Классный час 7-8 класс "Ответственные родители"
классный час по теме

Волокитина Евгения Юрьевна

 

У наших детей в современном, быстро меняющемся обществе много проблем. Одна из них - это сигарета в руках ребенка и, как следствие, - никотинозависимость. А любая зависимость - это несвобода. Мы хотим видеть своих детей свободными, здоровыми, сильными, разумными, способными состояться и стать успешными.

Цель - помочь учителям, родителям справиться с проблемой детского курения, разобраться в причинах, по которым сигарета оказалась в руках ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otv_rod_7-8_kl.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ CВОЕМУ РЕБЕНКУ»

Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека.

И.М. Догель

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Сюнь - цзы

В ходе собрания родители смогут

  1. осознать ответственность за формирование у детей способности противостоять отрицательному влиянию социального окружения;
  2. сформулировать главные принципы поддержки детей   в борьбе с табакокурением;
  3. выработать рекомендации семейной профилактики табакокурения среди подростков.

Вопросы собрания

  1. Что значит "ответственные родители"?
  2. Какова роль родителей в формировании у детей ответственности за свое здоровье?
  3. На каких принципах должна строиться система поддержки детей в борьбе с табакокурением?
  4. Как родители могут помочь ребенку в противостоянии коварному соблазну?

Основные понятия

  1. Курение активное
  2. Курение пассивное
  3. Ответственность
  4. Соблазн
  5. Выбор
  6. Помощь

        

СТРУКТУРА   СОБРАНИЯ

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1этап Мотивация

Игра "Кто больше?" Статистическая информация о табакокурении.

3 мин

Родители определяют вместе с педагогом цели и задачи собрания.

II этап Работа с

понятиями

Работа в группах.

7 мин

Осмысление      родителями       понятий "курение", "соблазн", "ответственность",

"выбор", "помощь".

III этап

Обсуждение

основной

проблемы

Работа в группах. Работа с

эпиграфом.      Упражнение активатор.   Ролевая   игра.

Игра "Снежный ком".

Проектная деятельность.

35

мин

Родители делают выводы об основных целях воспитания, о формировании у детей ответственности за свою жизнь,

здоровье.     Родители вырабатывают принципы поддержки и конструктивные шаги   в  профилактике табакокурения среди подростков.

IV этап

Подведение

итогов

Рефлексия "Закончи фразу".

5

мин

Родители самостоятельно формулируют

выводы  по занятию, выполняют самостоятельную домашнюю работу (анкета).

ХОД   СОБРАНИЯ

1 ЭТАП: МОТИВАЦИЯ

Педагог проводит игру "Кто больше?". Суть игры - назвать как можно больше марок известных вам сигарет.

Побеждает тот, кто меньше всего назвал марок сигарет или не знает совсем, значит, этот человек не курит и проблема курения в этой семье стоит не так остро.

Это была больше шутка, но в каждой шутке есть доля истины. А разговор сегодня пойдет как раз о курении. О том, что тема разговора актуальна, свидетельствуют результаты опроса учащихся и официальная статистика.

Более 80% курящих начали курить в возрасте до 18 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей сохраняют эту привычку, став взрослыми. Если подросток выкурил хотя бы 2 сигареты, в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь. Согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты пробовали 30% россиян, к 14 - 55%, к 15 - 65%. Каждый 10-й курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.

Учитель может использовать данные анкетирования учащихся своего класса, школы.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.        Как ты учишься

  1. Отлично
  2. Хорошо
  3. Средне (удовлетворительно)
  4. Неудовлетворительно

2.        Курят ли твои родители, родные?

  1. Отец - да, нет, изредка
  2. Мать - да, нет, изредка
  3. Брат - да, нет, изредка
  4. Сестра - да, нет, изредка
  5. Дедушка - да, нет, изредка

3.        Куришь ли ты?

  1. Да
  2. Нет
  3. Изредка
  1. В школе
  2. В компании

4.        Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?

  1. От нечего делать
  2. За компанию

  1. Хочется быть взрослым
  2. Любопытно, баловство
  3. Модно
  4. Успокаивает, поднимает настроение
  5. Пример близких

5.        В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?

Хорошо
Плохо
Все равно

6.        Хорошо ли курить?

  1. Да
  1. Нет
  2. Не знаю

Если в западноевропейских странах здоровый образ жизни является нормой - это модно, престижно, то в России проблема детского курения достигла критической точки. Подростковое курение стремительно молодеет. Таким образом, из всего вышеизложенного очевидно, что с наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно относятся к курению вообще, то в подростковом возрасте картина резко меняется: курение становится привлекательным, взрослые утрачивают свое влияние и все большую значимость приобретает мнение сверстников.

Поэтому сегодня пойдет речь не только о вреде курения, но и о том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этим коварным соблазном, как помочь подростку сделать правильный выбор в противостоянии влиянию социального окружения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Родители осознают важность проблемы, необходимость работы над её решением.

2 ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Чтобы разговор стал достаточно глубоким и осознанным, остановимся на ключевых понятиях, которыми мы будем оперировать:

  1. курение активное
  2. курение пассивное
  3. ответственность
  4. соблазн
  5. выбор
  6. помощь

   Родители разделены на 3 группы, работают с карточками.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

        ЗАДАНИЕ:

  1. вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова;
  2. сформулируйте определения "активное курение", "пассивное курение".

Активное курение - это вредная привычка, связанная с          ___табачного ________ и способствующая развитию различных ___________легких, сердца, сосудов, желудка.

 Слова для работы: заболевание, дым, вдыхание.

Пассивное курение - это пребывание человека в накуренном        ________или рядом с_______

и _____________табачного дыма помимо его ___________        

 Слова для работы:, воля, курящий, вдыхание, помещение.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Активное курение - это вредная привычка, связанная с вдыханием табачного дыма и способствующая развитию различных заболеваний легких, сердца, сосудов, желудка.

Пассивное курение - это пребывание человека в накуренном помещении или рядом с курящим и вдыхание табачного дыма помимо его воли.

ЗАДАНИЕ:

  1. вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова;
  2. сформулируйте определения " ответственность", "соблазн".

Ответственность-необходимость,_______давать        в своих действиях, поступках,        

за их последствия.

Слова для работы: отчет, обязанность, отвечать

Соблазн - влечение, искушение, вызывающее желание у__________        что-нибудь        самому,

испытать новые_______        .

Слова для работы: человек, сделать, ощущение.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ответственность - необходимость, обязанность давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их последствия.

Соблазн - влечение, искушение, вызывающее желание у человека что-нибудь сделать самому, испытать новые ощущения.

ЗАДАНИЕ:

  1. вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова;
  2. сформулируйте определения "выбор", "помощь".

Выбор - это предпочтение кого-либо или чего-либо, система          , образующая

психологическую        предпочтительности.

Слова для работы: мотивы, основа.

Помощь - поддержка, содействие в чем-либо, в какой-нибудь        , дающей желаемый

        , избавляющей от        

Слова для работы: деятельность, результат, трудности, проблемы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Выбор - это предпочтение кого-либо или чего-либо, система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности.

Помощь - поддержка, содействие в чем либо, в какой-нибудь деятельности, дающей желаемый результат, избавляющей от трудностей, проблем.

3 ЭТАП: ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ

РАБОТА В ГРУППАХ.

Осознав понятия, перейдем к работе над проблемой. Обратимся к высказыванию: "Основная и высшая цель воспитания - передача ребенку ответственности за собственную жизнь".

ЗАДАНИЕ:

  1. обсудите, в чем заключается смысл   высказывания;
  2. приведите три наиболее сильных аргумента в поддержку данного высказывания. Затем высказывания родителей записываются на доске.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аргументы:

  1. Самая высшая ценность человеческого бытия - это сама жизнь.
  2. Собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек.
  3. Главное в воспитании - научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т.е. уметь отвечать за свои поступки, за их последствия.

В процессе обсуждения необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью является воспитание ребенка ответственным человеком, способным самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.

Воспитать ответственного человека могут только ОТВЕТСТВЕННЫЕ РОДИТЕЛИ. Предлагаю вам упражнение-активатор: продолжите предложения:

Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает___________        

Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через ______________        

Я несу ответственность за______________        

Высказывания родителей фиксируются на доске.

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

сформулируйте определение понятия "ответственные родители".

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают своему ребенку ответственность за его поступки, собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий, определять совместимость поступков с собственными ценностями.

Чтобы глубже проникнуть в проблему, предлагаем провести ролевую игру "Ситуации".

ЗАДАНИЕ:

  1. прочитайте ситуации, коллективно проанализируйте;
  2. представьте вариант завершения ситуации в виде театрализованной сценки.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вы   возвращаетесь   домой   после   тяжелого   трудового   дня.   Ваш   ребенок   с

одноклассником сидит в своей комнате, а оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?

Однажды, наводя порядок на его столе, вы обнаружили несколько сигарет и решили I

поговорить с ним. Как вы это будете делать?

        Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему обэтом, он отрицает. Ваши действия?

РЕФЛЕКСИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

  1. Было ли вам комфортно играть роль подростка?
  2. Что вы чувствовали при этом?
  3. Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, кознать возможность возникновения проблемы курения у каждого и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по поводу курения.

Как же противостоять надвигающейся беде? Что делать? Чем руководствоваться, чтобы помочь ребенку? Предлагаю каждому подумать и ответить на вопрос:

Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы родителями, как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?

Работа организуется по методу " Мозгового штурма". Результаты фиксируются на доске.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Меры и формы профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:

  1. Организация свободного времени, привлечение детей к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби).
  2. Личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое отношение к курению, бросить курить).
  3. Профилактические беседы о вреде курения.
  4. Использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино.
  5. Поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов.
  6. Семейный досуг (на природе, даче, городские праздники).
  7. Контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка.
  8. Ограничение ребенка в обращении с деньгами.
  9. Обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.

Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики табакокурения. Педагог заранее готовит наглядный материал на доске или на листе ватмана.

Принципы семейной профилактики табакокурения:

1.        Системность

  1. Гибкий контроль
  2. Терпение и деликатность
  3. Индивидуальный подход
  4. Поддержка
  5. Наглядность

Далее педагог организует работу в группах, предлагая задание:

выбрать одну из предложенных форм профилактики табакокурения; рассказать о ней подробно:

  1. Почему именно этой форме отдали предпочтение?
  2. Какие задачи решает?
  3. Перед каким выбором стоит ребенок в данной ситуации?
  4. Какой выбор ставят перед собой родители?
  5. Какие принципы должны быть использованы для эффективности выбранной формы профилактики?
  6. Каков предполагаемый результат?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное - любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.

А сейчас давайте отрепетируем отказ от курения. Если подростку ровесники предлагают закурить, он может отказаться. А как это сделать, мы сейчас узнаем. Психологи советуют отказ построить по схеме:

ОТКАЗ        +        АРГУМЕНТ        +        ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Педагог предлагает родителям разбиться на пары и провести ролевую игру «Сумей сказать "нет"»

ВОЗМОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ:

Слабое здоровье:

"Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?"

Желание сохранить голову светлой:

"Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?"

Уже существующий отрицательный опыт:

"Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?"

Желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок:

"Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра".

Ссылка на уже имеющиеся проблемы:

"Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?"

Стремление казаться "крутым":

"Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра".

Встречное предложение переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В ходе ролевой игры родители моделируют варианты отказа в ситуации предложения закурить. Данный опыт родители смогут использовать в беседах со своими детьми.

4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Хотелось, чтобы вы оценили сегодняшнюю работу. Продолжите фразы:

Сегодня я понял (а), что...

После этого разговора мне стало ясно...

Это собрание помогло мне разобраться...

Самое время вернуться к эпиграфам нашего собрания.

Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека.

И.М.Догель Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Сюнь - цзы

Действительно, курение - это прихоть и несчастье человека, каждый делает свой выбор сам. Воспитывая наших детей, мы можем помочь им избежать дурных привычек.

По   мнению  ученых,   каждый   ребенок   обладает  большими        

защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти        защитные возможности называют защитными факторами, благодаря которым  ребенок сможет противостоять формированию привычки курения,  может  быть здоровым полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.      

Известно 28 защитных факторов. Первые 14 - это внешние защитные факторы, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения.

Другие    14    защитных    факторов    являются    внутренними    качествами,

определяющими стиль поведения ребенка.

ВНЕШНИЕ ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ        ВНУТРЕННИЕ ЗАЩИТНЫЕ КАЧЕСТВА

  1. поддержка семьи;        •        стремление к успеху;
  2. родители, которые являются образцом        •        стремление к учению; социальных связей;        •        хорошая успеваемость в школе;
  3. общение с родителями;        •        выполнение работы по дому;
  4. общение с другими взрослыми;        •        стремление помогать людям;
  5. участие родителей в жизни школы;        •        умение сопереживать людям;
  6. положительный школьный климат;        •        сексуальная сдержанность;
  7. единые правила в воспитании ребенка        •        навыки умеренного отстаивания для обоих родителей;        своего мнения;
  8. контроль со стороны родителей;        •        навыки принятия решений;
  9. организация домашнего досуга;        •        умение находить друзей;
  10. хорошие друзья;        •        навыки планирования;
  11. занятия музыкой;        •        реалистичная самооценка;
  12. дополнительное образование;        •        оптимизм.
  13. участие в общественной жизни по месту        |

жительства.

Вы спросите: "Сколько же защитных факторов у моего сына или дочери?" Ответ прост. Обычно дети располагают примерно 16 защитными факторами из 28. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их. Таким образом, вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом!

Шаг в пропасть... Опасно это или нет? • сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика - начало такого же полета. И конец будет таким же.

Из публикаций СМИ

В ходе собрания родители смогут

  1. рассмотреть понятия "психоактивные вещества", "табак", "никотин", "наркотик", "наркомания", "аддиктивное поведение";
  2. рассмотреть этапы формирования аддиктивного поведения: как происходит процесс втягивания в "воронку наркозависимости" от первой сигареты до наркомании;
  3. проанализировать условия, определяющие риск и возможность перехода от сигареты к тяжелым наркотикам;
  4. получить советы и рекомендации, как вести себя в ситуации аддиктивного поведения ребенка.

Вопросы собрания

  1. Каковы данные исследований ВОЗ по проблеме подросткового курения?
  2. Что такое аддиктивное поведение?
  3. Каковы причины возникновения привыкания к психоактивным веществам и формирования зависимости?
  4. Как развивается потребность в веществах, изменяющих сознание?
  5. Как должны вести себя родители в ситуации аддиктивного поведения подростка?

Основные понятия

  1. Наркотик
  2. Табак
  3. Никотин
  4. Наркомания
  5. Психоактивные вещества
  6. Аддиктивное поведение

СТРУКТУРА   СОБРАНИЯ

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

I этап

Мотивация

Мозговой штурм.

Вводное слово педагога.

Постановка проблемы

собрания.

5

мин

Родители      знакомятся   со   статисти-

ческими   данными    по   обсуждаемой

проблеме,     что     помогает     понять

актуальность и значимость темы "Шаг от сигареты к наркотикам".

II этап

Работа с

понятиями

Работа с текстом    в малых

группах.

15

мин

Родители знакомятся с   определениями

понятий собрания,    работают над их

осмыслением.

III этап

Обсуждение

основной

проблемы

Работа   в   малых   группах.

Творческое задание.

Составление таблиц.

Метод ранжирования. Исследовательский метод.

.

35

мин

Родители

-узнают об этапах, условиях и причинах

формирования аддиктивного поведения

подростков;

-рассмотрят   факторы,   влияющие   на

возможность перехода от сигареты к

наркотикам;

-смогут     моделировать     правильные

варианты     поведения     в     ситуации аддиктивного поведения подростков.

IV этап

Подведение

итогов

Беседа,

коллективное обсуждение.

5

мин

Родители формулируют выводы по теме

собрания,   определяют   практическое

значение полученной информации.

ХОД   СОБРАНИЯ

1 ЭТАП: МОТИВАЦИЯ

На доске или листах ватмана нарисована таблица.

Как вы думаете, почему люди курят, употребляют

А почему люди этого не

алкоголь, наркотики и многие другие вещества,

делают?

изменяющие сознание?

■     ,.

Педагог предлагает родителям в ходе "мозгового штурма" ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Как вы думаете, почему люди курят,

употребляют алкоголь, наркотики и многие

другие вещества, изменяющие сознание?

А почему люди этого не делают?

•        Чтобы было хорошо

•        Для "кайфа"

•        Так легче общаться

•         Чтобы было весело танцевать

•         Забыться от горя

•         Чтобы быть взрослее и "круче"

•         Просто, чтобы испытать, что это такое

•        Уйти от боли

•        За компанию

•        Чтобы расслабиться

•        Для смелости

•         Для энергии

•         Они боятся за свою жизнь, здоровье

•         Они боятся проблем, родителей,

           милиции

•         У них есть принципы и убеждения

•         Из-за отсутствия денег

Мы с вами живем в таком мире, где причин для того, чтобы употреблять наркотики, гораздо больше, чем причин, чтобы их не употреблять.

Как этому противостоять? Как уберечь наших детей от беды, которая приобрела сегодня угрожающие масштабы?

Глобальность проблемы, ее актуальность и ужасающие последствия подтверждаются статистическими данными, приведенными ниже.

Численность детей и молодежи в возрасте от 14 до 24 лет, с различной частотой потребляющих наркотические средства, достигает 4 миллионов, а наркозависимых среди них -от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч.

Ситуация в России, связанная с употреблением психоактивных веществ, продолжает ухудшаться. Эксперты отмечают устойчивый рост наркомании, алкоголизма и связанной с ними ВИЧ-инфекции среди детей и подростков с усиливающейся тенденцией их перетекания в младшие возрастные группы.

Чтобы противостоять этому и найти способы борьбы, необходимо выявить причины, приведшие к такой ситуации. Вот некоторые из них:

  1. Нестабильность нашего общества
  2. Слаборазвитая социокультурная инфраструктура
  3. Утрата морально-нравственных ценностей общества
  4. Низкий культурный и образовательный уровень населения
  5. Кризис семьи
  6. Массовая попкультура низких образцов

Все эти причины являются объективными, из разряда тех, на которые трудно повлиять одному отдельно взятому человеку. Но есть причины субъективные, которые зависят только от самого человека, его образа жизни, его воли и желания. Одна из них - это курение.

Анализ данных Всемирной организации здавоохранения показывает, что если человек 12-17-летнего возраста курит, то вероятность того, что он будет употреблять героин, в 12 раз выше, кокаин - в 51 раз выше, крэк - в 57 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил. Если человек 12-17-летнего возраста выкуривает более пачки сигарет в день, то вероятность того, что он будет употреблять героин, в 51 раз выше, кокаин - в 106 раз выше, крэк - в 111 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил. Дети, которые никогда не курили, почти наверняка не будут употреблять героин, кокаин или крэк. В то время как существенная доля систематически курящих детей уже пробовали эти наркотики, и у многих из них уже возникла зависимость.

Этот анализ доказывает, что для многих детей сигареты - это средство для входа в мир наркотиков.

"Шаг от сигареты к наркотикам" - тема сегодняшнего собрания.

2 ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Учитель предлагает родителям ответить на вопросы:

Что такое психоактивные вещества?

Что можно отнести к психоактивным веществам?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Психоактивные вещества - все химические соединения растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие состояние сознания.

И психоактивным веществам относятся:

  1. Наркотики, наркотические вещества (конопля тоже)
  2. Алкоголь (пиво тоже)
  3. Некоторые лекарственные средства
  4. Токсические вещества (клей, бензин тоже)
  5. Психостимуляторы (кофе, чай, табак, кофеин тоже)

Дальше работа идет в группах.

Родители работают над понятиями.

Каждая группа получает карточку с заданием.

ЗАДАНИЕ:

  1. ознакомьтесь с понятиями и материалами, раскрывающими эти понятия;
  2. ответьте на вопросы:

    - Что такое наркотики?

  1. Что является критерием принадлежности вещества к наркотикам?
  2. Какими признаками характеризуется заболевание наркомания?

Наркотики -  1) сильнодействующие - природные и синтетические

вещества, приводящие в возбужденное состояние, парализующие центральную нервную систему и способные вызывать наркоманию;

2) лекарственные вещества, используемые для наркоза.

Наркомания -тяжелая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов, основным признаком которой является пристрастие к какому-либо химическому веществу, вызывающему приятное психическое состояние - "эйфорию" или измененное восприятие реальности.

Наркомания - болезненное, иногда непреодолимое пристрастие к наркотикам, приводящее к тяжелым нарушениям функций организма.

Юридическими критериями признания вещества наркотиком, прежде всего, служат социальная опасность и криминогенность. Только те вещества и препараты определены юрисдикцией как наркотики, которые особо распространены в нелегальном производстве и торговле. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится опасным не только для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальным нормативным актом оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но и юридическое. Юридически (а не медицински) наркотиками считаются вещества любого действия, отвечающие единому критерию социальной опасности.

ЗАДАНИЕ:

•        ознакомьтесь с понятиями и материалами, раскрывающими эти понятия;

•        ответьте на вопросы:

      - Что такое табак?

  1. Что такое никотин?
  2. Почему табак относят к наркотикам? К "легальным" наркотикам?
  3. Можно ли считать табак безопасным для человека? Почему?

