мастер-класс ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по химии

Хомякова Светлана Владимировна

Мастер-класс по использованию на уроках химии Технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс 26.98 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt802 КБ

Предварительный просмотр:

г.Мастер класс в рамках проведения методической недели в МОУ2СОШ № 67 им. О.И.Янковского»

ТЕМА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Учитель химии I квалификационной категории

Хомякова Светлана Владимировна

Китайская мудрость гласит

Народ, который думает на один год вперѐд – выращивает хлеб.

Народ, который думает на 10 лет вперѐд –выращивает сад.

Народ, который думает на 100 лет вперѐд – выращивает молодое поколение.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология - воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Процесс обучения для современного школьника – это не просто приобретение новых знаний, механическое заучивание законов, правил, терминов. Это – возможность использования полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Это - формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, способности самостоятельно мыслить и принимать решения, планировать действия, уметь сотрудничать с разными группами людей.

Современные образовательные стандарты требуют, чтобы учащиеся научились критически мыслить – т.е. осмысливать прочитанное, определять главное, анализировать и передавать информацию. А критическое мышление начинается не с ответов, а с вопросов и проблем.

Поэтому, используя различные технологии в обучении, я все-таки особое место отвожу проблемно-поисковым технологиям. Именно они позволяют развивать творческий потенциал в процессе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие познавательной активности и личностных возможностей. То есть охватывают формирование практически всех УУД.

Актуальность использования технологии

развития критического мышления в учебном процессе

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления.

Таким образом, актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в следующем:

- неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях;

- отсутствие мотивации у учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации;

- недостаточно высокий уровень мышления;

- недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией;

- неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

- неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни

- недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности

2. Что такое «Критическое мышление»?

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное.

В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение;
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
  • Решает проблемы;
  • Аргументировано спорит;
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Практическая часть

Работают 2 группы (2 парты по 2 человека).

1. Вызов – задания для групп.

2. Осмысление – предположения решения задач, практическое доказательство предположения.

3. Рефлексия – самооценка деятельности.

Тема «Неметаллы».

Задание 1 .

  • Задание. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова " Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г).
  • Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить?
  • Ответ. Капнуть уксусной кислоты. Выделение СО2 указывало на присутствие гидрокарбоната натрия.
  • Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?
  • Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало нечестных торговцев.
  • Задание 2. Античные сооружения Акрополя в Афинах за период времени с I960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется?
  • Ответ. Причина такого положения в том, что атмосфера Афин оказалась чрезвычайно загрязненной выбросами промышленных предприятий и транспорта. Специалисты выяснили, что предприятия и транспорт выделяют в атмосферу так много S02, что этот оксид выпадает на землю в виде кислотных дождей. В атмосфере оксид серы (IV) окисляется до оксида серы (VI):
  • SO2 + 02= 2SO3
  • Образующийся оксид серы (VI) реагирует с влагой воздуха, и поэтому появляются облака, которые несут кислотные дожди
    SOs + н2о = H2S04
  • Кислотные осадки воздействуют на мрамор древних статуй и колонн, усиленно их разрушая:
  • СаСО3 + H2S04= CaS04 + С02+ Н20
  • (мрамор)
  • По этой же причине несколько лет назад из Летнегосада в Санкт-Петербурге все подлинные статуи, являющиеся произведениями искусства, были убраны и заменены копиями.

Представлю один из приемов ТКМ – Мозговой штурм.

Проблемные ситуации для урока

по технологии критического мышления.

ТЕМА «Химические вещества и их смеси.»

№1 Это вещество является компонентом панциря воинов в Древней Греции, в древнем Китае служило деньгами. На Руси издавна бытует поговорка со смыслом: невозможно хорошо узнать человека, пока не съешь с ним пуд этого вещества. А как оно называется с точки зрения химии?

Это соль, которой в частности пропитывали панцирь воина в Древней Греции С древнейших времен соль ценилась буквально на вес золота и часто играла роль денег (валюты) . В частности, одно время римские легионеры и государственные служащие получали заработную плату в форме соляного пайка. В середине XVIII М. В. Ломоносов упоминал о соли в Абиссинии (нынешняя Эфиопия) , «которая там вместо денег употребляется, так что за три или за пять брусков, сделанных наподобие кирпича, холопа купить можно». Удивительно, но по сведениям Г. И. Немкова, в некоторых городах-оазисах Сахары соль играла роль денег до конца XX века. В средние века соль являлась дорогим продуктом, занимая на столе самое почетное место. На пирах ее подавали лишь на столы знатных гостей, прочие же расходились с торжества «не солоно хлебавши» . Первыми, кто понял, что без соли никому не обойтись, были китайцы, которые ввели специальный налог на соль еще 4,2 тыс. лет назад. Впоследствии этот налог обогащал многих правителей. В Древнем Египте в птолемеевский период соль была предметом царской монополии.

№2 По одной легенде, в далёкие времена финикийские купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костёр большими кусками соды. Поутру купцы обнаружили в золе чудесный слиток, который был твёрд как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. ЧТО ЭТО?

Стекло, появившееся более 6 тыс. лет назад.

№3 Жители Древнего Египта обильно смазывали волосы жиром, так как считали это красивым. В дни похорон было принято посыпать голову пеплом .Однажды во время похорон пошёл дождь и , как глоссит придание произошло событие ,которое сыграло значительную роль в жизни человека.

ЧТО ЖЕ образовалось?

Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло.

№4 В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Полеченную массу разбивали молотками, добавляя в неё клей, заливали водой и просевали через тонкое сито .Вещество, осевшее в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали далее по назначению. Что таким способом изготовляли в Древнем Китае?

Так изготавливали бумагу.

Критическое мышление – это целая философия поиска здравого смысла, для выдвижения новых возможностей.

Сегодня выпускник 21 века должен:

Быть способным способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
Уметь адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.

Уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
Владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
Быть коммуникабельным, гибким, контактным в различных социальных группах и меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелегкая, но выполнимая. И как говорится в известной притче «Все в наших руках…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ» Учитель химии I квалификационной категории Хомякова Светлана Владимировна

Слайд 2

ТРКМ

Слайд 3

ТРКМ Вызов Осмысление Рефлексия

Слайд 4

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Ребенок сам конструирует свое знание предмета на основе уже имеющихся знаний, в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Слайд 5

Актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в следующем: неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях; отсутствие мотивации у учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации; недостаточно высокий уровень мышления; недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией; неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них; неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности

Слайд 6

Критическое мышление начинается не с ответов, а с вопросов и проблем.

Слайд 7

Что такое «Критическое мышление»? Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер): Во-первых – это мышление самостоятельное; Во-вторых – это мышление обобщенное; В-третьих – это мышление проблемное и оценочное; В четвёртых – это мышление аргументированное; В пятых – это мышление социальное.

Слайд 8

Задание 1 Тема «Неметаллы». В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова " Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г). 1. Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить? 2. Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию? Докажите свои предположения экспериментальным путем. Контакт с новой информацией Поддержание активности в работе учащихся Поддержание усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания

Слайд 9

Задание 2 Античные сооружения Акрополя в Афинах за период времени с I960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется? Докажите свои предположения экспериментальным путем.

Слайд 10

Ответы Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить? Ответ. Капнуть уксусной кислоты. Выделение СО2 указывало на присутствие гидрокарбоната натрия. Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию? Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало нечестных торговцев.

Слайд 11

Ответы Античные сооружения Акрополя в Афинах за период времени с I960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется? Ответ. Причина такого положения в том, что атмосфера Афин оказалась чрезвычайно загрязненной выбросами промышленных предприятий и транспорта. Кислотные осадки воздействуют на мрамор древних статуй и колонн, усиленно их разрушая SO2 + 02= 2SO3 SO3 + Н2О = H2S04 СаСО3 + H2S04= CaS04 + С02+ Н20

Слайд 12

Мозговая атака (индивидуальная, парная или групповая) : Стимуляция творческой активности ; Преодолевает рутинное мышление ; эмоциональную вялость ; Способствует интеллектуальной раскованности ; Коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально .

Слайд 13

Это вещество является компонентом панциря воинов в Древней Греции, в древнем Китае служило деньгами. На Руси издавна бытует поговорка со смыслом: невозможно хорошо узнать человека, пока не съешь с ним пуд этого вещества. А как оно называется с точки зрения химии?

Слайд 14

№ 2 По одной легенде, в далёкие времена финикийские купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костёр большими кусками соды. Поутру купцы обнаружили в золе чудесный слиток, который был твёрд как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. ЧТО ЭТО?

Слайд 15

№ 3 Жители Древнего Египта обильно смазывали волосы жиром, так как считали это красивым. В дни похорон было принято посыпать голову пеплом .Однажды во время похорон пошёл дождь и , как глоссит придание произошло событие ,которое сыграло значительную роль в жизни человека. ЧТО ЖЕ образовалось?

Слайд 16

№ 4 В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Полеченную массу разбивали молотками, добавляя в неё клей, заливали водой и просевали через тонкое сито .Вещество, осевшее в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали далее по назначению. Что таким способом изготовляли в Древнем Китае?

Слайд 17

Критическое мышление – это целая философия поиска здравого смысла, для выдвижения новых возможностей.

Слайд 18

Сегодня выпускник 21 века должен: Быть способным способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду; Уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию; Владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения; Быть коммуникабельным, гибким, контактным в различных социальных группах и меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 19

Концептуальная таблица - Когда требуется сравнить 2 и более объектов по нескольким параметрам. Признаки сравнения Кислород Озон Двухчастный дневник - В первой части записывается краткий конспект, а во второй фиксируются возникающие вопросы. Пометки Вопросы

Слайд 20

Толстый и тонкий вопросы Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала. Толстые вопросы – проблемные. Вопросы записываются на доске перед лекцией или экспериментом и помогают ученикам анализировать их содержание. Тонкие Толстые 1. Какими способами можно собрать водород и кислород? 2. Как доказать наличие водорода и кислорода? 3. Какие свойства лежат в основе обнаружения водорода и кислорода? 1. Обоснуйте, на чем основано применение способов собирания кислорода и водорода? 2. Предположите, что будет, если водород в смеси с кислородом поджечь? 3. Что произойдет, если стакан, заполненный водородом (кислородом) открыть?

Слайд 21

Таблица аргументов Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их подтвердить или опровергнуть при работе с текстом или фактами из лекции. Аргумент Почему «Да» Почему «Нет» 1.Один химический элемент образует только одно простое вещество. Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Один химический элемент может образовывать несколько простых веществ. 2.В простых веществах присутствует ковалентная неполярная связь. Ковалентная неполярная связь присутствует в простых веществах неметаллах. У простых веществ металлов металлическая связь. 3. Простые вещества неметаллы состоят из молекул. Простые вещества кислород, водород имеют молекулярную кристаллическую решетку. Для некоторых неметаллов (углерод, кремний) характерна атомная кристаллическая решетка.

Слайд 22

Шесть шляп критического мышления Статистическая Положительная Негативная Аналитическая Творческая Эмоциональная Класс делится на 6 групп, каждая получает шляпу и все группы получают один и тот же текст для анализа.

Слайд 23

Лист решения проблем. - Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Какой объем займет водород массой 8 граммов Проблема Что есть для ее решения Чего не хватает Решение Найти объем водорода V= n • V m Неизвестно количество вещества Найти количество вещества водорода n = m : M m = 8 г Молярной массы водорода М(Н 2 )=1•2= 2г\моль n=8:2=4моль Найти объем водорода n = 4моль V m = 22,4моль\л V=4моль•22,4моль\л =89,6л

Слайд 24

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» Блез Паскаль

Слайд 25

Спасибо за внимание! Автор презентации Учитель химии МОУ «СОШ №67 им. О.И. Янковского» Хомякова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках"

Мастер - класс "Использование приемов технологии  критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...

использование приемов технологии критического мышления на уроках физики

Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне ...