Урок по теме "Автономное существование человека в природных условиях"
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему
Материал урока направлен на закрепление знаний учащихся по теме "Автономное существование человека в природных ксловиях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_avtonomnoe_sushchestvovanie_cheloveka_v_prirodnyh_usloviyah.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в п. Хоботово Первомайского района Тамбовской области
Галкин Николай Иванович
преподаватель – организатор ОБЖ
Тема: «Автономное существование человека в природных условиях».
(6 класс)
(слайд №1)
Цель: Совершенствование знаний обучающихся в условиях вынужденного автономного пребывания человека в природных условиях.
Закрепление умений действий человека, оказавшегося в условиях
автономии.
Воспитание силы воли и бережного отношения к природе.
(слайд №2)
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, линейка,
оценочный лист
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Актуализация знаний обучающихся.
1.Тест на входе.
1. Выберите из указанных ниже основные виды экстремальных ситуаций в природе:
а) вынужденное автономное существование
б) неумение ориентироваться на местности
в) потеря одним из членов группы личного снаряжения
2. Причинами вынужденного автономного существования в природных условиях являются:
а) авария транспортных средств (автомашин, самолетов, речного
и морского транспорта)
б) потеря части продуктов питания
в) выпадение осадков
3. Из нижеперечисленных объектов, выберите те, которые являются линейными ориентирами:
а) овраг
б) летящий самолет
в) автобус, стоящий на остановке
4. Приметами хоженой тропы могут быть:
а) примятая трава
б) летящий самолет
в) наличие следов птиц и зверей
5.Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь? Укажите правильный ответ:
а) по Полярной звезде
б) по часам
в) по луне
(слайд №3)
2.Взаимопроверка теста.
(Учащиеся меняются тетрадями и проверяют с эталоном на доске и выставляют оценки в оценочный лист).
( 1)а 2)а 3)а 4)а 5)а.)
3.Ответы на вопросы.
-Дайте определение автономному существованию человека в природных условиях.
Автономное существование –
нахождение человека в определенных, обычно сложных, природных
условиях, когда отсутствует или ограничена возможность
помощи от людей и отсутствует возможность обслуживающих
систему жизнеобеспечения человека.)
(слайд №4)
-А какие заповеди ОБЖ мы знаем?
Заповеди ОБЖ
Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных
возможностях.
Надо уметь предвидеть и распознавать опасности и по возможности
избегать их.
Надо действовать грамотно.
Надо желать совершенствовать свои физические и психические
возможности, чтобы противостоять опасностям .
(слайд №5)
- Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы и можете смело называться командой. У любой команды есть девиз. Для этого вам необходимо отгадать пословицу. Нужно по порядку «собрать» буквы от самой большой до самой маленькой. Работаем в парах.
(Обучающиеся с помощью линейки и набора букв различной высоты составляют пословицу)
тнвгощСЕАвупоАтйАоАсМйтирмАио
(слайд№6)
(Сам не отставай и товарищу помогай).
IV. Минутка отдыха.
Разгадывание кроссворда.
- Прибор, для определения сторон света. (Компас)
- Небесное светило, которое служит ориентиром. (Солнце)
- Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. (Костёр)
- Сумка туриста. (Рюкзак)
Разгадав эти слова, обучающиеся узнают главное слово кроссворда. (Палатка)
(слайд №7)
V.Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
- Человек может попасть в любую ситуацию: экстремальную или чрезвычайную.
1. Сравнительный анализ экстремальной и чрезвычайной ситуации.
Сравнительные положения | Экстремальная ситуация | Чрезвычайная ситуация |
Площадь воздействия | Незначительная | Большая |
Количество пострадавших | От одного до нескольких человек | От нескольких человек до десятков тысяч и более человек |
Материальный ущерб | Личное имущество | От нескольких десятков тысяч рублей |
Ущерб окружающей среде | Минимальный или вообще отсутствует | Может достичь огромного размера |
Нарушение условий жизнедеятельности | От одного до нескольких человек | Большая группа населения, района, города, области |
Момент начала | Внезапно | Часто прогнозируется |
2. Игра: «Угадай ситуацию»
(Ответ выполняется поднятием карточки, если ответом является «ЭС»- поднимается зелёная карточка, а если «ЧС»- синяя)
- Какая ситуация возникает внезапно?
- Какая ситуация возникает на большой площади?
- В какой ситуации окружающей среде ущерб практически не наносится?
- В какой ситуации минимальный ущерб окружающей среде?
3. Сигналы бедствия.
-Вот человек оказался в какой-либо ситуации экстремальной или чрезвычайной. Что он может использовать для своего спасения, находясь в автономии?
- Расскажите об известных вам средствах сигналов бедствия.
- Сигнал международного кода
2)костёр -- сигналы бедствия --3)сигнальное зеркало
(слайд №8-10)
VI.Определение сторон горизонта.
- Когда человек может оказаться в экстремальной ситуации в природных условиях?
- Как вы должны вести себя, если заблудились в лесу?
- Как вы будете определять стороны горизонта?
Итак, давайте прочтём памятку для закрепления:
Памятка
Если вы заблудились в лесу, нужно:
- Остановиться, собраться с мыслями и решить: выходить к людям самостоятельно или ждать, когда тебя начнут искать.
- Сесть и постараться вспомнить весь маршрут: приметы, необычные деревья, ручьи, болото, камни и т.д.
- Вспомнить, с какой стороны было солнце при заходе в лес, куда плыли облака и другое.
Помни! Хорошим ориентиром служит железная дорога:
- шум поезда слышен за 10 км
- гудок электрички – за 15-20км
- трактор слышен – за 3-5 км
- лай собаки – за 2-3км,
Ручей или река, если идти вниз по течению, выведут к людям.
- Зная, в каком направлении ты заходил в лес, по местным признакам можно определить направление. Но нельзя использовать только один признак, нужно определять направление по нескольким и выбрать среднее.
- Чтобы не сбиться в пути, необходимо постоянно выбирать заметные ориентиры.
Запомни: наличие квартальных лесных столбов помогает определить направления (меньшие по значению цифры находятся с северной стороны)
(слайд №11-13)
VII. Человек – песчинка природы.
- Приведите примеры о том, как люди выжили в сложных ситуациях.
(Чтение отрывка из повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке (стр.10-13)
- С чем пришлось столкнуться А.Маресьеву в условиях вынужденной автономии?
- Как вы думаете, что помогло ему выжить?
- Какое существует главное правило, когда человек оказался в экстремальной ситуации?
VIII. Тест на выходе.
1.По каким местных приметам можно определить стороны горизонта?
Выберите правильный ответ:
а) лишайнику и мху
б) кустарнику и луговой траве
в) скорости ветра
2. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы, то:
а) нельзя сходить с трассы, лыжни
б) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей
в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.
3. Двигаясь по лесу, вы потеряли ориентировку. Как вы поступите?
а) сразу же прекратите движение и попытаетесь восстановить
ориентировку с помощью компаса или природных признаков
б) ускорите темп и продолжите движение
в) будете двигаться в обратном направлении.
(слайд№14)
IX. Разгадай головоломку.
А | Б | В | Г | Р | У | П | П | А | Г |
О | В | Д | Е | С | О | Л | Н | Ц | Е |
Р | Д | Т | К | Ж | Д | Е | Т | И | М |
И | Е | Я | О | З | И | С | К | Л | К |
Е | Р | Г | М | Н | З | В | У | К | О |
Н | Е | О | П | В | О | Д | А | Н | М |
Т | В | Д | А | М | О | М | П | Р | П |
И | О | А | С | Т | У | Ф | И | Х | А |
Р | Ю | К | З | А | К | А | К | Ч | Я |
Щ | П | А | Л | А | Т | К | А | Э | Ю |
(слайд №15)
X.Подведение итогов урока.
Выставление оценок, их аргументирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии "Япония: ЭГП, природные условия и ресурсы, население"
Урок в технологии РКЛМЧП для 11 класса....
Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".
Презентация к уроку ОБЖ: "Факторы выживания в природных условиях".6 класс....
Тест по ОБЖ для 10класса тема "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях».
Тест по ОБЖ для 10класса по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях»....
: Проблемы, возникающие при автономном существовании в природных условиях.
Цель урока: ознакомить учащихся с проблемами, которые могут возникнуть при автономном существовании в природных усло...
Урок "Автономное существование человека в условиях природной среды"
Конспект и презентация к уроку "Автономное существование человека в условиях природной среды"....
презентация к уроку ОБЖ"Добывание воды в природных условиях"
презентация к уроку ОБЖ " Добывание воды в природных условиях"...
Урока по теме: "Состав. ЭГП.Природные условия и ресурсы Западной Сибири"
Разработка урока в 9 классе по теме "Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы Западной Сибири"....