Табак -        1) травянистое растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится

никотин;

2)высушенные и мелко нарезанные или растертые листья и стебли такого растения, употребляемые для курения, нюхания, жевания;

3) травянистое декоративное растение семейства пасленовых с душистыми белыми, розовыми или светло-фиолетовыми цветками.

Никотин -     наркотическое средство, содержащееся в табаке.        

Особенности специфического воздействия различных веществ на центральную нервную систему наглядно показывают, что в один ряд с хорошо известными наркотическими 1 веществами необходимо поставить много других веществ, еще до недавнего времени Считавшихся друзьями человека, его помощниками в борьбе с плохим настроением и самочувствием. Для непосвященного трудно свыкнуться с представлением, что никотин, Iсодержащийся  в табачном дыму,  кофе, чай  и  обычные лекарства тоже обладают наркотическими свойствами.

Табак, алкоголь, кофе и чай в высоких концентрациях и лекарства наркотического ряда относятся к легальным (разрешенным) наркотикам. Их продажа, хранение и употребление не подлежит наказанию.   Однако оценки "легальный" или "нелегальный" не дают четкого представления об опасности того или иного наркотика.   Так, табак и алкоголь, хотя они и относятся к категории легальных наркотиков, следует классифицировать как самые опасные  из наркотиков, принимая во внимание огромное число заболеваний, которые они вызывают.

ЗАДАНИЕ:

  1. ознакомьтесь с понятием и материалами, раскрывающими это понятие;
  2. ответьте на вопросы:

    - Что такое аддиктивное поведение?

  1. Какие причины способствуют развитию аддиктивного поведения?
  2. Где (в каких группах) подросток с наибольшей вероятностью может пристраститься к наркотикам?

Аддиктивное поведение - это употребление веществ, изменяющих психическое состояние, но без формирования психической и физической зависимости. Речь идет не о болезни, а нарушениях поведения.

По мнению ряда ведущих специалистов в области подростковой наркологии, точным термином в ситуации характеристики подростка, злоупотребляющего табаком, алкоголем, наркотиками или токсическими веществами, будет аддиктивное поведение, (addiction - пагубная привычка, пристрастие, прочая страсть).

Аддиктивное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. При аддиктивном поведении психоактивные вещества употребляются, как правило, только в группе, причем отличительной особенностью такой группы является отсутствие реальной содержательной деятельности. Около 50% обследованных подростков с аддиктивным поведением принадлежит к так называемым территориальным группам, то есть к обычным компаниям сверстников по своей школе, двору, микрорайону, и именно в них приобретает первый опыт употребления наркотиков.

3 ЭТАП: ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ

В пословицах и поговорках сконцентрирована народная мудрость, накопленная веками и передаваемая из поколения в поколение. Однако каждое подрастающее поколение отрицает нажитый опыт, для того чтобы набраться своего, собственного, опыта.

Можно ли в сегодняшней жизни полагаться на опыт наших предков, может ли он помочь нам справится с современными проблемами?

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Глагол "увязнуть" предполагает место действия - "болото", которое очень коварно затягивает свою жертву и уже не отпускает. Эта пословица звучит уже не как предупреждение, а как приговор. Совсем незаметным может быть переход от сигареты к наркотикам: от затяжки сигареты до первого укола один шаг, а там - пропасть. "Болото наркомании" не оставляет свою жертву в живых.

Своя воля страшней неволи

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Выражение "своя воля" обозначает "идти на поводу своих желаний, жить по принципу я так хочу". В таком случае поступки человек совершает не обдуманные, а легкомысленные, как результат мимолетных желаний, чувств, эмоций. Как показывает жизнь, это плохие советчики в принятии осознанных ответственных решений. Пойдя на поводу своих желаний, очень легко можно оказаться в неволе. Взяв в руки первую сигарету из любопытства, "за компанию", или "от нечего делать", каждый должен знать, что все может закончиться тяжелой наркозависимостью.

В данной пословице синонимом выражения "своя воля" является понятие "безволие" - это черта человека, у которого отсутствует сила воли. Отсутствие силы воли может привести к самым страшным непоправимым последствиям - наркомании - и является большей бедой для человека, чем попасть в неволю (лишиться свободы).

Педагог предлагает родителям работу в группах. Задание для всех групп одинаковое.

Родители обсуждают пословицы и отвечают на вопрос:

Как данная пословица отражает проблему сегодняшнего занятия "Шаг от сигареты к

наркотикам"?

