Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином и патриотом"
рабочая программа (11 класс) на тему
Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она расчитана на два года для учащихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по патриотическому воспитанию
«Стань гражданином и патриотом»
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Пояснительная записка.
Программа «Стань гражданином и патриотом» разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ» и программой воспитательной работы школы «Я-волоколамец». Она определяет основные пути развития гражданско-патриотического воспитания старшеклассников и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности; представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
ЦЕЛЬ данной программы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу; воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- формирование у подрастающего поколения чувства гордости и верности Родине, готовности к служению Отечеству, выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;
- формирование у учащихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края; изучение истории своей семьи, школы, района
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание любви к родному краю, Родине, её истории, культуре, традициям;
- привитие культуры отношений, навыков общественной жизни;
- создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического развития юношей и девушек;
- повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества.
Модель “Гражданина - патриота России”
соблюдающая духовные, правовые и обще
человеческие
заповеди
имеющая
твердую социально-активную позицию гражданина
обладающая
культурой мысли и речи
духовно и физически здоровая
личность «Гражданина и патриота России»
знающая историю и культуру своей страны
способная само-развиваться
духовно и физически здоровая
творчески мыслящая
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином и патриотом” у ребят к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, поселения, района, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Основные направления реализации программы:
- разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание;
- внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся через проекты и внеклассную работу;
- использование воспитательного потенциала школьных средств информации;
- исследовательская деятельность учащихся, направленная на изучение исторического наследия, народной культуры;
- экскурсионная, лекционная и просветительская работа посредством музейной педагогики;
- использование системы дополнительного образования;
- взаимодействие с социумом.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию:
цени и оберегай свое Отечество;
овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
дорожи историей своего народа;
свято относись к символике своей страны;
береги красоту своего края.
Этапы реализации программы:
I этап: практический – 2011 -2012 учебный год.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи: определить содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; развивать ученическое самоуправление; расширять и укреплять связи и отношения классного коллектива с учреждениями социума; вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; проводить мониторинг реализации программы; принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию различного уровня.
II этап: аналитический – 2012-2013 учебный год.
Цель: формирование основных элементов системы патриотического воспитания: гражданских навыков и осознанного отношения к базовым ценностям.
Задачи: обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу.
Методика изучения эффективности воспитательной деятельности.
В рамках реализации Программы используется методика изучения эффективности воспитательной деятельности основанная на критериях, разработанных В.В.Пионтковским:
- Целенаправленность (учащиеся имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии).
- Патриотическая деятельность (система различных ситуаций, сфер деятельности учащегося, в которой он усваивает понятия «патриотизм», «Отечество», «Родина», «конституционный долг» и т.п.; комплекс практических мероприятий, направленных на подготовку к выполнению конституционного долга в мирное и военное время).
- Готовность к выполнению конституционного долга, достойному служению Отечеству (выполнение требований Конституции РФ, определяющих обязанности и права гражданина в мирное и военное время).
- Дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны, а если и происходят, то редко и не имеют системы).
- Коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности).
- Знание истории России, Волоколамского района, Осташева (добросовестное отношение к изучению предмета, знание основных периодов, выдающихся граждан, умение оперировать историческими датами и приводить примеры).
- Здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков (наркотических средств), активные занятия физической культурой и спортом).
Реализация воспитательного взаимодействия.
Личность ученика |
Учебная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Внешкольная деятельность |
Молодёжный совет |
Дом культуры |
ЦТиД «Солнышко» |
Краеведческий музей |
Совет ветеранов |
ДЮСШ |
Практические занятия |
Факультативы |
Социальные
проекты
КТД, праздники |
Самоуправление |
Допобразование, Клуб «Патриот» по интересам спортивные секции |
Школьные традиции |
Предметные недели |
Управление процессом воспитания.
Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:
1. Совместная работа с:
отделом молодёжной политики при администрации Волоколамского района;
общественными организациями (Дом культуры, Краеведческий музей, библиотека, ЦТиД «Солнышко», Совет ветеранов)
2. Самообразовние:
повышение квалификации классных руководителей;
знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати, интернет-ресурсам;
МО классных руководителей;
Семинары для классных руководителей.
3. Сбор информации:
педагогические наблюдения;
анкетирование;
анализ собранной информации;
график диаграмм.
4. Планирование:
разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
5. Коррекция:
анализ воспитательной работы;
корректировка плана и программы.
6. Создание условий для развития учащихся:
доброжелательный микроклимат в ученическом коллективе;
сотрудничество с педагогами дополнительного образования и воспитания, с учителями-предметниками;
тесная связь семьи и школы, проведение совместных КТД;
взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;
работа с активом учащихся.
Основные направления воспитательной работы.
Актуальные направления | ||
программы школы "Я-волоколамец" | Программы класса "Стань гражданином и патриотом" | Основная цель |
Учебно-познавательное, проектное | «Грамоте учиться – всегда пригодится» | способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе, |
Диагностическое | «Свет мой, зеркальце, скажи» | изучение эффективности воспитательного процесса. |
Патриотическое "Память поколений" | «…патриотом быть обязан» | содействие формированию чувства гордости за свою Родину, потребностей в изучении родного края, своей истории |
Трудовое "Умельцы земли Подмосковной" | «Не бывает скуки, коли заняты руки» | содействие формированию потребностей в трудовой самоорганизации |
Краеведческое "Моя малая родина" | «Каков есть, такова и честь» | содействовать формированию у школьников нравственно – эстетических норм и правил поведения |
Художественно-творческое "Юные таланты Московии" | «В царстве красоты» | содействовать развитию у школьников творческих способностей |
Спортивно-оздоровительное "Олимпийские надежды" | «В здоровом теле – здоровый дух» | содействовать сохранению и укреплению нравственного, психологического и физического здоровья, формирование потребностей в ЗОЖ. |
Экологическое "Моя Земля- мой дом" | «Живое рядом» | Развитие ответственности детей в решении экологических проблем |
Правовое "Юные правоведы" | «Имею право, но…» | создание оптимальных условий для формирования гармоничной личности с активной жизненной позицией и ее успешной самореализацией в социуме, мотивированной социально - полезной деятельностью, исключая правонарушения и преступления; Воспитание уважения к законам и нормам коллективной жизни. Включение в политическую деятельность; Развитие научного и творческого потенциала личности. |
Профилактика ДТП "Детям Подмосковья - безопасные дороги" | "Это должен знать каждый!" | подготовка к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, верным и безопасным выходам из чрезвычайных ситуаций, формирование личностного безопасного участия в транспортной среде. |
Самоуправление "Зажги свою звезду" | помочь изменить позицию учащегося от потребителя к творцу, от исполнителя к организатору. | |
Коррекционное | «Совершите чудо» | создание условий для положительного разрешения конфликтов; для работы с одарёнными детьми; с детьми, проявляющими лидерские качества; с детьми, имеющими проблемы в общении. |
Сотрудничество | «Ты, да я, да мы с тобой» | развитие эффективности взаимодействия социума, семьи и классного коллектива в воспитании детей |
Мероприятия по реализации программы.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Заседание Актива класса по вопросам планирования. | Сентябрь | Классный руководитель староста класса |
2. | Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий | Постоянно. | классный руководитель родительский комитет |
3. | Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы | Постоянно. | Классный руководитель учителя – предметники. |
4. | Выступление агитбригады «Верю в Россию, верю в себя!» | 1 четверть | Классный руководитель |
5. | Подготовка к научно – практической конференции «Наследие» | Октябрь, февраль. | Классный руководитель Краеведческая группа «Истоки» |
6. | Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах. | май | Классный руководитель |
7. | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам . | В течение года | Классный руководитель, Учитель обществознания, истории |
8. | Участие в туристическом слете | июнь | Родительский комитет |
9. | Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам. | В течение года | Классный руководитель, Учитель физкультуры |
10. | Постановка спектаклей о ВОв | апрель | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования |
11. | Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов. Встречи с ветеранами локальных войн. | февраль | Классный руководитель, учителя русского языка и литературы |
12. | Проведение месячника оборонно-спортивной работы. | Ежегодно, февраль. | Классный руководитель Учитель ОБЖ |
13. | Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» | Ежегодно, май. | Классный руководитель Актив класса |
14. | Организация показа и обсуждение фильмов на военно-патриотические темы. | В течение года | Краеведческая группа «Истоки» Классный руководитель |
15. | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему. | В течение года | Классный руководитель Актив класса |
16. | Освещение опыта работы класса по военно-патриотическому воспитанию в СМИ. | Постоянно. | Классный руководитель Актив класса |
17. | Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников | Постоянно. | Классный руководитель |
18. | Организация походов по родному краю. | Постоянно | Классный руководитель. |
19. | Проведение традиционного устного журнала по изучение государственной символике РФ | декабрь | Классный руководитель. Актив класса |
План реализации программы на 2011 – 2012 учебный год.
