Технологическая карта урока химии по теме "Основания: состав, классификация, номенклатура"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок химии в 8 классе по теме: «Основания: состав, классификация, номенклатура»-урок освоения новых знаний и умений.
На уроке учитель углубляет представление учащихся о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;
формирует у учащихся комплекс знаний об основаниях как о новом классе неорганических веществ;
совершенствует умения учащихся выделять проблему в теме занятия,
формулировать познавательные цели;
учит элементам самоконтроля и оценки результатов деятельности одноклассников;
строить содержательную коммуникацию при групповой работе.
На уроке учителем были использованы новые образовательные технологии деятельностного типа: ИКТ, проблемное обучение, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии, технологии развития критического мышления учащихся.
При использовании инновационных технологий на уроке учителем применялись следующие приемы и формы работы: групповая работа, кластеры, фишбоун, решение заданий-загадок, выполнение анализирующих заданий, выполнение лабораторной работы, выполнение заданий в формате ОГЭ, выполнение учебные заданий на развитие функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ :
« ОСНОВАНИЯ: СОСТАВ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НОМЕНТКЛАТУРА» ХИМИЯ 8 КЛАСС
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
ФИО разработчика | Некипелова Вера Ивановна |
Место работы | ГБОУ СОШ с. Волчанка м. р. Красноармейский Самарская область |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Раздел 6. «Основные классы неорганических соединений» Урок №3 |
Тема урока | Основания: состав, классификация, номенклатура |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | Урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: 1. Умение управлять своей познавательной деятельностью, направленной на получение новых знаний 2. Самоконтроль и самооценка
| |
Метапредметные: осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой информации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | |
Предметные: определить отличительные признаки состава оснований, проанализировав их формулы; сравнивать основания по различным признакам; находить степень окисления элементов в основаниях, заряд гидроксогруппы; привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения щелочной среды через заполнение сравнительной таблицы. | |
Ключевые слова: основания, щелочи, гидроксиды, гидроксогруппа | |
Краткое описание УМК О.С. Габриеляна. Раздаточный материал (индивидуальные карточки-задания, тест). РЭШ. Мультимедиа (ПК, доска, проектор). Материальная база Химико-биологической лаборатории «Точка роста» |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации путём предложения задания- загадки: #1056;аспределите вещества на группы. Дайте им названия. Na2O, KOH, MgO, Ca(OH)2, P2O5, CO2, Al(OH)3. #1050; какой группе веществ мы отнесём вещества: KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос учащимся: «Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов вы изучили?» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний об основаниях как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока. Для того, чтобы узнать название группы веществ, к которой относятся данные соединения, учитель предлагает ученикам выполнить ряд заданий- загадок. На уроке ребята работают группами, выполняют взаимопроверку заданий Задание 1. Чтобы определить название класса веществ решите задания. Получившееся число соответствует определённой букве в алфавите. Математические расчёты обязательны.
Вы нашли название группы веществ второго класса. Какова будет тема урока? Проблема: Задание 2. Требуется выбрать признаки оснований, подчеркнуть их прямой линией. Более существенные признаки подчеркнуть волнистой линией.
Мы можем выполнить данное задание? Почему? Какова будет цель урока? Формулируют совместно цель урока : «Сформировать понятие об основаниях, рассмотреть их классификацию, номенклатуру». Что мы можем узнать об основаниях? Вернёмся к выполнению задания после изучения данного вопроса. Учитель организует работу по исследованию класса веществ «Основания». Учащиеся анализируют формулы веществ, выполняя задания. Задание3: Проанализируйте формулы данных веществ: KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 по составу и ответьте на вопросы: 1. Это вещества простые или сложные? 2. Есть ли сходства в элементном составе молекул? 3. Как по-латински произносится О-кислород и Н-водород? Предложите название группы ОН. 4. Какую валентность имеет группа -ОН? 5. Есть ли отличия в молекулах оснований? 7. От чего зависит число гидроксогрупп в молекулах оснований? 8. Предложите общую формулу оснований. Учитель демонстрирует видеофрагмет урока РЭШ « Основания» Учащиеся выполняют самостоятельную работу по изучению классификации оснований по учебнику на стр.106. Выполняют оформление в рабочих тетрадях кластера по изученной теме. Ученики возвращаются к выполнению пропущенных ранее заданий, осуществляют взаимопроверку выполненных заданий.( Ответы для проверки демонстрирует учитель на экране). Задание 4. Сравните (установите и сходство, и различия) веществ, формулы которых NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3 по следующим основаниям:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды учебной деятельности :ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос ученикам: Как можно определить среди веществ основания? Ребята сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в основных средах. Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование, реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности. Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности в кабинете химии. Учитель организует работу по выполнению лабораторной работы: а) проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химической посудой и химическими веществами. б) организует роспись учащихся в журнале текущего инструктажа. Учащиеся выполняют лабораторную по инструктивной карточке и заполняют таблицу: Ход работы
