"Роль трудового обучения в коррекции личности школьника с ограниченными возможностями"
статья (11 класс) по теме

Морозова Нина Васильевна

Стаья из опыта работы "Роль трудового обучения в коррекции личности школьника с ограниченными возможностями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Роль трудового обучения в коррекции личности школьника с ограниченными возможностями

Речь пойдет об ориентации учащихся для подготовки их к жизни, об усилиях, которые прикладываются в образовательном процессе на уроках труда для усвоения учебного материала.

Наша задача – помочь ученикам в самоопределении, в оказании помощи в выборе трудового пути.

Задачи трудового обучения можно разделить на следующие составляющие:

- выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия;

- формирование трудовых умений и навыков;

- знакомство с рабочими профессиями, побуждение к сознательному

выбору одной из них;

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка к выполнению практических операций.

Из опыта работы я пришла к выводу, что для решения названных задач могут быть использованы различные методы и формы учебно-воспитательного процесса.

Для успешной реализации коррекционных задач на уроках труда я всю работу направляю на:

- коррекцию познавательной деятельности умственно-отсталых

школьников;

- формирование трудовых навыков (умение планировать свою работу,

умение самостоятельно оперировать учебной информацией, усвоение умений и навыков, связанных с качеством обработки).

При этом я включаю различные приемы:

- приемы, обеспечивающие доступность учебного материала;

- логические приемы (коррекция мышления, памяти, внимания, анализа образца, обобщение по доступным признакам).

Важной составной частью трудовой деятельности являются умственные действия учащихся, осознание целей, работа по плану, контролирование правильности выполненной практической работы.

Чтобы изучение не было утомительным, стараюсь разнообразить

моменты урока и кроме системы «Вопрос-ответ» ввожу познавательные элементы, логические задачи, разгадывание кроссвордов, тестирование. Это своеобразная гимнастика ума, развивающая и тренирующая мышление школьников, их память, учу анализировать, делать выводы, отбирать нужные доказательства. Наиболее результативны карточки-задания, которые применяю на различных этапах урока.

Например:

Из предложенных предметов (швейных изделий) выполнить классификацию.

Убрать лишний предмет (швейное изделие).

Сравнить предметы (швейные изделия).

Найти сходство и различия в швейных изделиях.

Такие задания стимулируют развитие внимания, мыслительной деятельности учащихся, вызывают у них большой интерес. Точный и полный анализ зависит от степени развития речи школьников.

Использую на уроке и тестирование, где из предложенных ответов нужно выбрать правильный. Ломая голову над такими задачами, решая их с помощью подсказок, путем анализа , учащиеся вырабатывают необходимые качества мыслительной деятельности.

Этап изучения нового материала начинается с сообщения темы и цели

занятия. Четкая постановка целей урока определяет структуру урока, выбор методов и приемов.

При обучении умственно-отсталых детей важную роль играют наглядные и практические методы, что побуждает у учащихся интерес к

обучению.

Изучение любой обработки начинаю со знакомства с образцом.

Рассматривая образец, учащиеся обращают внимание на технологические особенности, находят знакомое в данной обработке, определяют технологию обработки, последовательность обработки, разбирают графическое изображение узла обработки. Здесь включаются процессы зрительной памяти, мыслительной деятельности детей, возрастает активная роль ученика.

Чтобы достичь определенных результатов, я использую личный показ приемов обработки. Показ сопровождаю демонстрацией приемов работы (положение рук, правильное пользование инструментом), словесным объяснением. Если изучаемая обработка встречалась ранее, то привлекаю сильных учеников. Таким образом, усвоение идет с опорой на практический опыт учеников.

Справившись с задачами по анализу образца, приступаем к планированию. Прежде всего учащиеся разбирают этапы предстоящей

работы и в дальнейшем организуют свою работу по плану. Планирование – это составная часть создания любого изделия. У детей начинает формироваться мыслительный образ обработки изделия, способ его

изготовления и порядок выполнения трудовых операций, предстоящая работа становится понятной.

Обучение планированию начинается с составления технологической карты. Это самый ответственный момент. Технологическую карту составляем в виде таблицы, где ученики выделяют основные операции, прикрепляют образцы, находят графическое изображение узла. Графическое изображение облегчает усвоение и направлено на развитие мыслительной деятельности, зрительного восприятия.

Технологическую карту использую как для объяснения, так и для проверки знания учащихся. На основе технологической карты ставлю перед учащимися вопросы, направленные на активизацию их мыслительной деятельности.

Например:

В каком месте технологической карты необходимо расположить

недостающие образцы?

Какая операция пропущена?

Какую операцию можно опустить, сократить время на обработку,

но при этом не ухудшить качество?

Важной и одной из сложных задач является формирование у учащихся технологических знаний. Обучение идет успешнее, если ученики учатся правильно называть изделие, детали, операции, знакомы с терминологией. Каждое занятие начинаю с повторения, где одновременно идет повторение терминов. Для того чтобы новые слова были прочно усвоены и вошли в активный словарь ученика, я создаю такую ситуацию, которая бы побуждала детей вспомнить и употреблять нужный термин, а это способствует прочному запоминанию.

При практическом выполнении операции я предлагаю чаще проверять свои действия и контролировать точность выполнения, так как у многих

навык самоконтроля формируется недостаточно. Свою роль я вижу в своевременной корректировке действий учеников. После выполнения операции вместе с учениками проводим разбор результатов труда, анализируем положительные и отрицательные моменты. Такой метод оценки и самооценки своей работы воспитывает у школьников внимание, развивает интерес к анализу работы, тренирует память, учащиеся учатся критически оценивать свои действия, делать правильные выводы. Так как учащиеся коррекционной школы не могут сосредоточиться на процессе своей деятельности, нужно многократное повторение действий до автоматизма, чтобы они не повторили ошибок в дальнейшей работе. Только тогда процесс деятельности станет осознанным.

Стимулировать знания можно по-разному:

- традиционная оценка в журнале;

- экран выполняемых работ учениц для всеобщего обозрения;

- подведение итогов за четверть.

Главным результатом такой системы работы является повышение учебной мотивации. Учащиеся принимают активное участие в школьных, районных и областных выставках, конкурсах детского творчества и занимают призовые места.

Полученные знания, умения и навыки по пошиву несложных швейных изделий, ремонту одежды дают возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, выполнять изделия для личного пользования.

Занимаясь вышивкой, лоскутной техникой, шитьем мягкой игрушки, учащиеся приобретают навыки обустройства быта, развивают эстетический вкус, учатся понимать красоту.

На практическом повторении девочки выполняют заказы школы, шьют фартуки  для столовой, шторы, покрывала в интернат, выполняют ремонт одежды для самих себя.

Все это позволяет нашим выпускникам удачно устроится в жизни,

продолжить обучение в профессиональном училище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника

В современном мире совершенно отсутствует пропаганда трудовых отношений. Школьники всё чаще устраняются от обслуживающего труда, а родители уделяют трудовому воспитанию своих детей слишком мало времен...

Использование сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Выпускная квалификационная работа посвящена решению актуальной проблемы: применению современных технологий (сказкотерапии) на занятиях по развитию связной речи у умственно отсталых школьников.Значимос...

ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»

Общая незрелость личности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вы­ражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с ОВЗ.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. ...

Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях....

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника...

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...