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Классные часы « Есть такая профессия – Родину защищать». | сентябрь | Краеведческая группа «Истоки» |
2. | Проведение спортивных мероприятий, посвящённых 70-летию Битвы под Москвой. | сентябрь | Советники по спорту |
3. | Передвижная выставка в школьном музее «Версты Победы» | октябрь | Советники по образованию и культуре |
4. | Краеведческие чтения «Из истории нашего края». | октябрь | Краеведческая группа «Истоки» |
5. | Выставка «История в рисунках» | ноябрь | Советники по культуре |
6. | Школьные краеведческие чтения «Война в судьбе моей семьи». | ноябрь | Краеведческая группа «Истоки» |
7. | Уроки мужества «Битва за Москву». | декабрь | Советники по образованию и культуре |
8. | Акция «Ветеран живет рядом» | постоянно | Советники по труду |
9. | Оформление стенда «Москва! Твоя оборона идет через наши сердца» | Январь | Советники по информации и печати |
10. | Составление летописи «Шаги Победы». | февраль | Краеведческая группа «Истоки» |
11. | Литературно – музыкальная композиция «И помнит мир спасённый» | февраль | Советники по культуре |
12. | Военно- спортивный праздник «Эстафета славы». | февраль | Советники по спорту |
13. | Смотр строя и песни «Завтра в строй!» | февраль | Советники по спорту |
14. | Уроки мужества с участием ветеранов ВОВ и тружеников тыла. | февраль | Краеведческая группа «Истоки» |
15. | Участие в научно-практических конференциях | В течение года | Краеведческая группа |
16. | Участие в районных спортивных соревнованиях. | В течение года | Советники по спорту |
17. | Конкурс – выставка рисунка «Солдат Победы!» | март | Советники по культуре |
18. | Конкурс чтецов «Салют, Победа!» | апрель | Советники по культуре |
19. | Уборка территории вокруг памятника погибшим воинам. | В течение года | Советники по труду |
20. | Акция «Цветы на граните» | В памятные даты | Актив класса |
21. | Участие в пробеге, посвященном Дню Победы | май | Советники по спорту |
22. | Концерт – реквием «Фронтовые письма» | май | Советники по культуре |
23. | Акция «Свет в окне» | Постоянно | Советники по труду |
Формирование гражданского отношения к себе.
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы, Моё жизненное предназначение. Я – носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей. Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной деятельности | Акции милосердия «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Подарок первоклассникам». Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте, тренинги общения, аутотренинги, тесты. Праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих способностей: «Радуга талантов», «Креатив-парад», «Алло, мы ищем таланты» и др. Литературные и музыкальные гостиные. Кружки: хореографические, изобразительного искусства, музыкальные, прикладного и технического творчества; спортивные секции. | Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина. |
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки. | Родительские недели (изучение семьи и её родословной). Вечера откровенного разговора. Совместные спортивные мероприятия (учителя, дети, родители). Совместные вечера художественного плана (дети, родители, учителя). Концерты «От всей души», «В лучах весны вы улыбайтесь!» (для родителей). Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи. Конкурсы сочинений: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением | Сформировать понятия сущности социальных ролей: · настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством; · настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям; · настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово; · настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться |
Формирование гражданского отношения к искусству.
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии. | Беседы на тему искусства; Гостиные (поэтические, музыкальные, театральные) Встречи с деятелями искусств. Поездки в театр. Театральные постановки. Романовские встречи. Муравьевские чтения | Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности |
Формирование гражданского отношения к школе.
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
| Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы. Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей. Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем». Анкетирование «Ваши профессиональные намерения». Выставки, ярмарки. Дни самоуправления Предметные недели. | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся. |
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. | Проектно-исследовательская деятельность. Музейные уроки, краеведческая работа Акции: «Моё Отечество», «Отчий край». «Земля – мой дом», «Забота». Вечера: «Знай своё Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Спортивные праздники: «Салют, Победа!, «Когда поют солдаты». Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии. Уроки мужества. Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты своё Отечество?». | Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. |
Формирование гражданского отношения к планете.
Содержание: | Формы реализации: | Предполагаемый результат деятельности: |
Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция. | Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов
| Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. |
Примерная тематика классных часов.
10 класс
-Родина для меня, я для Родины.
-То, чем можно гордиться, говоря о Родине.
-Если бы я был президентом…
- «У моей России щедрая душа…»Россия на мировой арене.
-О моих правах и обязанностях.
-О защитниках страны. Вчера. Сегодня. Завтра.
- Что значит быть человеком?
-О свободолюбии и личной свободе.
-О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях.
11 класс
-О патриотизме ложном и мнимом.
-«Родина моя! Хочу, чтоб услыхала ты ещё одно признание в любви!» Об эмигрантах и эмиграции.
- «Хорошо там, где нас нет?!»
-Фашизм в истории человечества и в жизни каждой семьи.
- «… гражданином быть обязан…»
-Места России, в которых мне хотелось бы побывать.
- «Не проходите мимо!» Что стоит за этими словами?
-О человеческой благодарности, памяти и беспамятстве.
-Как прожить жизнь так, чтобы потом сказать: «Жизнь удалась»
-Как жить в гармонии с собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
Программа военно-патриотического палаточного лагеря «Растим патриотов» Мензелинского муниципального района РТ
Цель программы:• Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.• Подготовка ...
Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...
Отзыв программы "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ" гражданско-патриотического направления.
Программа гражданско - патриотического воспитания «Я -гражданин и патриот» среди обучающихся 1-4 классов» на 2018 - 2021 годы обусловлена тем что, становление гражданской ...
«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно вли...