"Классный руководитель: управляем воспитательным процессом"
методическая разработка по теме
методические рекомендации для классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_dlya_klassnyh_rukovoditeley.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено приказом
Управления образования
Администрации Зырянского района
от 02.02.2012 № 67
Методические рекомендации
«Классный руководитель:
управляем воспитательным процессом»
Составила:
методист ИМК
Управления образования
Администрации Зырянского района
Горбатых Е.М.
с. Зырянское
2012
Пояснительная записка
При введении ФГОС нового поколения изменились цели воспитательного процесса в школе: сегодня мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врождённые таланты и способности. Без системной и организованной работы классного руководителя внедрение ФГОС в воспитательной сфере невозможно.
Для построения успешной (эффективной) модели воспитательной деятельности классного руководителя необходимо следующее:
- Долгосрочное планирование процесса воспитания в классе (для этого нужно провести детальный анализ, выявить проблемы класса, установить цели и задачи и только после этого запланировать мероприятия и коллективные дела в классе). Главное – видеть впереди идеальный образ своего класса в целом, не упуская из вида каждую личность этого коллектива!
- Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей.
(Всегда нужно задавать себе вопрос: для чего мы будем ЭТО делать? Какой потенциал личности мы будем развивать: интеллектуальный, эмоциональный, физический, коммуникативный, эстетический? Ни одно организуемое дело не проводится только просто ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Любое дело должно внести вклад в развитие детей.)
3.Системность осуществления воспитательного взаимодействия (Системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования (программа, воспитательная система), но и в рамках классного сообщества. Посредством чего этого можно достигнуть? Определить приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. Например: проектная деятельность, краеведческая, экологическая, или деятельность, направленная на проявление индивидуальных способностей детей.)
Данные методические рекомендации составлены с учётом вышеуказанных критериев, в целях повышения уровня организации воспитательной работы и регламентирования деятельности классных руководителей Зырянского района. Для достижения этих целей ниже представлены следующие материалы:
- Типовая должностная инструкция классного руководителя.
- Характеристика деятельности классного руководителя.
3. Деятельность классного руководителя в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Циклограмма деятельности классного руководителя.
5. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы.
6. План анализа воспитательной работы с классом.
7. Критерии деятельности классного руководителя.
1. Типовая должностная инструкция классного руководителя
I. Общие положения
1. Классный руководитель относится к категории специалистов.
2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую)
3. Классный руководитель должен знать:
3.1. Конституцию Российской Федерации.
3.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
3.3. Конвенцию о правах ребенка.
3.4. Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену.
3.5. Педагогическую этику.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся.
3.7. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
4. Классный руководитель подчиняется непосредственно_____ (директору учреждения; иному должностному лицу)
5. На время отсутствия классного руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель:
1. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов.
3. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося.
4. Способствует развитию общения.
5. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями.
6. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося.
7. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности.
8. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
9. В соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни обновляет содержание жизнедеятельности коллектива класса (группы).
10. Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
11. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
12. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
III. Права классного руководителя
Классный руководитель вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя организации).
5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
2.Характеристика деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающими и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определить содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критерием: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя: организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.
Специфика работы классного руководителя, его основные функции и обязанности
Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.
Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:
- организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);
- воспитательную (формирование личности и коллектива)
- коммуникативную (организация общения);
- координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
- коррекционную (преобразование, изменение личности);
- экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
- административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
- Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
- Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
- Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
3. Деятельность классного руководителя в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
-Выявление обучающихся группы риска;
- Создание благоприятных условий для развития личности трудного ребёнка;
- Индивидуальная работа со слабоуспевающими трудными обучающимися и их семьями;
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях и умениях трудных обучающихся;
- Выстраивание системы дополнительных занятий, помощи, консультирования;
- Помощь трудным обучающимся в установлении отношений с одноклассниками, выполнении общественных поручений;
- Включение в работу кружков, секций, вовлечение в деятельность класса;
- Совместная работа с семьёй, общественностью, правоохранительными органами;
- Посещение семей группы риска;
- Работа по привлечению детей группы риска в работу лагерей дневного пребывания, труда и отдыха, и т.д. в летний период.
- Профориентационная работа с обучающимися и родителями.
4. Циклограмма деятельности классного руководителя:
Ежедневно
Работа с опаздывающими (непосещающими) обучающимися и выяснение причин их отсутствия на уроках. Работа по внешнему виду обучающихся. Организация питания, ведение ежедневной ведомости питания обучающихся, получающих дотационное питание. Организация дежурства в классном кабинете, поддержания чистоты и порядка в нем в течение всего дня. Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно
Проверка дневников обучающихся.
Работа по воспитательному плану, час общения.
Работа с родителями (по необходимости).
Работа с учителями – предметниками.
Встреча с медработником по справкам о болезни обучающихся.
Ежемесячно
Посещение уроков в своем классе.
Консультации с психологом по проблемам классного коллектива.
Встреча с родительским активом.
