Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы
статья по теме
В своей статье хочу рассказать о том, что роль классного руководителя является важной и необходимой частью в жизни ученика и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_v_vospitatelnoy_sisteme_shkoly.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы
(Выступление на МО классных руководителей)
Докладчик: Большакова С.Ю.,
педагог-организатор
с. Панаевск , 2012г.
Деятельность классного руководителя в воспитательной системе школы
Сочетание слов "классный руководитель" понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя. Сегодня существуют разные мнения по этому поводу. Многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции в каждом направлении являются главными? Какие диагностико-коррекционные методы помогут сделать это направление работы классного руководителя эффективным? В последнее время о проблеме классного руководителя говорится и пишется много
Классный руководитель глазами детей и родителей.
Результаты социологических исследований по этой проблеме проводились мною лично. Они проводились среди детей и их родителей. Всего опрошено 56 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты содержанием материального положения семьи, попросту говоря, добыванием куска хлеба, на общение с ребенком тратится минимум времени. Это подтверждают 60% опрошенных родителей. Отвечая на вопрос: "Сколько времени вы уделяете общению с собственным ребёнком?", родители приводят следующие цифры: 2 часа в день - 10%; 1 час - 30%, иные 50% исчисляют время на общение с ребенком в минутах: 40-60 минут - 30%; 30 минут в день - 20%. Последние 20% родителей объясняют и оправдывают себя профессиональной занятостью, увеличением количества рабочего времени.
В то же время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных руководителей себя изжил. Но анализ опроса показал, что эти 10% - семьи, в которых либо не работают и сами занимаются воспитанием, либо ребенок находится на домашнем обучении.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства родителей, является важной и необходимой.
Как оценивают роль классного руководителя сами дети? Мнение большинства (70%) одиннадцатиклассников, участвовавших в опросе, можно определить следующими высказываниями: "классный руководитель - это человек, который всегда помогает в трудные минуты твоей жизни", "классный руководитель знает твои сильные и слабые стороны и помогает их корректировать и совершенствовать", классный руководитель помогает вести диалог с родителями и учителями".
Таким образом, наши дети тоже считают, что классный руководитель в школе - необходимость.
В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:
С учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников. Помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.
С педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы).
С социальным педагогом, призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
С педагогом-организатором. Организует участие обучающихся своего класса в общешкольные мероприятия во внеурочное и каникулярное время.
Общешкольные традиционные мероприятия помогают координировать деятельность классных руководителей. А степень и качество участия класса во всех делах школы отражаются в специальной схеме-таблице, которая является своеобразным зеркалом и дает возможность каждому классному руководителю для самоанализа собственных удач и причин их отсутствия.
У нас в школе, в учительской висит мониторинг деятельности классов, другими словами воспитательная работа классного руководителя. Там в основном мы отмечаем конкурсы рисунков и участия в общешкольных мероприятиях. У нас в школе проходят такие традиционные мероприятия, которые мы проводим для учителей и общественности села. Там принимают участия дети под руководством педагогов дополнительного образования и есть ещё такие мероприятия, которые дети сами себе организуют. Это музыкально - развлекательное шоу для подростков «Музыкальный серпантин» проходил осенью и новогодняя развлекательная программа «Жар- птица». Хочется поблагодарить таких классных руководителей как Ольга Николаевна, кл. рук.5а класса, Светлана Николаевна, кл. рук. 5б класса и Наталья Алексеевна, кл.рук. 6в класса. Большое им спасибо за то, что они принимали участие в этих мероприятиях. Есть и такие классы, которые не принимали участия ни в одних этих мероприятий. Исходя, из этого я уже себе наметила, что из 5а класса можно взять некоторых учащихся на организацию общешкольных мероприятий. Очень часто от некоторых классных руководителей поступают такие вопросы. Почему на мероприятиях принимают участие одни и те же дети, почему я беру других детей из других классов. Вот и ответ на ваш вопрос. Потому что мы не видела их на сцене. Потому что вы их нам не показали, а мы не смогли их оценить.
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый класс, как и другие должны участвовать:
- в общешкольных праздниках;
- в разработке плана общешкольных мероприятий;
Актив класса должен работать в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.
Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге - сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания: включать ребенка в значимую для него деятельность; - демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы; - предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе; учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе, проявляя себя)
В заключении хочется сказать, что классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.
Предмет «Высокая духовность» невозможно вывести в школьное расписание и вне расписания его не поставить. Он должен передаваться ученикам, образно говоря, каждым словом, каждым взглядом учителя. В этом его главная миссия.
«Креативная
Любящая
Артистичная
Смелая
Современная
Находчивая
Активная
Яркая, а еще она лучшая, потому что понимает своих учеников!»
Школьники – представители нового поколения XXI века создали собирательный образ настоящего Учителя, Педагога с большой буквы, не просто руководителя классного коллектива. Это и есть истинный воспитатель, наставник, друг, для которого главное – любовь к детям и отдача им себя без остатка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитательной работы в деятельности классного руководителя
«Школа - это семья, где все нужны друг другу, где нет деления на хороших и плохих»На сегодняшний день, в общеобразовательной школе приоритет отдается образованию, а не воспитанию, тандемными дан...
Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
материалы для конференции...
Роль классного руководителя в воспитательной системе школы
Статья о той роли, которую играет классный руководитель в воспитательной системе школы....
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 класс общеобразовательной школы. ...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....
Роль классного руководителя в воспитательном потенциале школы
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка тнеобходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, а деятельность классного руководителя является важ...
Основные направления деятельности классного руководителя в современной системе образования.
Рекомендации для работы классного руководителя...