Проект "Природные красители"
проект по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Природные красителт, интересная тема, можено использовать на внеурочныз занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
«Природные красители.
Экологично. Выгодно. Безопасно.»
Выполнили: Копкова София
Цуркина Карина
Введение
Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность
Синтетические красители были созданы около 150 лет назад. До этого ткани окрашивали в разные цвета природными красителями, получаемыми в основном из растений. Мы решили выяснить, в какие цвета могли окрашивать свою одежду наши предки, используя доступные растения. В настоящее время использование природных красителей может найти применение в окраске тканей для одежды людей, страдающих аллергией на синтетические красители.
Актуальным на сегодняшний день является использование недорогих, экологически чистых растительных красителей, доступных в домашних условиях и не оказывающих негативных последствий для организма. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям.
В своей работе мы хотели показать способ окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью красителей, полученных из корней марены, шелухи репчатого лука, шишек ольхи, стеблей крушины и создать растительный принт на ткани.
Цель работы: получить образцы ткани, окрашенные натуральными красителями, как экологически чистого материала и создать растительный принт на ткани.
Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:
- подбор и анализ литературы по данной теме;
- получение практических навыков при работе с природными красителями и химическими реактивами (медный купорос, железный купорос, уксус, квасцы)
- обобщить и сделать выводы на основе результатов наблюдения.
Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развитая мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения.
Процессы крашения и печатания достаточно полно изучены и постоянно усовершенствуются, в связи с огромной потребностью текстильной и легкой промышленности в прочных, дешевых, экологически безопасных способах крашения и красителях.
Основная часть
Работа состояла из нескольких этапов
1. Подготовка материалов
2.Приготовление красильных отваров
3.Крашение тканей
4.Протравливание
5.Крашение
1.Для проведения работы подготовила оборудование и материалы:
‐ Ткань хлопок
‐ Бумага для акварели и бумага крафт.
‐ Протрава: медный купорос, железный купорос, квасцы.
‐ Засушенные листья с деревьев.
‐ Шелуха лука репчатого
‐ две деревянные доски
‐ плотные нитки хлопок
‐ ножницы;
‐ уксус 9%;
‐ большая эмалированная кастрюля.
2. Приготовление красильных отваров
Красильные отвары готовила в посуде из эмали. У нас было 3 растения: шишки ольхи, корни марены, стебли крушины. 100 г красящего материала заливала на 30−35 минут теплой водой (1 л) и вываривали в воде в течение 2 часов . Вываривали осторожно, при медленном кипении. После экстрагирования красителя отвар немного остудили и поместили ткать для прокраски
3.
Крашение тканей
Перед крашением ткань смочили водой, чтобы окраска получилась ровной. Красили 1 час при очень тихом кипении (93°). Ткань была погружена полностью. При крашении постоянно помешивали ткань деревянной палочкой, чтобы окраска была равномерной.
4
4. Протравливание
Нанесение солей металлов на текстильные волокна в технике
крашения называется протравливанием, а соли металлов -‐
протравой. Протравливание нужно для прочного соединения
красителя с волокном.
Мы сделали растворы протравы из расчета 2 грамма (железного
купороса, медного купороса) на 1 литр воды. Протравливали при температуре 60°С опустив мокрую ткань в расправленном виде. В жидкости подержали 5 минут. После протравливания, ткань прополоскали в чистой воде и повесили сохнуть.
В качестве протрав мы использовали алюмокалиевые квасцы, медный купорос, железный купорос. Применяя различные протравы, мы добились того, что при использовании одного и того же красителя ткань окрасилась в разные цвета.
5.Крашение
Протравленную ткань, бумагу нарезали на кусочки чуть больше, чем размер досочек. Приготовили раствор уксуса для увлажнения ткани с листьями при укладывании. Кислая среда при крашении помогает красителю лучше проникнуть в ткань. Раствор сделали из расчета на1 литр воды1 столовая ложка уксуса9%.
На первую дощечку мы положили лист акварельной бумаги, далее протравленную ткань, на нее высушенный лист шалфея, слегка опрыскали раствором уксуса, закрыли тканью, затем бумагой и т. д. Когда «бутерброд» достиг высоты примерно 1,5 см сверху зажали второй дощечкой и плотно перемотали плотной ниткой . Получившийся сверток уложили на дно кастрюли, сверху камень и залила отваром шелухи лука так, чтобы сверток был полностью закрыт. Томили 1,5 часа. Затем слили отвар, сверток остыл, открыли и получили растительный принт на ткани и на бумаге
Изготовление растительного принта на ткани
Заключение
Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:
- из растений можно получить природные красители;
- природные красители можно использовать для крашения тканей и для изготовления растительного принта.
На основании проделанной работы мы пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать корни растений, плоды растений, кору деревьев и др. материалы. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду. Цвет окрашиваемого материала зависит и от применяемой протравки: алюмокалиевые квасцы дают в основном бежевое окрашивание или цвет самого красителя, медный купорос — зеленоватое и желтое, железный купорос — серое. Но у природных красителей есть и недостаток. Эти красители дают неяркие цвета при крашении ткани.
Использованная литература и интернет-источники
1. Ольшанская О.М., Артемоа А.В. Текстильная химия, 2000
2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. Асвета, 1991
3. Энциклопедический словарь юного химика— М.: Педагогика, 1982
http://www.lepestok.kharkov.ua/bio/s20180402.htm
https://www.livemaster.ru/topic/93601-naturalnye-krasiteli-8211-teoriya-ch-1-protravy-i-kvastsevanie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...
Инструктивная карта "Получение красителей"
Инструктивные карточеи для выполнения лабораторной работы по теме "Получение красителей"...
урок "Пищевые красители, усилители вкуса, подсластители"
Ознакомительная практическая работа в группах с домашней заготовкой теоретической части....
Методическая разработка "Природные красители"
Данная разработка рассчитана для обучающихся среднего звена и показывает все этапы получения красителей из растений в лабораторных условиях учебного заведения....
Исследовательская работа " Красители из лишайника"
Цель данной работы, обратить внимание на лишайники как на уникальную группу организмов, через изучение малоизвестного свойства -красящего свойства....
Классификация красителей.
Изучить классификацию красителей....