Совещание при зам.директора по ВР.
Строгая отчетность по дотационному питанию в последний день месяца.
Раз в четверть
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Участие в семинаре (учебе) классных руководителей.
Анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, коррекция плана на следующую четверть.
Проведение родительского собрания.
Раз в год
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел обучающихся.
Анализ воспитательной работы за год, планирование работы на следующий учебный год.
5.Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы:
- Определение цели и задач. Цель – это то, ради чего организовано мероприятие. При этом формируются 2-3 задачи как предметные (для обучающихся), так и воспитательные (для классного руководителя).
- Выбор формы воспитательной работы, определение жанра (например: пресс-конференция, дискуссия, вечер отдыха) и названия мероприятия.
- Создание психологического настроя: рассказ о предстоящем деле, прогнозирование результатов, выпуск стенгазеты, написание объявления.
- Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников, распределение ролей и поручений, выбор места, времени, изготовление костюмов и атрибутики.
В проведении самого воспитательного мероприятия важны следующие элементы:
- начало (психологический настрой на дальнейшее действие);
- содержательная часть (деятельность педагогов и обучающихся, направленная на достижение воспитательной и предметной цели);
- финальная часть (принятие решения, обращение, награждение).
- Педагогический анализ, проводимый на двух уровнях:
а) Обсуждение с учащимися успешности результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем.
б) Собственно педагогический анализ воспитательного результата:
- достижение цели и решение задач;
- характеристика эффективности выбранных средств, методов и приёмов;
- степень активности участников и удовлетворённость участием в деле;
- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность;
- место мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе.
6. План анализа воспитательной работы с классом:
Краткая характеристика коллектива и отдельных учащихся:
- общие сведение об учащихся и их семьях;
- общественная и познавательная активность учащихся;
- ответственность за общее дело;
- самодисциплина;
- умение преодолевать возникающие трудности;
- культура поведения в школе и в быту;
- трудолюбие;
- уважение к закону.
2. Воспитательные цели и задачи, поставленные в прошлом году (причины невыполнения тех или иных из них).
3. Содержание воспитательного процесса: какие формировались знания, умения, навыки, привычки и т.д.
4. Использованные формы воспитательной работы (классные часы, собрания, экскурсии, коллективные творческие дела и т.д.).
5. Использованные методы (личный пример, убеждение, требование, стимулирование, беседа, разъяснение, игра, соревнование, определение перспективы и т.д.).
6. Условия воспитания.
Внутришкольные:
- санитарно-бытовые; - гигиенические; - эстетические.
Внешние:
- социально-культурная среда; - общественные ценности.
7. Средства воспитания:
- ученический коллектив (уровень сплочённости, сформированность общественного мнения, традиции, наличие лидеров, неформальных групп общения, изолированных учащихся);
- развитие ученического самоуправления (его эффективность).
8. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:
- с педагогически запущенными детьми (количество состоящих на учёте, количество снятых с учёта, причины постановки на учёт, характеристика методов и приёмов, использованных в работе);
- с детьми, не проявляющими заинтересованность в учёбе;
- с одарёнными обучающимися.
9. Работа с педагогическим коллективом:
- предъявление единых педагогических требований к обучающимся;
- уровень воспитания обучающихся в учебном процессе;
- участие педагогов во внеурочной и классной воспитательной работе;
- взаимодействие с руководителями кружков и секций.
10. Работа с родителями и общественностью:
- степень надёжности взаимодействия с семьёй (единство позиций, требований);
- тематика родительских собраний, их результативность.
11. Результат воспитательной работы:
- уровень воспитанности, динамика его изменения, факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности;
- расхождение целей и реальных результатов, причины.
7. Критерии деятельности классного руководителя:
- соблюдение сроков и отсутствие замечаний при заполнении журнала;
- ведение папки воспитательной работы (постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы);
-проведение родительских собраний и ведение протоколов родительских собраний;
- проверка дневников обучающихся;
- создание портфолио обучающихся;
- ведение папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-педагогических исследований;
- организация массовых классных мероприятий;
- организация участия классного коллектива в творческих делах школы и во внешкольных мероприятиях;
- проведение классных часов;
- вовлечённость каждого ученика в значимую для него деятельность;
- организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
- участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках школы, района, области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет классного руководителя о воспитательной работе
ФОРМА годового отчета классного руководителя об организации воспитательной работы в школах пенитенциарной системы...
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе
Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...
Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы
В своей статье хочу рассказать о том, что роль классного руководителя является важной и необходимой частью в жизни ученика и их родителей....
Моя деятельность в качестве классного руководителя. Программа воспитательной работы.
Программа воспитательной работы 5 - 9 классы....
Современный классный руководитель в воспитательном процессе образовательного учрежедния
Выступление Т.А. Корчагиной, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области, на городской конференции классных руководителей по теме: "Современный класс...
Выступрение на МО классных руководителей "Использование воспитательного потенциала притч".
Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников....
Статья "Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена"
Из опыта работы классного руководителя...