В первую – лакмус; Во вторую – фенолфталеин; В третью – метилоранж. Как изменяется окраска раствора? Действие щелочей на индикаторы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организует деятельность по применению новых знаний в форме схемы-Фишбоун, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какую пользу приносят людям основания? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 5. Пользуясь нижеприведённым текстом, ответьте на вопрос: Какую пользу приносят людям основания? В качестве ответа заполните схему - рыбу, в которой верхние рёбра – это название вещества, обладающего щелочными свойствами, нижние рёбра – способы его использования. Сделайте вывод одним предложением и запишите его на хвосте рыбы. Учитель организует деятельность по применению новых знаний в форме схемы-Фишбоун, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность ТЕКСТ Раствор мыла — щелочной, его ещё называют мыльным щёлоком. Самое известное щелочное соединение – это раствор соды (пищевая), используют в кулинарии, для полоскания горла при ангине. Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь. Жидкие очистители содержат щелочи, растворяющие грязь. Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания. Щелочной раствор – гашеную известь Ca(OH)2 мы наносим на стены при побелке, применяют в строительстве. Щелочной раствор – гашеную известь Ca(OH)2 используют для получения хлорной извести Ca(ClO)2-дезинфицирующего средства. Щелочные батарейки (NaOH) мы используем как источники питания для приборов. Гидроксид калия КОН используется для получения жидкого мыла и тугоплавкого стекла. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает учебные задания: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1055;очему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают? Ответ: При взаимодействии Са(ОН)2 с СО2 (процесс затвердевания штукатурки) образуется вода: Са(ОН)2+СО2=СаСО3+Н2О Поэтому при побелке свежеоштукатуренных стен известью наружные участки подпитываются влагой, и штукатурка долго не высыхает. #1055;очему телята слизывают побелку со стен и перегородок телятника, недостаток какого элемента питания в их рационе можно предположить? Ответ: Телятам скорее всего не хватает кальция, так как побелку производят либо мелом СаСО3, либо известью Са(ОН)2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель дает учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание1. Впишите пропущенные слова. 1) Основания – это сложные , в состав которых входят атомы , Задание2. Вычеркните неверные утверждения об основаниях. • Все основания содержат в своём составе гидроксильную группу. Задание 3. Установите соответствие между названием оксида и химической формулой Оксид марганца (II) Mg(OH)2 Оксид хрома (II) CuOH Оксид меди (I) Cr(OH)2 Оксид калия KO Задание 4. Составьте химические формулы указанных веществ из частей.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной и групповой деятельности. Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь, оформляют кластер, фишбоун, просматривают видеоурок на РЭШ, выполняют лабораторную работу с использованием микролаборатории, наблюдают, заполняют таблицу «Действие щелочей на индикаторы»,решают тестовые задания, задания- загадки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель организует в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1054;рганизует рефлексию в форме анкетирования Выразите свои мысли.
Активно/пассивно
Доволен/ не доволен
Коротким/длинным
Не устал(а)/устал(а)
Стало лучше/ стало хуже #1054;бучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки и взаимопроверки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель дает рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель формулирует задание, комментируя его: параграф 24, вопросы 1 на стр. #1057;оставить кроссворд по теме «Основания», «Оксиды». Написать синквейн на тему: «Основания» |
Литература:
- Асанова Л.И. Химия: технологические карты к учебнику О.С. Габриелян «Химия 8 класс»: мет. пособие. -М:Дрофа, 2018. – 176с.
- Богомолова, И.В. Неорганическая химия: Учебное пособие / И.В. Богомолова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 c.
- Бочарова С.В. Химия 8 класс. Поурочные разработки. Волгоград, 2003.
- Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 1998.
- Химия: 8-й класс: базовый уровень: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков.- 6-е изд.., стер. – М.: Просвещение, 2024. – 223 с.
- 3. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2007. – 112с.;
- Касаткина, И.В. Физическая химия: Учебное пособие / И.В. Касаткина, Т.М. Прохорова, Е.В. Федоренко. - М.: ИЦ РИОР, 2018. - 251 c.
- Копылова, Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах / Н.А. Копылова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 250 c.
://конспекты-уроков.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"
Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.
Данный материал представляет собой технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Основы номенклатуры органических соединений"
Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме "Основы номенклатуры органических соединений". Программа - О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев "Химия. 10 класс. Углубленный уровень" (...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...