Моя деятельность в качестве классного руководителя. Программа воспитательной работы.
учебно-методический материал (6 класс) по теме
Программа воспитательной работы 5 - 9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы. | 178.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное
учреждение 2-Сибирцевская СОШ
Лукьянова
Светлана
Александровна
Учитель истории и обществознания
II квалификационной категории
Стаж работы классным руководителем – 10 лет
2012г
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора: Лукьянова Светлана Александровна.
Занимаемая должность: учитель истории и обществознания МКОУ 2-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа» Венгеровского района Новосибирской области.
Стаж педагогической деятельности: 12 лет, в качестве классного руководителя: 10 лет.
Название работы: Почему я классный руководитель?
В детство
Я хочу в детство
От нахлынувшей взрослости.
Мне бы звонкие песни
И два бантика в волосы.
На груди красный галстук,
Барабанные палочки
И девчоночье счастье:
Игры в классы,
в считалочки.
Я вернусь, слышишь,
детство,
Я войду в класс учителем.
Я хочу, чтобы дети
Во мне друга увидели.
Поведу их в походы
По земле нашей славной,
Научу видеть в жизни
Самое главное.
Л. Мазманян
«Детство – огромный край, откуда приходит каждый», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Эта метафора верна. Именно в детстве формируется характер человека, его мировоззрение, складывается индивидуальный взгляд на окружающую действительность. Мы учимся оценивать себя и своих товарищей, учимся любить и ненавидеть. В детские годы приходят к нам первые радости и горе, успехи и неудачи, победы и разочарования, дружба и любовь. И если детство – это целый «край», то школьные годы – это область, в которой побывал каждый. Вспоминая школу, любой из нас говорит не только о предметах, оценках, одноклассниках, но и об учителях. И всегда в ряду любимых преподавателей на особом месте стоит классный руководитель. Кто он такой и почему стал обособленной фигурой?
Нельзя не согласиться с В.А.Караковским, который писал: «Классный руководитель – самый многодетный родитель. Учитель без классного руководства – сирота наоборот». На протяжении 15 лет работы в школе я являюсь классным руководителем. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. От малышей-пятиклассников до старшеклассников-девятиклассников. Мой класс и я - очень дружная семья. Быть классною – классно!
В.И.Даль в своём «Толковом словаре» даёт такое толкование слову «руководительствовать» - управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чём-либо, в деле, в работе, в труде. Эти глаголы характеризуют основные виды деятельности классного руководителя. Но ни один словарь, на мой взгляд, не способен исчерпывающе осветить все грани труда этого человека. Невозможно выразить словами то значение, которое вкладывают ребята в произнесённую с теплотой фразу: «Наша классная мама».
Жизнь классного руководителя не заканчивается со звонком с последнего урока. Она только начинается …. Жизнь детей за пределами расписания занятий зависит от того, каким будет их классный руководитель.
В начале своего пути я не раз терялась и переживала сомнения, пытаясь найти самую подходящую для меня и для детей систему воспитания. В любое заветное место нельзя войти внезапно, сразу. Нужна долгая дорога. Так же внезапно нельзя войти во внутренний мир ребенка, нужна долгая дорога поисков, наблюдений, упорной работы, терпения и любви, огромной любви к детям. Чудодейственных рецептов нет, кроме одного – любить ребенка и принимать его таким, какой он есть. В душах тех, кого не любили в детстве, легко поселяется зло.
Что характеризует классного руководителя сегодня? Каким ему быть завтра? Что требует от него наша новая школа?
Задача школы, на мой взгляд, - не только обучение, а прежде всего развитие детей, подготовка их к жизни, в которую они должны вступить как зрелые люди. Я уверена, зрелый человек не тот, кто разбирается в логарифмах и химических формулах, а тот, кто знает, зачем он живет, как относиться к людям, как поступать по совести.
Разглядеть индивидуальный потенциал, создать условия для реализации личностного ресурса воспитанника - вот истинный дар классного руководителя.
Воспитывать – значит вывести в люди. Сделать жизнь своих учеников насыщенной, сформировать у них, кроме желания учиться, еще и позитивный образ досуга, увлечь творчеством.
Начинать свою работу с классом нужно не с организации конкурсов или развлекательных программ, а с организации питания детей, потому что только здоровый ребенок будет настроен на работу, а значит, будет успешен и счастлив. Второй шаг – создание в коллективе такой среды, в которой каждый чувствовал бы себя комфортно, чтобы ребенок был уверен, что он необходим, что его всегда здесь примут таким, каков он есть, и постараются понять со всеми его проблемами, тогда он никогда не потянется к сигаретам и пиву. Каждый ребенок должен знать, как и где он может быть лучшим. А дальше я пытаюсь выстроить такую систему, которая позволит каждому попробовать себя в разных делах и найти то, что необходимо ему. Кто-то успешно будет выступать на олимпиадах, кто-то будет петь в школьном ансамбле, кто-то играть в футбол, а без кого-то нельзя представить нашу организацию самоуправления. У каждого есть право выбора своей дороги. И это главное!
Без чего не может состояться классный руководитель? Без терпения, без умения владеть собой: никакое чувство ни при каких обстоятельствах не должно вывести тебя из себя. Без вдохновения! Вдохновение дарят мне мои ученики. Они необыкновенно талантливы, а в некоторых случаях они превзошли меня. И это радует! Они должны быть совершеннее нас!
Начался новый учебный год, а для меня новая жизнь, потому что я классный руководитель шестого класса. Профессия предоставляет мне возможность ещё раз пройти по пути взросления вместе с ребятами. Этот путь можно было сравнить с метаморфозой гадкого утёнка в прекрасного лебедя или с превращением гусеницы в бабочку. Классный руководитель здесь и в роли биографа, и статиста, и наставника, и советчика, и направляющего. «Словно я роман с продолженьем пишу», - эта строка тоже могла бы прозвучать из уст классного руководителя. Каждое наше действием является следствием предыдущего и прологом к последующему.
Год только начался, поэтому подводить итоги и выставлять себе оценку рано. Знаю, будут ещё и конфликты, и ссоры, и бессонные ночи. Но всё это разрешимо. В этом бесконечном движении от «минусов» к «плюсам» забываешь о собственном возрасте, вновь учишься быть ребёнком и смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Наверное, это и есть счастье.
Но будь асом в работе с классом.
За долгую работу с разными детьми
Я вывела себе определенные законы, иль правила (кому угодно как):
Быть честной с ними (фальшь узнают сразу),
И трудно будет дальше жить, вот так!
А во-вторых, что обещаешь – сделай,
Ты слов своих на ветер не бросай!
Ребята все оценят и поддержат дело,
Им важно это очень, так и знай!
Еще - уметь увидеть каждого ребенка!
Один ребенок – это целый мир!
Мир, полный жизни и загадки…
И у кого-то может быть кумир,
А кто-то хочет убежать от всех и без оглядки…
Но каждый талантлив, красив и умен!
И где-то и в чем-то ребенок силен!!!
Надо верить в успехи своих детей!
Надо веру давать и им!
Каждый будет тогда сильней!
День для них не будет пустым!
Любить детей! Своих, чужих – не главное,
Любить и уважать такими, какие они есть.
Все дети в мире очень – очень славные,
И как же сердцем этого мне не учесть!
А еще я считаю, что главное - это личный пример педагога!
Внешний вид, разговор, отношения… Перечислять придется здесь много!
И вновь я вспоминаю Сент – Экзюпери…
Да, я ответственна за них, за самых лучших и родных,
Кто в класс ко мне пришел однажды,
Стал он моим, ребенок каждый!
Быть классным руководителем – не всем дано!
Но если стали им, вам крупно повезло!
Любить детей и чувствовать ответственность,
Тогда весь школьный путь пройдете вместе вы!!!
Я – классный руководитель, и этим я горжусь!
Пусть роль и нелегка, проблем и бед хватает!
Но, дети в жизни - главное, и я молюсь,
Чтоб настоящими людьми они по жизни стали!!!
Мимо меня –
на улице –
Идут дети.
«Здравствуйте!»
мне говорят.
И радостью
светятся
Лица этих ребят.
Мимо меня –
на улице –
Кто-то едет.
Дверь распахнулась
«Здравствуйте!» –
мой ученик кричит.
Так же, как в детстве,
Радостно чубчик
его торчит.
Мимо меня –
по улице –
едут, спешат, бегут.
Лица моих питомцев
Мелькают то там,
то – тут.
Л. Мазманян».
Программа воспитания учащихся 5-9 классов
В. А. Сухомлинский считал, что воспитателю «надо самому быть истинным Человеком, жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца». Используя широкий опыт великого педагога, я в своей работе со своим классом руководствуюсь четырьмя основными правилами воспитания:
1. создание атмосферы радости;
2. формирование воспитывающей среды;
3. моя глубокая вера в возможности детей;
4. красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.
В связи с этим считаю, что в воспитательном процессе важное значение имеют личностные и профессиональные качества самого классного руководителя. В своей работе стараюсь всегда быть аккуратной, тактичной, требовательной, организованной, принципиальной, объективной, последовательной, постоянно работать над расширением кругозора и знаний, иметь неподдельный интерес к жизни и личности каждого ребёнка.
В основу воспитательной программы положено принципы гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- уважительное отношение между взрослыми и детьми;
- создание ситуаций успеха
Цель: воспитание и обучение обучающихся на основе педагогических традиций отечественной школы и современных воспитательных технологий; воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, способной быстро и правильно сориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Развитие основных потенциалов личности: интеллектуального, ценностного, коммуникативного, физического и эстетического;
2. Воспитание активного члена общества, истинного патриота, настоящего гражданина своей страны.
3. Способствовать сплочению коллектива;
4. Сотрудничество с родителями;
5. Развитие осознанности важности учебного процесса, организация взаимопомощи;
6. Изучение жизненных условий каждого члена коллектива, его психологическое состояние, семьи;
7. Привитие навыков и умений ведения здорового образа жизни;
8. Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие в нём потенциальных способностей;
Используемые направления воспитательной деятельности (направления программы):
- «Учение и интеллект»
- «Здоровье»
- «Нравственность»
- «Досуг»
- «Семья»
- «Гражданин»
«Учение и Интеллект» - данное направление классным руководителем используется в целях усиления учебной мотивации учащихся, реализуется результативность учебной деятельности, создаются условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
«Здоровье» - данное направление ориентировано на формирование стремления к здоровому образу жизни, на использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
«Нравственность» - данное направление ориентировано на формирование у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, осознанности ценности человеческой жизни, на развитие волевых качеств.
«Досуг» - это направление представляет развитие интереса к внеклассным мероприятиям, интереса к общественной жизни класса и школы, а также классный руководитель заинтересован в вовлеченности детей в различные кружки и секции.
«Семья» - данное направление дальше продолжает работу над максимальным сближением интересов родителей и педагогов в развитии личности, над реализацией системы «учитель-ученик-родитель».
«Гражданин» - данное направление ориентировано на обогащение знаниями о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Самоуправление в классе
Самоуправление в классе представлено следующими 5 секторами:
- учебный сектор
- культмассовый сектор
- сектор печати, информации и вещания
- трудовой сектор
- спортивный сектор.
Учебный сектор – работа членов данного сектора ориентирована на улучшение получения знаний, на повышение эрудиции, формирование осознанности необходимости самообразования, организация взаимопомощи, участие во всех мероприятиях по всем предметам. В итоге мы должны иметь развитые способности учащихся.
Обязанности:
- организует и планирует совместно с классным руководителем и активом класса познавательные мероприятия: олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, викторины и т. д.;
- ведёт контроль за успеваемостью в классе (проверка дневников, учебников, тетрадей);
- ведет учёт пропусков;
- организует помощь в учёбе нуждающимся учащимся.
Культмассовый сектор – работа членов данного сектора ориентирована на выявление талантов, развитие эстетических вкусов, формирование чувства уважения к человеческим ценностям. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципа самоуправления и организацию досуга учащихся.
Обязанности:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия (экскурсии, походы, посещение театра и т. д.);
- подготовка к школьным мероприятиям и активное участие в них;
- организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, олимпиада, соревнованиях;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи и т. д.)
Сектор печати, информации и вещания – здесь ребята работают над выпуском стенных газет, молний, различного рода бюллетеней. Развивается умение критически относиться к своим необдуманным поступкам, самоанализ. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции. Ведётся работа по формированию сознательного соблюдения школьниками этических норм.
Обязанности:
- выпускает газеты к различным праздникам, различные плакаты на воспитательную тему, боевые листки;
- готовит фотогазету об увлечениях, спортивных и учебных достижниях ребят в классе;
- ведёт фотоальбом «Наш класс»;
- предоставляет возможность появиться в печати каждому учащемуся, высказать свою точку зрения;
- ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе, спорте, на различных конкурсах и т. д.
Трудовой сектор – члены данного сектора работают над воспитанием трудолюбия, уважительного отношения к чужому труду, также идёт процесс вовлечения школьников в общественно-полезный труд. В итоге ребята должны понимать, что без усиленного труда нельзя добиться успехов.
Обязанности:
- организация помощи сельхозпредприятиям в уборке урожая по соглашению со школьной администрацией;
- отвечает за дежурство в школе и в классе;
- несёт ответственность за сохранность школьного и классного имущества;
- вовлекает всех членов классного коллектива во внутришкольные дела.
Спортивный сектор – данное направление работы ориентировано на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самоусовершенствованием, на помощь в осознанности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Обязанности:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий;
- несёт ответственность за комплектование команд;
- ведёт учёт спортивных достижений и пропаганду здорового образа жизни.
Структура воспитательного плана работы с классом:
- Список класса с датами рождения
- Анализ учебно-воспитательной деятельности за прошлый год
- Самоуправление
- Цель и задачи на текущий год
- Календарно-тематический план работы на текущий год
- Работа с родителями
- Наши достижения
Устный журнал
"Государственная символика России: история и современность"
Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов России
Оборудование: самодельная книга из листов (формата А3) с названиями страниц, изображения гербов и флагов разных времен, выставка книг о государственной символике, выставка рисунков учащихся по теме “Моя Родина – Россия”.
(Устный журнал ведет учитель и заранее подготовленные учащиеся.)
Учитель: Каждый человек рождается в какой-либо стране. Там проходит его детство, складываются первые представления о родном крае. Хотя мы все такие разные, но нас объединяет то, что живем мы все в одной стране в одном государстве и называется оно Российская Федерация. Наша страна очень красива и велика. Как и все государства в мире Россия имеет свои отличительные знаки – герб, флаг, гимн. Я предлагаю вам побывать на страницах устного журнала.
В нашем журнале три главы. Первая глава “Герб”, вторая – “Флаг”, третья – “Гимн”. Перелистаем страницы нашего журнала. Окунемся в историю государственной символики.
“Герб” – 1 страница “Историческая справка”.
Учащийся 1: ГЕРБ-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 году на правах престолонаследия – через брак Ивана III Васильевича с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора. В петровское время государственный герб России был дополнен изображением цепи со знаком ордена святого Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла. Изменилась раскраска герба – орел становится черным, а фон – желтым. На груди орла был щит с изображением всадника (древнейший герб Москвы). С 1730 года всадника стали называть Святым Георгием Победоносцем, поражающим змия – символом борьбы добра со злом. Вместе с тем этот символ указывает, что Москва – сердце Руси. В XVII веке окончательно утверждается тип герба – золотой двуглавый орел на красном поле с тремя коронами, скипетром и державой. Скипетр – первоначально – это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава (в виде шара) – символ единства, целостности государства. Красный (пурпурный) цвет считался императорским, царским цветом, золотой – символом вечности.
Учащийся 2: Большой государственный герб Российской империи введён 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована. Большой герб России, как и в идее Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нём отражена древняя традиция, изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москве. В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью. Малый – то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство вернулось к государственному гербу времен Ивана III.
Учитель: 2 страница “Герб РСФСР и СССР”.
Учащийся 3: Герб РСФСР впервые описан в Конституции РСФСР 1918 года. Его прообразом была эмблема Красной Армии – красная пятиконечная звезда со скрещенным плугом и молотом в центре. В июле 1920 года Гоззнак подготовил образец герба РСФСР в том виде, в котором с небольшими изменениями он дошел до 1993 года. Герб состоял из изображения золотых серпа и молота на красном фоне в золотых лучах солнца и обрамлении золотых колосьев. Надписи "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" воспроизведены черными буквами на красном фоне.
Учащийся 4: 3 страница “Герб России”
30 ноября 1993 года президент Российской Федерации подписал указ, в котором дается описание нового герба: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона".
Двуглавый орел украшает с недавнего времени интерьеры центров государственной власти: Кремля, зданий в Охотном ряду, на Краснопресненской набережной и Большой Дмитровке. 20 октября 1994 года Государственный герб заменил часы на башне Дома правительства России.
Учитель: В законопроекте "О Государственном гербе Российской Федерации" говорится, что "Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево". В документе отмечается, что государственный герб помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений. Изображение государственного герба помещается на фасадах зданий органов власти РФ, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств России за рубежом; в рабочем кабинете президента РФ и других определенных законопроектом местах, а также на пограничных знаках, на штандарте (флаге) президента России, боевых знаменах воинских частей, знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых президентом РФ, военных кораблях 1 и 2 ранга. Кроме того, государственный герб может помещаться на денежных знаках, государственных наградах Российской Федерации и документах к ним, знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования. "Допускается размещение герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков – эмблем федеральных органов исполнительной власти".
Учитель: “Флаг” – 1 страница “Первое упоминание о российском флаге”.
Учащийся 5: Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.
Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. Царь Алексей Михайлович отдал приказ: "...строить корабли для охраны торговых караванов". В небольшом селе Дединово, что на берегу Оки, спешно собрали мастеровых людей из близлежащих деревень, и вскоре был построен корабль "Орел". Капитаном его назначили Бутлера, который, как отмечалось во многих исторических документах, отличался нравом педантичным и суровым. Он первым обратился к государю с вопросом: под каким же флагом выйдет корабль? "...Которого государства корабль, того государства бывает и знамя", – не преминул заметить Бутлер. Но собственно государственного знамени еще не было.
Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. И над Волжско-Каспийской флотилией стал развеваться этот флаг. Статус флага изменил Петр I. 20 января 1705 года государь повелел только " ...на торговых судах быть знаменем, по образцу каков нарисован, послан под сим его Великого Государя Указом". Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов.
В 1712 году над военно-морскими кораблями взвился новый, "Андреевский", флаг- белый с лазоревым крестом, в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного.
Учащийся 6: 2 страница “Исторические изменения”.
Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Так, в 1858 году царь Александр II учреждает третий, черно-желто-белый, флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Его цвета символизировали землю-золото-серебро. Так называемый "монархический" флаг просуществовал до 1883 года.
Учащийся 7: 3 страница “Бело – сине – красный флаг”.
Исстари со времен крещения Руси был на флагах отеческих крест, отчего и обретали они значение святыни. Крест сберегает государства от различных бед. Если мы посмотрим на флаги современных европейских государств, то заметим, что наиболее благополучные судьбы у тех стран, на чьих флагах изображен крест, а с изображением горизонтальных полос выпали самые тяжкие судьбы. После принятия горизонтально-полосатого флага наступает роковой для страны период – контрреформы Александра III, Ходынка, Кровавое воскресенье, поражение в Русско-Японской войне, тяжелые потери в годы первой мировой, три революции и гражданская война.
Учитель: Нельзя не согласиться с мнением известного русского ученого, создателя русского Толкового словаря Владимира Даля. Он отметил, что все народы Европы знают свои национальные цвета, а мы же не знаем и путаем, "поднимая разноцветные флаги и невпопад". Лишь в 1896 году, накануне коронации Николая II, окончательно утверждается национальным бело-сине-красный, Красный цвет означал "державность", синий, вернее, лазоревый – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, и белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточно-славянских народов: белый – цвет Белой Руси (Белоруссии), синий – Малороссии (Украины), красный – Великороссии. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство.
Учащийся 8: Судьба бело-сине-красного флага была драматична. Спустя 24 года, в апреле 1918 года по предложению Якова Свердлова был учрежден красный флаг. Его, скорее всего, позаимствовали у европейских социалистов прошлого века. Несмотря на трагический и довольно продолжительный период в жизни нашего государства, прожитый под красными знаменами, именно под ними народ отстоял страну от фашизма.
И вот настал 1990 год, когда необходимость демократических перемен стала очевидной. В августе 1991 года, когда был снят со здания Верховного Совета красный флаг, заменить его оказалось нечем. И тогда 22 августа 1991 года над известным зданием на Краснопресненской набережной был поднят бело-сине-красный флаг.
Учитель: “Гимн” – 1 страница “Торжественная песня, как символ государственного единства”
Учащийся 9: Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом – военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна "Боже, храни короля". В конце XVIII века с ней начинает соперничать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского "Славься", и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая .
В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый гимн России. Из поэтов в конкурсе участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов – Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю угодили Львов и Жуковский: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался – "Молитва русского народа"; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся, а это все любят; в-третьих, текст подобен гимнам европейских монархий
Учащийся 10: Алексей Федорович Львов – выходец из старинной дворянской фамилии, в его послужном списке – служба в аракчеевских военных поселениях и в качестве секретаря при шефе жандармов графе А. Х. Бенкендорфе. Почти все его музыкальные сочинения канули в Лету, кроме одного – "Боже, Царя храни", благодаря которому в Рождество 1833 года он проснулся знаменитым. Накануне будущий гимн исполнили публично, и сам император аплодировал. Наградой Львову стал чин флигель-адъютанта. Через девять лет он уже генерал-майор свиты его величества, а спустя 40 лет удостоился почетного места на аллегорической картине Репина "Славянские композиторы" между Глинкой, Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Шопеном, Огинским и пр.
Что касается текста, то рассказывают, что Николаю I хотелось, чтобы гимн был гимном из гимнов. Василий Жуковский мучился этой проблемой. Первый стих уже был готов – калька с английского. Жуковскому, по слухам, подсказал Пушкин. Получилось: "Дай на земли / Гордых смирителю, / Слабых хранителю, / Всех утешителю, / Все ниспошли". Михаил Глинка, тоже не последний среди государственных деятелей – он был директором Придворной императорской певческой капеллы, т.е. главным официальным музыкантом России, – предлагал два варианта. Сначала, чтобы государственным гимном России стал заключительный хор из его оперы "Жизнь за царя", некоторое время называвшейся "Иван Сусанин" (теперь она опять "Жизнь за царя") – хор "Славься". Второй вариант – "Патриотическая песня" на стихи Жуковского. Оба были отвергнуты, и Глинка очень расстроился.
