Приемы технологии развития критического мышления на уроках химии.
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Некоторые приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии
Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выбора решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать в соответствии с полученной информацией.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.
Считаю целесообразным использовать на уроках химии некоторые приемы технологии развития критического мышления для лучшего усвоения академического материала предмета химии.
1 Приём «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: «О чём может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание „электролитическая диссоциация“?». Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на листе бумаги или доске.
2 Приём «Кластер» (составление схемы). Это педагогический прием, который помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
3 Приём «Эссе». Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Учащимся необходимо ответить на два вопроса:
- Что они узнали по пройденной теме?
- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).
Пример эссе к уроку: “Расчеты по химическим уравнениям”
«1. На уроке я научился решать задачи по уравнениям, повторил вычисление молярной массы веществ, понятия моль и молярный объем газов, вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии. Если вещество дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому веществу.
2. Коэффициент, стоящий перед веществом, показывает количество вещества.»
Побочные:
4 Прием “Шесть шляп критического мышления”
Это задание можно использовать на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
“Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)
5 Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Например, вопросы по теме «Щелочные металлы»:
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
Где в периодической таблице расположены щелочные металлы? | Чем можно объяснить различие в химической активности щелочных металлов |
Встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном виде ? и т.д. | С чем .связаны особые меры предосторожности при хранении щелочных металлов, каковы они? и т. д. |
6 Приём «Что? Где? Когда?»
Позволяет, например, организовать изучение предпосылок возникновения ведущих теорий химии — периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения химических соединений . А.М. Бутлерова на основе составления таблицы по соответствующему информационному тексту, к примеру, соответствующего параграфа учебника, либо во время лекционного изложения материала. Например, предпосылки открытия Периодического закона оформляются в виде следующей таблицы:
Что? | Где? | Когда? | |
Утверждение атомно-молекулярного | Г. Карлсруэ, Германия | 1860 г. | |
7 Приём «Лист решения проблем»
В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
« Какой объем займет кислород массой 64 грамма»
ПРОБЛЕМА | ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ | ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ | РЕШЕНИЕ |
Найти объем кислорода | V = n х Vm | Неизвестно количество вещества |
|
Найти количество вещества кислорода | n= m : M m = 64 г | Молярной массы кислорода | М (О2)= 16+16=32г/моль n=64 : 32 = 2 моль |
Найти объем кислорода | n=2 моль Vm= 22,4 моль/л |
| V= 2 моль 22,4 моль/л = 44,8 л |
Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах
Литература:
1 https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-priemov-kriticheskogo-myshleniia-na-u.html
3 https://pedsovet.su/load/165-1-0-55151
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.
В статье рассматриваются основные элементы технологии критического мышления и на примере химии показано использование приёмов данной технологии на уроках....

Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприяти...
Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...

мастер-класс ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Мастер-класс по использованию на уроках химии Технологии развития критического мышления...