Статья "Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена"
статья по теме

Добролюбова Елена Викторовна

Из опыта работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klassnyy_rukovoditel_dobrolyubova.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Добролюбова Е.В.

Роль классного руководителя в воспитательном процессе учащихся начального звена

Классный руководитель не только руководит, направляет, но и воспитывает. Что  же такое воспитание?  Считаю, что воспитание – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я.

Для того, чтобы сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным для меня, как классного руководителя, стало необходимым создание воспитательной системы класса.

В основе воспитательной системы класса использовала следующие педагогические технологии: сотрудничества, деятельностного подхода, личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающую технологию.

Свою работу провожу по следующим направлениям:

Направления работы

Ожидаемые результаты

Формы работы

Духовно-нравственное воспитание

Получение возможности воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

Беседа «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики»

Час общения «Я - школьник»

Праздники «День матери», «День Победы», «День пожилого человека»

Классные часы «Школа хороших манер»,  «Кого мы называем честным»

 Конкурсы  чтецов

Проект «По рассказам В.Осеевой»

Гражданско – патриотическое воспитание

Приобретение первоначального опыта ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению.

Получение первоначальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Классные часы «Моя малая Родина», «Уголок, где мы живём», «Наши защитники», «Символы Российского государства»

Мамин праздник

Космическое путешествие

Эстетическое воспитание

Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.

Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.

Литературная гостиная «В гостях у сказки»

Участие в праздниках «Золотая осень», «Новогодний утренник»

Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет»

Конкурс рисунков «Скоро, скоро Новый год

Воспитание здорового образа жизни

У учащихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры, они приучаются к здоровому образу жизни

Участие в спортивных праздниках: «Крепыши», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседы:  «Если хочешь быть здоров», «Мой режим дня в течение учебного года», «О гигиене»

Классные часы «Дорога к доброму здоровью», «Береги здоровье», «Наше питание», «Соблюдай чистоту», «Режим дня»

Проведение инструктажей, бесед о правилах безопасности

Экологическое воспитание

Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

Акция «Поможем птицам перезимовать»

Экскурсия «Зима – покой природы»

Проекты «Дикие животные» , «Снегири»

Трудовое воспитание

Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни

Уход за комнатными растениями

Дежурство в классе

Уборка пришкольной территории

Мастерская Деда Мороза «Украсим класс к Новому году».

Изготовление поздравительных открыток

Проект «Как вырастить овощи на подоконнике»

Учебно – познавательная деятельность

Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.

Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Викторина «Я умею, я могу, я хочу»

Путешествие в страну сказок

Праздник «Прощание с Букварем»

Проекты «Падежи», «Цветы», «Светофор»

Работа с родителями

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе

Создание творческого коллектива единомышленников;

Обеспечение содружества детей, педагогов, родителей, где взрослые становятся ближайшими и надёжными союзниками в интересной работе

Родительские собрания, консультации, семейные посиделки, «Чайные гостиные»

В заключении хочется сказать, что классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Классный руководитель: управляем воспитательным процессом"

методические рекомендации для классных руководителей...

Современный классный руководитель в воспитательном процессе образовательного учрежедния

Выступление Т.А. Корчагиной, заместителя директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области, на городской конференции классных руководителей по теме: "Современный класс...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА  И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»    Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...

сценарий выпускного учащихся начального звена

сценарий для выпускников 4 класса...

" Роль классного руководителя в воспитательной работе с учащимися"

Цель и задачи деятельности классного руководителя:—создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.—формирование и развитие коллектива кл...