Каждый ребенок имеет право
методическая разработка на тему
Классный час по теме: «Каждый ребенок имеет право»
Класс 6
Классный руководитель: Хафизова Ф.К.
Цель: способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности.
Задачи мероприятия:
закрепить знания о правах ребенка, полученные на предыдущих занятиях;
формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического
насилия
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) плакаты с темой, выдержка из стихотворения А. Репиковой:
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
И всем ребятам надо знать,
Тогда была бы благодать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_rebenok_imeet_pravo_6kl.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме: «Каждый ребенок имеет право»
Класс 6
Классный руководитель: Хафизова Ф.К.
Цель: способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности.
Задачи мероприятия:
закрепить знания о правах ребенка, полученные на предыдущих занятиях;
формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического
насилия
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) плакаты с темой, выдержка из стихотворения А. Репиковой:
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
И всем ребятам надо знать,
Тогда была бы благодать.
2) календарь правовых дат:
XXI - Век ребенка.
2001-2010 гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня - Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день защиты детей - жертв агрессии.
20 ноября - Всемирный день прав ребенка.
10 декабря - День прав человека.
12 декабря - День Конституции Российской Федерации.
Ход мероприятия6
В исполнении ученицы звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтшш «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».
Классный руководитель: Из данного вступления вы поняли, что сегодня будет идти речь о детях, об их правах.
Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.
Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям». А если в сильные морозы таких людей не оказывалось поблизости? Сегодня вы живете с родителями или с бабушками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья - самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами и поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Разговор мы построим в форме устного журнала. Он будет состоять из нескольких страничек:
* информационная,
* театральная,
* литературно-правовая,
* дискуссионная.
Сегодня члены творческих групп представят подготовленные ими странички.
Информационная страничка.
Я обращаюсь к ребятам, которые готовили первую страничку под названием
«Информационная».
Расскажите нам об организациях, которые главной своей задачей cчитают защиту детей.
1) В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и
кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская
Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и
установить мировое господство. Вoйна унесла миллионы человеческих жизней,
разрушила множество городов, сел и деревень...
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.
2) В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав
человека ~ документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от
национальности и цвета кожи.
3) Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем
говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в!989
году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».
Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают
обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже
подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться
о своих малолетних гражданах.
Ребята, о каких же правах идет речь в конвенции? (Ответы учащихся).
Главное право каждого человека - право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже
имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится
сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли, есть ли возможность
заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства,
детях? Помните как в Спарте? Сбросил слабого ребенка со скалы, и никаких проблем. А
ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким. Разве
это выход из положения? (Ответы учащихся).
А как наше государства заботится о таких детях? (Oтветы учащихся).
В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свои имена. (Дети по очереди называют свои имена.) В роддоме вы еще не имели своего имени, у вас у каждого была лишь бирочка, на которой была определенные факты о вас. (Показ бирочки из роддома.)
Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. (Показ свидетельства)
Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека. но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы учащихся.)
Следовательно, о вас заботится правительство России. Россия подписала Конвенцию о правах ребенка. Президент подписал Постановление «Oб основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть Программа (президентская)... Подскажите мне, пожалуйста, как она называется? («Дети России».)
В Конвенции о правах ребенка записано «...Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья - маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.
Какие основные права ребенка вы знаете? (Ответы учащихся.)
Самое главное, я хочу вам напомнить, если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конституции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать». Если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны «Социальной службы». В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия - телефон доверия. Благодарю ребят из первой группы и предлагаю и предлагаю перевернуть страничку нашего устного журнала.
Театральная страничка.
Сейчас я предлагаю посмотреть вам маленькую сказку под названием «Мальчик-спальчик и страус». (Дети показывают сказку).
Автор: Пока Мальчик с пальчик блуждал по леcу, разбрасывая за собой камушки, чтобы найти обратную дорогу, он даже не мог представить что за ним по пятам, ходит страус и глотает эти камушки . Малъчик-с-палъчик оглядывается ~ нет камней . Он потерялся окончательно: нет камней - нет дороги домой; нет дороги домой - нет самого дома; нет дома - нет мамы с папой. Вдруг он увидел танцующего страуса.
- Садись ко мне на спину, я очень быстро бегаю, мы отправимcя путешествовать.
- Но как же мама с папой? Я их больше не увижу?
- Если они потеряли тебя, то, вероятнее всего, у них нет желания увидеть тебя как можно скорее.
- В ваших словах есть истина, господин Страус. Но как лее моя мама?
- Я терпеть не могу твою маму за то, что она носит страусиные перья на своей шляпе. -Да, она не остановится перед расходами, чтобы пустить пыль в глаза соседям.
-Да лучше бы она занималась тобой! Она тебя порола когда-нибудь? -Да. И отец меня тоже бьет.
- Отец тебя бьет? Это же отвратительно! Дети ведь не бьют своих родителей, так
почему родители себе это позволяют? А знаешь, что сказал твой отец, когда впервые
увидел страусиное яйцо? Он сказал, что из него выйдет отличный омлет.
-А знаешь, что он сказал, когда увидел море? «Да» и «ничего корыто, только нет моста»? Понимаешь? Мне почему-то тоже стало обидно.
- Залезай ко мне на спину, ты не увидишь больше cвоих родителей, но зато увидишь мир.
Ведущий: Здесь мы прервем сказку.
- Как вы, ребята, считаете, воспользуется ли мальчик предложением Страуса уйти от родителей?
- Осуждаете ли вы его или нет?
- Нарушались ли права ребенка в данной театральной постановке?
И ушедшие из дома дети, до которых нет дела родителям, начинают путешествовать. Где
могут найти они пристанище, как вы считаете?
Не только на вокзалах и в подвалах домов находят беспризорные дети себе приют, многие
оказываются в колониях для несовершеннолетних, потому что им самим приходится
добывать себе средства для жизни, а честно зарабатывать деньги для существования они
еще не могут.
Так что побег из дома - это не выход из создавшейся ситуации. Наш одноклассник
сталкивался уже с такой проблемой, и он поступил также как мальчик из сказки.
Как поступить правильно? А самое важное - найти выход из создавшейся ситуации?
Давайте вместе найдем правильный путь.
Литературно-правовая страничка.
После просмотра отрывка из мультфильма или чтения отрывка из книги, вы должны постараться назвать законы, которые были нарушены в жизни героя.
- Отрывок из сказки Шарля Перро «Золушка» (просмотр отрывка из мультфильма). Итак, мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька». (Инсценирование отрывка) «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. - (Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать.) -А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на недели хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейною мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребенок ихней плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру. ..(Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул...) »
Статья 32. Нарушается закон о недопустимости детской эксплуатации.
3 Вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Просмотр отрывка) Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на них)
Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи,
Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кои, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
- Вспомним рассказ В.Железнякова «Чучело». Какие нарушены права по отношению к главной героине Елене Бессольцевой? (Нарушение права на индивидуальность).
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.)
6 Вспомните сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и выберите правильное
окончание фразы. Отправив падчерицу зимой ночью в лес за подснежниками, мачеха ...
- Отправила падчерицу в изгнание;
- Заставила покинуть родительский кров за совершение преступления;
* Подвергла ее жестокому, бесчеловечному обращению.
7 А вот русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Помните, что говорил заяц зверям,
которые спрашивали, почему он плачет?
- Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала. Я сейчас перечислю разные права, а вы выберите, какое из них нарушила лиса в этой сказке:
- право на труд;
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на свободу передвижения.
- Вспомним Тома Сойера и Гекльберри Финна. Во время Марка Твена, автора повести о
жизни этих двух мальчиков, дружба между ними была вопиющим нарушением
общественной морали. Что сейчас гласит Конвенция? Имеет ли право такой мальчик, как
Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Имеет полное право, так как ст. 15 Конвенции признает право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).
Дискуссионная страничка.
Однако существуют ситуации, когда учителя становятся жертвами своих учеников.
Сейчас перед вами будут разыграны небольшие сценки, когда ребенок заявляет о своих
правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы
зарвавшегося ребенка или подискуссировать на затронутую тему.
Ситуация 1.
Ученик: Марья Иванна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я
шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не
интересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по
всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от
него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в
кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он
виноват во всех наших бедах. Но тем не менее прав ли ученик? На чьей стороне закон?
(Ответы учащихся).
Ст. 13 гласит: «Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация
других людей».
(Ситуация 2.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая
служит препятствием в получении образования.
Как вы разрешите подобную ситуацию? (Ответы учащихся)
Ст. 32 говорит не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации,
приеме на работу и условиях труда детей. А самообслуживание не может быть
препятствием в получении образования.
Заключение.
Вот и перевернули мы последнюю страничку устного журнала.
Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими
правами? Совсем недавно я была у своей знакомой в гостях. Она мне пожаловалась, что ее
дети стали слишком грамотные. В доме звучат постоянно такие диалоги:
- Сходи за хлебом в булочную!
- Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
- Вымой посуду!
- Не имеешь права использовать детский труд.
- Помой руки!
- Это насилие над личностью.
- Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу!
- Это проявление жестокости.
Вот такая неразбериха. Но я надеюсь, что вы будете свои права применять уместно, по
назначению.
Давайте подведем итоги. Я прошу всех ребят ответить письменно на один вопрос: «Для чего ты должен знать свои права?» (Чтение наиболее интересных ответов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."
Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...
"Каждый ребенок имеет право"
Классный час-презентация о правовом воспитании учащихся....
"Каждый ребенок имеет право..."
Презентация и сценарий классного часа для 8-9 класса для формирования правовой культуры учащихся. Основные документы, в которых прописаны основные права подростка, его права и обязанности....
Каждый ребенок имеет право
Разработка классного часа ко дню конституции РФ. "Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся...
каждый ребенок имеет право на образование
Инклюзивное образование ...
Каждый ребенок имеет право жить в семье
Сообщение...
Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»
Данная разработка направлена на формирование правовой культуры обучающихся, ознакомления с Конвенцией о правах ребенка, формирования положительного отношения к правам других....