Технологическая карта урока химии по теме "Основания: состав, классификация, номенклатура"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Урок химии в 8 классе по теме: «Основания: состав, классификация, номенклатура»-урок освоения новых знаний и умений.

      На уроке учитель углубляет представление учащихся о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

      формирует у учащихся комплекс знаний об основаниях как о новом классе неорганических веществ;

       совершенствует умения учащихся выделять проблему в теме занятия,

формулировать познавательные цели;

       учит элементам самоконтроля и оценки результатов деятельности одноклассников;

        строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

       На уроке учителем были использованы новые образовательные технологии деятельностного типа: ИКТ, проблемное обучение, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии, технологии развития критического мышления учащихся.

        При использовании инновационных технологий на уроке учителем  применялись следующие приемы и формы работы: групповая работа, кластеры, фишбоун, решение заданий-загадок, выполнение анализирующих заданий, выполнение лабораторной работы, выполнение заданий в формате ОГЭ, выполнение учебные заданий на  развитие функциональной грамотности.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ :

« ОСНОВАНИЯ: СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НОМЕНТКЛАТУРА» ХИМИЯ 8 КЛАСС

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика

Некипелова Вера Ивановна

Место работы

ГБОУ СОШ с. Волчанка м. р. Красноармейский

Самарская область

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 6. «Основные классы неорганических соединений» Урок №3

Тема урока

Основания: состав, классификация, номенклатура

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

Урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: 1. Умение управлять своей познавательной деятельностью, направленной на получение новых знаний 2. Самоконтроль и самооценка

Метапредметные: осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой информации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: определить отличительные признаки состава оснований, проанализировав их формулы; сравнивать основания по различным признакам; находить степень окисления элементов в основаниях, заряд гидроксогруппы; привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения щелочной среды через заполнение сравнительной таблицы.

Ключевые слова: основания, щелочи, гидроксиды, гидроксогруппа

Краткое описание УМК О.С. Габриеляна. Раздаточный материал (индивидуальные карточки-задания, тест). РЭШ. Мультимедиа (ПК, доска, проектор). Материальная база Химико-биологической лаборатории «Точка роста»

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап Мотивирование на учебную деятельность

Создание проблемной ситуации путём предложения задания- загадки:

#1056;аспределите вещества на группы. Дайте им названия.

Na2O, KOH, MgO, Ca(OH)2, P2O5, CO2, Al(OH)3.

#1050; какой группе веществ мы отнесём вещества: KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3?

Этап Актуализация опорных знаний

Вопрос учащимся: «Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов вы изучили?»

Этап Целеполагание

Углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний об основаниях как о новом классе неорганических веществ;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия,

формулировать познавательные цели,

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока.

Для того, чтобы узнать название группы веществ, к которой относятся данные соединения, учитель предлагает ученикам выполнить ряд заданий- загадок. На уроке ребята работают группами, выполняют взаимопроверку заданий

Задание 1. Чтобы определить название класса веществ решите задания.

Получившееся число соответствует определённой букве в алфавите. Математические расчёты обязательны.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

  1. Чему равна масса 0,5 моль кислорода О2?
  2. Чему равен объём 0,85 моль азота N2?
  3. В каком количестве вещества содержится 90 *1023 молекул фтора F2?
  4. Чему равна масса водорода, если он занимает объём 179, 2 л?
  5. Чему равна валентность Al (числовое значение)?
  6. Чему равно числовое значение валентности атома фтора?
  7. Чему равен порядковый номер атома фосфора?
  8. Составьте формулу высшего оксида азота. Искомое число – произведение количества атомов азота и кислорода.
  9. Искомое число – порядковый номер элемента, имеющий относительную атомную массу 75 а.е.м.

Вы нашли название группы веществ второго класса.

Какова будет тема урока?

Проблема: Задание 2. Требуется выбрать признаки оснований, подчеркнуть их прямой линией. Более существенные признаки подчеркнуть волнистой линией.

ОСНОВА-НИЯ

  1. В состав молекулы входит металл.
  1. Молекула содержит гидроксогруппу.
  1. Растворяются в воде.
  1. Едкие.
  1. Мылкие.
  1. Изменяют окраску индикаторов.

Мы можем выполнить данное задание? Почему? Какова будет цель урока?

Формулируют совместно цель урока : «Сформировать понятие об основаниях, рассмотреть их классификацию, номенклатуру».

Что мы можем узнать об основаниях?

Вернёмся к выполнению задания после изучения данного вопроса.

Учитель организует работу по исследованию класса веществ «Основания».

Учащиеся анализируют формулы веществ, выполняя задания.

Задание3:

Проанализируйте формулы данных веществ: KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 по составу и ответьте на вопросы:

1. Это вещества простые или сложные?

2. Есть ли сходства в элементном составе молекул?

3. Как по-латински произносится О-кислород и Н-водород? Предложите название группы ОН.

4. Какую валентность имеет группа -ОН?

5. Есть ли отличия в молекулах оснований?

7. От чего зависит число гидроксогрупп в молекулах оснований?

8. Предложите общую формулу оснований.

Учитель демонстрирует видеофрагмет урока РЭШ « Основания»

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по изучению классификации оснований по учебнику на стр.106. Выполняют оформление в рабочих тетрадях кластера по изученной теме.

Ученики возвращаются к выполнению пропущенных ранее заданий, осуществляют взаимопроверку выполненных заданий.( Ответы для проверки демонстрирует учитель на экране).

Задание 4. Сравните (установите и сходство, и различия) веществ, формулы которых NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3 по следующим основаниям:

  1. Наличие гидроксогруппы – ОН-;
  2. Растворимость веществ в воде;
  3. Характеристика элемента (металл или неметалл), связанного с гидроксогруппой.
  4. Определение группы оснований
  5. Число гидроксогрупп в формулах веществ;
  6. Заполните таблицу

Формула вещества

Основания сравнения

….

…..

……

…….

……

Сходст-во

Разли-чия

Сходст-во

Разли-чия

Сходство

Различия

Сходст-во

Разли-чия

Сходст-во

Разли-чия

NaOH

Ca(OH)2

Fe(OH)3

Выводы

Этап Проверка первичного усвоения

Виды учебной деятельности :ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Вопрос ученикам: Как можно определить среди веществ основания? Ребята сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в основных средах. Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование, реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности.

Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности в кабинете химии.

Учитель организует работу по выполнению лабораторной работы:

а) проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химической посудой и химическими веществами.

б) организует роспись учащихся в журнале текущего инструктажа.

Учащиеся выполняют лабораторную по инструктивной карточке и заполняют таблицу:

Ход работы

  1. Налейте в три ячейки раствора КOH.
  2. В каждую ячейку добавьте по капле раствора индикатора:

В первую – лакмус;

Во вторую – фенолфталеин;

В третью – метилоранж. Как изменяется окраска раствора?

Действие щелочей на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора

в растворе щёлочи КОН

Лакмусовая бумажка

Фиолетовая

Фенолфта-леин

Бесцветная

Метилоранж

Оранжевая

  1. МИНУТА ОТДЫХА - ФИЗКУЛЬМИНУТКА

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Организует деятельность по применению новых знаний в форме схемы-Фишбоун, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Какую пользу приносят людям основания?

Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Задание 5. Пользуясь нижеприведённым текстом, ответьте на вопрос: Какую пользу приносят людям основания?

В качестве ответа заполните схему - рыбу, в которой верхние рёбра – это название вещества, обладающего щелочными свойствами, нижние рёбра – способы его использования. Сделайте вывод одним предложением и запишите его на хвосте рыбы. Учитель организует деятельность по применению новых знаний в форме схемы-Фишбоун, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность

ТЕКСТ

Раствор мыла — щелочной, его ещё называют мыльным щёлоком. Самое известное щелочное соединение – это раствор соды (пищевая), используют в кулинарии, для полоскания горла при ангине. Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь. Жидкие очистители содержат щелочи, растворяющие грязь. Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания.

Щелочной раствор – гашеную известь Ca(OH)2 мы наносим на стены при побелке, применяют в строительстве.

Щелочной раствор – гашеную известь Ca(OH)2 используют для получения хлорной извести Ca(ClO)2-дезинфицирующего средства.

