Классный час «Свобода и ответственность»
классный час по теме
Классный час о возможности задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoboda_i_otvetstvennost_klassnyy_chas_9-11.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Свобода и ответственность».
Дата проведения: II четверть
Класс: 9, 10, 11
Классный руководитель: Алексахина Ирина Викторовна
Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",
то я не достаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".
(Владимир Борисов)
Игла испорченного компаса не дрожит.
Свободна от ответственности.
(Станислав Ежи Лец)
Цель:
Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.
Ход занятия:
Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.
Свобода — это:
- отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
- сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
- реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
- не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
- степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
- наличие прав и их гарантированность;
- один из основополагающих принципов правового государства.
Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.
Примеры из высказываний:
«Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».
«Если каждый будет думать, что свобода — это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».
«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».
Учитель. Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.
Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».
Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.
В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.
Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.
Таблица
Я свободен в принятии решений |
Раннее детство | Настоящее время | Взрослая жизнь |
|
|
|
|
|
|
Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.
Вопросы для обсуждения:
- За что мы ценим свободу?
- Может ли человек быть абсолютно свободен?
- В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
- Что ограничивает это стремление?
Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?
Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.
В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.
Учитель. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.
Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?
Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:
- «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
- «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
- «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
- «Ответственный человек — это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).
После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».
В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.
Правила написания синквейна:
1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);
2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;
3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;
4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;
5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.
Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:
Свобода. Независимая. Самостоятельная. Мыслить. Делать. Быть. Всего дороже на свете. Полет. | Ответственность. Самостоятельная. Честная. Была. Есть. Будет. Тяготит тебя или радует. Свобода. |
Свобода. Независимая. Достойная. Думать. Говорить. Действовать. Свобода — право каждого человека. Независимость. | Ответственность. Надежный. Обязательный. Обещаю. Выполню. Смогу. Всегда отвечу за слова! Исполнительность. |
Достоинство. Личное. Возвышенное. Ценить. Отвечать. Уважать. Достигай величия любой ценой. Честь. | Достоинство. Надежный. Уверенный. Уважать. Действовать. Решать. Должно быть в человеке. Самоуважение. |
Выбор. Уверенный. Свободный. Подумать. Решить. Принять. Готов ты сделать выбор? Решай! | Выбор. Свободный. Достойный. Искать. Пробовать. Действовать. Ответственное решение здравомыслящего человека. Поиск. |
ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
- Ты кто?
- А ты что, не видишь? Я Свобода.
- Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
- «Какая-какая» - обижается Свобода. - Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
- Да поняла я. Ты толком говори.
Свобода теряется и чешет в затылке.
- Ну в общем так, - наконец говорит она.
- Понятно, - ехидничает собеседница.
- Нет, ты слушай, - Свобода машет руками, - Во-первых, я осознанная необходимость.
- Знаем, читали, - собеседница зевает.
- Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
- Подерутся.
- Нет, не подерутся, - у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» - Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например... Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
- Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
- А ты-то кто такая умная?
- Я? - гордо, - Я Ответственность.
- И чё?
- Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
- Ммм... - Свобода напряженно мыслит, - Наверно...
- Ты не мычи, ты головой подумай, - Ответственность откровенно развлекается. - Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
- Слу-ушай! - радуется Свобода. - Да это же закон природы!
- Угу.
- Это же здорово!
- Угу.
- Это же...
- Да ясно, ясно... Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
- Ответственность, я тебя обожаю!
- Скажи проще: ты без меня не можешь, - Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
- Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Свобода и ответственность".
Разработка урока №10 по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"....
Свобода. Выбор. Ответственность.
Классный час к 1 сентября. Тема направления этого года "Свобода. Выбор. Ответственность."...
"Свобода и ответственность"
Разработка урока по предмету "Основы светской этики" для 4 класса. Урок 10 "Свобода и ответственность"....
Презентация к уроку ОРКСЭ "Свобода и ответственность".
Презентация содержит вопросы, задания, пояснения к уроку ОРКСЭ "Свобода и ответственность" и дополнит материалы учебника....
Методическая разработка мастерской "Свобода и ответственность"
Цель занятия - создать условия для осознания обучающимися ценности свободы и единства свободы и ответственности. Использование различных приемов и средств, в том числе и видеоролик из социальных сетей...
Классный час "Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека"
Разработка классного часа...
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....