“Каждый ребёнок имеет право”
классный час (6 класс) по теме

Шкурко Клавдия Викторовна

 разработка классного часа в 6-8 классе по правам ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Каждый ребёнок имеет право”

(“Азбука права” для учащихся 6-8 классов)

1-й ведущий:
Как вы считаете, наша страна Россия – правовое государство?
(Ответы) Может ли быть в бесправном государстве разговор о каких-то правах ребенка? (Ответы) Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”, есть Программа (президентская)... Подскажите мне, пожалуйста, как она называется? (“Дети России”.) Повсюду созданы службы социальной защиты, приюты, опекунские советы, появились инспекторы по охране прав несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних… Шуму много, но работают эти структуры чаще всего со взрослыми или на бумаге…

2-й ведущий:
Никогда в России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в дома ребенка, “отказники”. Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства. Дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от двух до четырех миллионов (по разным данным) беспризорных. 1,5 миллиона ребят школьного возраста неграмотны. В основном это дети, попадающие в колонии. Больше половины этих детей больны, многие истощены. Никто из них за свою короткую жизнь не встретил взрослого, которому мог бы довериться, обратиться за помощью. Подростки не верят никому и по освобождении не идут на контакт с государственными структурами. Они пытаются создавать свои организации из таких же, как они сами.

1-й ведущий:
Подростковая медицинская служба в стране, как и многое другое полезное, разрушена.
За все происходящее сейчас больно, горько и стыдно. Наша сегодняшняя “Азбука права” и будет посвящена правам ребенка. Права ребенка отражены в Конвенции, принятой 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох – вступает в жизнь.

2-й ведущий:
Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим.

1-й ведущий: 
Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеется”. Продажа детей с целью заработка.

2-й ведущий: 
В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали “добрым людям”.

1-й ведущий:
В Конвенции о правах ребенка записано “…Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе”. Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. В грустном и трогательном рассказе А. П. Чехова “Ванька”, написанном сто лет назад, мы видим полное бесправие подростка.

Сценка из рассказа А.П. Чехова “Ванька”

1-й ведущий:
О каких нарушениях статьей Конвенции идет речь в данном отрывке?
(Ответы)
В каких произведениях русских и зарубежных писателей показано бесправное положение детей и подростков? (А. Некрасов “Крестьянские дети”; В. Короленко “Дети подземелья”; В. Гюго “Отверженные”, “Человек, который смеется”; Э. Мало “Без семьи”.) Назовите художников и их картины, в которых отражена бесправная жизнь детей. (В. Перов “Тройка”; К. Маковский “Свидание”.)

2-й ведущий (зачитывает статьи Конвенции)

1. Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

2. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права.

3. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы.

1-й ведущий:
К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из прав Конвенции – право на семью. И не все дети, попадающие в детский дом, – сироты, у многих есть родители, но они лишены родительских прав. Как вы думаете, чего больше всего хотят эти дети?
(Ответы) Что для улучшения их жизни вы бы предложили сделать: государству, богатым людям, будущим супругам, самим себе. (Ответы детей)
Назовите статью Конвенции, защищающую таких детей. (Ст. 2. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите)

2-й ведущий: 
Очень часто в Конвенции о правах ребенка звучит слово “свобода”, а свобода – это независимость. Какие права ребенка на свободу записаны в Конвенции? (У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает)

1-й ведущий:
У меня очень трудная проблема, которую сам я не в силах разрешить. Ко мне обратился одиннадцатилетний мальчик (я не называю его фамилию и школу по его же просьбе). Родители этого ребенка являются членами секты адвентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и сопротивляется. За непослушание его наказывают. В порыве отчаяния он рассказал мне о своем горе, так как в классе со сверстниками и учителями он боится об этом говорить.

2-й ведущий:
Прошу вас помочь нам разобраться в данном вопросе с точки зрения Конвенции, а мы, в свою очередь, попытаемся объяснить это подростку. Какие права ребенка по существующей Конвенции нарушают родители? А может быть, родители правы? (Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет)

2-й ведущий: 
Вспомните литературные произведения, где бы была подобная ситуация.(В. Тендряков “Чудотворная”; Н. Евдокимов “Грешница”)

1-й ведущий:
Сейчас я предлагаю вам послушать маленькую сказку.

“Мальчик-с-пальчик и страус”

Пока Мальчик-с-пальчик блуждал по лесу, разбрасывая за собой камушки, чтобы найти обратную дорогу, он даже не мог представить, что за ним по пятам ходит страус и глотает эти камушки. Мальчик-с-пальчик оглядывается – нет камней. Он потерялся окончательно: нет камней – нет дороги домой; нет дороги домой – нет самого дома, нет дома – нет мамы с папой. Вдруг он увидел танцующего страуса.

– Садись ко мне на спину, я очень быстро бегаю, мы отправимся путешествовать.

– Но как же мама с папой? Я их больше не увижу?

– Если они потеряли тебя, то, вероятнее всего, у них нет желания увидеть тебя как можно скорее.

– В ваших словах есть истина, господин Страус. Но как же моя мама?

– Я терпеть не могу твою маму за то, что она носит страусиные перья на своей шляпе.

– Да, она не останавливается перед расходами, чтобы пустить пыль в глаза соседям.

– Да лучше бы она занималась тобой! Она тебя порола когда-нибудь?

– Да. И отец меня тоже бьет.

– Отец тебя бьет?! Это же отвратительно! Дети ведь не бьют своих родителей, так почему родители себе это позволяют? А знаешь, что твой отец сказал, когда впервые увидел страусиное яйцо? Он сказал, что из него выйдет отличный омлет.

– А знаешь, что он сказал, когда увидел море? “Да” и “ничего корыто, только нет моста”.

– Залезай ко мне на спину, ты не увидишь больше своих родителей, но зато увидишь мир.

1-й ведущий:
И ушедшие из дома дети, до которых нет дела родителям, начинают путешествовать. Где найдут они пристанище: на вокзалах, в подвалах домов или еще хуже – в колониях для несовершеннолетних?

2-й ведущий:
Компания подростков обчистила карманы подвыпившего прохожего. Пятнадцатилетнему Толе досталась зажигалка стоимостью 3 рубля. Малолетних преступников судили. И Нагатинский суд города Москвы приговорил Толю к 5 годам лишения свободы.

