Внеклассное мероприятие по теме автономное существование человека в природных условиях
учебно-методический материал по обж (6 класс)
Внеклассное мероприятие "Последний герой" на тему автономное существование человека в природных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchenikov_6_klassa_po_obzh.docx | 640.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра для учащихся 6б класса по теме: Автономное пребывание человека в природных условиях
«Последний герой»
Задачи мероприятия: обобщить и систематизировать знание детей по автономному пребыванию детей в природных условиях.
Цели мероприятия:
Образовательные: систематизировать знания по теме «Автономное пребывание человека в природных условиях», закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования.
Развивающие: развивать у учащихся познавательные процессы; развивать умения анализировать различные ситуации.
Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление к знаниям; воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.
Форма занятия:
Методы обучения: словесный (беседа); наглядный (показ презентации, рисунки), практический (выполнение самостоятельных заданий)
Форма взаимодействия: групповая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход мероприятия
Каждый из нас может побывать в любой точке земного шара. Самолет или морской лайнер, скоростной поезд или автомобиль быстро доставят нас до пункта назначения.
Человек изведал практически все уголки нашей планеты. Большая часть земли освоена и продолжает осваиваться: строятся города, прокладываются дороги, создаются крупные промышленные центры.
Однако мы еще не совсем утратили связь с природой. Когда мы хотим отдохнуть, то отправляемся на прогулку в парк, или в поход в лес, или в дальние путешествия в новые страны. Некоторые смелые люди отправляются на длительные путешествия пешком или на велосипедах, а кто-то пускается в кругосветное плавание на небольших судах.
А может случиться и так, что волей неожиданного нелепого случая, в результате чрезвычайного происшествия человек окажется один или с друзьями в незнакомом лесу, в поле, горах. Без необходимого снаряжения, продуктов питания, и крыши над головой. В этом случае потребуется подготовка и тренировка.
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли тех, кто попал в автономные условия вынужденно и попытаем шанс пройти игру до конца и определить победителя.
Правила игры следующие:
1. О начале и окончании задания возвещает удар гонга. Время обсуждения 1,5 минуты;
2. Отвечающего ученика на задание назначает капитан команды;
3. За правильно выполненное задание команда пополняет свой сундук на одну, две монеты;
4. Подсказок и выкрикиваний быть не должно. Штраф 2 монеты;
5. В спорных случаях командам задается по дополнительному вопросу, время на обдумывание 20 сек (приложение 1).
И так начнем.
И для того, чтобы узнать причину нашего вынужденного автономного существования, я раздам Вам конверты, в которых находится причина, по которой вы оказались один на один с природой. Кто первый правильно ее определит, получит первую золотую монету (Приложение 2).
Конкурс 1 «Где мы?»
Командам выдается конверт с изображением той ситуации, по которой они оказались один на один с природой. Изображение разрезано на несколько частей. Та команда, которая соберет картинку быстрее и определит причину, место и время года – побеждает на данном этапе и получает монету.
1 ситуация: заблудились в тайге при сборе грибов летом.
2 ситуация: вынужденная посадка самолета в тайге летом.
И так мы выяснили, по какой причине и где мы оказались, теперь мы должны определить какие предметы нам потребуется для дальнейшего выживания в лесу. Нам предстоит собрать рюкзак туриста и определить какое снаряжение относится к личному, а какое к групповому.
Конкурс 2 «Что нам нужно?»
Участники команды подходят к столу и выбирают из предложенных предметов, то, что им потребуется для автономного существования в природных условиях. Ребятам нужно выбрать именно те предметы, которые понадобятся им по условиям маршрута, и распределить их на две группы: личное снаряжение и групповой.
Предметы: зубная щетка и паста, сменные вещи, фонарик, полотенце, котелок, лопата, топор, веревка, спички, продукты питания, блокнот и ручка, компас, фен, утюг, приставка, игрушка детская, палатка.
Групповое: котелок, лопата, топор, веревка, палатка, фонарик, продукты питания,
Личное: зубная щетка и паста, сменные вещи, полотенце, блокнот и ручка, спички.
Хорошо. Предметы собраны. Теперь нужно понять, куда нам идти. Потеря ориентировки бывает не только, когда мы заблудились в лесу, но и тогда когда оказались в незнакомом месте, к примеру, в городе. И выход из ситуации здесь примерно такой же. Надо определить, где находитесь, а затем – каким путем, в каком направлении надо идти в нужное место.
- Только есть разница? Какая, ребята?
- Правильно. В городе на наши вопросы могут ответить прохожие, а вот в лесу нужно действовать самостоятельно.
Следующий наш конкурс называется «ориентирование», от команды потребуется 2 человека, которых определит капитан команды.
Конкурс 3 «Ориентирование»
На доске на магнитах висят карточки, которые нужно правильно соединить, от команды выступают по 2 человека (Приложение 3).
Пока ребята выполняют задание, то проведем блиц опрос. Один вопрос на команду, если игроки команды на вопрос не смогли ответить, то отвечает другая команда. За правильный ответ, команда получает монету.
Блиц опрос:
Вопросы:
1.Какое правило безопасности забыла (или не знала) Красная Шапочка встретив лесу страшного серого волка? (Не разговаривать с незнакомцем)
2. Семеро козлят тоже нарушили одно из важных правил. Какое? (Никогда не открывай дверь незнакомым)
3.«Не пей из копытца – козлёночком станешь!» Говорится в сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке. А что можно пить в походных условиях? (Воду в походе нужно обязательно кипятить или профильтровать)
4.Вы пошли зимой в лес на прогулку, на улице мороз. Вдруг ты увидел, что кончик носа у друга совсем белый. Само пройдёт или нужна помощь? (Это признак обморожения. Побелевшие участки кожи нельзя растирать – можно их повредить, нужно прикрыть нос шарфом или варежкой и идти скорее в теплое место – само не пройдёт!)
5.Что нужно сделать, если увидел в лесу змею? (Не трогать её и не дразнить. Спокойно отойти подальше от змеи или дать ей уползти. На ногах должны быть резиновые сапоги)
6. С помощью его дыма можно подать сигнал о помощи. (Костер.)
7. В нем можно приготовить пищу в лесу. (Котелок.)
8. Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. (Солнце.)
9. Лекарственное растение, используемое в качестве кровоостанавливающего средства. (Подорожник.)
10. Небесное светило, которое в ночное время служит для путешественников одним из ориентиров. (Полярная звезда.)
Одной из главной задачей человека, находящегося в автономных условиях существования является обеспечение себя водой и едой.
Надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т. е. использовать все, что дает природа.
А вы любите собирать грибы и ягоды?
А умеете ли вы отличать съедобные грибы от несъедобных?
Сейчас мы проверим ваши знания в этой области.
Конкурс «Есть или не есть?»
Ребятам раздаются карточки с картинками грибов и ягод. Команды должны определить съедобные ягоды и грибы. Побеждает та команда, которая справится с заданием без ошибок (Приложение 4).
И так пропитание в лесу мы с вами найти сможем. Молодцы!
При автономном существовании в природных условиях умение добыть огонь и развести костёр увеличивает шансы человека на выживание. Костёр нужен для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия. Если у вас имеются спички или зажигалка, костёр можно развести при любой погоде.
Вспомните, какими еще способами можно добыть огонь? (огниво, кремний, трут, увеличительного стекла, лука и палочки)
Мы с вами знает, что существуют несколько типов костров, а теперь я проверю, как вы это усвоили и запомнили.
Конкурс «Будем разжигать костер!»
Представитель команды вытягивает одну карточку из 4х. На ней указан тип костра, который нужно будет соорудить из подготовленных дров. Побеждает та команда, которая справится с задачей быстрее с наименьшими ошибками (Приложение 5).
Знание сигналов бедствия является важным фактором, обеспечивающим выживание человека в природной среде.
Что можно использовать в качестве средства для подачи сигнала бедствия? (яркую одежду, дымовой костер, яркий костер, электрический костер, ветки или вытаптывать на снегу).
Конкурс «SOS»
Выполнение: 3 человека от команды, выстраиваются в одну шеренгу
По знаку судьи сигнал бедствия должен быть выложен на полу из находящихся здесь же подручных материалов (ветки деревьев, лыжные палки, ботинки, школьные указки и т.п.).
Оценивается максимально –2 монеты;
Содержание текста не отражено полностью – 1 монета;
Задание не выполнено – 0 монет.
Задание
Необходимо знаками выложить на берегу из подручных материалов (ветки деревьев, камней) сигнал бедствия.
Не имею возможности передвижения
Нужен врач, серьезные телесные повреждения
Ребята потрудились сегодня на славу. А теперь мы с вами подсчитаем количество монет у каждой из команд и определим победителя нашего конкурса.
Награждение победителей.
Приложение 1
Дополнительные вопросы
1. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега.
Вопрос. Каким образом человек может определить где верх, а где низ?
Ответ. Чтобы определить, где верх, а где низ, нужно плюнуть. Если слюна упала перед вами, значит вы лежите вниз головой по отношению к поверхности земли. Если слюна осталась на губах – вы лежите вверх головой.
2. В настоящее время имеются современные сейсмические приборы, которые дают возможность зафиксировать самые незначительные толчки.
Вопрос. Какое, кроме приборов, «средство» может предупредить людей о надвигающемся землетрясении?
Ответ. Это животные. В часы, предшествующие землетрясению, они проявляют особое беспокойство. Если их закрыть, они становятся возбужденными и хотят выйти. Чувствуя неизбежные земные толчки, собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.
Приложение 2
Материалы для конкурса «Где мы?»
1) заблудились в лесу во время сбора дикоросов, лето.
2) вынужденная посадка самолета в тайге летом
Приложение 2
Карточки для конкурса «Ориентирование»
Приложение 4
Картинки съедобных и ядовитых грибов и растений для конкурса «Есть или не есть?»
Красный мухомор Поганка Бледная поганка
Волчья ягода Ландыш Вороний глаз
Подберезовик Груздь Рыжик
Лесная земляника Голубика Морошка
Приложение 5
Материал для конкурса «Будем разжигать костер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автономное существование человека в природных условиях
Правила поведения при чрезвычайных ситуациях....
Автономное существование человека в природных условиях
Материал содержит план урока и презентацию....
Презентация "Автономное существование человека в природных условиях"
Действия человека, оставшегося один на один с природой....
Урок по теме "Автономное существование человека в природных условиях"
Материал урока направлен на закрепление знаний учащихся по теме "Автономное существование человека в природных ксловиях"....
Презентация к уроку по теме "Автономное существование человека в природных условиях"
В презентацию включены тесты, головоломки и дидактический материал к уроку по теме "Автономное существование человека в природных условиях"...
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Автономное существование человека в природных условиях"
В метериалах преставлен план коспект занятия и раздаточные материалы для проведения урока по теме "Автономное существование человека в природных условиях". В уроке используется группова...
«Автономное существование человека в природных условиях».
Сценарий открытого урока ОБЖ, 7 класс...