Использование приемов технология развития критического мышления на уроках биологии, на примере урока в 8классе по теме6 "Кожа - наружный покров оганизма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Чернышева Таисия Викторовна
Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем.Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozha-naruzhnyy_pokrov.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии,

на примере урока в 8 классе

«Кожа – наружный покровный

орган»

Деятельностная цель:

  - формирование  умений реализации новых способов действий:

 - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

 - уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

 - развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить    достоверную информацию в учебнике,  анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая  цель: расширение базы биологических понятий  при изучении  кожи-наружного покрова, выяснить взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями кожи;

  - развивать умение и навыки проведения самонаблюдения, делать выводы,  

  - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

– изучить строение кожи и ее выполняемые функции;

- учиться понимать биологические понятия: эпидермис, дерма, подкожная клетчатка, производные кожи.  

Метапредметные:

1.Познавательные:

 – уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);  

 - анализировать тексты,  рисунки;

-  развивать на уроке активную речевую практику;      

-  проводить биологические моделирования;  

 - учиться строить высказывания;

2.Коммуникативные:  

    - учиться слушать и понимать речь другого человека;

    - учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;

    - учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

 - учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

   -  учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

   Личностные:

    - осознавать значимость изучаемой темы.   

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: таблицы, проектор, смайлики, набор слов и знаков.

Ход урока.

1.Мотивация учащихся.

Поочередно касаемся одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорим:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и всегда (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения

2.Вызов

Учитель: Отгадайте загадку.
Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно носить хоть 100 лет. 

Вы догадались, что речь идет о …..

Тема урока Кожа - наружный покров тела.

Подсказки:
Это сложный орган со многими функциями.

Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг.

Это самый тяжелый орган человеческого тела.

Его называют «зеркалом здоровья и болезни»

Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируется процессы, происходящие в организме.

Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.

Этот орган формирует расовые образования – цвет, ногти и волосы.

Цель урока: изучить строение и функции кожи.

Проблема урока: доказать, что кожа защищает наш организм.

2. Осмысление.

Учитель: для того чтобы решить эту задачу мы с вами изучим строение кожи.

Следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст и карандашом на полях соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения.

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно

«Тонкие» и «толстые» вопросы.

 Назовите слои кожи (ЕК ЦОР № 150514).

В коже человека выделяют три слоя: наружный - эпидермис, средний - дерму (собственно кожу), внутренний - гиподерму (подкожную клетчатку).

Из каких клеток состоит эпидермис? Какими особенностями обладают эти клетки ( ЕК ЦОР № 150514)?

Что представляет собой второй слой кожи - дерма?

. Дерма (собственно кожа) образована соединительной тканью, содержащей множество упругих коллагеновых и эластиновых волокон, которые придают ей эластичность - способность растягиваться и возвращаться в прежнее состояние.

 Каково значение коллагеновых и эластиновых волокон в коже? Почему с возрастом появляются морщины? Что такое синдром Элерса?

С возрастом количество коллагеновых и эластиновых волокон, придающих коже упругость, уменьшается, и кожа покрывается морщинами. Ген старения активизируется примерно в 35 лет. Если же человек рождается с недостатком коллагеновых волокон, то кожа очень растяжима (синдром Элерса), www. liveinternet) [2]

Какую функцию выполняют рецепторы кожи? Где на теле человека больше всего находится рецепторов?

 Если бы размер частей нашего тела соответствовал числу расположенных на нем рецепторов, то мы напоминали бы вот такое существо. Где на теле человека больше всего находится рецепторов (слайд)?  Учащиеся рассматривают слайд и называют части тела, где больше всего рецепторов.

Что такое рефлекторные зоны?

Еще тысячи лет тому назад люди заметили: тот, кто много ходит, хорошо себя чувствует, а долгожители - обычно подвижные люди. Древние врачи очень рано поднимали на ноги тяжело переболевшего человека, и от этого его выздоровление шло быстрее и без осложнений. Теперь врачи уже знают, что на наших подошвах расположено больше семидесяти тысяч нервных окончаний, они связывают отдельные участки поверхности подошв с определенными органами, участками тела и даже с определенными системами организма. Эти нервные окончания, относящиеся к определенным органам, образуют так называемые рефлексогенные зоны. В этом отношении подошвы ничем не отличаются от любого другого участка кожи нашего тела, на котором разбросаны проекции внутренних органов.

 Но существует одна замечательная, уникальная особенность размещения этих зон: на подошвах они расположены очень тесно, плотно и с четкими границами (слайд )

К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но и критически ее оценили и знаете, как сформировать особенности строения и функции кожи. Вам предлагается систематизировать информацию и расположить в соответствующую таблицу.

слои

строение

функции

эпидермис

Эпидермис многослойный эпителий. внутренний слой - живые клетки

Наружний слой-старые, орговевшие,плоские,отмирающие. Эпидермис содержит пигмент. от которого зависит цвет кожи.

Слой мертвых клеток выполняет защитную функцию, внутренний слой – живые, активно размножаются.
Пигмент задерживает ультрафиолетовые лучи солнечного спектра, защищая от них организм.

дерма

Дерма ( собственно кожа)- соединительная ткань, содержит множество упругих волокон,  
Дерма – это кладовая кожи. В ней находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды. Рецепторы кожи воспринимают прикосновение, боль, температуру. Сальные железы выделяют секрет.

Собственно кожа придает ей эластичность – способность растягиваться и возвращаться в прежнее положение.
Самонаблюдение.
Попробуйте оттянуть кожу на лице, руках. Что вы наблюдаете?

Рецепторы кожи воспринимают прикосновение, боль, температуру.

Сальные железы выделяют секрет. 
Потовые железы выделяют на поверхность кожи пот.
Испаряясь, пот охлаждает тело.

Подкожная жировая клетчатка

Подкожная жировая клетчатка -жировая соединительная ткань

Защитная.

Функции кожи. Заполнить таблицу

защитная

выделительная

дыхательная

рецепторная

обменная

теплорегуляторная

Защищает от многих повреждений ткани и органы. Благодаря рецепторам организм избегает ранений, ожогов и отморожений. Здоровая кожа не пропускает возбудителей во внутреннюю среду организма.

Способность кожи участвовать в сохранении постоянства внутренней среды. Кожа не пропускает воду,

Через потовые железы происходит и газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ

В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление, боль. Благодаря рецепторам, находящимся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов.

В коже сохраняются и при необходимости используются запасы питательных веществ и воды. Здесь же синтезируются вещества, необходимые для организма, в частности витамин D

Благодаря потообразованию и изменениям просвета кровеносных сосудов происходит увеличение или уменьшение теплоотдачи. При высокой температуре окружающей среды теплоотдача возрастает, а при низкой - уменьшается

Работа в группах. Инструкция: Учащиеся делятся на группы по цветам листов бумаги, которые лежат у каждого на парте.
На листах, согласно цвету, написано задание, которое учащиеся должны выполнить самостоятельно. Затем каждый представитель от группы выходит к доске и заполняет таблицу. ( На доске заранее расположена таблица и ученик лист с готовым ответом крепит в соответствующую колонку таблицы и защищает свой ответ) В каждой функции подразумевается защита. Какая? 

Ученики: - не пропускает воду; 

- выведение продуктов обмена и шлаков;

- хранение и запасание питательных веществ и воды;

- защита от перегрева;

- защита от переохлаждения;

- защита от термических ожогов;

- защита от боли;
Какая проблема стояла перед нами в начале урока? Скажите, пожалуйста, доказали ли мы что основная функция кожи - защитная.

Кожа выполняет много функций, но основная – защитная.
 3.Рефлексия

 Учитель: Закончить наш урок хотелось бы фразой, но составить её придется вам. Это будет выводом к нашему уроку. На столах набор слов и знаков, составить фразу. (В, здоровье, объединяющий, и, себе. защиту. сложнейший, кожа, красоту,  орган,)

Кожа - сложнейший орган, объединяющий в себе защиту, красоту и здоровье.
Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?


Д/З № 39 и составьте кластер на тему «Кожа» 
4. Подведение итогов.

Ваше настроение. Возьмите  с собой (смайлики).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье автор описывыет основные методы и приемы технологии развития критического мышления и рассказывает о том, как можно их применять на уроках русского языка....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье автор описывыет основные методы и приемы технологии развития критического мышления и рассказывает о том, как можно их применять на уроках русского языка....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Приемы повышения интереса учащихся к обучению показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников, их общенаучны...