Республики, края, бережно хранящий традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.
Результативность.
Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:
- иметь устойчивые положительные результаты обучения;
- качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
- проявление самостоятельной творческой активности детей;
- призовые места в школьных и других мероприятиях.
Формы и методы организации воспитательной работы.
Форма, по сути, организованно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.
Классификация форм работы:
Мероприятие – это событие, занятия, ситуации в коллективе, организованные для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки такого типа форм – это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и на радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Индивидуальные формы: беседа, консультация, обмен мнениями.
Групповые формы: совет дел, творческие группы, органы самоуправления, микрогруппы.
Коллективные формы: различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, соревнования.
Направления воспитательной работы:
- Интеллектуально-познавательное воспитание;
- Художественно – эстетическое воспитание (развитие творчества);
- Физическое совершенствование (привитие здорового образа жизни)и трудовая, экологическая деятельность;
Экспериментальная часть программы.
Миссия классного руководителя заключается в создании единого и сплоченного коллектива, формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности подростка. Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, воспитывающее настоящего гражданина.
В программе отведено место каждому ребенку моего класса. Я как классный руководитель в своей деятельности исхожу из положения, что каждый ребенок моего класса одарен и талантлив.
Список литературы
- Закон Российской Федерации "Об Образовании
- Закон Чувашской Республики "Об образовании"
- Республиканская программа "Сельская школа Чувашии"
- Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1984
- Журналы "Классный руководитель".2000-2010 гг.
[1] Лутошкин А.Н. «Как вести за собой. М., 1986. С.208»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива.
Указаны направления развития классного коллектива, методы и приёмы работы классного руководителя....
Программа развития классного коллектива.
Методическая помощь классному руководителю....
Дополнительная образовательная программа развития классного коллектива "Я и другие Я"
Введение Осуществление программы воспитательной работы со школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов,, всей общественности.Давно известно, что наиболее инт...
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива на 2 года...
Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива основанная на самовоспитании учащихся...
Программа развития классного коллектива классного руководителя
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных ...
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс
Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...