"Классный руководитель: управляем воспитательным процессом"
методическая разработка по теме

Горбатых Елена Михайловна

методические рекомендации для классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_dlya_klassnyh_rukovoditeley.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено приказом

Управления образования

Администрации Зырянского района

от 02.02.2012    № 67

Методические рекомендации

«Классный руководитель:

управляем воспитательным процессом»

Составила:

методист ИМК

Управления образования

 Администрации Зырянского района

Горбатых Е.М.

с. Зырянское

2012

Пояснительная записка

При введении ФГОС нового поколения изменились цели  воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности. Без системной и организованной работы классного руководителя  внедрение ФГОС  в воспитательной сфере  невозможно.

Для построения успешной (эффективной) модели  воспитательной деятельности классного руководителя необходимо следующее:

  1. Долгосрочное планирование процесса воспитания в классе (для этого нужно провести детальный анализ, выявить проблемы класса, установить цели и задачи и только после этого запланировать мероприятия и коллективные дела в классе). Главное – видеть впереди идеальный образ своего класса в целом, не упуская из вида  каждую личность этого коллектива!
  2. Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей.

(Всегда нужно задавать себе вопрос: для чего мы будем ЭТО делать? Какой потенциал личности мы будем развивать: интеллектуальный, эмоциональный, физический, коммуникативный, эстетический? Ни одно организуемое  дело не проводится только просто ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Любое дело должно внести вклад в развитие детей.)

3.Системность осуществления воспитательного взаимодействия (Системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования (программа, воспитательная система), но и в рамках классного сообщества. Посредством  чего этого можно достигнуть? Определить приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. Например: проектная деятельность, краеведческая, экологическая, или деятельность, направленная на проявление индивидуальных способностей детей.)

Данные методические рекомендации составлены с учётом вышеуказанных критериев, в целях повышения уровня организации воспитательной работы и регламентирования деятельности  классных руководителей Зырянского района. Для достижения этих целей ниже представлены следующие материалы:

  1. Типовая должностная инструкция классного руководителя.
  2. Характеристика деятельности классного руководителя.

                    3. Деятельность классного руководителя в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

                          4. Циклограмма деятельности классного руководителя.

                          5. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы.

                          6. План анализа воспитательной работы с классом.

                          7. Критерии деятельности классного руководителя.

        

        

1. Типовая должностная инструкция классного руководителя

                                                                     I. Общие положения
1. Классный руководитель относится к категории специалистов.
2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую)
3. Классный руководитель должен знать:

3.1. Конституцию Российской Федерации.
3.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
3.3. Конвенцию о правах ребенка.
3.4. Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену.
3.5. Педагогическую этику.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся.
3.7. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

4. Классный руководитель подчиняется непосредственно_____ (директору учреждения; иному должностному лицу)
5. На время отсутствия классного руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
                   
II. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель:
1. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.
3. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося.
4. Способствует развитию общения.
5. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями.
6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося.
7. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности.
8. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
9. В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы).
10. Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
11. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
12. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

                                                III. Права классного руководителя
Классный руководитель вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя организации).
5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

                                       IV. Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

2.Характеристика деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Формы работы классного руководителя.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

- определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

Специфика работы классного руководителя, его основные функции и обязанности

Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.

Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:

- организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);

- воспитательную (формирование личности и коллектива)

- коммуникативную (организация общения);

- координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

- коррекционную (преобразование, изменение личности);

- экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

- административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

3. Деятельность классного руководителя в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

-Выявление обучающихся группы риска;

- Создание благоприятных условий для развития личности трудного ребёнка;

- Индивидуальная работа со слабоуспевающими трудными обучающимися и их семьями;

- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях и умениях трудных обучающихся;

- Выстраивание системы дополнительных занятий, помощи, консультирования;

- Помощь трудным обучающимся в установлении отношений с одноклассниками, выполнении общественных поручений;

- Включение в работу кружков, секций, вовлечение в деятельность класса;

- Совместная работа с  семьёй, общественностью, правоохранительными органами;

- Посещение семей группы риска;

- Работа по привлечению детей группы риска  в работу лагерей дневного пребывания, труда и отдыха, и т.д. в летний период.  

- Профориентационная работа  с обучающимися и родителями.

4. Циклограмма деятельности классного руководителя:

Ежедневно

Работа с опаздывающими (непосещающими) обучающимися и выяснение причин их отсутствия на уроках. Работа по внешнему виду обучающихся. Организация питания, ведение ежедневной ведомости питания обучающихся, получающих дотационное  питание. Организация дежурства в классном кабинете, поддержания чистоты и порядка в нем в течение всего дня. Индивидуальная работа с обучающимися.

Еженедельно

Проверка дневников обучающихся.

Работа по воспитательному плану, час общения.

Работа с родителями (по необходимости).

Работа с учителями – предметниками.

Встреча с медработником по справкам о болезни обучающихся.

Ежемесячно

Посещение уроков в своем классе.

Консультации с психологом по проблемам классного коллектива.

Встреча с родительским активом.

Совещание при зам.директора по ВР.

Строгая отчетность по дотационному питанию в последний день месяца.

Раз в четверть

Оформление классного журнала по итогам четверти.

Участие в семинаре (учебе) классных руководителей.

Анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, коррекция плана на следующую четверть.

Проведение родительского собрания.

Раз в год

Проведение открытого мероприятия.

Оформление личных дел обучающихся.

Анализ воспитательной работы за год, планирование работы на следующий учебный год.

5.Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы:

  1. Определение цели и задач. Цель – это то, ради чего организовано мероприятие. При этом формируются 2-3 задачи как предметные (для обучающихся), так и воспитательные (для классного руководителя).
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра (например: пресс-конференция, дискуссия, вечер отдыха) и названия мероприятия.
  3. Создание психологического настроя:  рассказ о предстоящем деле, прогнозирование результатов, выпуск стенгазеты, написание объявления.
  4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников, распределение ролей и поручений, выбор места,  времени, изготовление костюмов и атрибутики.

В проведении самого воспитательного мероприятия важны следующие элементы:

- начало (психологический настрой на дальнейшее действие);

- содержательная часть (деятельность педагогов и обучающихся, направленная на достижение воспитательной и предметной цели);

- финальная часть (принятие решения, обращение, награждение).

  1. Педагогический анализ, проводимый на двух уровнях:

  а) Обсуждение с учащимися успешности результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем.

  б) Собственно педагогический анализ воспитательного результата:

- достижение цели и решение задач;

-  характеристика эффективности выбранных средств, методов и приёмов;

- степень активности участников и удовлетворённость участием в деле;

- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;

- место мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе.

6. План анализа воспитательной работы с классом:

Краткая характеристика коллектива и отдельных учащихся:

- общие сведение об учащихся и их семьях;

- общественная и познавательная активность учащихся;

- ответственность за общее дело;

- самодисциплина;

- умение преодолевать возникающие трудности;

- культура поведения в школе и в быту;

- трудолюбие;

- уважение к закону.

2. Воспитательные цели и задачи, поставленные в прошлом году (причины невыполнения тех или иных из них).

3. Содержание воспитательного процесса: какие формировались знания, умения, навыки, привычки и т.д.

4. Использованные формы воспитательной работы (классные часы, собрания, экскурсии, коллективные творческие дела и т.д.).

5. Использованные методы (личный пример, убеждение, требование, стимулирование, беседа, разъяснение, игра, соревнование, определение перспективы и т.д.).

6. Условия воспитания.

Внутришкольные:

- санитарно-бытовые; - гигиенические; - эстетические.

Внешние:

- социально-культурная среда; - общественные ценности.

7. Средства воспитания:

- ученический коллектив (уровень сплочённости,  сформированность общественного мнения, традиции, наличие лидеров, неформальных групп общения, изолированных учащихся);

- развитие ученического самоуправления (его эффективность).

8. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

- с педагогически запущенными детьми (количество состоящих на учёте, количество снятых с учёта, причины постановки на учёт, характеристика методов и приёмов, использованных в работе);

- с детьми, не проявляющими заинтересованность в учёбе;

- с одарёнными обучающимися.

9. Работа с педагогическим коллективом:

- предъявление единых педагогических требований к обучающимся;

- уровень воспитания обучающихся в учебном процессе;

- участие педагогов во внеурочной и классной воспитательной работе;

- взаимодействие с руководителями кружков и секций.

10. Работа с родителями и общественностью:

- степень надёжности взаимодействия с семьёй (единство позиций, требований);

- тематика родительских собраний, их результативность.

11. Результат воспитательной работы:

- уровень воспитанности, динамика его изменения, факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности;

- расхождение целей и реальных результатов, причины.

7. Критерии деятельности классного руководителя:

- соблюдение сроков и отсутствие  замечаний при заполнении журнала;

- ведение папки воспитательной работы (постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы);

-проведение родительских собраний и  ведение протоколов родительских собраний;

- проверка дневников обучающихся;

- создание портфолио обучающихся;

- ведение папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-педагогических исследований;

- организация массовых  классных мероприятий;

- организация участия классного коллектива в творческих делах школы и во внешкольных мероприятиях;

- проведение классных часов;

- вовлечённость каждого ученика в значимую для него деятельность;

- организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;

- участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках школы, района, области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет классного руководителя о воспитательной работе

ФОРМА годового отчета классного руководителя об организации воспитательной работы в школах пенитенциарной системы...

Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе

Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...

Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы

В своей статье хочу рассказать о том, что роль классного руководителя является важной и необходимой частью в жизни ученика и их родителей....

Современный классный руководитель в воспитательном процессе образовательного учрежедния

Выступление Т.А. Корчагиной, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области, на городской конференции классных руководителей по теме: "Современный класс...

Выступрение на МО классных руководителей "Использование воспитательного потенциала притч".

Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников....