Автономное существование человека в природных условиях
классный час (6 класс) по теме

Шарова Светлана Владимировна

Правила поведения при чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Еремеевская средняя общеобразовательная школа

Автономное существование человека в природных условиях

                                                                                                Подготовила:

                                                                                               Кл.рук. 6 «б» класса:

                                                                                                Шарова С.В.

                                              2010-2011 уч. год

Цель урока:

  1. Дать понятие общей логики безопасности.
  2. Научить школьника предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

Ход урока.

ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.
Общение с природой может дать тебе, конечно, много положительного: это и познание нашего мира, и ощущение себя его частью, это и резервы для оздоровления.
Однако радостные моменты могут быть омрачены неприятными происшествиями, травмами, отравлениями, переохлаждениями, встречами с опасными людьми или дикими животными. А это чаще всего случается из-за незнания условий, в которые ты попадаешь, выходя на природу, и неграмотного поведения в чрезвычайных ситуациях. О том, какие опасности могут подстерегать тебя в природных условиях,

Цуль: как надо вести себя, чтобы их избежать, что делать для сохранения своей жизни и своего здоровья, убедить себя, что к любому пребыванию на природе и к организации отдыха необходимо готовиться так же серьезно, как и к школьным занятиям или экзаменам. А от результата сдачи таких экзаменов будет зависеть твое хорошее настроение, твое здоровье, а главное твоя жизнь!


Конечно, дать исчерпывающие советы на все случаи жизни невозможно, но основные правила безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях об этом сегодня мы поговорим.

Какая ситуация называется экстремальной?

Что может стать опасным для тебя в природных условиях?

Как ты уже знаешь, опасной, или экстремальной, называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека, его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать от тебя решительных поступков уже в первые же секунды или минуты. Чем быстрее ты сориентируешься, примешь решение и выберешь правильный способ действий, тем больше у тебя будет шансов остаться живым, здоровым и невредимьим. Но лучше всего научиться предвидеть возможность появления опасной ситуации. Тогда ты постараешься ее избежать или сумеешь подготовиться к ней, чтобы выйти из нее без ущерба для себя и окружающих.
Ты уже знаешь о том, как может быть беспомощен в городе даже самый ловкий индеец, не знающий правил городской жизни. Современный горожанин может оказаться таким же беспомощным, когда он оказывается в природных условиях: один на один с полями и лесами, а тем более с тайгой, тундрой, горами или пустыней
если он не обладает достаточньми знаниями, умениями и навыками

Необходимо запомнить, что в любых условиях на тебя оказывают неблагоприятное влияние три основные группы факторов.
Природные факторы (климатические условия: температура воздуха, снег, дождь, гроза, солнечная радиация, рельеф местности; стихийные явления: ураганы, штормы, сели, оползни, наводнения, лесные и торфяные пожары и землетрясения).
Техногенньие факторы, связанные с деятельностью человека (аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в атмосферу химически опасных веществ, радиационное загрязнение местности, запретные зоны, места захоронения радиационных или химических отходов).
Социальные факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми (военные и национальные конфликты, криминальные проявления).
Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, вывихи и переломы, отравления растительными и животными ядами, укусь животных, насекомых, эмей, переутомление и стрессьи.
Всегда знать о возможности наступления опасных ситуаций, уметь предвидеть, предотвращать и быстро устранять их последствия
таков реальный путь обеспечения безопасной жизнедеятельности.

АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
 
Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно ни произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого наличия или отсутствия водоемов, съедобньих растений, животных, а также от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию и насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел. Ведь люди подчас гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится источник ВОДЫ, замерзают в тундре, не сумев построить укрьтие из снега, погибают от голода в лесу, где полно дичи, и становятся жертвами укусов ядовитых эмей и насекомых, не зная, как оказать первую помощь.

Стр26 самоходная баржа в океане


Помни: в основе успеха в борьбе с силами природы лежит умение человека выжить. Слово «выжить всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные па сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Положение оказавшегося наедине с природой
человека сложно еще и потому, что чаще всего

Потеря ориентировки – это ситуация, когда человек, оставшись в поле, в пустыне, в лесу, не может найти дорогу. А происходит это из-за неумения ориентироваться, а если ёще к этому наступает резкое похолодание иили наоборот, то положение становиться экстремальным.

Любая вынужденная автономия сразу же ставит перед человеком задачи, от решения которых напрямую зависит его безопасность и спасение:

  1. Преодоление страха
  2. Оказание помощи и самопомощи в случае травмы
  3. Спасение имущества, запасов продовольствия
  4. Установление связи, подача сигналов бедствия
  5. Построение временного укрытия
  6. Добыча пищи и воды
  7. Ориентирование в пространстве и во времени.

Нужно себя успокоить (методика аутотренинга) проанализировать ситуацию, хороший эффект дает дыхательные упражнения и самовнушение

Главная цель: спасение.

Пример автономного сущ-я является описание жизни героя в книге Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»   стр 31.

Если человек заблудился в лесу.

Знаете ли в ы что довольно безобидная прогулка по лесу может иметь печальные последствия. Заблудится можно везде  иэто может произойти с каждым , но опытный человек в ситуации будет действовать грамотно и последовательно.

1Остановиться, успокоится и действовать по плану

  1. Определить стороны горизонта
  2. Мысленно пройди свой маршрут
  3. Намечай ориеннтиры при движении
  4. Прислушивайся ( лай, шум)
  5. Влезь на дерево. Посмотри с выкока

Помни: если уходишь в лес предупреди родителей, товарищей.

Выживание после аварии.

Любую сложную ситуацию лучше всего преодолеть по плану – это доказывает опыт в результате которых люди остаются наедине с природой.

Стр.56

Общий план действий:

  1. Покинуть транспортное средство
  2. Занять безопасное место
  3. Оценить своё состояние, окружающую обстановку
  4. Проверить резерв продуктов (одежда, спички, компас)
  5. Составить план действий
  6. Помни уходя с места аварии напиши записку  вложи ёе в баку укажи куда ты ушел.если решил остаться разбей лагерь, ищи продовольствие, подавай сигналы бедствия.

Временное жилище

Главная задача жилища – защита от солнца и жары. Строительные материалы использовать те, которые характерны данной местности и учитывая направление ветра.

Как добыть воду?

Потребность человека в воде 1,5-2 литра в сутки прижаже до 6 литров

Без воды человек проживает от3 до 10 дней Обезвоживание свыше 10% ведет к растройству организма, даже к гибели

  1. Айти источник воды ( у подножия горных плато, на обрывистых скалах, рой мошек может выдать близость грунтовых вод
  2. В пустыне с помощью конденсатора влаги (до 1,5 литров в сутки)
  3. Из ручья ( определить цвет, запах, прозрачность и кипятить от 3 до 10 мин)
  4. Соленую воду опреснять замораживанием, собирать дождевую, зимой топить снег, утреннюю росу.

Если получится добыть воды 0,5 литра это хорошо, можно так продержаться до 10 дней.Воду пить экономно.

Питание

Пища –это топливо, если его не хватает начинается расход внутреннего резерва, таких запасов хватает на 30-40 дней

1 стадия голодания от 2-4 дней(сохранение работоспособности)

2. от 30 до 40 чувство голода притупляется, повышается утомляемость, но человек относительно трудоспособен

3. 60-70 сутокнарушается в организме обмен веществ, резкое угнетение психики.

На Земле нет мест, где ты не мог бы найти еду.

- добыча( охота, рыбалка, ягоды, грибы, растения, корни, листья, цветы, почки.

Помни не употреблять растения выделяющие белый млечный сок,всё что неприятно пахнет, все что не знакомое. Любую пищу пробовать в первый раз осторожно если через4 часа нет признаков отравления . значит растения можно есть.

Пример Маресьева  ср.10

ПОМНИТЕ!
Необходимо иметь знания и умения, позволяющие выжить в условиях автономного существования.

ПОМНИТЕ!
Действие стрессоров выживания бывает очень сильным, поэтому надо уметь их преодолевать.

ПОМНИТЕ!
В экстремальной ситуации нельзя отчаиваться
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автономное существование человека в природных условиях

Материал содержит план урока и презентацию....

Презентация "Автономное существование человека в природных условиях"

Действия человека,  оставшегося один на один с природой....

Урок по теме "Автономное существование человека в природных условиях"

Материал урока направлен на закрепление знаний учащихся по теме "Автономное существование человека в природных ксловиях"....

Презентация к уроку по теме "Автономное существование человека в природных условиях"

В презентацию включены тесты, головоломки и дидактический материал к уроку по теме "Автономное существование человека в природных условиях"...

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Автономное существование человека в природных условиях"

В метериалах преставлен план коспект занятия и раздаточные материалы для проведения урока по теме "Автономное существование человека в природных условиях". В уроке используется группова...

Внеклассное мероприятие по теме автономное существование человека в природных условиях

Внеклассное мероприятие "Последний герой" на тему автономное существование человека в природных условиях...