Классный час по теме "Хочу у зеркала спросить..."зеркало в литературе и физике.
методическая разработка (11 класс) на тему
Тема: «Хочу у зеркала спросить …» Зеркало в литературе и физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час.
(Классный час проводят преподаватель физики и преподаватель литературы)
Тема: «Хочу у зеркала спросить …» Зеркало в литературе и физике.
Цель: 1. Показать зеркало с точки зрения физики и литературы.
2. Расширить знания о зеркале с точки зрения физики.
3. Объяснить загадки зеркала, описанные в литературных произведениях, с точки
зрения физики
4. Учить обучающихся выразительному чтению, развивать умение выступать перед
аудиторией.
5. Развивать интерес к изучаемым предметам (физика, литература)
Оформление: кабинет оформлен как музей, в котором собраны разные виды зеркал, горят
свечи, подготовлен слайд – фильм, фрагмент фильма по роману
И.С.Тургенева «Отцы и дети», книжная выставка,
Ход занятия.
Музей зеркал. Вечер, музей закрывается. Старый сторож обходит зал.
Сторож. (проходит по кабинету, стучит в колотушку, гасит свечи)
Вот и закончился день, опустел зал. Тихо. Можно и отдохнуть. (уходит)
В кабинете темно. Слышатся голоса. Со свечками в руках выходят преподаватели физики и литературы.
Пр. физики.
Вы предлагаете провести классный час в музее?
Пр. литературы.
Конечно, вы посмотрите, как здесь интересно! Я думаю, что вот это зеркальце было дано в приданое царице: «ей в приданое дано было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело, говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила и, красуясь, говорила: Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» А в этом зеркале во время гадания Светлана пыталась увидеть своего жениха. Это зеркало, я думаю, зеркало Тролля из сказки «Снежная королева». Это зеркало зла, оно искажает истину, смеётся над красотой и добром. Герои литературных произведений любят смотреть в зеркало, а иные исчезают в его таинственной глубине, как, например, Алиса из сказки Льюся Кэрролла.
Пр. физики. Может быть, нам пора начинать классный час. Ребята уже здесь, в музее,
сторож крепко спит, а ведь ночь в музее пройдёт очень быстро.
Пр. литературы. Ну, что? Начинаем. Тема классного часа: «Хочу у зеркала спросить».
Зеркало в физике и в литературе.
Выходят 2 обучающихся. Большая красивая рама имитирует зеркало. Обучающиеся
становятся по обе стороны рамы (один смотрится в зеркало, другой – его отражение,
один говорит, другой повторяет за ним, слова произносят по одной строчке)
Зеркала – на стене.
Зеркала – на столе.
Смотрят два близнеца,
Друг за другом следя.
Жизни точный двойник,
Крепко преданный ей,
Даже взгляд и кивок,
И бровей два крыла.
Пр. физики рассказывает из истории зеркала.
Обучающийся продолжает рассказ преподавателя.
Есть у зеркала свои особенности, их можно проверить. Глядя на се6я в зеркало, можно увидеть, что изображение имеет такие же размеры, какие имеет ваше тело.
Сделаем шаг вперёд к зеркалу – изображение в зеркале сделает шаг вперёд.
Сделаем шаг назад – изображение сделает шаг назад.
Возьмём в правую руку книгу, изображение «возьмёт» книгу в левую руку.
Вот мы и убедились, что в мире зазеркалья всё наоборот.
Прочитайте, что здесь написано (зеркало), а в зеркале?
Давайте попробуем проверить, грамотный ли ваш двойник. (выходит учащийся, глядя в зеркало, пробует написать какую – либо фразу.)
Каждый раз, подходя к зеркалу, вы видите не себя, а полную вашу
противоположность – античеловека, антисебя.
Обучающийся.
Сегодня зеркала нащли широкое применение в жизни. Они являются основной частью приборов, помогают нам лучше видеть и изучать окружающий мир.
Зеркала находят применение в телескопах, микроскопах, биноклях, увеличителях, их используют врачи, разглядывая ухо, горло, глаз. Приборы с зеркалами помогают морякам определить положение корабля.
Зеркала, которыми снабжены сейсмографы, записывают на фотобумаге колебания земной
коры. Зеркала всюду, начиная с Архимеда, который в 213 году до нашей эры использовал
зеркала для обороны города – крепости Сиракузы.
( Обучающийся читает стихотворение, в это время демонстрируется опыт с зеркалами)
Пришла в Сицилию война.
Пришла неотвратимо.
До Саракуз дошла она
С жестоким войском Рима.
Но тьма врагам не помогла.
А утром: «К бою, зеркала!»
Лишь солнце вышло - Архимед
Направил зеркалами свет.
Луч корабли Марцелла сжёг!
Марцелл вскричал: «Сторукий бог!
Как можно с ним вести войну,
Когда весь флот пошёл ко дну!»
Обучающийся (рассказывает, показывая, как это произошло, на проекторе)
Я объясню вам, почему загорели корабли.
Руководил обороной крепости великий древнегреческий математик, механик и изобретатель Архимед. Он применил новое, невиданное для того времени оружие. По указанию Архимеда, греческие воины расположили на крепостной стене, смотрящей на море, отполированные бронзовые зеркальные щиты, каждый из которых мог перемещаться с помощью рычагов и шарниров. Вместе эти щиты образовали одно огромное зеркало. Сфокусированные солнечные лучи были направлены на римские корабли, изготовленные из просмолённого, легковоспламеняющегося кедра. Суда, находящиеся на передней линии, запылали, как факелы, остальные обратились в паническое бегство. Изобретение Архимеда, «зажигательные зеркала», у последующих поколений историков вызвало сомнение.
И вот в 1973 году греческий инженер – механик Сакас решил проверить эти зажигательные зеркала на практике. В солнечный день, недалеко от Афин, примерно в 50 метрах от берега было поставлено на якорь судно, построенное по древним чертежам и технологиям. На берегу стояли участники эксперимента, каждый держал в руках плоское зеркало из полированной меди размером 91 на 50 см. По команде начали поднимать и поворачивать зеркальные щиты в поисках оптимального угла отражения. Поначалу ничего не происходило. Но вдруг судно задымилось и через какое – то время вспыхнуло ярким пламенем.
Вот так через тысячелетия было подтверждено изобретение Архимеда.
Инсценирование отрывка из баллады В.Жуковского «Светлана». Перед зеркалом.
От автора:
Тускло светится луна в сумраке тумана –
Молчалива и грустна милая Светлана.
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится.
Светлана:
Загадаю…
В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Я узнаю жребий свой:
Стукнет в двери милый мой
Лёгкою рукою.
Тёмно в зеркале: кругом
Мёртвое молчанье:
Свечка трепетным огнём
Чуть лиёт сиянье…..
Робость так волнует грудь,
Страшно мне туда взглянуть,
Страх туманит очи…
От автора:
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит.
Робко в зеркало глядит:
Занялся от страха дух.
Глядит: милый к ней
Простирает руки.
Светлана пугается, закрывает лицо руками. Выходят 2 обучающихся, объясняют данное явление:
1. Что случилось?
2. В зеркале нет никого. Нет здесь твоего суженого – ряженого.
1. Да и за зеркалом нет никого.
2. Посмотри сюда. Лучи света отражаются от зеркала по определённым правилам. Угол, под которым лучи встречают зеркало равен углу, под которым они от него отражаются. Твоя свечка расположена у зеркала таким образом, что светлые пятна упали как раз в требуемые места тени, поэтому тень в зеркале стала желаемым образом – суженым – ряженым.
Светлана. Он же двигался. Я видела своими глазами.
1. А это в физике называется конвекцией – от свечки идёт тепло, воздух нагревается и поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Движения воздуха вызывают колебания свечи, поэтому твой суженый – ряженый движется. Вот так – то.
Обучающаяся исполняет романс на стихи М.И.Цветаевой «Хочу у зеркала спросить …»
Пр. литературы.
Зеркало в литературе. Зеркало – вход в потусторонний мир. В зеркало во время гадания пыталась увидеть своего жениха Светлана из одноимённой баллады Жуковского. Гадание в бане с зеркалом считается страшным гаданием: для того чтобы оно состоялось, нужно самому пересечь границу нечистого пространства и отдать себя во власть тьмы. Другой вариант гадания с зеркалом использует Татьяна Ларина:
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в тёмном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Гадания никак не хотят предсказывать Татьяне того, чего жаждет она, - любви Онегина.
Не может обойтись без зеркала и роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Собственно, весь роман может быть назван зеркальным: как отражения, смотрятся друг в друга Москва и Ершалаим, персонажи одной линии, дробясь, отражаются во множестве персонажей другой линии, Иван Бездомный будет напоминать Левия Матвея (та же погоня, попытка успеть вовремя; мотив ученичества) и Иешуа (портретные переклички, мотив бездомности); Маргарита – и Левия (бросил деньги на дорогу и пошёл за Иешуа – бросила квартиру и налаженный быт и пошла за Мастером), и Волонда; существенны переклички Мастер – Иешуа, Пилат – Стравинский. Есть в романе зеркала в прямом смысле – из одного такого зеркала появляются в нехорошей квартире Воланд со свитой: «Стёпа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами… А рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в чёрное и в чёрном берете….» В зеркале мелькают и пропадают Коровьев, Бегемот, а Азазелло вышел «прямо из зеркала трюмо».