1-й ведущий:
Во многих странах дела несовершеннолетних рассматривают особые суды, для которых главным является вопрос о будущем подростка. У нас в России немного по-другому. Суды порой суровы по отношению к юным правонарушителям. Несовершеннолетний Н. совершил кражу и был задержан на месте преступления. До начала следствия по его делу Н. был помещен в изолятор временного содержания. Вместе с ним находились взрослые задержанные. Через некоторое время Н. попросил дежурного отпустить его домой, твердо обещая утром явиться в милицию. В этой просьбе ему было отказано. Через час он попросил какую-нибудь книгу или газету. И в этой просьбе ему было отказано. На вопрос Н., почему ему ничего не разрешается, ответил молодой милиционер: “Потому что ты – преступник”. Как вы думаете, было ли нарушено какое-либо из прав ребенка? Оцените ответ молодого милиционера.
(Ответы)

2-й ведущий:
Мы предлагаем вам отрывок из художественного фильма “Сэр” о малолетнем преступнике Саше Григорьеве.
(Демонстрация фрагмента) Какие преступления с точки зрения закона совершил Саша Григорьев в данном эпизоде? (Побег, грабежи с применением холодного оружия) Какое право, отмеченное в Конвенции, нарушил Саша Григорьев? (Каждыйчеловек имеет право владеть имуществом, т.е. никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи)

1-й ведущий: 
В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с фамилией его матери. Вот и все. На первый взгляд, все младенцы похожи друг на друга, и еще не видимы глазу характер, индивидуальность. А проявляется эта индивидуальность точно так же, как проявляется лист фотобумаги в ванночке с проявителем: сначала проступают черты человека, потом изображение становится все четче и четче. Так с годами происходит формирование личности. Чем ярче выражена индивидуальность, тем человек духовно богаче. А чем больше в обществе ярких индивидуальностей, тем богаче само общество.
Пример нарушения права на индивидуальность мы найдем в повести В. Железнякова “Чучело”. Подрастая, дети начинают общаться между собой. Иногда грубость, бесцеремонность некоторых перерастают в жестокость. Если физическую жестокость легко определить, так как последствия ее видны: синяки, ссадины, шрамы и т. п., то эмоциональные травмы порой менее заметны глазу, но не менее тяжелы.

2-й ведущий: 
Например, всем известная ситуация “учитель – ученик”, где учитель путем постоянного унижения ученика доводит его до комплекса неполноценности или невроза.

1-й ведущий:
Существует еще одна форма жестокости – сексуальное насилие. Вам наверняка известно большое количество историй подобного плана. Мать Андрюши 3 года не могла найти работу и кочевала по квартирам приятелей. С последним брак зарегистрировала, муж настоял на усыновлении мальчика. Отчим оказался наркоманом, гомосексуалистом и сутенером, он “сдавал” Андрюшу своим дружкам. В 12 лет мальчик убил отчима, попал в спецшколу, где задумал создать свою организацию, карающую взрослых… Назовите статьи Конвенции, которые были нарушены действиями отчима этого ребенка.
(Ответы)
Мы увидим проявление многих форм жестокости в книге Л. Симоновой “Круг”. Кто же в этом виноват? Один из вариантов ответа – в словах классного руководителя девочки, пострадавшей от рук своих сверстников: “Мы упрекаем детей в жестокости, но мы же столько лет возвышали жестокость в подвиг, если нам казалось, что она для пользы дела. Мы требуем от них сострадания, но разве мы не внушали всем, что жалость унижает, и не оправдывали беспощадность во имя великой цели?.. Прошлое мстит нам в наших детях”.
Итак, если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конвенции: “Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать”. Если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны “Социальной службы”. В России существует “горячая телефонная линия” для жертв насилия – телефон доверия.

2-й ведущий:
Однако существуют ситуации, когда учителя становятся жертвами своих учеников. В школе одного города разразился скандал. С утра Борис был в приподнятом настроении: наконец-то получил роликовые коньки. С ними он пришел в школу, а на уроке – надел, и когда его вызвали отвечать, выкатился к доске прямо на коньках. Онемевшая поначалу учительница гневно прикрикнула, придя в себя:

– Немедленно сними! Что это за фокусы?

– А что, нельзя? Где это написано, что на роликах нельзя отвечать? – насмешливо ответил Борис.

– Во, дает! – загудели ребята.

– Уходи из класса и сними коньки, – потребовала учительница.

– А может, вам лучше уйти? – откровенно ухмыляясь, кинул ей Борис. И чувствуя, как замер класс, нахально добавил, – не бойтесь, я вам заплачу за урок.

Что можно сказать по этому поводу?

1-й ведущий:
Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Совсем недавно я была у своей подруги в гостях. У нее сыновья-двойняшки, ученики 6-го класса. По граждановедению они как раз изучали свои права. И вот подруга стала мне на них жаловаться: “Мои дети стали слишком грамотные”. В доме звучат такие диалоги:

– Сходи за хлебом в булочную!

– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

– Вымой посуду!

– Не имеешь права использовать детский труд.

– Помой руки!

– Это насилие над личностью!

– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

– Это проявление жестокости.

Вот такая неразбериха, настоящий “ералаш”. Итак, чтобы не осталось тягостного впечатления после нашей “Азбуки права” – настоящий “Ералаш”.

Фрагмент из детского киножурнала “Ералаш”

2-й ведущий:
Наше резюме: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, что и показал нам сюжет.



Предварительный просмотр:

классный час "Хорошие и вредные привычки"


Тема урока: Что такое хорошо, и что такое плохо.
Цель: Дать понять какие привычки у нас бывают хорошие , а какие плохие
Задачи: 1. Научить детей видеть хорошее и плохое.
2. Развивать навыки связной речи, умение доказывать свою точку зрения.
3. Воспитывать: Чувство долга, товарищества, уважения.

