Урок по теме "Автономное существование человека в природных условиях"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Галкин Николай Иванович

Материал урока направлен на закрепление знаний учащихся по теме "Автономное существование человека в природных ксловиях".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

в п. Хоботово Первомайского района Тамбовской области

   Галкин Николай Иванович

преподаватель – организатор ОБЖ

Тема: «Автономное существование человека в природных условиях».

(6 класс)

 (слайд №1)

Цель: Совершенствование знаний обучающихся в условиях вынужденного автономного пребывания человека в природных условиях.

   Закрепление умений   действий человека, оказавшегося в условиях    

              автономии.

   Воспитание силы воли и бережного отношения к  природе.

(слайд №2)

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, линейка,    

                             оценочный лист

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний обучающихся.

                                                1.Тест на входе.

   1. Выберите из указанных ниже основные виды экстремальных ситуаций в природе: 

      а) вынужденное автономное существование

      б) неумение ориентироваться на местности

      в) потеря одним из членов группы личного снаряжения

 2. Причинами вынужденного автономного существования в природных условиях являются: 

      а) авария транспортных средств (автомашин, самолетов, речного    

          и морского транспорта)

      б) потеря части продуктов питания

      в) выпадение осадков 

 3. Из нижеперечисленных объектов, выберите те, которые являются линейными ориентирами:

      а) овраг

      б) летящий самолет

      в) автобус, стоящий на остановке

 4. Приметами хоженой тропы могут быть: 

      а) примятая трава

      б) летящий самолет

      в) наличие следов птиц и зверей 

 5.Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Укажите правильный ответ:

      а) по Полярной звезде

      б) по часам

      в) по луне

(слайд №3)

2.Взаимопроверка теста.

   (Учащиеся меняются тетрадями и проверяют с эталоном на доске и выставляют оценки в оценочный лист).

( 1)а     2)а     3)а     4)а     5)а.)

3.Ответы на вопросы.

   -Дайте определение автономному существованию человека в природных условиях.

          Автономное существование –    

                   нахождение человека в определенных, обычно сложных, природных    

                   условиях,  когда отсутствует или ограничена  возможность        

                   помощи  от людей и  отсутствует возможность  обслуживающих  

                   систему  жизнеобеспечения человека.)

(слайд №4)

-А какие заповеди ОБЖ мы знаем?

                                          Заповеди ОБЖ

          Надо знать об окружающих нас опасностях и  собственных      

                                возможностях.                      

          Надо уметь предвидеть и распознавать   опасности и по возможности

                                избегать их.

          Надо действовать грамотно. 

          Надо желать совершенствовать свои   физические и психические

                                   возможности, чтобы противостоять    опасностям .

(слайд №5)

   - Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы и можете смело называться командой. У любой команды есть девиз.  Для этого вам необходимо отгадать пословицу. Нужно  по порядку «собрать» буквы от самой большой до самой маленькой.  Работаем в парах.

(Обучающиеся с помощью линейки и набора букв различной высоты составляют пословицу)

тнвгощСЕАвупоАтйАоАсМйтирмАио

(слайд№6)

(Сам не отставай и товарищу помогай).

IV. Минутка отдыха.

   Разгадывание кроссворда.

  1. Прибор, для определения сторон света. (Компас)
  2.  Небесное светило, которое служит ориентиром. (Солнце)
  3. Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. (Костёр)
  4. Сумка туриста. (Рюкзак)

Разгадав эти слова, обучающиеся узнают главное слово кроссворда. (Палатка)

(слайд №7)

V.Обобщение и систематизация знаний обучающихся.

    - Человек может попасть в любую ситуацию: экстремальную или чрезвычайную.

1. Сравнительный анализ экстремальной и чрезвычайной ситуации.

Сравнительные положения

Экстремальная ситуация

Чрезвычайная ситуация

Площадь воздействия

Незначительная

Большая

Количество пострадавших

От одного до нескольких человек

От нескольких человек до десятков тысяч и более человек

Материальный ущерб

Личное имущество

От нескольких десятков тысяч рублей

Ущерб окружающей среде

Минимальный или вообще отсутствует

Может достичь огромного размера

Нарушение условий жизнедеятельности

От одного до нескольких человек

Большая группа населения, района, города, области

Момент начала

Внезапно

Часто прогнозируется

2. Игра: «Угадай ситуацию»

(Ответ выполняется поднятием карточки, если ответом является «ЭС»- поднимается зелёная карточка, а если «ЧС»- синяя)

- Какая ситуация возникает внезапно?

- Какая ситуация возникает на большой площади?

- В какой ситуации окружающей среде ущерб практически не наносится?

- В какой ситуации минимальный ущерб окружающей среде?

3. Сигналы бедствия.

-Вот  человек оказался в какой-либо ситуации экстремальной или чрезвычайной.  Что он может использовать для своего спасения, находясь в автономии?

- Расскажите об известных вам средствах сигналов бедствия.

  1. Сигнал международного кода

2)костёр  -- сигналы бедствия --3)сигнальное зеркало

                                                               (слайд №8-10)

VI.Определение сторон горизонта.

 - Когда человек может оказаться в экстремальной ситуации в природных условиях?

- Как вы должны вести себя, если заблудились в лесу?

- Как вы будете определять стороны горизонта?

    Итак, давайте прочтём памятку для закрепления:

Памятка

 Если вы заблудились в лесу, нужно:

- Остановиться, собраться с мыслями и решить:  выходить к людям самостоятельно или ждать, когда тебя начнут искать.

- Сесть и постараться вспомнить весь маршрут: приметы, необычные деревья, ручьи, болото, камни и т.д.

- Вспомнить, с какой стороны было солнце при заходе в лес, куда плыли облака и другое.

Помни! Хорошим ориентиром служит железная дорога:

- шум поезда слышен за 10 км

- гудок электрички – за 15-20км

- трактор слышен – за 3-5 км

- лай собаки – за 2-3км,

 Ручей или река, если идти вниз по течению, выведут к людям.

 - Зная, в каком направлении  ты заходил в лес, по местным признакам можно определить направление. Но нельзя использовать только один признак, нужно определять направление по нескольким и выбрать среднее.

 - Чтобы не сбиться в пути, необходимо  постоянно выбирать заметные ориентиры.

 Запомни: наличие квартальных лесных столбов помогает определить направления (меньшие по значению цифры находятся с северной стороны)

(слайд №11-13)

 VII. Человек – песчинка природы.

 - Приведите примеры о том, как люди выжили в сложных ситуациях.

 (Чтение отрывка из повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке (стр.10-13)

- С чем пришлось столкнуться А.Маресьеву  в условиях вынужденной автономии?

- Как вы думаете, что помогло ему выжить?

- Какое существует главное правило, когда человек оказался в экстремальной ситуации?

VIII. Тест на выходе.

 1.По каким местных приметам можно определить стороны горизонта? 

         Выберите правильный ответ:

         а) лишайнику и мху

         б) кустарнику и луговой траве

         в) скорости ветра

 2. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы, то:

         а) нельзя сходить с трассы, лыжни

         б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей

         в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.

  3. Двигаясь по лесу, вы потеряли ориентировку. Как вы поступите?

         а) сразу же прекратите движение и попытаетесь восстановить  

            ориентировку с помощью  компаса или природных признаков

         б) ускорите темп и продолжите движение

         в) будете двигаться в обратном направлении.

(слайд№14)

IX. Разгадай  головоломку.

А

Б

В

Г

Р

У

П

П

А

Г

О

В

Д

Е

С

О

Л

Н

Ц

Е

Р

Д

Т

К

Ж

Д

Е

Т

И

М

И

Е

Я

О

З

И

С

К

Л

К

Е

Р

Г

М

Н

З

В

У

К

О

Н

Е

О

П

В

О

Д

А

Н

М

Т

В

Д

А

М

О

М

П

Р

П

И

О

А

С

Т

У

Ф

И

Х

А

Р

Ю

К

З

А

К

А

К

Ч

Я

Щ

П

А

Л

А

Т

К

А

Э

Ю

(слайд №15)

X.Подведение итогов урока.

          Выставление оценок, их аргументирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".

Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....

Тест по ОБЖ для 10класса тема "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях».

Тест по ОБЖ для 10класса по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях»....

: Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.

Цель урока: ознакомить учащихся с проблемами, которые могут возникнуть               при автономном существовании в природных усло...

Урок "Автономное существование человека в условиях природной среды"

Конспект и презентация к уроку "Автономное существование человека в условиях природной среды"....

презентация к уроку ОБЖ"Добывание воды в природных условиях"

презентация к уроку ОБЖ " Добывание воды  в природных условиях"...

Урока по теме: "Состав. ЭГП.Природные условия и ресурсы Западной Сибири"

Разработка урока в 9 классе по теме "Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы Западной Сибири"....