Щелочные батарейки (NaOH) мы используем как источники питания для приборов.

Гидроксид калия КОН используется для получения жидкого мыла и тугоплавкого стекла.

Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Этап Развитие функциональной грамотности

Учитель предлагает учебные задания:

#1055;очему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают?

Ответ: При взаимодействии Са(ОН)2 с СО2 (процесс затвердевания штукатурки) образуется вода:

Са(ОН)2+СО2=СаСО32О

Поэтому при побелке свежеоштукатуренных стен известью наружные участки подпитываются влагой, и штукатурка долго не высыхает.

#1055;очему телята слизывают побелку со стен и перегородок телятника, недостаток какого элемента питания в их рационе можно предположить?

Ответ: Телятам скорее всего не хватает кальция, так как побелку производят либо мелом СаСО3, либо известью Са(ОН)2.

Этап Систематизация знаний и умений

Учитель дает учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Задание1. Впишите пропущенные слова.

1) Основания – это сложные , в состав которых входят атомы ,
соединённые с одной или несколькими группами.
2) Растворимые в воде основания называются… .
3) Наличие группы в составе основания в названии вещества
указывается словом « ».

Задание2. Вычеркните неверные утверждения об основаниях.

• Все основания содержат в своём составе гидроксильную группу.
• Все вещества, содержащие в составе гидроксогруппу, являются основаниями.
• Формула названия основания – «гидроксид» + название металла в именительном падеже.
• Основаниями являются едкий натр и едкое кали.
• Основаниям соответствуют основные оксиды.

Задание 3. Установите соответствие между названием оксида и химической формулой
соответствующего ему гидроксида.

Оксид марганца (II) Mg(OH)2

Оксид хрома (II) CuOH

Оксид меди (I) Cr(OH)2

Оксид калия KO

Задание 4. Составьте химические формулы указанных веществ из частей.

  1. Химическая формула гидроксида железа (III) –
    2) Химическая формула гидроксида калия –
    3) Химическая формула оксида магния –
    4) Химическая формула гидроксида магния –
    5) Химическая формула оксида железа (III) –

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной и групповой деятельности. Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь, оформляют кластер, фишбоун, просматривают видеоурок на РЭШ,

выполняют лабораторную работу с использованием микролаборатории, наблюдают, заполняют таблицу «Действие щелочей на индикаторы»,решают тестовые задания, задания- загадки.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап Рефлексия

Учитель организует в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

#1054;рганизует рефлексию в форме анкетирования

Выразите свои мысли.

  1. На уроке я работал(а):

Активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

  1. Урок для меня показался:

Коротким/длинным

  1. За урок я:

Не устал(а)/устал(а)

  1. Моё настроение:

Стало лучше/ стало хуже

#1054;бучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки и взаимопроверки.

Этап Домашнее задание

Учитель дает рекомендации по домашнему заданию.

Учитель формулирует задание, комментируя его: параграф 24, вопросы 1 на стр. #1057;оставить кроссворд по теме «Основания», «Оксиды».

Написать синквейн на тему: «Основания»

Литература:

  1. Асанова Л.И. Химия: технологические карты к учебнику О.С. Габриелян «Химия 8 класс»: мет. пособие. -М:Дрофа, 2018. – 176с.
  2. Богомолова, И.В. Неорганическая химия: Учебное пособие / И.В. Богомолова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 c.
  3. Бочарова С.В. Химия 8 класс. Поурочные разработки. Волгоград, 2003.
  4. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 1998.
  5. Химия: 8-й класс: базовый уровень: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков.- 6-е изд.., стер. – М.: Просвещение, 2024. – 223 с.
  6. 3. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2007. – 112с.;
  7. Касаткина, И.В. Физическая химия: Учебное пособие / И.В. Касаткина, Т.М. Прохорова, Е.В. Федоренко. - М.: ИЦ РИОР, 2018. - 251 c.
  8. Копылова, Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах / Н.А. Копылова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 250 c.

://конспекты-уроков.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"

Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.

Данный материал представляет собой   технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Основы номенклатуры органических соединений"

Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме "Основы номенклатуры органических соединений". Программа - О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев "Химия. 10 класс. Углубленный уровень" (...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...