Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
материал по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Пустышкина Татьяна Владимировна – учитель истории.
В.А. Сухомлинский писал:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в без духовности, безверии, агрессивности, поэтому проблема воспитание личности школьника – как важнейшее условие оптимизации образовательного процесса актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шести балльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Сегодня на нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы воспитания личности школьника, как с теоретической, так и с практической точки зрения, и попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.
При подготовке к педсовету изучались следующие вопросы:
- анализ состояния воспитательной работы за предыдущий год;
- изучение литературы по проблемам развития и становления личности;
- диагностика уровней воспитанности учащихся и мониторинг нравственных ценностей старшеклассников;
- участие учащихся школы в различных конкурсах, мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней;
- посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;
- беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам;
- обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей.
Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно – нравственном плане. В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения.
Цель данного педсовета:
1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме воспитания личности школьника – важнейшее условие оптимизации
2. Корректировка подходов и технологий духовно – нравственного и патриотического воспитания школьников.
Начнем с понятия «Воспитание».
Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.
Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.
Вспомним принципы воспитания:
- Принцип гуманистической направленности
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- Принцип эффективности социального взаимодействия
- Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции
Главной целью и задачами воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.
Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.
Воспитание в нашей школе ориентировано на общечеловеческие ценности, это повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня учащихся, способных к самореализации и самоопределению, укрепление их физического здоровья.
Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность (мероприятия, кружки). Приоритетными направлениями деятельности воспитательной работы школы являются следующие: гражданско-патриотическое, нравственное, учебно-познавательное, трудовое воспитание; развитие системы спортивно-массовой, оздоровительной работы. Также воспитательная работа строится по таким направлениям, как: правовое, развитие системы дополнительного образования, развитие системы самоуправления.
Успешно на протяжении нескольких лет ведется работа по патриотическому и нравственному воспитанию. Ежегодно в школе проходит множество мероприятий данной направленности, кроме этого, учащиеся принимают участие в мероприятиях муниципального и регионального уровней.
В нашей школе есть музей истории края и школы, который явился результатом целенаправленной поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и педагогического коллектива. Музей создает широкие возможности активизировать краеведческую работу, развивать работу по патриотическому воспитанию школьников.
Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся. Активно работают классные руководители, учителя-предметники в данном направлении. В школе в течение нескольких лет проходят различные конкурсы, акции, проводятся традиционные мероприятия: школьный осенний кросс, школьная спартакиада, Неделя Здоровья, Дни здоровья.
В школе ведется работа по безопасности. Ежегодно проводится месячник безопасности, учащиеся принимают результативное участие в конкурсах: "Безопасное колесо", "Автогородок".
Ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и правонарушений. Каждый год в апреле проводится месячник правовых знаний. Осуществляется связь с правоохранительными органами. Школу посещают инспекторы ПДН, инспекторы ГИБДД, врачи.
Одна из важных задач школы - это развитие школьных традиций, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся.
Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, расходились с его делами, поступками.
Целью дополнительного образования в школе являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Система дополнительного образования предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков и секций способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей, обеспечивает интерес и развитие трудолюбия.
Одним из приоритетных направлений работы школы является работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди школьников. В течение года выявляются дети из неблагополучных семей. Проводятся рейды в семьи всех учащихся, состоящих на учете в ПДН и "группе риска", неоднократно посещаются неблагополучные семьи. С родителями и детьми во время рейда проводятся профилактические беседы инспектором ПДН. В рамках сотрудничества с родителями по вопросам профилактики проводятся родительские собрания.
По вопросам правового воспитания учащихся в школу регулярно приглашаются сотрудники правоохранительных органов.
В школе проводится работа с подростками, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классными руководителями и администрацией школы; поведение учащихся рассматривается на родительских собраниях класса; учащиеся приглашаются на Учебные и Воспитательные комиссии совместно с родителями, на заседания Совета школы; проводятся малые педсоветы; рейды в семьи подростков с инспектором ПДН;
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств учащихся. В большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок. С этой целью школа изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким. По результатам исследований большая часть учащихся (79 %) имеют высокий и достаточный уровень воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...
Педагогический совет "Воспитание личности- важнейшее условие оптимизации образовательного процесса"
Процесс воспитания перетерпел различные изменения. Поворот личности к школе заставляет нас искать различные подходы. В данной разработке кратко раскрываются понятия "Личность", "Содержание воспит...
Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса
Данная презентация поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....
Сообщение на педсовете «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Основными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение....
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса...