«Роль личности школьника в формировании комфортного психологического климата в классе»
методическая разработка (6 класс) по теме
Содержание.
I.Понятие о психологическом климате в коллективе……………………………………3
- Факторы создания психологического микроклимата……………………...4
- Способы взаимодействия детей в коллективе…………………………….4
II. Организация психологического микроклимата в классном коллективе…………4
1. Психолого-педагогическая характеристика класса………5 - цель и задачи работы……………………………………………5
2. Обеспечение воспитательной деятельности в классном коллективе..6
- формы и методы…………………………………………………...6
III. Деятельностный путь формирования личности в коллективе…………………..7
- развитие коммуникативных способностей…………………….7-8
- познавательная деятельность ученика……………………………8
- ценностно-ориентированная деятельность…………………….8-9
- воспитание творческой индивидуальности……………………….9
- воспитание здоровой и спортивной личности…………………….9 IV.Условия эффективного формирования личности в коллективе……………….10
V. Индивидуальная работа с учащимися……………………………………………12-14
VI. Работа с родителями…………………………………………………………………….14
VII. Заключение………………………………………………………………………………15
VIII. Приложение……………………………………………………………………………16 - диагностика………………………………………………………16-17
- разработанные мероприятия……………………………… 17-21
IX. Литература………………………………………………………………………………...22
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_klassnyy_rukovoditel_2011.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Еремеевская средняя общеобразовательная школа»
Полтавского района, Омской области
Областной конкурс классных руководителей
«Роль личности школьника в формировании комфортного
психологического климата в классе»
Выполнила: классный руководитель 6 «б» класса
Шарова Светлана Владимиров
2010-2011 учебный год
Содержание.
I. Понятие о психологическом климате в коллективе……………………………………3
- Факторы создания психологического микроклимата……………………...4
- Способы взаимодействия детей в коллективе…………………………….4
II. Организация психологического микроклимата в классном коллективе…………4
1. Психолого-педагогическая характеристика класса………5 - цель и задачи работы……………………………………………5
2. Обеспечение воспитательной деятельности в классном коллективе..6
- формы и методы………………………………………………….. .6
III. Деятельностный путь формирования личности в коллективе…………………..7
- развитие коммуникативных способностей…………………….7-8
- познавательная деятельность ученика……………………………8
- ценностно-ориентированная деятельность…………………….8-9
- воспитание творческой индивидуальности……………………….9
- воспитание здоровой и спортивной личности…………………….9 IV.Условия эффективного формирования личности в коллективе……………….10
V. Индивидуальная работа с учащимися……………………………………………12-14
VI. Работа с родителями…………………………………………………………………….14
VII. Заключение………………………………………………………………………………15
VIII. Приложение……………………………………………………………………………16 - диагностика………………………………………………………16-17
- разработанные мероприятия……………………………… 17-21
IX. Литература………………………………………………………………………………...22
Воспитание – это помощь человеку
в становлении самого себя,
когда это не происходит само собой.
I.В настоящее время, когда именно коллективные условия, коллективное творчество определяет успехи в науке, технике, промышленности, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе.
Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи. Она должна формировать у учащихся соответствующие качества. Уже в школьном возрасте следует ориентировать учеников на овладения способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Научить этому детей может и должен, прежде всего, педагог.
1. Ясно, что коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Психологический климат
Социально-психологическая атмосфера общества в целом
Микросоциальные условия
Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчётливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
2. Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через четыре основных способа:
- Убеждение;
- Заражение;
- Подражание;
- Внушение.
Ученический коллектив - это детское сообщество, которое обеспечивает социально-психологическую поддержку личности, с одной стороны, и способно культивировать в индивиде качества социального субъекта – с другой стороны.
3. Диагностическая информация о качестве межличностных отношений в детском коллективе является надежным способом экспертизы реального уровня личностного развития, достигнутого конкретным коллективом при поддержке классного руководителя, поэтому с первых дней нового учебного года я начинаю с игрового теста. Тест позволяет глубже узнать своих учеников, глубже понять их психологическое состояние и психологическую зрелость.
См. приложение №1
II.Организация психологического микроклимата в классном коллективе
1.Обработка данных тестирования позволяет составить
психолого-педагогическую характеристику класса.
Я, являюсь классным руководителем учащихся 6 б класса на протяжении 3-х лет с момента перехода учащихся в 3 класс. Классный коллектив 3-го класса был организован в сентябре 2007 года.
Состав учащихся класса проживает на территории Еремеевского поселения: в Еремеевке 9 человек и в Каменке 9 человек.
В классе есть дети, которые проживают в неполных семьях: Богданова Ирина из села Еремеевка, проживает с матерью, Яровой Виктор из села Каменка, проживает с отцом. Быстрова Валерия проживает в приёмной семье.
Все оставшиеся дети проживают в полных семьях, из них: 5 семей многодетные:
Семьи: Ермаковых, Зиберт, Сафронова, Каблановых.
В коллективе есть ребята, которые пользуются авторитетом товарищей, они хорошо учатся, болеют за свой класс, могут постоять за коллектив. Ребята их уважают, прислушиваются к ним. Они составляют актив класса:
Науменко Виктория, Быстрова Валерия, Шуньков Сергей
2. Обеспечение воспитательной деятельности в классном коллективе
См. приложение №2
Основные ценностные приоритеты класса в формировании товарищеских отношений, взаимопонимания, в воспитании в себе чувства долга и ответственности.
- Цель: создание комфортного и здорового морально-психологического климата для гармоничного развития личности, личности активной, способствующей оптимальному росту и развитию.
Мои подопечные находятся в стадии переходного возраста, а значит, у них происходит смена ведущего вида деятельности. От познания окружающего мира они переходят к познанию себя и своей роли в этом мире.
Этот процесс происходит не одновременно. Сотрудничество с психологом помогает мне определить как общие тенденции изменений по классу, так и индивидуальный уровень развития каждого ребёнка. Характер поручений и творческих заданий зависит от экстравертности и интровертности учащихся. На положительный результат воспитательной работы, бёзусловно, оказали воздействие тесные контакты и сотрудничество с учителями-предметниками и родителями.
Основными воспитательными задачами стали:
- Развитие классного коллектива;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий;
- Формирование здорового образа жизни;
- Организация системы отношений через формы воспитательной деятельности;
- Защита прав и интересов обучающихся;
- Гуманизация отношений между учащимися и педагогами;
- Формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитуемых
Для достижения поставленных задач я выбрала педагогику Сотрудничества, так как считаю, что следуя именно этим путём, мы можем вырастить творчески активных, интеллектуально развитых уверенных и справедливых членов нашего общества.
2. Обеспечение воспитательной деятельности в классном коллективе
Планирование включают в себя мероприятия, которые содействуют адаптации учащихся к жизни в современном обществе и формируют у них такие качества характера как:
1.Гражданственность и патриотизм.
2.Трудолюбие.
3.Уважение к правилам и свободам.
4.Любовь к окружающему миру (природе, Родине, семье и т.д.)
5. Формирование здорового образа жизни.
Все эти ценности выявлены взрослыми людьми с опорой на их жизненный опыт. Но у подростков существуют собственные ценности и для каждого классного коллектива они тоже особенные.
Для планирования воспитательной работы провожу классный час на тему: «Жизненные ценности»
Цель: способствовать формированию умения, открыто выражать своё отношение к одноклассникам, развивать умения принимать решения самостоятельно.
Форма проведения: интерактивная игра. См. приложение №3
После этого можно выстроить систему воспитательной работы в классном коллективе, используя следующие формы и методы:
- развитие коммуникативных способностей;
- познавательная деятельность ученика;
- ценностно-ориентированная деятельность;
- воспитание творческой индивидуальности;
- воспитание здоровой и спортивной личности.
Такая система работы дисциплинирует детей и освобождает время классного руководителя.
Нужно организовывать внеклассную работу так, чтобы большую часть работы учащиеся выполняли сами. Классный же руководитель должен быть «идейным сотрудником», который направляет деятельность учащихся в нужном направлении.
