Урок "Аммиак", 9 класс с применением инновационных технологий
план-конспект урока по химии (9 класс)
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Задачи: Выяснить физические свойства аммиака, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека, научить учащихся объяснять его свойства; развитие познавательного интереса к предмету , умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами, продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений; формирование бережного отношения к окружающей среде.
Краткое описание: Урок построен с учетом требований к современному уроку с использованием инновационных технологий, включая этапы урока, выбора методов, средств и форм: использование программного обеспечения для тестирования с мгновенным результатом; обращение к историческим фактам и демонстрации эффектного опыта; актуализация знаний с опорой на уже имеющиеся знания учащихся; фиксирование индивидуального затруднения в пробном: создание проблемной ситуации, направленной на внутреннюю потребность к построению учебных действий и фиксирование индивидуального затруднения в пробном у обучающихся.
Реализация проекта выхода из затруднения включает мини-исследование (работу в малых группах); закрепление пройденного материала включает индивидуальную работу и взаимопроверку, в качестве самоподготовки обучающимся предлагается работа с интерактивным плакатом.
Используемые технологии: технологии проблемного обучения
Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа , составление интеллект-игра, лабораторная работа (мини-исследование), самопроверка, взаимопроверка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ammiak_karta_uroka.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Шевченко Н.В., учитель химии
Тема урока: Аммиак
Класс: 9
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Обучающие: выяснить физические свойства аммиака, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека, научить учащихся объяснять его свойства.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету , умений работать с опорными конспектами, учебно – инструктивными картами, продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;
Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде,
Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом;
Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию;
Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности
Используемые технологии: технологии проблемного обучения
Методы и методические приемы: частично –поисковый, самостоятельная работа, , составление интеллект-игра, лабораторная работа (мини-исследование).
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С.Габриелян, §. 29., пробирки, стеклянные палочки, спиртовка, нашатырный спирт, Н2О (дист.), фенолфталеин, HCl, сульфат меди.
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Личностные |
2 | Актуализация опорных знаний | Вводное слово учителя: Есть такая поговорка: Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. Поэтому, я предлагаю начать урок с проверки домашнего задания. Тестирование в программе Quizlet. Обращаю внимание учащихся на систему оценивания ответов. После окончания теста прошу сохранить результаты.
| Слушают учителя, готовятся к тестированию. Выполняют тест, сохраняют результаты теста в программе и в документе Word. | Личностные, регулятивные. проверка, самопроверка. |
3 | Мотивация учебной деятельности | Обращаюсь к классу: На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой атома и простого вещества азота. Мы увидели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические. Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Обращаю внимание учеников на презентацию к уроку. Рассказываю и демонстрирую опыт: - Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Итак, начинаем знакомиться с веществом: (слайд презентации) эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер преследовал немецкий эсминец, который был поврежден в бою. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака. Позже обнаружили, что пострадали люди, пострадали металлические части корабля. Демонстрация опыта: В химическую колбу, в которой находится немного раствора аммиака приливаю HCIконц.. Выделяется газ белого цвета с резким запахом аммиака. Обращаюсь к классу: - Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол? Какое же вещество при этом я использовала, какими свойствами оно обладает? | Слушают рассказ учителя, наблюдают за опытом, отвечают на вопросы учителя. | Личностные, регулятивные, внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
4 | Формулировка темы урока. | Предлагаю актуализировать знания: Что бы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к периодической системе Менделеева. Найдите общую формулу летучих соединений элементов 5 группы главной подгруппы. Определите формулу летучего соединения азота. Почему его называют летучим? Кто то может уже знаком с его названием? Правильно, это аммиак. С каким веществом нам предстоит сегодня познакомиться? Запишем тему урока. Цель урока: Изучение строения и свойств аммиака, на которых основано его применение. | Слушают рассказ учителя, наблюдают за опытом, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, записывают тему урока. Это газ. Аммиак. Тема урока «Аммиак». | Познавательные, личностные, актуализация знаний и внутренняя мотивация к изучению нового материала |
5 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном, реализация проекта выхода из затруднения | Обращаюсь к ученикам: Запишем формулу аммиака. Что мы можем рассказать об этом веществе? Слушаю ответы, корректируем, фиксируем записи в тетради. Обращаюсь к классу: Известно, что у атома азота есть еще 2 валентных электрона, но они не образуют связь с атомами водорода в данном соединении. Как они называются? Какова степень окисления атома азота в данном соединении? Прошу подписать название электронной пары, сделать пометки в тетради. Обращаю внимание класса на слайд «Физические свойства аммиака». Рассмотрим физические свойства аммиака. Внимательно прочитайте информацию, зафиксируйте ее в тетради (слайд презентации). На ваших столах находятся пробирки с аммиаком. Давайте познакомимся с его свойствами. (объясняю технику безопасности при определении вещества по запаху). Задаю вопрос классу: Ребята, а в каком агрегатном состоянии находится аммиак в ваших пробирках? Почему он в виде водного раствора? Слушаю ответы учащихся. Задаю вопрос классу: Вернитесь к строению молекулы аммиака (слайд презентации). Подумайте: Все связи в молекуле аммиака заняты? Рассмотрите реакцию взаимодействия аммиака и воды (слайд презентации). (смотрим на доску, на слайд в презентации). При взаимодействии с водой аммиак образует гидрат, формула которого выражается следующим образом: NH3 ● H2O Далее который преобразуется в соединение иного строения: ↔ NH4+ + OH- Как оно образовалось? Как образовалась еще одна химическая связь? Какая это химическая связь? Слушаю ответы учащихся (предположения об образовании связи). В ходе беседы выясняем, что один из атомов в молекуле аммиака должен отдать электрон. Но в молекуле нового вещества с ионным типом связи находятся только атомы неметаллов. Данный материал новый и сложный, дополняю ответы учащихся объяснением: По скольку речь идет об образовании химической связи, необходимо выяснить : Какой тип химической связи между атомами азота и водорода образуется при взаимодействии аммиака и воды? Давайте поиграем в интеллектуальную игру. * * * * ** ** ** ** ** ? ** На доске изображены модели образования ковалентной химической связи. Последняя модель остается недостроенной. Каковы ваши предположения? Как бы вы изобразили модель ковалентной связи между атомом азота молекулы аммиака и атомом водорода в молекуле воды? Изобразите модель связи в тетради. Сравните с тем, что записано на доске. Поднимите руки: кто справился с заданием? Обращаю внимание на слайд презентации. Ребята, прочитайте внимательно определения данных понятий. Ответьте на вопросы: Какой тип химической связи образуется между атомами азота и водорода в процессе взаимодействия аммиака и воды? Посмотрите внимательно на вашу модель, ответьте на вопрос: кто из атомов относится к донору, а кто к акцептору? Почему? Прошу записать определения новых понятий в тетрадь. | Дают краткую характеристику вещества по его формуле. Фиксируют правильные ответы в тетради. Из атомов каких химических элементов состоит молекула аммиака. В каком количестве они входят в состав молекулы аммиака? Можем определить значение валентности азота в данном соединении. У атома азота есть неподеленная электронная пара электронов. Степень окисления -3. Определяют аммиак по запаху. Слушают вопрос учителя, отвечают на вопрос учителя. Это жидкость, раствор с резким запахом. Аммиак вступил в реакцию с водой и образовал водный раствор - нашатырный спирт . Легче изучать его свойства в виде раствора. Аммиак полностью растворим в воде. Отвечают на вопрос учителя: У атома азота все три валентных электрона заняты. Предположительные высказывания учащихся: Возможно, если это вещество ионного строения, то молекула аммиака(атомы в молекуле аммиака) отдала(ли) один электрон молекуле воды (гидроксид иону) и частица превратилась в катион аммония. С другой стороны, в молекуле этого вещества нет ни одного атома металла, каким образом аммиак мог превратиться в катион аммония? Выполняют интеллектуальное задание. Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с новым видом ковалентной химической связи. Записывают определения новых понятий в тетрадь. | Личностные, регулятивные, актуализируют знания полученные ранее, внутренняя потребность к построению учебных действий и фиксирование индивидуального затруднения в пробном |
6 | Этап построения проекта выхода из затруднения, реализация проекта выхода из затруднения | Обращаю внимание на формулу вещества, слайд презентации: NH4+ OH- К какому классу веществ относится это соединение? Исходя из того, что частица с зарядом +, играющая роль катиона металла, называется ионом аммония, дайте название этому соединению (гидроксид аммония). Дайте определение понятию «Гидроксиды». Можем ли мы отнести водный раствор аммиака к соединениям данного класса? Как это доказать? Что нам предстоит сделать? Сверяем ответы (предположения) с ответом учителя, слайд презентации. Слушаю ответы учащихся. Обращаюсь к классу: Давайте докажем, что гидроксид аммония это основание. Выполним небольшое исследование. В начале урока мы разделились на 4 группы. Каждая группа выполняет свое задание и демонстрирует его результат(дифференцированные задания: 3 группы исследуют, 1 группа по инструкции работает с текстом учебника). Рассмотрите реактивы на вашем столе. У вас есть пробирка с гидроксидом аммония сульфатом меди, раствором соляной кислоты и фенолфталеином. И чистые пробирки. А так же карточки с заданием. Правила работы в группе, техника безопасности при работе с реактивами (кратко). Время выполнения работы-7 минут.
Обращаюсь к классу: Ребята, озвучьте пожалуйста ход своей работы и выводы, к которым вы пришли в результате ее выполнения. Сверьтесь с доской зафиксируйте информацию в тетрадях. Вопросы классу: Какими физическими свойствами обладает аммиак? В какой области применяют раствор аммиака? Какое вещество сыграло большую роль в 1 мировой войне в качестве химического оружия? | Смотрят на слайд презентации, изучают строение и состав гидроксида аммония, отвечают на вопросы учителя. Гидроксиды-электролиты, в водной среде диссоциирующие на катионы металла и гидроксид ионы. Гидроксиды взаимодействуют с кислотами, солями. Окрашивают раствор фенолфталеина в розовый цвет. Нужно провести опыты, и выяснить, будет ли гидроксид аммония взаимодействовать с данными веществами. Знакомятся с имеющимися на столах реактивами, инструкциями и правилами безопасности. Выполняют мини-исследование. Записывают выводы. Выступление групп. Учащиеся сверяют свои ответы с доской (слайд презентации). Приходят к выводу, что аммиак и его водный раствор- основание (гидроксид). Отвечают на вопросы учителя. Хорошо растворяется в воде. Резкий запах. В медицине. Хлорид аммония. | Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. |
7 | Первичное закрепление новой информации, проверка знаний | Предлагаю решить небольшой тест (слайд презентации). Обменяться тетрадями и свериться с доской. Раствор аммиака в воде можно обнаружить А) по вкусу В) по цвету Б) по запаху Г) по наличию осадка Нашатырный спирт – это А) раствор аммиака в воде В) раствор аммиака в спирте Б) хлорид аммония Г) медицинский спирт Аммиак может проявлять свойства А) только окислительные Б) только восстановительные В) и окислительные и восстановительные Г) не имеет таких свойств При горении на воздухе аммиака, помимо воды, образуется А) N2 Б) NO В) NO2 Г) N2 O Тип химической связи при образовании молекулы гидроксида аммония А) ковалентная полярная Б) ионная В) Донорно-акцепторный механизм Ответы: Б, А,Б,А,В | Выполняют тест. Обмениваются тетрадями. Проверяют результат. | Личностные, регулятивные. Проверка знаний. Взаимопроверка. |
8 | Домашнее задание | Обращаюсь к классу: Ребята, запишите домашнее задание в тетрадь §. 29, упр 6,7,10 (слайд презентации). Его так же можно будет посмотреть в электронном дневнике. Для самоподготовки, каждому из вас будет предложена ссылка на интерактивный плакат в котором изложена суть сегодняшнего урока, даны все необходимые сведения в виде текста, таблицы, видео. https://edu.glogster.com/glog/chemical-element-9/2vkhebrs3gi | Личностные: намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | |
9 | Рефлексия | Обращаюсь к классу: Ребята на ваших столах находятся карточки (смайлики), обратите внимание на интерпретацию каждого (слайд презентации), постарайтесь оценить работу на уроке и достижение его цели: 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). | Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. | Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. |
Карточки с заданиями:
1 группа:
|
2 группа:
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Педагогический проект Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через применение инновационных технологий»
Работа знакомит с методами организации проектной деятельности учащихся....
Практическое применение инновационных технологий на уроках технология
Презентация к педагогическому совету...
"Применение инновационных технологий в работе над музыкальным образом в классе фортепиано"
Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний, умений, быть в курсе последних тенденций.По своим способностям у...
Статья на тему: «Применение инновационной технологии ТРИЗ в школьном пространстве на уроках изобразительного искусства и технологии»
На уроках технологии и изобразительного искусства довольно часто можно использовать ТРИЗ технологию. В примении данной технологии чувствуется некая свобода в создании новых форм, новых действий, приня...
Авторская разработка интегрированного урока химии 10 класс и технологии 1 класс по теме "Синтетические материалы и волокна" с применением инновационных технологий
Интегрированный урок химии и технологии...
«Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления– прием Кроссенс. Технология– интеллект–карты"
Описание опыта использования инновационных форм работы на занятиях русского языка и литературы....