Орг. Момент.
1. Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В.В. Маяковского
Крошка сын к отцу пришел
и спросила кроха
что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет
Слушайте детишки
Папы этого ответ….
Сегодня на нашем классном часе
Как вы уже наверное догадались, тема нашей беседы «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
Сегодня разговор к нас пойдет о том, что у нас, у людей, есть хорошие привычки и вредные привычки. Но прежде чем говорить о хороших и вредных привычках, давайте подумаем, что же такое привычка? ( неосознанное повторение одного и того же действия)
Как мы уже говорили, привычки бывают хорошие и плохие .Давайте подумаем, какие хорошие привычки вы знаете?
а почему вы считаете, что это хорошие привычки?
3. но как не крути, у человека есть как полезные, которые мы стараемся развивать, так и вредные.
*подумайте, какие вредные привычки вы знаете?
*а почему вы считаете, что это вредные привычки?
*скажите, а какие из вредных привычек самые страшные?( алкоголь, курение)
* Почему? ( они вредят нашему здоровью)
* Ребята, скажите , а вот для вас какая вредная привычка самая неприятная? ( лень)
*А как вы думаете, с ленью можно бороться?
*Каким образом?
* Я вам хочу предложить посмотреть сказку про лень и как победила сила воли.
1. Сказка о вредных привычках и о том, как победила Сила Воли.
Ведущий. Жила-была девочка Маша. По утрам аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, не опаздывала на уроки. И вот как-то раз с ней приключилась одна история. . .
Маша. (выходит с полотенцем на шее, с зубной пастой и щеткой в руке):
Зубки я почистила
И постригла ноготки,
Постирала быстро я,
В стопку сложены платки,
Получила в школе "пять” —
Можно песню запевать.
Раздается стук в дверь.
Ведущий. Вот в один прекрасный день постучала к Маше Лень.
Лень.
Здравствуй, милая девчушка.
Подружись ты со старушкой,
Вместе в школу не пойдем,
Вместе ногти погрызем,
Можешь насовсем забыть,
Как с прогулки руки мыть.
Дома ты не помогай,
С Ленью лучше погуляй
Повернувшись к открытой двери.
Эй! Грязнульки и лентяйчики,
Проходите поскорей,
Вы не зря тряслись в трамвайчике,
Новых вам нашла друзей.
Входят Мышонок-грызун, Поросенок-грязнуля, Барашек-упрямец.
Лень. Ой, сколько здесь ребят!
Мышонок. А будут ли они нам хорошими друзьями?
Поросенок. Сейчас проверим.
Барашек. Ребята, мы начнем пословицу, а вы. ее закончите.
• Работа не волк . . . (в лес не убежит).
• От работы кони . . . (дохнут).
Звучит песенка. Лень запевает, припев подхватывают Мышонок, Поросенок и Барашек.
Лень.
Говорят, мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Все возьмем в свои мы руки,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля.
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Вот так (хлопки). Раз, два.
Мы научим вас лениться,
Будем верные друзья.
Лучше с нами веселиться,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Вот так (хлопки). Раз, два.
Мы грязнули и упрямцы,
Дружим с Ленью мы всегда.
Мы неряхи, оборванцы,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Обойтись без нас нельзя.
Ой ля-ля, ой ля-ля,
Вот так (хлопки). Раз, два.
Мышонок. Ходим мы по белу свету.
Поросёнок. Ищем, кто без силы воли.
Барашек. Вынь-ка сладкую конфету.
Вместе.
Заколдуем Машу, что ли?
На-ка, миленькая детка,
Скушай сладкую конфетку.
Называется красиво:
"Антиволя - антисила”
Наша протягивает руку, и тут раздается стук в дверь, девочка отнимает протянутую руку.
Это кто еще стучит,
Нам нарушив аппетит?
За дверью. Это Сила. Это Воля!
Маша идет открывать, Лень преграждает дорогу.
Коль откроешь, будет горе,
Посмотри, о, как красива
"Антиволя - антисила”!
Вам скажу, ребята, "нет”.
открывает дверь и впускает Силу Воли.
Есть ребята в этой школе,
Кто имеет силу воли?
Есть, кто делает зарядку
И приучен кто к порядку?
Есть ли наши здесь друзья?
Лень прогнать без них нельзя.
Ребята, закончите пословицы: делу время - . . . (потехе час), без труда . . . (не вынешь и рыбку из пруда). кончил дело, . . . (гуляй смело).
Ребята, давайте скажем хором:
Силы воли мы друзья,
Быть лентяями нельзя.
Мышонок, Поросенок и Барашек в испуге садятся на корточки и закрывают лицо руками.
Маша. Ногти грызть?
Силу воли потерять?
И навек неряхой стать?
Убирайтесь-ка скорее!
Сила воли мне важнее! Встает рядом с Силой Воли.
Лень. Ничего, бывай здорова!
Постучим к тебе мы снова:
С Силой Воли жить не просто.
Заходи сама к нам в гости! Уходят, хлопая дверью.
Сила Воли. Ты, девчушка, молодец.
Прогнала их наконец.
Маша. (обращаясь к Силе Воли).
Вы меня не оставляйте,
От плохого избавляйте.
Ведущий. Тут и сказке той конец.
Ай, девчонка, молодец!
Сделан выбор — сила воли!
Что ж, теперь споем мы, что ли?
Итак, понравилась сказка? Что вы поняли просмотрев эту сказку?
Как можно победить .лень?
4.Ребята, при подготовке к классному часу вам было дано задание, написать небольшие мини – сочинения, на тему: « Какие вредные и хорошие привычки есть у меня»И вот интересно послушать, как вы себя оценили? ( выборочное чтение сочинений)
5. Вы знаете, я рада, что в своих сочинениях вы смогли увидеть у себя не только хорошее, но и смогли найти у себя вредные привычки.
6. Сегодня мы говорим о том, что вредные привычки можно победить. Для этого надо:
- иметь силу воли
- держать свой организм здоровым (заниматься спортом)
Правильно, ещё древние римляне говорили: « В здоровом теле, здоровый дух». Давайте посмотрим сценку о пользе спорта – который является важным фактором здорового образа жизни.
Действующие лица Боги:
Зевс (в красной накидке),
Аид (в чёрной накидке),
Гермес (в жёлтой накидке, на голове корона с крылышками),
Геркулес (в спортивном древнем наряде),
хилый ученик,
три ученика (в спортивной форме).
f
t
1
i
1 ученик. Спорт - это здоровье!
2 ученик. Спорт - это крепкие мышцы!
3 ученик.
В спорте во все времена
Воля стальной быть должна.
Воля куёт характер,
И только она!
I. (
^ г
1 ученик.
Спортсмен преодолел себя,
А это значит очень много.
И главное здесь даже не рекорд
И не блестящие поверхности медали.
Здоровье - главное.
Его приносит спорт!
2 ученик.
А что делали с теми,
Кто не хотел заниматься спортом в Греции,
На родине Олимпийских игр?
Спортсмены уходят.
Входят боги: Зевс, Аид, Гермес.
Зевс. Продолжаем заседание. Переходим к следующему вопросу. Гиподинамия... Слыхали такое слово? Болезнь XX века (хлопает в ладоши). Ввести!
Спортсмены вводят Геркулеса.
Боги глядят с восхищением.
О! Красавец! Вот это наша работа
Зевс.Но когда это было?
Аид. 3 миллиона 575 тысяч лет назад.
Зевс. А теперь? Что мы имеем в данный текущий момент? Внести!
Спортсмены вносят хилого ученика.
Геркулес Ты откуда такой взялся?
Ученик Из школы.
Боги Откуда, откуда?
Ученик. Из школы № 1 города...
Геркулес. А ты на физкультуру-то ходишь?
Ученик. Не-а. У меня справка.
Зевс. Что?
Аид. Это, великий Зевс, могучий манускрипт. Стоит его показать учителю, как он сразу же отпускает ученика с урока.
Зевс. А что... сии документы у всех есть?
Геркулес. У них есть ещё два магических! слова: «Забыл костюм».
Зевс. Зарядку по утрам делаешь?
Ученик. Нет.
Геркулес. Ну, хоть в школу-то пешком ходить?
Ученик. Нет. На автобусе езжу.
Боги (указывая на него). Вот она, гиподинамия.
Гермес. Чем же ты занимаешься?
Ученик. Учусь. Завтра у меня сочинение по литературе. Пять стихов задолжал, да ещё реферат по географии. Сами бы попробовали! Времени-то не хватает.
Геркулес. А Пифагор?! Учёный. Великий математик. А был олимпийским чемпионом в кулачном бою).
Аид. А Платон? Великий философ. Всю жизнь занимался гимнастикой. И до глубокой старости сохранил юношескую силу.
Зевс. Выходит, к Эребу под хвост всю нашу работу?
Геркулес. На колесо и выстегать его! В Тартар его! В мешок -и к Посейдону!
Зевс. Со скалы его сбросить!
Все. Правильно!
Боги хватают хилого ученика.
Ученик. Ой, ой! Не надо! Я больше не буду.
Зевс. Ну что, извлёк урок?
Ученик. Извлёк, убедили. Буду каждый день делать зарядку. Запишусь в. спортивную секцию. Не пропущу ни одного урока физкультуры.
Зевс. То-то. Запомни: Спорт - это здоровье.
Геркулес. Спорт -это крепкие мышцы.
Аид. В спорте во все времена. Воля стальной быть должна.
Ребята, что полезного для себя вы взяли?
• Как вы думаете, спорт – полезная привычка?
7. А сейчас я предлагаю вам еще раз вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили, и ответить на вопросы, разгадав кроссворд
ВОПРОСЫ:
1. утренняя физическая процедура?( ЗАРЯДКА)
2. Необходимое качество характера человека?( доброта)
3. Вредная привычка, от которой страдает наша дыхательная система?( курение)
4. Чтобы экономить своё время, надо соблюдать ….(режим)
5. Неосознанное повторение одного и того же действия? (привычка)
6. Как называется сила, которая помогает нам бороться с вредными привычками? (воля)
7. Какая привычка не даёт нам хорошо учиться? (лень)
Итак, каждый человек имеет право на выбор- какой образ жизни ему вести. То Ли двигаться, совершая хорошее, то ли остановиться, совершая плохие поступки. Ведь жизнь – это движение. Скажите что полезного для себя вы сегодня узнали?
Как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы вредных привычек было в нашей жизни как можно меньше?
И в заключение нашей беседы я предлагаю вам составить из предложенных картинок коллаж вредных и полезных привычек.



Предварительный просмотр:

Открытый классный час

Тема:  «Терроризм: его истоки и последствия».

Цель: сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере  Беслана); ознакомить учащихся с основными правилами поведения  в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы». Подобрать кассеты с записью классической музыки – негромкой, печальной (для создания соответствующего эмоционального фона). При наличии необходимого оборудования подготовить видеосюжеты о терактах 11 сентября в США, о захвате центра «Норд-Ост» и школе в г. Беслан.

Материалы и оборудование: Магнитофон, кассеты, оборудование для демонстрации видеосюжетов (компьютер, видеодвойка и т.п.).

Ход классного часа:

Классный руководитель:

Термин «терроризм» вошел в употребление еще в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции.

В современной литературе под терроризмом понимают:

а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;

б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.

Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.

С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. [1] В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).

К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек), взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек), взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек), атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек), захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников), взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300), взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек) и захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети). Страшно подумать, что этот список может быть продолжен…

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией.  Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» -  обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Послушайте историю одной такой несчастной жертвы.

О Зое я узнал от своего друга, работающего в силовых структурах Белоруссии. Зоя говорит по-русски с легким акцентом, но сразу и не поймешь, откуда она родом. Ко нечно, внешность все равно вы дает ее южное происхождение, но видно, что она старательно борется с этим.

Еще несколько лет назад Зою звали другим именем и жи ла она на Кавказе. Отец был вра чом, мать - учительницей. Вос питание Зои было соткано из противоречий: кавказское под чинение мужчине смешивалось с чтением книг о Екатерине II и Софье Ковалевской.

Когда началась первая че ченская, отец не остался в сто роне. Больше из чувства вра чебного долга, нежели из по литических пристрастий, он спасал раненых боевиков. Именно из-за этого ему при шлось потом скрываться от федералов.

Зоя мало понимала, что происходит вокруг, предпочи тая спасаться от всего этого в книгах. Зато ее старший брат Аслан полностью попал под влияние боевиков. Он прошел лагеря подготовки, где стал на стоящим чеченским волком. С его возвращением жизнь их се мьи стала адом. Аслан заявил родителям, что в них силен дух неверных и он намерен поло жить этому конец. Когда отец попытался что-то возразить, Аслан избил его. После чего сжег любимые книги Зои, оста вив дома только религиозную литературу.

Когда пришли русские, Ас лан с отрядом ушел в горы. На это время семья успокоилась, мечтая лишь об одном - чтобы брат как можно дольше не появ лялся. Вместе с русскими в селе ние вернулись и атрибуты евро пейской жизни - Зоя достала себе косметику, модную одеж ду, кассеты с русской эстрадой. Ей исполнилось семнадцать лет и меньше всего хотелось вести тот образ жизни, который про поведовал Аслан.

Когда брат снова появился в селении, он заявил, что выдаст сестру за муж за боевика из своего отря да. Свадьба получилась какой-то странной: Зою не отвезли в дом жениха, а оставили с родителями. Даже первой брачной ночи не было, только обряд. Зоя этому не огорчилась, скорее наоборот. Она только не понимала, зачем это было нуж но брату. Аслан объяснил это через два месяца. Придя до мой, он заявил сестре:

- Твой муж погиб в бою. Ты отомстишь за него.

Так Зоя навсегда уехала из родного дома. Дальше был ла герь подготовки, где. занима лись такие же, как она, вдовы боевиков. Ее учили водить ма шину, стрелять, обращаться со взрывчаткой.  И  каждый час, каждую минуту твердили, что ее судьба - «умереть во имя Ал лаха».

Инструкторы знали свое дело. Скоро Зоя почувствовала: ей все равно, что с ней будет, она выполнит все, что скажут. В таком состоянии женщин привезли в небольшой чечен ский город. Зою и еще одну де вушку оставили в подчинении боевика по имени Шамиль, а ее брат Аслан с другими женщина ми поехал дальше.

Их поселили в какой-то квартире и продолжали обраба тывать. Однажды ее напарницу увезли. Охранять Зою оставили одного боевика, который через некоторое время тоже куда-то ушел, заперев дверь. Зоя бежать не собиралась. Она бесцельно ходила по квар тире, пока не набрела на пульт от видеомагнитофона, который машинально включила. На кас сете оказалась запись концерта популярной российской деви чьей группы - боевики не брез говали расслабляться при помощи вражеской культуры.

Зоя, смирившаяся с неиз бежной смертью, испытала шок. Она смотрела на экран, и откуда-то из глубин ее сознания стало прорываться наружу ост рое желание жить. Она отчетли во поняла, что скоро превратит ся в кучку кровавых ошметков, и заметалась по квартире. В этот момент начал открываться дверной замок. Зоя схватила первый попавшийся предмет (им оказалось хорошо знакомое оружие русских женщин - ско ворода) и обрушила его на го лову входящего. Когда вернувшийся охранник без сознания рухнул на пол, она выбежала вон.

До вечера девушка броди ла по улицам, пока ее не задер жал патруль федералов. Позже Зоя узнала, что ее напарница взорвала себя в этот день, в ре зультате чего среди военных были убитые и раненые. Она сразу начала расска зывать следователю все, что знала. Удивленный этим, офи цер спросил ее о причине ее откровенности. Зоя честно ска зала:

- Просто я очень хочу жить!

Она выдала и Шамиля, и брата. Шамиль, искавший бег лянку по всему городу, был аре стован на следующий день. Ас лана же обнаружили через не делю. Он не сдался, пока его не изрешетили пулями. Когда Зою возили на опознание, она не по чувствовала никакого горя, только облегчение. Когда Ша миль увидел беглянку на суде, он пришел в ярость, грозил рас правой. Но Зоя дала все необ ходимые показания.

После процесса Зоя забо лела. Ей казалось, что у нее лег кая простуда, но врачи настоя ли на обследовании в Москве. Там она лежала в отдельной па лате целую неделю, пока од нажды ночью ее не отвезли на вокзал и не посадили в поезд. На следующий день Зоя с со провождающим оказалась в Минске.

Здесь сопровождающий объявил ей, что, согласно доку ментам, она умерла в Москве и была кремирована. -  Это все, что мы можем для тебя сделать, - сказал он, - теперь тебя зовут Зоей и у тебя совсем другая биография. Про шлой жизни больше нет.

Зою поручили семейной паре, которая помогала осваи ваться в новой жизни. Они не задавали лишних вопросов, и Зою это устраивало. Позже по могать Зое стал мой знакомый, с которым они подружились.

- Знаете, - говорит Зоя, -  действительно стала другой. У меня сегодня такая жизнь, о ко торой я и не мечтала. Я одева юсь так, как хочу, дружу, с кем хочу, у меня есть любимый че ловек! Я учусь в институте. Для одных я умерла, и это хорошо: мне все равно не простили бы предательства брата. Не осуж даю тех, кто живет по тем зако нам, но сама рада, что освобо дилась от этого.

Зоя извинилась, сказав, что опаздывает на лекции. Мы попрощались, и она ушла твер дой и уверенной походкой жен щины, у которой в жизни все хо рошо.

...Имя «Зоя» является ус ловным. Настоящее имя, кото рое она носит сегодня, героиня материала просила не назы вать.

Андрей Петровчик. «Девушка, которая должна была нас взорвать». «Моя семья», №47, 2004 г.

Понимаете ли теперь, насколько жестоки эти люди, не жалеющие даже своих сестер? Никого им не жаль – ни мужчин, ни женщин, ни беззащитных детей. Весь мир с ужасом замер 1 сентября 2004 года, весь мир оплакивал погибших 3 сентября. Все ли мы знаем об этой трагедии? Послушайте рассказ врача-заложника из школы №1 г. Беслана Ларисы Мамитовой, мамы семиклассника Тамерлана.

Рассказ звучит под негромкую классическую музыку, создающую эмоциональный настрой слушателей.

Семикласснику с гордым именем Тамерлан впервые купили дорогие ботинки (которые он вскоре потеряет) и белую рубашку (которая пойдет на бинты). Когда стали стрелять вверх, его мама, Лариса Мамитова, врач «скорой помощи», подумала: надо же, салют! Первыми опомнились одиннадцатиклассники, которые стояли дальше всех и почти все успели скрыться. А бандиты все стреляли и через двери и окна вдавливали ополоумевшую толпу детей, учителей и родителей в школу. Резко открылась дверь в спорт зал, и нас потоком занесло. Мо бильники приказали выкинуть. «Сидеть, — кричат, — всем си деть!». И стали ставить рас тяжки. Между баскетбольными щитами висели три самодельные бомбы — двухлитровые бутылки из-под пепси, залепленные корич невым скотчем. И в это время по проходу протащили первый труп — плотный мужчина в темно-синей клетчатой рубаш ке, засунули его в комнатку с ин вентарем. Тут со стороны бое виков кричат: «Доктор есть?». Встала: «Я врач». Боевик вывел меня в коридор. Там уже никого не было, одни вещмешки, очень много рюкзаков, оружие».

Лариса рассказывает бес страстно, не в первый раз. Два раненых бандита были для нее просто пациентами. У од ного пуля зашла в предплечье и у локтя вышла, раздробив кость. Другой был уже не жи лец: проникающее ранение в живот, и пуля застряла где-то в мышцах. Раненный в живот, весь в холодном поту, сидел, почти лежал, но держал оружие. Ла рисе велели обезболить обо их, дали две ампулы, скру ченные скотчем... Пока ко лола и перевязывала, успела заметить, как в коридор вы вели из зала мужчин, поста вили по одному на каждое окно, руки за голову — как живой щит. Другие отцы не сли парты, доски — закрыва ли окна в коридоре.

Лариса решилась спро сить: «Вы детей взяли в за ложники, значит, у вас ка кие-то требования есть? Мо жет, я выйду, передам? Хоть записку вынесу, чтобы с вами как-то связались?». «Не я решаю, — отвечает раненый, — решает полковник». «Ну по зовите полковника». «А чего звать, — огрызается раненый, — у нас одно требование: вы вести войска из Чечни. Ваши это знают. А вы хоть подума ли, почему наши женщины идут на подвиги?». Доктор Лариса не считала шахидских женщин-ками кадзе героинями. Двух она видела в эти дни близко. Одна выводила детей в туа лет. Впереди гуськом — пере пуганные малыши, сзади — черная тень с пистолетом, перепоясанная взрывчаткой.

Из коридора Ларисе было видно, как всех мужчин, ко торые баррикадировали окна, согнали в один класс. Поса дили в круг, руки за голову. Потом она потеряла свой наблюдательный пост, потому что прогремел первый взрыв. По ноге будто ножом чиркнуло. Бое вики забегали, орут: «Видала, ваши штурм начали!». Когда дым рассеялся, поняли, что подорвалась шахидка.  Слава Аллаху, в рай она отправилась одна. Детей поручили Ларисе.

Первое число растянулось будто на неделю. Это был единственный день, когда дети боялись. Потом, сказал мне Тамерлан, стало все равно. Он тоже сидел в коридоре в мокрой насквозь майке на сквозняке и дрожал. Ранен ный в живот кивнул на «камуфляжку». Лариса накинула куртку на сына.

Бородатый мужчина с рас каленными глазами засмеялся: «Хороший ваххабит выйдет!». Это был так называемый пол ковник по имени Али. Сказал: «Будет тебе записка, вынесешь к воротам. Шаг за ворота — снайпер тебя снимет. И твоего ваххабита».

Записку Али диктовал. Сверху сам написал номер мо бильного. Остальное Лариса за помнила дословно: «Прийти на переговоры: Дзасохов тире пре зидент Осетии, Зязиков тире пре зидент Ингушетии, Аслаханов тире советник президента, Ро шаль тире детский врач». Рука дрожала, от волнения написала «Рашайло». «Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, рас стреляем 20 человек. При штур ме все взорвем»

Сорвала Лариса маленькую занавеску — белый флаг — и пошла, припадая на раненую ногу. У окна пристроился снайпер. «Честно говоря, я его чуть-чуть боялась... Что умру, было без разницы, вол новало донести записку. И вот стала махать этой белой занавеской. Кричу: «Эй, кто-нибудь, заберите записку!». Люди далеко. Тут из-за угла крайнего дома выглянул парень, оружие положил на траву и побежал ко мне. Кричу: «Передай: нас очень много, пусть не стреляют, они могут нас взорвать». И отдала ему записку. И быстро, как могла, пошла к шко ле».

Возле школьного крыльца Лариса увидела женщину с перебитыми ногами. Хотела затащить в школу, но боевики не разрешили. И слава богу: женщина осталась жива.

Первое сентября все тянулось, бесконеч ное, как война. Еще разрешали пить и водить де тей по 10—15 человек в уборную. Было много малы шей, даже грудных — перво го сентября, как известно, закрыли детские сады — го ворят, не было газа. Голод ные младенцы орали, не умолкая. Ларисе дали для них изюм, сникерсы и фи ники. Она ходила по залу, просила: «Пожалуйста, толь ко самым маленьким, по ку сочку». А потом всю ночь караулила детонатор-лягуш ку. Все три дня бандиты по очереди держали его ногой. Лариса видела, как ноги у дежурных затекают, напоми нала: помассируй. Чтобы не забыл, на чем стоит.

Туфля на раненой ноге отяжелела от крови, брюки тоже все в крови, а тут сре ди ночи опять: «Доктор, срочно!». Двери все выбило, на од ной лежит боевик. Полголовы снесло, пена изо рта. Агония. «Обезболь его!». А рядом в классе сидели те самые муж чины — уже не в кружок и руки не за голову. Взрывом их разметало, некоторых убило сразу, кое-кто живой. «У одного из легких хлыщет кровь. Я подошла, собрала кус ки его брюк, сунула в дырку, говорю: «Держи вот так». У другого глаз вытек. Он меня зовет — а я ничем помочь не могу, мне ничего не дают. Он жив, я его встретила в Моск ве... Некоторых раненых зас лали обратно в зал, других ос тавили в коридоре».

На второе утро никто с террористами   не   связался.

Али начинал злиться: «Вы даже правительству своему не нужны!». «Может, у вас телефон заблокирован? — предположила Лариса, кото рая уже ничего не боялась. — Проверьте, я ведь немно гого прошу, позвоните с од ного телефона на второй, детям уже совсем худо...» Она оказалась права. Теле фон, указанный в первой за писке, не работал. Принесли стопку тетрадей, Лариса вырвала лист и стала сама под диктовку полковника писать номер, четко выводя цифры, чтобы не спутали ни одну. И дальше единствен ную фразу: «Наши нервы на пределе». Взяла белую май ку, опять посадили стрелка, вышла. Женщина с переби тыми ногами лежит там же. Под дождем. Лариса опять размахивает майкой, опять кричит: «Заберите записку!». «А из-за угла на меня смот рят и говорят: «Иди сама сюда». Ну, думаю, пристре лят, значит, пристрелят. Зато записку передам». Записку передала и снова к школе, к сыну.

На второй день еще разрешали ходить в туалеты и обливать ся водой, было очень жар ко. Но пить уже не давали. Ларису предупредили: уви дим, что ребенок пьет, — застрелим, даже твоего.

«Я громко говорю: «Так, в туалете только лицо, голову, вещи мочим», а на осетинс ком: «Попей воду и быстро выходи», но маленькие дети как -то не понимают... Быст ро — это как? Как присосались... Те, кто ближе к выходу сидел, выходили, а другие не могли. Были такие, которых я за три дня не могла ни разу поднять и вывести. Передние их не пускали. Скажешь: «Де сять человек!». Встает двес ти. Бандиты кричат: «Не пить!». И наверх стреляют... Может, теперь кто-то на меня обижен, но я уже потом передних не стала пускать. А потом как — голодные дети напьются, и тут же рвота. Второй день уже от духоты началась остановка дыхания у детей. После обеда к воде во обще не стали подпускать».

Умерла девочка с диабетом. Агонизировали астматики… Дети стали температурить, Лариса просила аспирин. Не дали.

На второй день старшеклассникам приказали копать яму в одном из классов. Отхожее место. Чтоб уж никакого доступа к кранам.

«Пока один пописает, другим велишь прислониться к стенке, стенка холодная, а многие до трусов разделись, говоришь им – быстро, животики к стенке, потом спинки… Охладятся немного, заводишь следующую группу… А в этом классе – цветы в горшках. Дети все их оборвали. Съели. Воды-то хочется. Я сама тоже пожевала… Хотя мне разрешалось к воде подходить. Но стыдно было. Я знала, что моему сыну не дают воду. Еще со мной водила детей учительница, Злата. Потом она умерла.

 Второй день был еще длиннее и намного страшнее. Потому что никаких сигналов  «с материка» не поступало. Дикая надежда вспыхнула, когда к вечеру получили приказ: быстро расчистить дорогу, никого не выводить, гости придут. Расселись. Заходят боевики в масках и кто-то в черном плаще. Откидывает капюшон – Аушев. Поздоровался, спрашивает: «Вы меня узнаете?» Аушев постоял, покачал головой, кто-то говорит, что видел в его глазах слезы. Боевики в это время все снимали на видео. Панораму зала с детонатором в конце. Потом эта запись обошла все телеэкраны мира. Ее не показали только в России.

Аушев договорился – отпустить маленьких детей. Грудничков. С ними вышли мамы.

На третье утро Лариса с сыном стали искать лекарства. Просто шарить по сумкам, сваленным в коридоре. Таблетки заворачивала в бумажку, бросала, чтоб раздали больным. «Но с людьми делалось уже что-то. Рядом больной ребенок лежит, а взрослый хватает таблетку – и в рот. Разум помутился. Кричат: «Дай таблетку!» - «Какую?» - «Любую!». Тысяча людей кричат: «Лариса, Лариса!» Мне даже во сне теперь снится. Не знаешь, к кому бежать. А одна вообще: «Лариса, мне плохо, «скорую» мне вызови!» Ну что тут скажешь?»

И тут ее позвали. Ведут по коридору: крови боишь ся? Да нет, отвечает, я ко все му привыкшая. Она запом нила — это был 15-й кабинет на втором этаже. Весь в кро ви. Лариса влезла на подоконник. Трупы лежали внизу один на другом. Распухшие, облепленные мухами. Стала считать: двадцать один. Все, кто был в коридоре.

Уже не пускали даже в яму. Все дела – на местах. Люди  задыхались, к ребенку, который хотел пописать, бежали, подставляли под струйку свою одежду,  потому что в  бутылках мочи уже не было...      «Я   говорю:    «Ложитесь все, вы ж задохнетесь, понизу хоть тянет маленько...». А в среднем окне мой сын стоит. Кричу:   «Вниз,   Тамик,   вниз, чтоб дышать!». И в этот мо мент — взрыв. Как меня не разорвало? Я стояла рядом с бомбой.  И в следующий миг очутилась  в противополож ной стороне. Пришла в себя от того,  что с улицы дико кричал ребенок. Мне примере щилось, будто их отстрели вают...   Смотрю   наверх   — небо видно. Крыши нету. Коф ту всю снесло с меня, ни клочка не осталось. Оглянулась на зад — боевик в белой маечке прицелился в меня... Выстрелил — и я упала. Может, он подумал, что я умерла... Тут один ребе нок меня за волосы схватил и так сильно потянул, я аж за стонала, потом — раз, и от пустил. Повернула голову, смотрю — он уже умер. И кругом лежат дети. Вижу — мой! Хватаю — нет, белые носки, у Тамика были черные. Я положила этот труп. По том под какой-то скамейкой очутилась. Там туфли: одна мужская, другая женская. Я надела. Стекла кругом. А ря дом сидела на стуле директор и ее сестра. Из-под сестры кровь текла. Я даже не заго ворила с ними. Мне сына надо было найти». А сыновья лежат — все стриженые, глаза открыты, рты открыты... Все без маек, все на одно лицо. Вспомнила, что у Тамерлана шрам на   ноге   от   велосипеда,   стала   шрамы искать.

А потом обожженную,    окровавленную,    обезумевшую Ларису нашел    брат. И сказал: «Тамик дома,  с ним все нормально».

Я   до последней минуты не верила, что  будет взрыв.   Что   посягнут на детей. Что наше правительство наплюет на нас. Что конец будет  такой. Что людей разнесет по   частям. Что руки и ноги будут   валяться, неизвестно чьи. Я почему-то думала, что будет хороший конец. А сейчас     меня вот что мучает: мне один бандит, которого я перевязывала, сказал вдруг: «Вы бы очень удивились, если б узнали, как мы    попали в школу...».    В Беслане я эту фразу слышала еще дважды. И теперь она меня тоже мучает. Как бутылки воды, которыми заполнена школа.  Как тот стул в разворо ченном «расстрельном» классе, куда в память о недокуривших кладут прикуренные сигареты. Как та записка, которую я виде ла. И та кассета, которую мало кто видел в нашей стране, не счастной, но, может, не такой уж и безнадежной. Не одна же такая Лариса Мамитова. Перед отъездом я встретила ее в одной го многочисленных бесланских комиссий. Она пришла хлопо тать об удочерении какой-ни будь девочки. «Рожать мне по здно, — сказала Лариса, — а мальчик у меня уже есть».

Многострадальным детям Беслана врачи и психологи советуют как можно скорее постараться забыть тот ад, в котором они находились. А мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить такой трагедии. Помнить, чтобы рассказать своим детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Потому что это и есть война. А на войне как на войне.

Классный руководитель раздает учащимся памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».

Изучите эти памятки – правила поведения на этой войне должны знать все. Сохраните эти памятки – и когда на Земле будет только мир, наши счастливые потомки, будут знать, что довелось пережить тем, кто живет сейчас, на этой террористической войне.

Памятка

Правила поведения в случае террористической угрозы

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

  1. Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
  2. Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
  3. О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
  4. Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
  5. По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.