Что касается форм проведения таких мероприятий как классные часы, вечера отдыха, то они могут быть различны: беседы, лекции, дискуссионный клуб, деловая игра, проекты и конкурсы, концерты и т.д.
Главная задача, чтобы детям было интересно участвовать самим в этом мероприятий, тогда система планирования работы классного руководителя будет отвечать и потребностям учащихся и поставленным, перед классным руководителем, задачам воспитательного процесса.
III. Деятельностный путь формирования личности в коллективе.
Картотека форм воспитательной работы с классом.
1. Развитие коммуникативных способностей
В работу были внедрены часы общения такие как:
1.В начале учебного года: «Мы все такие разные»
Цель – отработать навыки общения, сплоченности классного коллектива, диагностика «болевых» точек класса.
2. «Творить добро другим на благо»
Цель – научить детей проявлению доброжелательности, сердечности, внимания друг к другу.
3.Классный час: «О толерантности»
Цель – отработка групповых методов взаимодействия, обучение рефлексии событий и состояний.
4. В конце полугодий: «Мои успехи»
Цель – повышение учебной мотивации, осознание степени удовлетворенности своими успехами, и увеличение личного потенциала.
Таким образом, классные часы такого уровня проводятся 1 раз в четверть и несут полезную информацию для учащихся. Одним из проявлений коммуникативной культуры в классе, является празднование «Дня именинника». Каждый ребенок готовится к этому мероприятию: сочиняет стихи, исполняет песни, старается сделать этот день незабываемым.
Результатом работы является диагностика.
См. приложение №4
В состав качеств личности, необходимых для формирования благополучного эмоционально-психологического микроклимата входят коммуникативные и организаторские способности, которые являются инструментом социального взаимодействия. Эти качества формируются с детского возраста под влиянием обстоятельств и тех детских коллективов, в которые попадает ребенок.
1.Коммуникативные способности – это комплекс качеств, которые помогают человеку устанавливать успешные взаимоотношения с другими. Они включают в себя умение видеть и понимать состояние партнера, выбирать оптимальную дистанцию общения, вызывать расположение и т.д. Кроме того, оно включает в себя и потребность в интенсивном диалоге и расширении сферы общения.
2. Организаторские способности – это качества, позволяющие успешно осуществить организаторскую деятельность не только применительно к другим для решения общегрупповых задач, но и непосредственно к себе.
Каждый ребенок в коллективе имеет поручение, которое ему не навязывается, а выбирается по желанию, учитывая свои способности. Благодаря такому подходу каждый ребёнок ответственно и с удовольствием занимается любимым делом
2. Познавательная деятельность ученика
У учащихся класса развивается интерес к познанию. Одним из любимых мероприятий школьной циклограммы является олимпиада, позволяющая детям проявить себя в области образования и тем самым развивать дальше мотивацию к обучению. Ребята приняли участие в молодёжных чемпионатах по географии, биологии, английскому и русскому языках. Хороший результат показали в районной игре среди шестиклассников «Самый умный 6 класс»
Участие в проектной деятельности. «Наша малая родина – Омск»,
« Я - космический конструктор», « Тайны сундука прабабушки» « Детство – край, откуда приходит каждый» - проекты, в которых в этом году дети приняли участие.
Этот вид деятельности позволяет ребятам узнать много нового и интересного.
В школьную циклограмму включены мероприятия: «Вокруг света», «Вечер классической музыки», « Земля-наш общий дом», различные викторины и конкурсы.
См. презентацию
3. Ценностно-ориентированная деятельность
В День Защитников Отечества, каждый из учащихся попробовал себя в роли актёрского мастерства. Мальчишками была исполнена сценка объединяющая три поколения: богатырей, рыцарей и солдат. Мероприятия, в которых дети проявили активное участие:
«Человек моей страны, о котором мне хотелось бы узнать», «Дети войны. Какими они были, кто они теперь?», «О героях книг с любовью и уважением» «Афганистан – как это было» и др.
Классные часы посвещены «Дню защиты животных», «Дню пожилого человека», воспитывающие уважительное отношение к старшему поколению и братьям нашим меньшим. Беседа на тему: «Наша страна Россия» прививает учащимся гражданское чувство ответственности, патриотизма, расширяет знания
о символах государства.
Мы активно участвуем в трудовых делах школы. В течение года дети учатся общаться друг с другом посредством совместной творческой деятельности.
См. презентацию
4. Воспитание творческой индивидуальности.
Классный час «Мир наших увлечений» позволил огранизовать досуг школьников и развить творческую индивидуальность.
В классе есть девчонки. Которые умеют хорошо вязать и вышивать.
Неделько Вероника сшила куклу «Космический Пришелец», а Кобзарь Анастасия выполнила панно из атласных ленточек на конкурс «Веков связующая нить» Науменко Виктория и Микуцкая Анжела выступили на областной конференции «Исследователи природы», в номинация опытничество с работами:
«Вегетативное размножение сансевьеры» и «Влияние пасынкования и прищипывания на урожайность и сроки созревания томатов», обе получили свидетельство. В НОУ «Поиск» Эти девочки стали лауреатами, получив за свои работы дипломы. Участвуя в празднике «Золотая осень», дети показали свои умения петь, танцевать, рассказывать стихи, составлять букеты из сухоцветов. Вместе дети не только учатся, но и творят. В течение года класс принял участие в конкурсе рисунков на тему: «Здоровым быть модно», «Космическое завтра»,
« Нам не нужна война!» В конкурсе сочинений в номинации «Гимн чести, мужеству и славе» посвященное Афганистану Быстрова Валерия заняла 1 место в районе.
См. презентацию
- Воспитание здоровой и спортивной личности
На уроке «День здоровья» воспитывается серьёзное отношение к своему здоровью, расширяется кругозор учащихся. В течение года прошли мероприятия: «Пополнится море здоровья», «Мы скажем здоровью – Да», «Безвредных доз не бывает».
Не проходят для учащихся даром уроки безопасности: «Предупреждён - значит вооружен», «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Каждый месяц проходят уроки по Правилам дорожного движения. Мальчишки и девчонки учавствуют в соревнованиях, посещают спортивные кружки и секции.
IV. Условия эффективного формирования коллектива:
1. Все члены группы четко представляют себе цели общей работы.
2. Умения каждого ученика должны быть известны другим, функции целесообразно распределены.
3.Хорошо развиты самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которая позволяет эффективно использовать время и потенциальные возможности.
4. Группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения.
5.Открытость отношений в группе для преодоления различных трудностей на пути эффективной работы.
6. Достаточно возможностей и соответствующих условий для того, чтобы собраться и обсудить все вопросы.
Для каждого классного руководителя общение с учениками должно быть психологически комфортным. Оно может быть организовано с учетом таких показателей:
1. Четкость организации контакта с классом (тематическое планирование и выполнение намеченных мероприятий воспитательной работы)
2. Введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми. («Стать родной матерью»)
3. Обеспечение позитивного внешнего коммуникативного вида (опрятность, собранность, доброжелательность..)
4. Умение транслировать на класс собственное расположение к детям с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, контакт глазами, жесты…)
5. Постановка ярких привлекательных целей деятельности, демонстрация путей их достижения.
6. Понимание внутреннего настроя учеников, демонстрация им этого понимания.
Эмоционально-психологический климат – общественное чувство группы, система ее коллективных переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоционально-психологический климат отражает на эмоциональном уровне характер межличностных отношений.
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:
-гуманистическое отношение друг к другу;
- чувство удовлетворенности группой;
- эмоциональная включенность – сопереживания коллективным событиям;
-устойчивый положительный настрой;
- свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.
Эмоционально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции:
1.Определяет самочувствие личности в коллективе.
2.Стимулирует продуктивность совместной работы.
Хорошее психологическое самочувствие подростков – большая ценность коллектива, один из показателей его высшего развития, т.к. эмоциональное благополучие - это определяющее условие для гармоничного развития личности. Только личность, испытывающая в данной группе психологический комфорт примет и разделит групповые ценности и нормы, станет лично причастной к групповому самосознанию.
Коллективные эмоции имеют большую побудительную силу. Они тонизируют активность членов коллектива, сплачивают и объединяют их в едином коллективном переживании, или оказывают давление по типу «психического заражения», определяют стиль группового поведения.
Большая часть поставленных задач успешно решается.
К сожалению, как и в любом обществе, у нас есть недостатки, над которыми нам ещё предстоит потрудяться. При всей общей благоприятной обстановке в классе есть двое ребят, которые пассивно относится к совместной деятельности. Они мало интересуются школьной жизнью, мало принимают участие в общих делах класса, и отстают в учебной деятельности.
В работе с такими учащимися главное понять, почему и в чём причина?
Психологические причины отставания школьников.
- Недостатки познавательной деятельности:
-несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
- отсутствие необходимых навыков учебной работы;
- отсутствие либо неразвитость познавательных или учебных мотивов:
- неумение трудиться, преодолевать трудности:
- трудность усвоения учебного материала
- Недостатки в развитии мотивационной сферы:
- несформированность устойчивой мотивации достижения успеха;
- неустойчивость, слабость, пассивность учебных познавательных интересов.
Как помочь ребенку преодолеть трудности?
V. Индивидуальная работа с учащимися.
В современном обществе, с его непростым устройством и постоянно растущим
темпом жизни учащиеся, которые относятся к категории «группа риска» самое обычное явление.
Ритм современной жизни, вечно занятые родители, изменения школьной программы и требований, изменение социального статуса ребенка и его окружения – вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более остро воспринимают окружающий мир, и как следствие они оказываются более незащищенными.
Этот мир воспринимается как враждебный и в процессе становления характера закрепляются те черты, которые приводят к заниженной самооценке, высокому уровню тревожности и агрессивности.
Такой человек, не способен ни на какие серьезные достижения, и как следствие становится социально дезадаптивен.
Особенно уязвимы подростки, т.к. подростковый возраст является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки.
На сегодняшний день проблема успешной социализации подростков, имеющих трудности в обучении и поведении, попавших в сложную житейскую ситуацию становится самой главной.
В категорию «группа риска» можно отнести учащихся с такими особенностями:
1.Дети с эмоциональными нарушениями – гипертрофированные страхи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность, повышенный уровень эмоционального реагирования, реакция эмоциональной блокады, общее обеднение чувств.
2.Дети с нарушениями в познавательной сфере – снижен интерес к обучению, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность, и как следствие трудности в обучении.
3.Учащиеся с поведенческими нарушениями – трудности общения, отстраненность от других людей, усиление вредных привычек, развитие дезадаптации, отсутствие позитивной проекции на будущее.
Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержки этим детям является одной из значимых задач.
Для решения этой задачи была разработана модель психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Цель этой работы заключается в следующем:
1.Восстановить чувство доверия к себе, другим, к миру.
2.Создать новую модель жизнедеятельности.
3.Восстановить ощущение ценности собственной личности.
4.Развивать социальную компетентность.
5.Научить предупреждать эмоциональные нарушения.
6.Сформировать собственный опыт осознания поведенческих реакций.
Реализация этой модели происходит через систему совместной работы всех представителей воспитательной службы школы.
Таким образом, система работы, направленная на формирование у учащихся категории «группа риска» социально адаптированных качеств личности помогает учащимся найти свое место в жизни.
Любой ученический коллектив – система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. Поэтому работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива с целью повышения такого показателя как привлекательность группы.
Это еще один из показателей качества межличностных отношений.
Он является ценностным показателем удовлетворенности своим пребыванием в данном коллективе. Привлекательной считается группа, в которой наиболее полно удовлетворяются социальные потребности подростка.
1. Эмоциональные условия в коллективе.
2. Деловой настрой (отношение к учебе).
3. Педагогический фактор (отношение к классному руководителю).
4. Чувство «МЫ» (оценка групповой сплоченности классного коллектива)
5. Общая оценка привлекательности коллектива.
Постоянное ведение мониторига, позволяет мне следить за изменениями в жизни классного коллектива, корректировать отношения между детьми.
Совместная деятельность с коллегами - преподавателями и родителями ребят, даёт хорошие результаты. Ребята подтягиваются в учёбе, становятся менее закомплексованными, начинают увереннее чувствовать себя на уроке и во внеурочное время, иногда проявляют инициативу.
VI. Работа с родителями.
Работа с родителями, относится к числу основных форм работы учителя-воспитателя. Используя нестандартные приёмы и методы, мне удалось привлечь внимание родителей к школе и детям. Родители являются непосредственными участниками воспитательного процесса. С их участием более интересной становится жизнь в классе, значительно быстрее решаются учебно-воспитательные, досуговые, социально-бытовые проблемы, заметно повышается результативность процесса воспитания детей.
Формы и методы работы с родителями по данной теме:
«Воспитание? Начни с себя»
«Воспитание личности»
«Роль семьи в формировании личности»
«Физическое воспитание школьников»
«Гармония общения – залог психологического здоровья ребенка См презентацию
Заключение
Наш отряд называется «Искра», это название выбрано не случайно, потому что из отдельных искорок, разгорается большое «Пламя».
Основной формой воспитания стала совместная деятельность классного коллектива и классного руководителя. Благодаря Сотрудничеству в коллективе повысилось осознание необходимости, ответственности, активности и заинтересованности в делах класса и школы. Можно сказать, что в классе складываются психологически комфортные отношения. Явного лидера в классе нет, но есть группа ярких личностей, которые являются организаторами классных и внеклассных дел. Менее активные учащиеся с удовольствием поддерживают инициативу активистов. В классе есть ребята, которые хорошо учатся и помогают отстающим, есть трудолюбивые и есть ленивые, но каждая личность в коллективе бесценна и играет свою важную роль. Главное, по словам А.С.Макаренко, в коллективе налажена система внутриколлективной деятельности.
Об этом свидетельствует диагностика проявления воспитанности.
См. приложение 2
И как показатель: удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью коллектива.
Вывод: на формирование комфортного психологического климата в классе оказывает влияние каждая личность, воспитывающаяся в коллективе, и чем воспитаннее будет каждая личность школьника, тем комфортнее и доброжелательнее будет обстановка сотрудничества. Разнообразные формы и методы, которые представлены и используются в моей работе, помогают развить активную личность и создать сплоченный и дружный коллектив.
Я люблю свой класс и чувствую себя ответственной за их дальнейшую судьбу. Ведь от воспитания зависит, какими они будут: беспомощными или самостоятельными, грубыми или воспитанными, злыми или добрыми... Я верю, что мои искорки обязательно принесут в мир тепло, добро и любовь.
Приложение №1
Тест «Ты и я»
Думал ли ты о том, что вокруг тебя живут такие же люди, как и ты, со своими радостями и бедами? Как они относятся к тебе, и как ты относишься к окружающим тебя людям? Данный тест поможет тебе задуматься над этим. Из предложенных ситуаций выбери то, что подходит для тебя.
1. Во снах ты чаще всего видишь себя:
а) большим, сильным, здоровым;
б) самим собой;
в) маленьким, слабым, беззащитным.
2. Все твои планы на будущее:
а) грандиозны; —
б) реальны;
в) скромны.
3. Девочка (мальчик), которая(ый) с тобой дружат:
а) лучше всех;
б) тебе нравится;
в) приставучая(ий) и надоедливая (ый).
4. Твои оценки в школе:
а) выше всех;
б) достойны тебя;
в) ниже, чем у многих.
5. Ты одеваешься:
а) красиво и оригинально;
б) так, как тебе хочется;
в) кое-как.
6. Все твои друзья:
а) гордость вашей школы;
б) нормальные ребята; в) да ну их!
— Теперь разберемся с ответами. За каждый ответ, отмеченный буквой а, поставь себе З балла, буквой б— 2 балла, буквой в — 1 балл. Суммируй набранные баллы.
1 7—18 баллов | Ты слишком высокого мнения о себе, и это может привести к серьезным разочарованиям. Задумайся над этим! |
15-16 баллов | Будь менее самоуверенным, не зазнавайся, и ты сможешь многого достичь! |
13—14 баллов | Ты почти правильно воспринимаешь действительность, но чуть меньше самоуверенности, смени ее на уверенность в своих силах! |
12 баллов | У тебя здоровый взгляд на окружающее. Ты умеешь правильно оценивать обстоятельства, не умывать и достигать успеха в делах. Тебе хорошо в этом мире. Так держать! |
10—11 баллов | Ты способен реально оценивать ситуацию и стараешься укреплять свой оптимизм, но все же будь смелее! |
8-9 баллов | Научитесь выше ценить себя и окружающих, и всё изменится к лучшему! |
6-7 баллов | Ты не доволен окружающим миром и самим собой. Придерживаясь таких взглядов, тебе трудно будет достичь успеха. Никогда не унывай и помни, что многое зависит от тебя самого! |
Приложение №2
Диагностика проявления воспитанности
Ф.И. уч-ся | Отношение к учению | Отношение к общественно-полезному труду | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность и правдивость | Простота и скромность | Культурный уровень |
Уровень воспитанности характеризуется:
показателям:
-щедрость, стыдливость, лживость, совестливость, долг, вежливость, порядочность, справедливость
и баллами:
- Средний - в отношениях к учебе и обществу, в отношении к себе, в эрудиции, любознательности.
- Высокий – в отношении к труду, к природе, прилежание.
Суммарный балл по каждому уровню: допустимый.
Микрогрупп в коллективе нет. Ребята общаются по интересам. Все дети советуются, делятся друг с другом, идут, если нужно на помощь.
Приложение №3
Открытый классный час в 6 б классе
Тема: Жизненные ценности
Цели: способствовать, формированию умения открыто выражать свое отношение к одноклассникам, развивать умение принимать решения самостоятельно.
Оборудование: у каждого ребенка листы бумаги.
Форма проведения: интерактивные игры.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Сейчас мы выполним упражнение. Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Теперь оторвите в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? Какой же вывод можно сделать из этого упражнения?
Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует
Упражнение «День – ночь»
Участники делятся на две равные группы - «День» и «ночь». Ребята из группы «День» встают в круг спинами друг к другу, а из группы <Ночь» выстраивается во внешний круг, напротив участников первого круга. Получаются пары. Задача участников в паре найти три сходства и три различия. По команде ведущего участники круга «Ночь» совершают переход влево. Так продолжается до тех пор, пока дети не вернутся на свое место. Вывод. Люди друг на друга настолько похожи, насколько друг от друга отличаются.
Упражнение «Черное и белое»
Участники выстраиваются в две линии друг напротив друга. Задача каждого пройти через этот строй. При этом дети одной линии говорят шепотом хорошие качества, присущие проходящему, а другой линии тоже шепотом - его плохие качества.
- Какое качество вас заинтересовало; хорошее или плохое?
Почему?
- Какую сторону хотелось услышать? Почему?
Сейчас каждый из вас смог услышать, что о вас говорят в классе - т. е. в обществе, хоть и маленьком. Вряд ли это оставило вас равнодушными. Значит, когда вы говорите человеку о его качествах, ему это важно.
Вывод. Каждому человеку хочется услышать о разных качествах своего характера и больше, конечно, о хороших.
Упражнение «Дерево жизни»
Возьмите три маленьких листочка и напишите на каждом по одной ценности, которой дорожите в своей жизни. Теперь разложите, пожалуйста, все свои ценности на одном столе. Если ценности схожи, то выкладывайте их в одну горизонтальную линию в разные стороны. Если ценности разные, то располагайте их по вертикали.
- Что у нас получилось?
На что похожа эта «фигура?» (На дерево нашей жизни которое состоит из ценностей каждого ученика нашего класса.)
А сейчас каждый из вас должен подойти и взять по одной ценности - самой важной для него. Например, если вы выбираете здоровье, то вы должны забрать все листочки, на которых написана эта ценность.
