Урок по теме "Гидролиз солей" 11 класс
презентация к уроку по химии (11 класс)

Нурмухаметова Фатима Бакитжановна

Урок по теме "Гидролиз солей" 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_soley_2.pptx243.68 КБ
Файл metod._razrabotka.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

Слайд 2

Что такое электролиты, какие классы веществ к ним относятся? На какие группы подразделяются электролиты? Какие электролиты являются сильными, а какие слабыми? Какие сильные кислоты вам известны? Как называют сильные основания и сколько их? Перечислите сильные основания. Как определить силу солей? На какие группы подразделяются соли? Какой бывает реакция среды и от чего она зависит? С помощью каких веществ определяют среду раствора?

Слайд 3

Какова реакция среды в растворах солей? Что такое гидролиз? Как составляются уравнения реакций гидролиза?

Слайд 4

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА №1 В ТРЕХ ПРОНУМЕРОВАННЫХ ПРОБИРКАХ НАХОДЯТСЯ СОЛИ: 1) КАРБОНАТ НАТРИЯ; 2) ХЛОРИД МАГНИЯ; 3) НИТРАТ КАЛИЯ РАСТВОРИТЕ СОЛИ , ПРИЛИВ ПО 1 МЛ. ВОДЫ В КАЖДУЮ ПРОБИРКУ ПРИЛЕЙТЕ ПО 1-2 КАПЛИ ФИОЛЕТОВОГО ЛАКМУСА РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ, УКАЗАВ СРЕДУ РАСТВОРА

Слайд 5

Na 2 CO 3 + ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС СИНИЙ ЛАКМУС ( СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ) MgCl 2 + ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС КРАСНЫЙ ЛАКМУС (СРЕДА КИСЛАЯ) KNO 3 + ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС (СРЕДА НЕЙТРАЛЬНАЯ)

Слайд 6

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ГИДРОЛИЗА ЗАПИШИТЕ ФОРМУЛУ СОЛИ, ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЁ СОСТАВ СОСТАВЬТЕ УРАВНЕНИЕ ДИССОЦИАЦИИ ОПРЕДЕЛИТЕ КАКОЙ ИЗ ИОНОВ СОЛИ БУДЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ВОДОЙ СОСТАВЬТЕ СОКРАЩЕННОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ; ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДУ РАСТВОРА, рН, ОКРАСКУ ИНДИКАТОРА СОСТАВЬТЕ МОЛЕКУЛЯРНОЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ЗАПИШИТЕ ПОЛНОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ

Слайд 7

Na 2 CO 3 NaOH H 2 CO 3 СИЛЬНОЕ СЛАБАЯ MgCl 2 Mg(OH) 2 СЛАБОЕ HCl СИЛЬНАЯ KNO 3 KOH СИЛЬНОЕ HNO 3 СИЛЬНАЯ

Слайд 8

Na 2 CO 3 2Na + + CO 3 2- КАТИОН АНИОН MgCl 2 Mg 2+ + 2 Cl - КАТИОН АНИОН KNO 3 K + + NO 3 - КАТИОН АНИОН

Слайд 9

ГИДРОЛИЗ – ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ………………… ЧАСТИ ОТ СОЛИ С СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ ……………….

Слайд 10

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА № 2 В ТРЕХ ПРОНУМЕРОВАННЫХ ПРОБИРКАХ НАХОДЯТСЯ СОЛИ : БРОМИД БАРИЯ, СУЛЬФИТ НАТРИЯ И СУЛЬФАТ ЦИНКА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ ОПРЕДЕЛИТЕ, В КАКОЙ ИЗ ПРОБИРОК КАКАЯ СОЛЬ НАХОДИТСЯ. СОСТАВЬТЕ УРАВНЕНИЯ ГИДРОЛИЗА В МОЛЕКУЛЯРНОМ, ПОЛНОМ И КРАТКОМ ИОННОМ ВИДАХ . УКАЖИТЕ ПО КАТИОНУ ИЛИ АНИОНУ ПРОТЕКАЕТ ГИДРОЛИЗ, СРЕДУ И рН РАСТВОРА, ОКРАСКУ ИНДИКАТОРА.

Слайд 11

Гидролиз – это процесс взаимодействия …………………. части от соли с составными частями …………. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то гидролиз протекает по …………… Раствор имеет …………….... среду ( рН …… 7). Гидролиз протекает по катиону , если соль образована …………….. основанием и ……………….. кислотой. Раствор имеет ……………… среду ( рН …… 7). Если соль образована ……………… основанием и ……………. кислотой, то гидролиз …………………… Раствор имеет …………….... среду ( рН ……7).

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) УЧЕБНИК – СТР. 163-170; КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ; 2) УПР. 5, СТР. 175 ( I ВАРИАНТ - НЕЧЕТНЫЕ ВЕЩЕСТВА; II ВАРИАНТ- ЧЕТНЫЕ ВЕЩЕСТВА ) 3) ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДИ



Предварительный просмотр:

МБОУ «ШКОЛА № 10 Г. ПЛАСТА»

Методическая разработка урока по химии

по теме: «Гидролиз солей»  - 11 класс

                                                   

                                                          Учитель:  Нурмухаметова Ф.Б.

 

2022-2023гг.

     

Цели:   сформировать представление о гидролизе;  рассмотреть суть процесса гидролиза солей;

   - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном  виде, определять реакцию и тип среды раствора соли  на основании её состава.

    Задачи:

         Образовательные:  исследовать,  как изменяется окраска индикатора в растворах различных типов солей, выявить причины изменения окраски, дать определение гидролиза солей,

    - выработать умения по составлению  уравнений  реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном  виде, по определению  реакции  и типа  среды раствора соли  на основании её состава;

     

        Развивающие:     развивать практические навыки учащихся, химическую речь;

   - закрепить знания химических формул различных классов неорганических соединений, знания по их номенклатуре, силе электролитов;

    - развивать логическое мышление, умения сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

    -  развивать навыки самоконтроля  по  соблюдению  правил ТБ;

    -  закрепить знания для успешной сдачи ЕГЭ;

        Воспитательные:   воспитывать осознанную  потребность в знаниях;

   - воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимопонимания,

   - прививать навыки бережного отношения к школьному имуществу.

Образовательная технология: технология проблемного обучения

Методы обучения: частично-поисковый;  словесно-наглядно-практический;

                                  объяснение с элементами беседы

Тип урока:  урок-практикум

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; групповая

Основные понятия: гидролиз солей  по катиону, гидролиз   по аниону,

                                     молекулярное и ионное  уравнение гидролиза,  реакция среды.

Оборудование:  растворы солей в пронумерованных пробирках, индикаторы,

                              таблицы, инструктивные карточки, проектор, экран, презентация.

Структура урока

Этапы

урока

Дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Время

1.Орг. момент

Психологический настрой учащихся на урок

Фронтальная

Словесный

1 мин.

2.Этап актуализации знаний

Организация  повторения основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Индивидуальная; фронтальная

Частично-поисковый

Презентация, таблицы, тетрадь

5 мин.

3.Целеполагание

Постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся

Фронтальная

Частично-поисковый

2 мин

4.Изучение нового материала

Организация деятельности учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Коллективная,  групповая (работа в парах)

Частично-поисковый

Словесно-наглядно-практический

Химич.  реактивы, лаборат.  оборудован. учебник, таблицы, тетрадь, инструктивные карточки, алгоритм

20 мин

5.Этап закрепления новых знаний.

Выявление качества полученных знаний, устранение недостатков

Групповая (работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Химич.  реактивы, лаборат.  оборудован. учебник, таблицы, тетрадь, инструктивные карточки, алгоритм

8 мин

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении.

Фронтальная

Словесно-наглядный

инструктивные карточки, презентация

2 мин.

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения дом. задания

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, конспект урока в тетради, карточки, тесты ЕГЭ

2 мин

   

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Этап актуализации знаний  (5 мин)

Вопрос учителя

Ответы учащихся

1.Рассматривая тему «Электролитическая  диссоциация», мы говорили о видах реакций среды. Давайте вспомним, какими они бывают и от чего они зависят.

- нейтральная  (pH =7)

- кислотная      (pH   7)

- щелочная              (pH   7)

 Зависят от концентрации ионов водорода, групп – ОН.

2. С помощью каких веществ мы определяем среду раствора?

С помощью индикаторов - универсального, фиолетового лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого.

3. Что такое электролиты  и на какие группы они делятся?

Вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Делятся на сильные и слабые.

4. Какие электролиты являются сильными, а какие слабыми?

Сильные - практически полностью диссоциируют (распадаются на ионы), а слабые не распадаются на ионы.

5.Какие сильные кислоты вам известны?

Азотная, серная, соляная, бромо-  и йодоводородные.

6. Сколько сильных оснований и как их еще называют?

Их  восемь, называют щелочи.

7. Как определить силу солей?

По таблице растворимости. Сильные соли – растворимы, слабые – нерастворимы и малорастворимы.

8. На какие типы подразделяются соли?

Средние, кислые и основные

3. Целеполагание 

Речь учителя

Ответы учащихся

Таким образом, на предыдущих уроках мы говорили о том, какова среда растворов кислот и оснований. Как вы думаете, о чем сегодня мы поведем речь, что мы будем выяснять?

- Какова среда растворов солей

Правильно! Но ведь в составе солей нет ионов водорода и групп-ОН?  Ваши мысли, предположения?

Гидролиз – это взаимодействие веществ с водой. Соли находятся в растворах и следовательно содержат ионы  водорода и группы –ОН.

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое гидролиз, как составляются уравнения реакций гидролиза в молекулярном и кратком ионном виде, какова реакция среды в растворах солей.  Для сдающих ЕГЭ – это вопрос № 30 в части № 1.

 4. Этап изучения нового материала

I.  Работа по инструктивной карточке № 1.

    1. В трех  пронумерованных пробирках находятся растворы солей:

         №1- карбонат натрия,  № 2 – хлорид магния,  № 3- хлорид натрия.

    2. В каждую пробирку  прилить по 2-3 капли  индикатора фиолетового лакмуса

    3. Результаты испытаний запишите в тетрадь, указав среду раствора.

     (Проверка выполнения задания)

II. Объяснение  учителем  причин изменения окраски индикатора, составление уравнений  гидролиза по алгоритму.

Алгоритм составления уравнений  гидролиза

  1. Записать формулу соли,  проанализировать  её  состав.
  2. Составить уравнение диссоциации.
  3. Определить какой  из  ионов соли будет взаимодействовать с водой.
  4. Составить сокращенное ионное уравнение. Определить среду раствора, рН, окраску индикаторов
  5. Составить молекулярное  уравнение реакции.
  6. Записать полное  ионное уравнение.

5. Этап закрепления новых знаний

-  Работа по инструктивной карточке  №  2.

1. В трех  пронумерованных пробирках находятся растворы солей: бромид бария, сульфит натрия, сульфат цинка.

2.Определить экспериментальным путем,  в какой из пробирок, какая соль находится.  Составить уравнение гидролиза в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

3.  Указать по катиону или аниону протекает гидролиз, среду и  рН раствора, окраску индикатора.

     (Проверка выполнения задания)

6. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

I.   Учащиеся по очереди говорят по одному предложению,  выбирая  начало фразы из рефлексивной таблицы:

    1. Тема нашего сегодняшнего урока …

    2. Передо мной  стояла цель …

    3.  Сегодня я узнал …

    4. Было интересно …

    5. Было сложно …

    6. Я понял что …

     7. Теперь я могу …

     8. Я научился …

     9. Выводы по уроку таковы …

II. Работа по карточке  №3.

   Гидролиз – это процесс взаимодействия ………………….  части от соли  с составными частями   ………….

   Если соль образована  сильным основанием и  слабой кислотой,  то гидролиз протекает по ……………  Раствор  имеет  ……………....  среду (рН ……7).

   Гидролиз протекает  по катиону, если соль образована ……………..  основанием  и ……………….. кислотой.  Раствор имеет  ………………  среду  (рН ……7).

   Если соль образована  ……………… основанием   и ……………. кислотой,  то гидролиз  ……………………    Раствор имеет  ……………....  среду (рН ……7).

7.Домашнее задание

 а) для всех:  учебник – стр. 163-170, конспект в тетради, упр. № 5 (I вариант - нечетные вещества, II вариант - четные вещества);

б) для сдающих ЕГЭ -  стр. 163-174, конспект в тетради, задания № 30 в тестах ЕГЭ;

в) индивидуальное задание: сообщение на тему: «Практическое и биологическое значение гидролиза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....