  1. Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Если вы    по   привычке   свободной   жизни   рассчитываете   на порядочность, сострадание,  совесть людей,  в руках которых оказались, вам предстоит большое разочарование,  и вы «сломаетесь».  Вернее будет ожидать любых подлостей,  издевательств и лжи. Распрощайтесь с жизнью, постарайтесь  поставить  в  ней приличную точку.  Невозможно раздавить личность,  которая готова к смерти.  Но парадокс в том, что именно тот, кто психологически готов к смерти, как раз и  выживет;
  2. не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения;
  3. постарайтесь   понять   намерения   захватчиков,   рассматривая возможности  личного  сопротивления.  Почувствуйте,  настроены  ли они решительно или возможен диалог;
  4. избегайте   скоропалительных  действий,  потому  что  в  случае неудачи  можно  поставить  под  угрозу  собственную   безопасность   и безопасность других людей;
  5. постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью;
  6. организуйте   сменное   постоянное   наблюдение  за  действиями террористов;
  7. в ситуации,  исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы;
  8. старайтесь  занять  себя:  читать,  играть  или разговаривать с соседями;
  9. постарайтесь определить точное число террористов;
  10. не употребляйте алкоголь;
  11. не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение;
  12. не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков;
  13. продолжайте спокойно сидеть,  не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств;
  14. прежде  чем  передвинуться  или  открыть  сумочку,  спрашивайте разрешения;
  15. при  стрельбе  ложитесь  на  пол или укройтесь за сиденьем,  но никуда не бегите;  в подобной ситуации  места  у  окна  служат  лучшим укрытием, нежели места у прохода;
  16. иногда возникает возможность спастись,  находясь  на  местах  у выходов;
  17. если  удастся   симулировать   симптомы   болезни,   появляется возможность освободиться в результате переговоров; часто в ходе переговоров захватчики освобождают женщин,  детей, пожилых и больных людей;
  18. спрячьте компрометирующие документы и материалы;
  19. отдайте личные вещи, которые требуют террористы;
  20. держите  под  рукой  фотокарточку  семьи,  детей  -  иногда это помогает растрогать захватчиков (но особенно рассчитывать на это не стоит);
  21. захват  заложников  может продолжаться несколько дней,  в течение которых возможно  улучшение  отношения к ним  террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход;
  22. может случиться,  что захватчики сдадутся,  чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом;
  23. освобожденные  заложники  должны  сообщить  как  можно   больше деталей:  число  захватчиков,  в  какой  части помещения они находятся, каким  оружием  располагают,  число  заложников  и  их   расположение, моральное состояние террористов;
  24. запомните,  что люди, которые поддерживают связь между властями и  террористами  -  это  всегда  члены  группы  по  борьбе  с терроризмом  или  по  охране правопорядка,  одетые в форму сотрудников Красного  Креста,  обслуживающего  персонала  или   любую   другую   в зависимости от требований захватчиков.
  25. Если начался штурм здания - группа освобождения, продвигаясь в дыму, кричит заложникам, чтобы те  легли  на пол и беспощадно стреляет во всех вооруженных лиц или во всякого, кто останется стоять.     В этот момент помните:
  1. неприятности  уже  почти  позади,   постарайтесь   успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
  2. оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
  3. подчиняйтесь   приказам   и  инструкциям  группы  по  борьбе  с терроризмом и не отвлекайте ее членов ненужными вопросами;
  4. не  трите  глаза,  если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
  5. не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы  не  быть  принятыми  за  захватчиков  и  по  ошибке   не   быть застреленным;
  6. при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи,  учтите:  всегда имеется опасность взрыва или пожара.

Если существует угроза взрыва жилого дома:

  1. При существующей  опасности взрыва лучше всего, конечно,  выбраться на улицу.  Однако,  если опасность вас застала  на верхних  этажах  высотного дома,  воздержитесь от попыток спуститься - наверняка  лифты  уже  отключились,  а  лестницы  переполнены   вашими собратьями по несчастью.
  2. В минуты опасности инстинкт диктует нам прямолинейные  решения  - либо замри, чтобы не тронули, либо беги, чтобы не догнали. При взрывах такое поведение крайне опасно и фактически равнозначно панике.  Даже  если  после взрыва ваше помещение видимо не пострадало, постарайтесь не забираться в щели между шкафами,  плитами,  столами  и приборами. При остаточном обрушении их может завалить, и вы окажитесь в собственной ловушке.  
  3. Отключите свет,  газ,  воду,  если это возможно.
  4. Воздержитесь на некоторое время от выхода из помещения - возможно,  не все еще осыпалось и именно вашей голове достанется увесистый кирпич.
  5. При взрывах  и  авариях средней тяжести в домах самым безопасными местами считаются проемы дверей в  капитальных  стенах  или,  наконец, место  под  большими  письменными столами.  Впрочем,  известны случаи, когда люди выживали прячась под большими кастрюлями (в  столовых)  или просто защищая голову сковородкой.
  6. Больше всего люди гибнут возле труб, лифтов, электроприборов.
  7. И еще  один важный момент,  которого вы наверняка не знаете.  При взрывах,  пожарах и землетрясениях нельзя спасать вещи  до  того,  как спасены люди.  Если даже вы пытаетесь вынести свою любимую пижаму, вы, вероятнее всего, будете задержаны, и вас обвинят в мародерстве.
  8. Теперь кое-что о том,  как выжить,  если вас завалило.
  1. Во-первых, будьте готовы к тесноте и  темноте,  может  быть,  боли.  
  2. Постарайтесь переползти  туда,  где  по  вашему  мнению  вероятность обвала меньше.
  3. Укрепите потолок своей западни - может  вам  придется  провести  здесь около  суток.  
  4. Если  вы понимаете,  что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже.  
  5. Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины».  Это  время  специально  для того,  чтобы услышать живых.  Не стесняйтесь звать на помощь.  Многие из жертв  позже  вспоминали,  что труднее  всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей.
  6. При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для  обеспечения  подачи  воздуха  даже  при возможных последующих  обвалах.  
  7. Учтите,  что  разбор  завала  ведется сверху вниз,  а не с боков.  Так поступают опять  же,  чтобы  избежать обвалов.  
  8. Как  только  контакт со спасателями установлен,  сообщите им свое имя, опишите ваши повреждения, состояние завала вокруг вас, место где  вы  находились  в  здании  при обвале.  Обо всех ваших дальнейших инициативах консультируйтесь со  спасателями.  
  1. Будьте  бдительны,  когда в  стране существует угроза  терроризма!


[1] «Международный терроризм – это совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."

Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...

Классный час "Каждый ребёнок имеет право"

Разработка открытого классного часа по теме "каждый ребёнок имеет право" ....

"Каждый ребенок имеет право"

Классный час-презентация о правовом воспитании учащихся....

"Каждый ребенок имеет право..."

Презентация и сценарий классного часа для 8-9 класса для формирования правовой культуры учащихся. Основные документы, в которых прописаны основные права подростка, его права и обязанности....

Каждый ребенок имеет право

Разработка классного часа ко дню конституции РФ. "Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся...

Сценарий классного часа "Каждый ребёнок имеет право"

Классный час знакомит учащихся с Конвенцией о правх ребёнка....

Каждый ребенок имеет право

Классный час по теме: «Каждый ребенок имеет право»Класс    6Классный руководитель: Хафизова Ф.К.Цель:  способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности.За...


 

Комментарии

Очень хорошая разработка! Спасибо за помощь в работе! Успехов Вам!!