Теперь возьмите чистый лист и нарисуйте на нем ту ценность, которую вы выбрали, но не подписывайте ее. Передайте, пожалуйста, свой листочек соседу слева. Сосед должен на обратной стороне листа (чистой) написать название ценности, которую увидел. Листочек передаем до тех пор, пока ой не вернется к себе.
(Идет обсуждение того, что написали дети на обратной стороне) Вывод: оказывается, каждый из нас может без слов объяснить, что имеет какую-то ценность и дорожит ею.
- Ребята, как вы думаете, можно ли лишиться своих ценностей в жизни? Как? Напишите снова три ценности в вашей жизни. Представьте такую ситуацию: вы поссорились с родителями, ушли из дома, вам плохо вы считаете, что все настроены против вас. Вдруг появляется человек, который хочет помочь решить все эти проблемы. Он обещает, что через некоторое время все забудется, не будет никаких печалей и забот, если вы попробуете наркотики. Вы согласились. Вам действительно стало легко на душе, все успокоилось. Но через некоторое время у вас происходит еще какое-то неприятное событие, и, чтобы успокоиться, вы находите того доброго человека, который может помочь - у него есть наркотики. Они вам необходимы, вы зависите от них. Но за наркотики этот человек просит отдать одну ценность из вашей жизни. Отдайте, пожалуйста, каждый по одной своей ценности.
В следующий раз происходит то же самое. И у вас снова просят что-нибудь взамен. И вы снова отдаете одну свою ценность.
В другой раз вы готовы сами отдать последнюю свою ценность, чтобы получить наркотик. Больше у вас не осталось ценностей. Придется отдавать свою жизнь...
Человек, который связал свою жизнь с наркотиками, заканчивает именно так. Он не думает ни о себе, ни тем более о своих близких. Задумайтесь, а какой же путь выберете в этой жизни вы?
«Умеем ли мы общаться?»
Цель:
диагностика развития навыка свободного общения в разговоре, опросе, овладение приемами развития разговора, беседы, общения на
расстоянии.
Содержание и методы работы:
Учащимся предлагаются отдельные суждения, они должны определить свое отношение к этому суждению
Результаты:
Менее 10 б-низкий уровень
10-50 б-средний уровень
Более 60 б-высокий уровень
Литература: Н.Н. Ворожица «Диагностика учения, воспитания и развития школьников»
Родительское собрание
Роль семьи в формировании личности ребенка
Цели:
- способствовать развитию позитивных взаимоотношений между родителями и детьми;
- содействовать предупреждению негативных тенденций семейного воспитания.
Ход собрания.
- Подготовительная работа
- анкетирование учащихся
2. Слово классному руководителю о разновидностях любви: любовь умиления, деспотичная любовь, любовь откупа.
- обсуждение
3. О составляющих любви: принятии и доверии.
- обсуждение
4. Подготовка родительским комитетом памяток для родителей.
5. Решение родительского собрания.
IX. Литература:
1.Н.А. Аникеева « Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва «Просвещение» 1983 год
2.В.А. Крутецкий «Психология обучения и воспитания школьников» Москва «Просвещение» 1976 год
3. Е.Н. Степанова «Планирование воспитательной работы в классе» Москва 2008 год.
4. Е Н Степанова «Родительские собрания в средней школе» Москва 2009 год
5. Е.Н.Степанова «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» Москва 2008 год
6.Внеклассные мероприятия для 6 класса О.Г. Черных Москва «Вако» 2008 год
7. Воспитание школьников 2003 год №10, 2005 год №4
8. Справочник классного руководителя 2007 год №1
9. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
"Детский коллектив и его роль в становлении личности школьника"
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорга...
Статья на тему: "Школьный коллектив и его роль в формировании личности школьника".
1 Формирование сплочённого школьного коллектива учащихся – одна из важнейших задач классного руководителя.2 Формирование школьного коллектива, его сплочение начинается на начальном этапе обучения в шк...
Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.
В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....
Роль профориентации в социализации личности школьника.
В данной презентации содержится матриал по профориентации учащихся....
"Роль трудового обучения в коррекции личности школьника с ограниченными возможностями"
Стаья из опыта работы "Роль трудового обучения в коррекции личности школьника с ограниченными возможностями"...