Известны зеркала не только сказкам, но и мифам: с помощью блестящего, как зеркало, щита, побеждает страшную Медузу Персей; навсегда застывает перед своим отражением в зеркальной водной глади Нарцисс.
«На зеркало нача пенять, коли рожа крива» - через образ зеркала выражается основной смысл гоголевского «Ревизора». Комедия и в самом деле оказалась зеркалом, поднесённым к «роже» целого государства.
Зеркало позволяет человеку увидеть себя как другого. Взгляд в зеркало может стать трудным испытанием. В «раме говорящего правду стекла» открывается человеку «одиночество» - так происходит в стихотворении В.Ф.Ходасевича «Перед зеркалом»:
Неужели вон тот – это я?
Разве мама любила такого,
Жёлто – серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
А если отражение в стекле заговорит и в самом деле, то недалеко и до раздвоения личности, сумасшествия, как в «Чёрном человеке» С.А.Есенина. Здесь же и мотов разбитого зеркала, имеющий давние мифологические корни: когда разбивается зеркало, нарушается
граница с миром мёртвых, с царством Смерти …
Зеркало – объект, который призван отразить действительность. Удвоить, копировать её. В каком – то смысле зеркало перерастает рамки предмета и становится принципом, задачей, стратегией.
Теперь мы с вами посмотрим фрагмент кинофильма «Отцы и дети» по роману И.С.Тургенева, эпизод «Павел Петрович Кирсанов вызывает Базарова на дуэль» и попробуем ответить на вопрос: почему разговор Базарова и П.П.Кирсанова происходит на фоне зеркала.
(Просмотр фрагмента. Свободные высказывания обучающихся).
Список произведений, связанных с зеркалами, можно продолжать до бесконечности. Без сомнения, писатели обожают этот предмет. Понаблюдайте со стороны за людьми в момент их общения с зеркалом. Не делается ли их лицо неестественным, напряжённым, как будто они смотрят на кого – то и вынуждены его слушаться. Кто тот человек, который так легко принимает образ любого из нас? И не он ли исподтишка управляет нами – самоуверенными взрослыми, вызывая такие пороки, как гордыня, зависть, жестокосердие, коварство? А может быть, зеркало и есть тот самый запретный плод, из – за которого была повреждена духовная природа человека?
Так что же такое зеркало? Есть ли в нём некий метафизический смысл? Ясно одно: это таинственный, загадочный предмет никого не оставил равнодушным. Зеркало – это загадка для учёных, писатели и поэты тоже обожают этот предмет.
Пр. физики.
Вы слышите? Сторож возвращается?
Входит сторож.
Что за шум? Кто здесь? Никого. А почему горя свечи? Неужели опять забыл погасить? Ох, она память
(Гасит свечи)
Задания для олимпиады по русскому языку.
1.Расставьте ударение в словах.
Апостроф, ведомостей, еретик, кремень, тефтели, позвонишь, договор, эксперт, красивее, искра.
2.Найдите и исправьте ошибки в транскрипции приведённых ниже слов.
Шёл ( ш ол), ширь (шир ), ёж (й ош), всё (фс о), из искры (изыскры), детский (д этск ий), в клуб (вклуп),
панцирь (панцыр ),косьба (касс ба), идёшь (ид ош ).
3.Чем различаются приведённые ниже паронимы?
Единичный – единственный – единый.
Добрый – добротный.
4.В чём заключается особенность употребления выделенных слов в данных предложениях? В каких
отношениях находятся эти слова вне данного контекста?
А матери смерть – это не смерть, а успение. (М.Пришвин)
И – двойника нащупавший двойник – сквозь лёгкое лицо проступит лик. (М.Цветаева)
Подтягин, опрятный, скромный старик, который не ел, а кушал, посмотрел поверх стёкол пенсне на
Ганина. (В.Набоков)
5.От приведённых глаголов образуйте форму 2 – го лица ед. ч. повелительного наклонения.
Помаслить, уведомить, поехать, умилостивить, вывести, напоить, клеить, вымазать, нянчить, вымазать,
выхлестать.
6. Подберите синонимы и антонимы к словам:
Весёлый, огромный, мужественный, умный, добрый, мрак, брать, безделье, кручиниться.
7. Докажите, что прилагательные старый, мягкий, золотой – многозначные слова.
8. Поясните, что обозначают данные фразеологизмы:
Держать в мыслях, Держать в чёрном теле, держать нос по ветру, держать порох сухим, держать
себя в руках, держать сердце на кого, держать язык на привязи.
9.Запишите фразеологизмы, в состав которых входят слова: душа, голова, белка, медведь, ворона,
лошадь, волк.
10.Какие словари нужно использовать при подготовке ответа на данные вопросы?
А) Каково происхождение слов: вдребезги, азбука?
Б) Что означают выражения: танталовы муки, попасть впросак?
В) Правильно поставьте ударения в словах: ворота, маркетинг.
Г) Объясните значение слов: олимпиада, анафора.
Д) Продолжите синонимический ряд: большой, великий
Е) Подберите антонимы к словам: грусть, большой.
Ж) Как образовано слово писательский?
З) Проверьте написание слов: прелестный, винегрет.
11.Графически покажите, каким членом предложения является глагол в неопределённой форме в данных
прмерах:
А) Наложить на себя руки – страшный грех.
Б) Я зашёл проститься.
В) Ему рекомендовали жить в деревне.
Г) Друг начал самостоятельно заниматься спортом.
Д) У меня появилось желание прочитать эту книгу.
12. Изменится ли пунктуация предложения, если из него убрать слова в лугах? Объяснить.
В лугах холодно и резко пахнет росистой зеленью.
13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
В полутора часах, более позднее, четырьмястами студентами, две пары ботинок.
14. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
водитель затормозил.
автомобиль остановился.
машина была остановлена.
движение на дороге приостановилось.
15.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
А) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным
разнообразием.
Б) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения.
В) Вопреки прогноза установилась ясная погода.
Г) В.М.Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и
сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.
16.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить
обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
А) В качестве аргументов в споре могут быть использованы конкретные факты, которые убедительно
подтверждают вашу позицию.
Б) Совестливый человек – это порядочный, честный человек, который имеет чувство достоинства .
В) На протяжении всей своей жизни И.И.Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором
словно черпал новые творческие силы.
Г) Солнце и все тела, которые обращаются вокруг него, образуют Солнечную систему.
17. В каком варианте ответа выделенное слова употреблено неверно?
А) Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые документы.
Б) Аня распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.
В) Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного
мелкой рыбой с костями.
Г) АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло письмо.
18. Какие художественные средства использованы в данных примерах?
А) Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
Б) Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
В) Задремали звёзды золотые,
Улыбнулись сонные берёзки.
Г) Ю.Бондарев написал роман «Горячий снег»
19. Подберите несколько эпитетов к словам: глаза, уши, душа, улыбка.
20. Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Какими синонимами их можно заменить? Сделайте такую
замену и перепишите текст.
После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике
ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных
мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключени…
начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлени… говорилось о мероприятиях по
улучшению дисциплины и повышени… производительности труда.
21. Напишите правильно.
Повернуть впрв…, показаться справ…, посмотреть напрв…, вытереть досух…, накормить досыт…,
встречать изредк…, смотреть искос…, переписать ннабел…, посмотреть влев…, вернуться засветл…
22.Выпишите основы предложения, определите вид простого предложения.
Длинные тени от деревьев потянулись по снегу.
В лесу можно было заблудиться.
Посидите на берегу с удочкой.
Осень.
Прошли лес.
Уже смеркалось.
В комнате стало тихо.
Листья опадают с деревьев.
23. Исправьте грамматические и речевые недочёты.
Врача не смущали далёкие расстояния, он объехал самые далёкие.
Лиза была домработницей в доме Фамусова.
Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил капитан команды.
Я ложу книги в портфель, он становится ещё более толще, и я с трудом закрываю его.
Поза лица Жилина задумчивая.
Вдруг из – за леса показался вой волков.
24. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать; «Бис!». Я объяснил ему,
что так кричать нельзя. Почему?
25.Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесники, лесничий, лесенка, лесником, лесничество, слесарь.
26. Выпишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым следует поставить тире.
А) Первое укрытие большая белая шлюпка, подвешенная на цепях к железным стойкам.
Б) Парк это архитектура и ботаника, живопись и скульптура, история м сегодняшний день.
В) Суриков исторический живописец.
Г) Что же, сказка это работа.
Д) Он титан.
Е) Задача больших мельниц, насосных станций, шлюзов регулировать обширное, сложное водное
хозяйство.
Ж) Ветви стволов как своды храма, возведённые самой природой27. Что вы думаете по поводу высказывания К.Паустовского? (напишите 5 предложе«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"
В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй ро...
Литература по физике
Выходные данные учебной литературы по физике...
Интегрированный урок литературы и физики в 11 классе "Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКлитературы и физики в 11 классе«Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении»(к 120-летию со дня смерти поэта)Форма урока: интегрированный урок лит...
Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления
Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...
Список электронной литературы по физике
Список содержит названия электронных учебников ,используемыз мной при работе....
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и перенапряжения
План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и пе...