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ        

•        Береги платье снову, а здоровье смолоду

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Здоровье - это самая большая ценность в жизни человека. Если человек здоров, значит, у него больше шансов содержательно прожить свою жизнь, быть успешным и счастливым, оставить здоровое потомство. Здоровье человека зависит от многих факторов, но в первую очередь от самого человека, от его образа жизни, привычек, желания, воли, ответственности. Если обратиться к пословице, то ее предупреждение в контексте темы "Шаг от сигареты к наркотикам" будет звучать следующим образом: "Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.) могут разрушить твое здоровье и сократить годы жизни. Помни об этом с юных лет и до последних дней! Заботиться о своем здоровье нужно начинать с детства, иначе может быть поздно".

•        Искру туши до пожара, беду отводи до удара

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Смысл пословицы напрямую соответствует теме собрания "Шаг от сигареты к наркотикам", в которой звучит призыв и предупреждение. Искра - это сигарета, пожар - это наркотики. Назидание и мораль таковы: чтобы не допустить беды, нужно погасить маленькую искорку, с которой еще можно легко справиться, - бросить курить или не начинать вообще. Пожар потушить сложно, а иногда невозможно! Наркомания - это смерть!

Коготок увяз, всей птичке пропасть

По кривой дороге вперед не видать

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

"Кривая дорога" - это не что иное, как путь, по которому идет человек, если он курит, пьет, употребляет наркотики. Встав однажды на этот путь, очень трудно выйти на "ровную" дорогу и увидеть, что впереди. Все психоактивные вещества одурманивают сознание человека, уводят его от реальной жизни. Шаг за шагом от первой затяжки сигаретой, потом "баловство травкой", потом первый укол... Четкая, яркая, перспективная "линия горизонта" пропадает, и в какой-то момент человек уже не видит смысла жизни, нет любимого дела, не осталось друзей.

Как видим, народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках, переходит из поколения в поколение, потому что во все времена, и сегодня в том числе, люди находят в них ответы на многие вопросы. Но не для всех открывается этот источник истины, и не каждый готов им воспользоваться. Может, поэтому так много у нас сегодня проблем, одна из которых - это одурманивание наших детей психоактивными веществами. Да, это одна из причин, но не все так просто. Стоит разобраться в этом более детально, опираясь на научные данные и исследования специалистов.

В первую очередь важно понять, станет ли первая сигарета вредной привычкой или приведет к более серьезным проблемам, таким, как наркомания. От чего это зависит? Как происходит процесс втягивания в воронку наркозависимости (аддиктивное поведение)? При каких условиях? Кто в большей степени подвержен этому? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе дальнейшей работы.

Составление таблицы "Этапы формирования аддиктивного поведения".

Родителям предлагается разбиться на 3 группы. Каждая группа получает по две карточки: "таблица" и "описание этапа".

        ЗАДАНИЕ:

  1. изучите представленную информацию;
  2. заполните соответствующую колонку в таблице:   1 группа -1 этап,

  1. группа - 2 этап,
  2. группа -3 этап.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Этапы формирования аддиктивного поведения

Характеристики этапов

1 этап

2 этап

3 этап

Название этапа

Цель употребления психоактивных веществ

Какие вещества употребляют

.

Частота употребления

Существует ли зависимость

В     каком     окружении     употребляются психоактивные вещества



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сдаём ЕГЭ: рекомендации классного руководителя выпускникам и их родителям

            Сдаём ЕГЭ: рекомендации выпускникам и их родителямНовая законная реальность нашего образовательного пространства – единый государственный экз...

классный час на тему" Роль родителей в здоровом образе жизни "

способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни...

классный час "Взаимоотношения детей и родителей"

разработка беседы с детьми 3-6 классов на тему "Взаимоотношения детей и родителей"...

Сомообразование классного руководителя. «Взаимоотношение детей и родителей для развития личности школьника»

У родителей не достаточно время на общения с детьми . Работа главное, без этого просто не прокормишь ребенка, и мы все это знаем. Но как нашим детям не хватает любви и ласки, просто поговорить...

Памятка классному руководителю для работы с родителями

Данная памятка поможет отследить работу родителей с детьми и создать правильное взаимоотношение родителей с классным руководителем и коллективом....

Открытый классный час "Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры человека"

Открытый классный час "Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры человека"...

Гармонизация общения классного руководителя с учениками и родителями.

Проблема развития деловых отношений с родителями обучающихся актуальна не только для специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для всей системы общего образования: достаточно полистать с...