План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.
- Задачи:
- познакомить с жанром хорового концерта
- познакомить с понятием «речевая декламация»;
- закрепить знания учащихся о жанре «концерт», «полифонии
- развивать способность анализировать музыкальные произведения
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе;
- развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_5_klasse.doc | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий
Тема четверти: «В чем сила музыки?»,
Тема урока: Красота жизни, красота человеческой души в единении
народного и композиторского творчества
Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.
- Задачи:
- познакомить с жанром хорового концерта
- познакомить с понятием «речевая декламация»;
- закрепить знания учащихся о жанре «концерт», «полифонии
- развивать способность анализировать музыкальные произведения
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе;
- развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, проигрыватель DVD.
Музыкальный материал:
1. «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львов – Компанеец, С.Богомазов.
2. «Увели нашу подружку» - IV часть концерта для смешанного хора «Лебедушка» В.Салманова.
3. «Лебедушка» русский народный танец (фрагмент).
4. «Лебединая верность» Е.Мартынова, А.Дементьев.
Технологии, используемые на уроке:
Личностно-ориентированная.
Технология развивающего обучения.
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Технология ассоциативно-образного мышления.
ИКТ.
Структура урока
Организационный момент | 2 мин |
Вокально-хоровая работа | 12 мин |
Изучение нового материала | 22 мин |
Закрепление | 4 мин |
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит песня «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львова - Компанейца.
Приветствие учащихся,
Постановка целей и задач урока
II. Вокально-хоровая работа над песней «Хорошо, что есть каникулы» Д.Львова - Компанейца.
III. Изучение нового материала
- Вспомните, пожалуйста, что такое концерт. (Ученики дают определение концерта).
- Давайте обратимся для проверки к «Музыкальному словарю».
Слайд 2
- Сегодня хочу познакомить вас с фрагментом из хорового концерта современного композитора В.Салманова «Лебедушка».
Слайд 3
- В. Н. Салманов (1912, Петербург – 1978, Ленинград) – выдающийся советский композитор. С детства учился играть на фортепиано под руководством отца. В 1941г. он окончил Ленинградскую Государственную консерваторию им. Н.Римского – Корсакова и почти сразу же отправился на фронт. Пройдя всю войну, он вернулся к творческой деятельности, создав Первый струнный квартет, скрипичную сонату, песни и романсы на слова Блока и Есенина. В сочинениях этого периода проявляется влияние военных впечатлений. В 1950-е он пишет ряд крупных сочинений, в том числе сюиту «Поэтические картинки» по Андерсену и поэму-ораторию «Двенадцать» на текст Блока.
Наибольшую известность получили поздние сочинения Салманова - Вторая, Третья и Четвёртая симфонии, Скрипичный концерт, струнные квартеты.
Важное место в творчестве композитора также принадлежит вокальной музыке. Широкое признание получили хоровые сочинения Салманова, в которых гармонично претворяются элементы русского фольклора. Салманов - один из композиторов, возродивших жанр хорового концерта и наполнивших его новым содержанием.
Сегодня вам предстоит самостоятельно разобраться, что представляет собой хоровой концерт. А пока подумайте, почему композитор назвал свое произведение «Лебедушка»? (Ему нравились эти птицы и пр.).
- Лебедь птица необыкновенная.
Слайд 4
- Она не может не нравиться. Живут они обычно дружными семьями. Существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью («лебединая песня»). Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. Когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает ее лебедь. По этому поводу хочется прочитать вам стихотворение «Белые лебеди», фамилия автора, к сожалению, не известна.
Слайд 5
Белые лебеди
Нет любви нежнее и вернее,
Чем у диких белых лебедей.
Нет сердец ранимей, горячее,
Не найти любви похожей у людей.
Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.
Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…
И о землю лебедь разобьется,
А душа и сердце в небеса скорей,
Там на небесах, я слышу, льется,
Плачем тихим песня лебедей.
- Лебедь – красивейшая, царственно величавая птица. Недаром в народе говорят про красивую, стройную девушку: «плывет, словно лебедь».
Музыкальная разминка
- Давайте, и мы попробуем изобразить «лебединую походку». Тихо встаем. Начинают первое предложение мелким шагом на носочках девочки. Руки движутся синхронно вверх, потом вниз (смена направления движений на каждую долю). Как только мелодия зазвучит в нижнем регистре (второе предложение), выступают мальчики с теми же движениями. Третье музыкальное предложение танцуем все вместе.
Слайд 6
- Свою «Лебедушку» В.Салманов написал на народные слова о том, как увел лебедь лебедушку из одной стаи в другую, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стае. Сегодня вы услышите IV часть этого концерта – «Увели нашу подружку».
Слайд 7
(Звучит IV часть хорового концерта - «Увели нашу подружку».)
У: - Кто исполнял эту музыку?
Д: - Смешанный хор без сопровождения – a capella.
У: - Были ли солисты?
Д: - Да. Был один солист – тенор (высокий мужской голос).
У: - Какую новую особенность услышали в исполнении?
Д: - Большую часть сочинения хор не поет, а говорит – то тише, то громче, то шепотом, но всегда в определенном ритме.
У: - Такой прием исполнения называется «речевая декламация»
Слайд 8
У: - Очень часто он встречается в современной музыке.
У: - Есть ли в музыке изобразительные моменты?
Д: - Да. Шепот хоровых голосов не только выражает растревоженность лебединой стаи, но и изображает журчание воды.
У: - Есть ли в музыке контрасты?
Д: - Есть постоянный контраст между хором и солистом: хор тихо, быстро проговаривает слова, мелодия солиста распевная, плавная.
У: - Послушайте эту музыку ещё раз. Удалось ли композитору создать произведение в народном духе?
Слайд 9
(Повторное слушание IV части хорового концерта - «Увели нашу подружку».).
Д: - Композитору удалось создать произведение в народном духе. В музыке, как и в поэтическом тексте, присутствуют распевы, повторение фраз, одновременное звучание солиста – тенора и хора создает своеобразную полифонию – все это характерно для русской народной музыки.
У: - Удалось ли композитору правдиво воссоздать жизненную ситуацию, отраженную в этой части концерта?
Д: - Удалось.
У: - Понравилась ли вам музыка IV части хорового концерта В.Салманова?
В: - Да.
У: - Что представляет собой хоровой концерт? (Ответы учащихся.)
У: - Давайте посмотрим в «Музыкальный словарик» и проверим правильность ваших ответов.
Слайд 10
У: - Предлагаю сделать тест – экспресс. Готовы?
Д: - Готовы!
У: - Удачи!
Слайд 11
(Учащиеся выполняют задание.)
У: - Молодцы! Вы хорошо постарались. Мне очень хочется сделать вам подарок. Это очень красивая, трогательная, нежная песня - «Лебединая верность» композитора, певца Е.Мартынова.
Слайд 12
(Звучит песня «Лебединая верность» Е.Мартынова.)
У: - Вам понравилась песня? (Да.)
У: - У писателя Б.Васильева есть произведение под названием «Не стреляйте в белых лебедей!», т.е. берегите красоту жизни, красоту человеческой души… Пусть эти слова станут для вас неким девизом.
Слайд 13
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Использованные материалы:
1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. «Советский композитор», 1988г.
2. Программа по музыке 1 – 8 классы под руководством Д.Кабалевского, «Просвещение», 2006г.
3. Музыка в 4 – 7 классах, «Просвещение», 1986г.
4. Хрестоматия музыкального материала для 6 класса.
Интернет-ресурсы:
Биография и портрет Салманова В. - http://www.belcanto.ru/salmanov.html
Биткин Е.П. Картина «Хоровод» - http://bitkin.ru/products_pictures/Khorovod.jpg
Мартынов Е. Песня «Лебединая верность» - http://musicmp3spb.org/song/lebedinaya_vernostj.html
Русский народный танец «Лебедушка» - http://music.tonnel.ru/musblog.php?uid=460477
Салманов В. «Увели нашу подружку» - http://onlinemusic.org.ua/download-563078.html
Стихотворение «Белые лебеди» - http://lovestih.ru/?p=4724
Фото «Лебеди» - http://img-fotki.yandex.ru/get/4712/83915072.0/0_79237_d9140d07_XL
Фото «Пара лебедей» - http://www.clipart.net.ua/showimg.php?id=1519
Фото «Стая» - http://www.photome.ru/index.php?s=bd27fb5128dca7726a4c73b1c48d2f18&act=attach&type=post&id=1302
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"
План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...