Урок химии в 9 классе с применением кейс технологии
план-конспект урока по химии (9 класс)

Туяна Георгиевна Токуренова

Урок-обобщение по теме "Электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_9_kl_s_primeneniem_keys_tehnologii.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока химии по теме:

«Электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена».

 

 Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок с использованием кейс-технологии.

Цели урока:

1.образовательная: обобщить знания о процессах электролитической диссоциации,  

реакции ионного обмена;

2.развивающая: развивать инициативу, любознательность, умственную активность.

3.воспитательная: формировать коммуникативные навыки, умения вырабатывать и  

 аргументировать самостоятельные решения, навыки сотрудничества в группах.

Учебные задачи:

1.систематизировать знания о свойствах электролитов, о реакциях ионного обмена;

2.формировать умения раскрывать взаимосвязь науки и практики;

3.формировать умения использовать полученные знания в своей деятельности.

Раздаточный материал: кейс, правила работы с кейсом

 

Планируемые образовательные результаты

 

 

Предметные

 

Метапредметные

Личностные

Сформировать понятия: электролиты, неэлектролиты, эл.диссоциация, механизм эл.диссоциации, ионизация, гидратация, гидратированные ионы. Формирование умения наблюдать за химическим экспериментом и  фиксировать его результаты, структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из другого источника.

Регулятивные: Уметь распределять выполнение действия во времени, соотносить полученные результаты с образцом. выбирать информацию с точки зрения целесообразности, ставить вопросы, проявлять интерес к информации. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Познавательные: Уметь перерабатывать информацию (соотносить, сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи).  Умение ставить вопросы и формулировать проблемы.

Коммуникативные: Уметь выстраивать речь, используя для этого язык химии, выстраивать диалог в группе, сополагать информацию, полученную от другого, с собственным знанием, выстраивать аргументы, отстаивать свою позицию.

 

 

 Уметь проявлять интерес к информации, брать на себя ответственность за работы группы и представлять результаты группы, формировать адекватную самооценку.

 

План урока.

1. Подготовительный этап.

Конкретизация преподавателем цели урока.

- повторение основных вопросов пройденных тем.

      -расписать э.д следующих веществ: карбоната натрия, гидроксида кальция, борной кислоты

      -расписать реакцию ионного обмена между веществами:

нитрат бария и серная кислота

сульфат меди и гидроксид натрия

2. Ознакомительный этап.

Вовлечение учащихся в живое обсуждение конкретной ситуации (случай из профессиональной практики студентов).

2.1. Введение в ситуацию-кейс.

Действие разворачивается на одной из строительных площадок вблизи г. Алатырь. Действующие лица:

- мастер производственного обучения Ответнова Ольга Ивановна      

- студенты хим.фака  Университета

- Игорь, Виктор -старосты

- кладовщик.

2.2. Описание ситуации.  Ответнова Ольга Ивановна уже в семь часов тридцать минут утра прибыла на объект, где проходили производственную практику студенты хим.фака. До приезда ребят необходимо было определить фронт работ на сегодняшний день и распределить ребят по рабочим местам. Молодым людям нравилось работать на заводе, тем более, что их работу оплачивали, и оплачивали неплохо, что их еще больше подстегивало. А за дополнительную работу даже обещали премию. В положенное время все ребята как один стояли перед руководителем практики и ждали распоряжений. Ольга Ивановна уже выяснила, что на сегодня ребятам нужно отработать в цехе очистных работ.  Решили разделиться на две бригады, чтобы не толкаться и не мешать друг другу при работе. Тут же выбрали старост групп, Игоря и Виктора, самых авторитетных ребят, которым и Ольга Ивановна часто доверяла ответственные   задания, да и группа их уважала.

Ребят   отправили в цех, занимающийся проблемами очистки сточных вод химического завода. Оказалось, что самый эффективный способ обезвреживания загрязненных сточных вод химического предприятия- это обработка промышленных стоков веществами, осаждающими вредные примеси в виде труднорастворимых соединений. При этом реагент - осадитель, может оказаться как в избытке, так в недостатке.  Предприятие подает на участок водоочистки сточную воду, содержащую нитрат свинца(II). Осаждение катионов свинца ведут, добавляя к раствору карбонат натрия.

Старосты получили бланки формы «М29» и с помощниками отправились к кладовщику за необходимыми материалами.

На заводе хранилось много разнообразных материалов, и даже таких, которые, по мнению ребят, не имели к очистным работам никакого отношения: какие-то вещества с непонятными названиями. Со склада строительных материалов ребята увидели выехавшую машину, до верха нагруженную мешками. Кладовщик что-то быстро говорил водителю, размахивая руками. «Пошли быстрее, а то без материалов останемся» - сказал Игорь ребятам. Кладовщик Иван Петрович Уладов встретил ребят не так приветливо как обычно, что-то бормоча себе под нос: «На склад завезли мешки с нитратом свинца, карбонатом натрия, но все мешки без названий.  Я, их что, на язык должен определить. Не знаю, как сегодня будут проводить очистку сточных вод. Одну партию я уже отправил обратно, чтобы поменяли, а эти мешки после обеда отвезут. Так что ждите, когда машина обратно приедет». Делать нечего, Игорь и Витя с помощниками отправились на свои объекты без полного набора материалов. Виктор решил, что нужно установить дежурство у склада, чтобы не прозевать прибытие машины. «Жди теперь, когда машина возвратится с нужными материалами. За пол дня вряд ли успеем справиться с работой» - Игорь был настроен на работу, ему хотелось, чтобы его бригада быстрее справилась, но теперь все планы рушились. И тут его осенило. Он оставил ребят и быстрым шагом, почти бегом поспешил на склад. Через полчаса у его бригады было все необходимое для очистки сточных вод.

Задание.

1. Разберите данную ситуацию, проведите анализ.

2. Распишите уравнение химической реакции, происходящей при очистке сточных вод.

3. Какой простой способ доведения концентрации загрязнителей в сточных водах до безопасного уровня мог найти Игорь?

4.Самый дешевый щелочной реагент для нейтрализации кислотных промышленных стоков – гашеная известь (гидроксид кальция), карбонат натрия.  Напишите уравнения реакции нейтрализации.

 

3. Основной (аналитический) этап.

1) вступительное слово учителя;

2) распределение учащихся по группам;

3) организация работы групп:

-обсуждение предложенного материала с применением основных правил для анализа кейса    

 (смотри Приложение)

- выявление проблемных моментов

4) представление результатов анализа

 

5. Итоговый этап.

-обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;

-решение задачи:

Прежде чем вылить в канализацию жидкие отходы лабораторных работ, содержащие  

  азотную кислоту, полагается их нейтрализовать щелочью (гидроксидом натрия). Определите массу щелочи для нейтрализации 0, 5 моль азотной кислоты.

      Решение задачи - групповая работа.  Ответ сверяете с ключом шифра и получаете заветный шифр к кейсу.

            1          2              

           15г      20г

6.  Оценивание учителем учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»,

Цель:  показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая декламация»;закр...

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая дек...

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Урок-семинар по теме "Отечественная война 1812 года" в 10 классе (с применением кейс-технологии)

Урок по истории России в 10 классе. Класс был поделенна 3 группы, каждой из которых было дано задание-Бородиская битва, партизанское движение, совет в Филях и пожар Москвы. Надо было подробно проанали...

Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий

Презентация "Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий" рассматриваетиспользование методовданной технологии....

Урок "Аммиак", 9 класс с применением инновационных технологий

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения. Задачи: Выяснить физические свойства аммиака, опираясь на знания ...

Конспект урока по английскому языку с применением кейс-технологии.

Конспект урока по английскому языку для 6 класса с применением кейс-технологии....