Урок по теме "Гидролиз солей" 11 класс
презентация к уроку по химии (11 класс)
Урок по теме "Гидролиз солей" 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 243.68 КБ |
![]() | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое электролиты, какие классы веществ к ним относятся? На какие группы подразделяются электролиты? Какие электролиты являются сильными, а какие слабыми? Какие сильные кислоты вам известны? Как называют сильные основания и сколько их? Перечислите сильные основания. Как определить силу солей? На какие группы подразделяются соли? Какой бывает реакция среды и от чего она зависит? С помощью каких веществ определяют среду раствора?
Какова реакция среды в растворах солей? Что такое гидролиз? Как составляются уравнения реакций гидролиза?
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА №1 В ТРЕХ ПРОНУМЕРОВАННЫХ ПРОБИРКАХ НАХОДЯТСЯ СОЛИ: 1) КАРБОНАТ НАТРИЯ; 2) ХЛОРИД МАГНИЯ; 3) НИТРАТ КАЛИЯ РАСТВОРИТЕ СОЛИ , ПРИЛИВ ПО 1 МЛ. ВОДЫ В КАЖДУЮ ПРОБИРКУ ПРИЛЕЙТЕ ПО 1-2 КАПЛИ ФИОЛЕТОВОГО ЛАКМУСА РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ, УКАЗАВ СРЕДУ РАСТВОРА
Na 2 CO 3 + ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС СИНИЙ ЛАКМУС ( СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ) MgCl 2 + ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС КРАСНЫЙ ЛАКМУС (СРЕДА КИСЛАЯ) KNO 3 + ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС ФИОЛЕТОВЫЙ ЛАКМУС (СРЕДА НЕЙТРАЛЬНАЯ)
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ГИДРОЛИЗА ЗАПИШИТЕ ФОРМУЛУ СОЛИ, ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЁ СОСТАВ СОСТАВЬТЕ УРАВНЕНИЕ ДИССОЦИАЦИИ ОПРЕДЕЛИТЕ КАКОЙ ИЗ ИОНОВ СОЛИ БУДЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ВОДОЙ СОСТАВЬТЕ СОКРАЩЕННОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ; ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДУ РАСТВОРА, рН, ОКРАСКУ ИНДИКАТОРА СОСТАВЬТЕ МОЛЕКУЛЯРНОЕ УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ЗАПИШИТЕ ПОЛНОЕ ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ
Na 2 CO 3 NaOH H 2 CO 3 СИЛЬНОЕ СЛАБАЯ MgCl 2 Mg(OH) 2 СЛАБОЕ HCl СИЛЬНАЯ KNO 3 KOH СИЛЬНОЕ HNO 3 СИЛЬНАЯ
Na 2 CO 3 2Na + + CO 3 2- КАТИОН АНИОН MgCl 2 Mg 2+ + 2 Cl - КАТИОН АНИОН KNO 3 K + + NO 3 - КАТИОН АНИОН
ГИДРОЛИЗ – ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ………………… ЧАСТИ ОТ СОЛИ С СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ ……………….
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА № 2 В ТРЕХ ПРОНУМЕРОВАННЫХ ПРОБИРКАХ НАХОДЯТСЯ СОЛИ : БРОМИД БАРИЯ, СУЛЬФИТ НАТРИЯ И СУЛЬФАТ ЦИНКА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ ОПРЕДЕЛИТЕ, В КАКОЙ ИЗ ПРОБИРОК КАКАЯ СОЛЬ НАХОДИТСЯ. СОСТАВЬТЕ УРАВНЕНИЯ ГИДРОЛИЗА В МОЛЕКУЛЯРНОМ, ПОЛНОМ И КРАТКОМ ИОННОМ ВИДАХ . УКАЖИТЕ ПО КАТИОНУ ИЛИ АНИОНУ ПРОТЕКАЕТ ГИДРОЛИЗ, СРЕДУ И рН РАСТВОРА, ОКРАСКУ ИНДИКАТОРА.
Гидролиз – это процесс взаимодействия …………………. части от соли с составными частями …………. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то гидролиз протекает по …………… Раствор имеет …………….... среду ( рН …… 7). Гидролиз протекает по катиону , если соль образована …………….. основанием и ……………….. кислотой. Раствор имеет ……………… среду ( рН …… 7). Если соль образована ……………… основанием и ……………. кислотой, то гидролиз …………………… Раствор имеет …………….... среду ( рН ……7).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) УЧЕБНИК – СТР. 163-170; КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ; 2) УПР. 5, СТР. 175 ( I ВАРИАНТ - НЕЧЕТНЫЕ ВЕЩЕСТВА; II ВАРИАНТ- ЧЕТНЫЕ ВЕЩЕСТВА ) 3) ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДИ
Предварительный просмотр:
МБОУ «ШКОЛА № 10 Г. ПЛАСТА»
Методическая разработка урока по химии
по теме: «Гидролиз солей» - 11 класс
Учитель: Нурмухаметова Ф.Б.
2022-2023гг.
Цели: сформировать представление о гидролизе; рассмотреть суть процесса гидролиза солей;
- научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора соли на основании её состава.
Задачи:
Образовательные: исследовать, как изменяется окраска индикатора в растворах различных типов солей, выявить причины изменения окраски, дать определение гидролиза солей,
- выработать умения по составлению уравнений реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, по определению реакции и типа среды раствора соли на основании её состава;
Развивающие: развивать практические навыки учащихся, химическую речь;
- закрепить знания химических формул различных классов неорганических соединений, знания по их номенклатуре, силе электролитов;
- развивать логическое мышление, умения сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- развивать навыки самоконтроля по соблюдению правил ТБ;
- закрепить знания для успешной сдачи ЕГЭ;
Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях;
- воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимопонимания,
- прививать навыки бережного отношения к школьному имуществу.
Образовательная технология: технология проблемного обучения
Методы обучения: частично-поисковый; словесно-наглядно-практический;
объяснение с элементами беседы
Тип урока: урок-практикум
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; групповая
Основные понятия: гидролиз солей по катиону, гидролиз по аниону,
молекулярное и ионное уравнение гидролиза, реакция среды.
Оборудование: растворы солей в пронумерованных пробирках, индикаторы,
таблицы, инструктивные карточки, проектор, экран, презентация.
Структура урока
Этапы урока | Дидактические задачи | Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения | Средства обучения | Время |
1.Орг. момент | Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2.Этап актуализации знаний | Организация повторения основных понятий, которые потребуются на данном уроке | Индивидуальная; фронтальная | Частично-поисковый | Презентация, таблицы, тетрадь | 5 мин. |
3.Целеполагание | Постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся | Фронтальная | Частично-поисковый | 2 мин | |
4.Изучение нового материала | Организация деятельности учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Коллективная, групповая (работа в парах) | Частично-поисковый Словесно-наглядно-практический | Химич. реактивы, лаборат. оборудован. учебник, таблицы, тетрадь, инструктивные карточки, алгоритм | 20 мин |
5.Этап закрепления новых знаний. | Выявление качества полученных знаний, устранение недостатков | Групповая (работа в парах) | Словесно-наглядно-практический | Химич. реактивы, лаборат. оборудован. учебник, таблицы, тетрадь, инструктивные карточки, алгоритм | 8 мин |
6.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении. | Фронтальная | Словесно-наглядный | инструктивные карточки, презентация | 2 мин. |
7.Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения дом. задания | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, конспект урока в тетради, карточки, тесты ЕГЭ | 2 мин |
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Этап актуализации знаний (5 мин)
Вопрос учителя | Ответы учащихся |
1.Рассматривая тему «Электролитическая диссоциация», мы говорили о видах реакций среды. Давайте вспомним, какими они бывают и от чего они зависят. | - нейтральная (pH =7) - кислотная (pH 7) - щелочная (pH 7) Зависят от концентрации ионов водорода, групп – ОН. |
2. С помощью каких веществ мы определяем среду раствора? | С помощью индикаторов - универсального, фиолетового лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого. |
3. Что такое электролиты и на какие группы они делятся? | Вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Делятся на сильные и слабые. |
4. Какие электролиты являются сильными, а какие слабыми? | Сильные - практически полностью диссоциируют (распадаются на ионы), а слабые не распадаются на ионы. |
5.Какие сильные кислоты вам известны? | Азотная, серная, соляная, бромо- и йодоводородные. |
6. Сколько сильных оснований и как их еще называют? | Их восемь, называют щелочи. |
7. Как определить силу солей? | По таблице растворимости. Сильные соли – растворимы, слабые – нерастворимы и малорастворимы. |
8. На какие типы подразделяются соли? | Средние, кислые и основные |
3. Целеполагание
Речь учителя | Ответы учащихся |
Таким образом, на предыдущих уроках мы говорили о том, какова среда растворов кислот и оснований. Как вы думаете, о чем сегодня мы поведем речь, что мы будем выяснять? | - Какова среда растворов солей |
Правильно! Но ведь в составе солей нет ионов водорода и групп-ОН? Ваши мысли, предположения? | Гидролиз – это взаимодействие веществ с водой. Соли находятся в растворах и следовательно содержат ионы водорода и группы –ОН. |
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое гидролиз, как составляются уравнения реакций гидролиза в молекулярном и кратком ионном виде, какова реакция среды в растворах солей. Для сдающих ЕГЭ – это вопрос № 30 в части № 1. |
4. Этап изучения нового материала
I. Работа по инструктивной карточке № 1.
1. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы солей:
№1- карбонат натрия, № 2 – хлорид магния, № 3- хлорид натрия.
2. В каждую пробирку прилить по 2-3 капли индикатора фиолетового лакмуса
3. Результаты испытаний запишите в тетрадь, указав среду раствора.
(Проверка выполнения задания)
II. Объяснение учителем причин изменения окраски индикатора, составление уравнений гидролиза по алгоритму.
Алгоритм составления уравнений гидролиза
- Записать формулу соли, проанализировать её состав.
- Составить уравнение диссоциации.
- Определить какой из ионов соли будет взаимодействовать с водой.
- Составить сокращенное ионное уравнение. Определить среду раствора, рН, окраску индикаторов
- Составить молекулярное уравнение реакции.
- Записать полное ионное уравнение.
5. Этап закрепления новых знаний
- Работа по инструктивной карточке № 2.
1. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы солей: бромид бария, сульфит натрия, сульфат цинка.
2.Определить экспериментальным путем, в какой из пробирок, какая соль находится. Составить уравнение гидролиза в молекулярном, полном и кратком ионном виде.
3. Указать по катиону или аниону протекает гидролиз, среду и рН раствора, окраску индикатора.
(Проверка выполнения задания)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
I. Учащиеся по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы из рефлексивной таблицы:
1. Тема нашего сегодняшнего урока …
2. Передо мной стояла цель …
3. Сегодня я узнал …
4. Было интересно …
5. Было сложно …
6. Я понял что …
7. Теперь я могу …
8. Я научился …
9. Выводы по уроку таковы …
II. Работа по карточке №3.
Гидролиз – это процесс взаимодействия …………………. части от соли с составными частями ………….
Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то гидролиз протекает по …………… Раствор имеет …………….... среду (рН ……7).
Гидролиз протекает по катиону, если соль образована …………….. основанием и ……………….. кислотой. Раствор имеет ……………… среду (рН ……7).
Если соль образована ……………… основанием и ……………. кислотой, то гидролиз …………………… Раствор имеет …………….... среду (рН ……7).
7.Домашнее задание
а) для всех: учебник – стр. 163-170, конспект в тетради, упр. № 5 (I вариант - нечетные вещества, II вариант - четные вещества);
б) для сдающих ЕГЭ - стр. 163-174, конспект в тетради, задания № 30 в тестах ЕГЭ;
в) индивидуальное задание: сообщение на тему: «Практическое и биологическое значение гидролиза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....