Принятый в 1833 году гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года. Тогда в качестве гимна стали использовать мелодию "Марсельезы", главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие – не перевод, но не менее революционные: "Отречемся от старого мира". Эта песня оставалась российским гимном и в первые месяцы советской власти.
На смену ей пришел "Интернационал", использовавшийся в качестве гимна РСФСР и СССР до 1 января 1944 года, когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, созданный еще в 1936 г. как "Гимн партии большевиков". В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия.
После XX съезда КПСС текст, в котором несколько раз упоминался Сталин, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн "песней без слов". Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР.
Учащийся 11: 2 страница “Гимн России”
В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия Глинки все-таки стала гимном новой, демократической России. 11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном являлась мелодия, созданная на основе "Патриотической песни".
В соответствии с Конституцией 1993 года государственные символы (герб, флаг, гимн) и порядок их использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Однако все попытки президента Бориса Ельцина провести такой закон через Госдуму неизменно блокировались ее левым большинством. В то же время коммунисты периодически предпринимали попытки восстановить советские символы, однако им тоже не хватало голосов (для принятия конституционного закона их необходимо не менее 300).
Весной 1999 года, когда сторонники советской символики догадались разделить документ на три отдельных, им удалось принять в первом чтении проект закона "О государственном гимне РФ", который в целом принят уже нынешней Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года мелодия Александрова вновь стала гимном Российской Федерации.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения герба, флага и гимна России. Вы также самостоятельно изучали материал по этой теме. Я предлагаю вам проверить свои знания при помощи викторины.
Вопросы викторины:
- Как называется территория, на которой живет народ? (Cтрана)
- Это символ страны. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. (Uосударственный флаг)
- Назовите дату дня рождения российского бело-сине-красного флага. (20 января 1705 года)
- Что обозначает цвет флага: белый, синий, красный?
- Расположи цвета флага по порядку?
- В каком году святынь русского государства – триколор, снова стал национальным флагом России. (1991 г.)
- В каком веке появился двуглавый орел в государственном гербе России? (XV в.)
- Как назывались первые флаги? (Cтяг)
- Из каких частей состоит флаг? (Древко, полотнище, навершие)
- Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красный флаг? (“Орел”)
- Как называется символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам? (Герб)
- Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград)
- Кто автор гимна России? (Композитор Г.Александров, поэт С.Михалков)
- Как назывался гимн России до 1917 года? (Боже, Царя храни)
Учитель: Каждая страна имеет свои государственные символы. Никогда Русь не была без своих знамен, без своих гербов. Мы с вами как граждане России должны знать не только как выглядят современные символы, но и как они появились, их историю.
Дата проведения: октябрь 2011г. - май 2012г., сентябрь 2012-май 2013г.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов
Руководитель проекта:
классный руководитель и учащиеся 5класса
2012г.
Аннотация проекта
У нас в школе возникла проблема: как провести школьную перемену. Ведь многие дети скучают или балуются. И нам не нравится, что некоторые дерутся или мучают маленьких.
На школьной перемене
Чем бы нам заняться?
Может быть побегать,
А, может быть, подраться?
Для нас такая проблема существует, но мы решили узнать мнение у других учеников и у учителей. Поговорили и посоветовались, как можно решить эту проблему с учителями, провели опрос учеников.
Основополагающими для нас стали вопросы: Сколько можно бегать? Какой должна быть перемена? Есть ли игры по 5 минут? Во что можно поиграть отдыхая?
Для ответов на эти вопросы мы запланировали провести опрос среди учащихся начальных классов, для того чтобы узнать их предпочтения и в соответствии с ними подготовить место отдыха, где ребята будут проводить время вместо бесполезной, «с ног сшибающей» беготни. Также в планах подготовка мини-сборника с играми на 5-10 минут.
Считаем, что наш проект будет полезен администрации, классным руководителям и, конечно же, самим учащимся начального звена.
Помогать нам в осуществлении намеченных задач согласно плану будут наши дежурные учителя и ученики.
Конечно, думаем, что в результате реализации нашего проекта дисциплина на переменах улучшится, ведь общая деятельность для наших младших товарищей – это игра. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.
Актуальность проекта
Изучая нашу проблему, мы пришли к выводу: школа призвана дать подрастающему поколению не только глубокие и прочные знания, но и выполнить оздоровительную роль, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Проблемы укрепления здоровья школьников средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно. Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на перемене.
Значит, используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение. Дети 7—10 лет нуждаются в руководстве их играми. Подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны руководителя. Часто можно видеть, что дети играют охотно и эмоционально, если за их игрой заинтересованно наблюдает старший, вносит поправки, устраняет конфликты, подбадривает. Успешно и интересно проходят игры, когда их организуют и в них участвуют старшие школьники, педагоги.
Цели и задачи проекта
Нами была сформулирована цель – организовать отдых детей на переменах.
Для этого поставлены задачи:
- Распределить обязанности между учащимися для разработки проекта;
- Составить план мероприятий;
- Провести опрос среди учителей и учащихся начальных классов;
- Изучить дополнительную литературу и выпустить листовку о правильном поведении на переменах;
- Подготовка сборника мини-игр;
- Подготовить столы для настольных игр;
- Провести анализ проделанной работы и подготовиться к защите проекта для школьной конференции.
Описание проекта
Нами была составлена листовка о правилах поведения учащихся на переменах (см. приложение). Позже будет составлено обращение к директору школы о написании приказа с рекомендацией каждому дежурному классу в следующем учебном году проводить игры с учащимися начальных классов после 3,4 уроков.
Подготовили вопросы и анкету для учащихся и учителей начальных классов.
Анализируя анкеты учителей, делаем вывод: на уроке делается все возможное для сохранения здоровья детей.
Проводили опрос среди учеников начального звена все учащиеся нашего класса, при обработке результатов помогал классный руководитель.
Было опрошено25 учащихся 1-4 классов. Всем респондентам было задано 4 вопроса.
Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно – 90%Так же были и отрицательные ответы – 10%. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”
Чем вы занимаетесь на перемене? Все 83% детей ответили – играем, 9% - готовим доску к уроку, 7% - рисуем.
В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра «Догонялки», «Жмурки» - 19%. Встречаются такие ответы: «играю в настольные игры», «играю в прятки», «играю в ручеек». Играют в разные игры – 66% ребят.
Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили – «хотели бы играть в подвижные игры» - 59%, в настольные игры – 31%. Были и другие ответы: например такие как: «чтобы шел урок», «писать на доске», «делать домашнюю», «кушать», «танцевать», «читать», «рисовать». Так ответили 10%.
Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:
- Дети стремятся к игровой деятельности.
- В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
- В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
- Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время.
Ребята нашего класса вместе с дежурным классом проводили различные подвижные игры, разучивали скороговорки, отгадывали загадки, предлагали раскраски, заполняли кроссворды с учащимися начальных классов (см. приложение).
Вывод: малышам нравится, когда их организуют и активно принимают участие в предлагаемых играх.
На данный момент составлен мини-сборник игр (см. приложение) для дежурного класса, который также как и журнал дежурства будет передаваться каждую неделю. Мы надеемся, что дежурные ученики будут не только пресекать попытки или факт нарушения дисциплины, но и делать все возможное, чтобы наши малыши были вовлечены в какую-либо деятельность на перемене и мы считаем, что в этом случае будет меньше нарушений. Дети довольны – и в школе тишина и покой.
Помимо сборника подготовлены столы для шахмат и шашек. Детьми были принесены 4 доски для данных игр. В качестве шашек решили взять пробки от бутылок из-под сока, одну серию шашек решили сделать из слоеного теста.
Сделаны еще столы для настольного тенниса на уроках технологии.
В нашем проекте мы стараемся использовать дешевый материал, ведь проект считаем должен носить минимальные затраты.
Рабочий план реализации
Сроки | |
Выявление проблемы, определение темы проекта | ноябрь |
Составить план мероприятий | ноябрь-декабрь 2011 года |
Проведение социологического опроса | ноябрь-декабрь 2011 года |
Выпуск листовок | ноябрь-декабрь2011 года |
Разработка проекта | ноябрь-декабрь2011 года |
Составление сметы расходов | ноябрь-декабрь2011 года |
Составление мини-сборника | январь-апрель 2012 года |
Подготовка столов для настольных игр | февраль-апрель 2012 года |
Анализ проделанной работы | май 2012 года |
Смета расходов
Количество | Цена | Стоимость | Отметка о наличии/ покупке | |
Бумага «Снегурочка» | 1 шт. | - | - | + |
Столы для настольных игр | 3 шт. | - | - | + |
Шахматные доски | 4шт. | - | - | + |
Шашки – пробки | 24 шт. | - | - | + |
Шашки –тесто | 24шт. | - | - | сделаем |
Результаты
Проект полностью реализован. В этом году он получил продолжение, календарь игр постоянно обновляется. В группе было 2 ребят, а теперь и к ним присоединились и другие учащиеся.
В результате организации игровой деятельности учащихся на перемене дисциплина улучшилась. Число конфликтных ситуаций уменьшилось, если старший ученик умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Теперь на переменах
Мы знаем, чем заняться.
К уроку подготовиться,
С друзьями пообщаться.
Вы знаете, как надо правильно проводить перемены?
- На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).
- Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои друзья.
- В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
- Умей уступить, не ссорься.
- Если кого-то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
- Узнавай новые игры и учи одноклассников.
- Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Или это стихотворение про вас???
Перемена! Перемена!
Лезет 1-ый класс на стену.
Очень дружно 2-ой «Б»
Весь стоит на голове.
Ну а 3-ий и 4-ый
Восседают на трубе.
Мокрые волосы.
Встрепанный вид.
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Рома, и Митя, и Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них, на несчастных, пахали?
Или их в пасть крокодила толкали?
Нет! В перемену они отдыхали
Анкета для учителей
1. Проводите ли Вы физкультминутки на уроках?
а) да б) нет
2. Какова продолжительность физкультминуток?
а) 1мин.
б) меньше мин.
в) больше мин.
3. На каких уроках проводите физкультминутки?
а) на всех;
б) выборочно;
в) в зависимости от структуры урока.
4. Для чего нужны физкультминутки?
5. Задерживаете ли детей в классе после звонка?
а) да б) не
Если да, то как часто?
6. Нужна ли жесткая организация детей во время перемены?
а) да
б) нет
7. Для чего нужна перемена, на Ваш взгляд?
8. Какова продолжительность перемен в вашей школе?
9. Различаете ли Вы внеклассную и внеурочную деятельность?
а) да б) нет
10. Организована ли внеурочная деятельность детей в вашей школе?
а) да б) нет
Приложение 2
Игры на переменах для школьников 1-11 классов (в игровую копилку школы).
1. «Воробьи и вороны»
Участники выстраиваются в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки. Они рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые – другая. По обеим сторонам от играющих разложены предметы: городки или теннисные мячи. Одна команда – «воробьи», другая – «вороны». Руководитель-ведущий предлагает участникам выполнять различные движения на месте или принять разные исходные положения, а затем по слогам произносит одно из слов. Если произносится слово «во-ро-ны», то на слог «ны» игроки первой команды устремляются к разложенным предметам, если же «во-ро-бьи», то на слог «бьи» - другая команда. Необходимо схватить по одному предмету. Они достаются лишь самым внимательным и быстрым, за что команде начисляются выигрышные очки. Игра проводится 7-9 раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и соответственно объявляется счёт.
2. «Бомбардиры»
Участники стоят по кругу и перебрасывают (как в волейболе) мяч друг другу (в основном верхние передачи). Допустивший ошибку при приёме мяча или пославший мяч неточно приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, сильным ударом посылают его в присевших, Мяч, отскочивший от игроков (попавший в одного из игроков центра), снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.
«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки, Тогда все встают и занимают места по кругу, а середину идёт тот игрок, который бросил мяч партнёру в руки.
3. «25 передач»
Играющие рассчитываются по четыре и выстраиваются парами в 10 шагах друг от друга, первые стоят против вторых (одна команда), а четвёртые номера – против третьих (вторая команда). По сигналу каждая пара должна как можно быстрее сделать условленным способом (от груди, ударом о землю, из-за головы и т.д.) 25 передач. Пара, первой закончившая передачи (игрок поднимает мяч вверх), считается победительницей. Руководитель подводит общие итоги игры, определяет, какой команде присуждается первое место.
4. «Ловля цепочкой»
Играющие произвольно располагаются на площадке. Игру начинает водящий, который преследует игроков в поле. Он берётся за руки с тем, кого осалил, и теперь играющие вдвоём начинают преследовать остальных, Третий осаленный присоединяется к ним и т.д. Победителями считаются последние три участника, которых не поймали.
Салить могут фланговые игроки (стоящие с края). Ловля не засчитывается, если игроки разъединили руки. Пойманным считается и тот, кто выйдет за пределы площадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе
Программа классного руководителя по воспитательной работе включает в себя: пояснительную записку к программе, анализ воспитательной работы классного руководителя,классные часы по направлениям, работа ...
Воспитательная деятельность в качестве классного руководителя.
Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей ...
Деятельность в качестве классного руководителя
Деятельность в качестве классного руководителя...
Программа классного руководителя по воспитательной работе
Работа классного руководителя 7 класса ведется по основным направлениям духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, которое обеспечивает освоение соответствующих...
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 класс общеобразовательной школы. ...
Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...
Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценносте...