Проект "Природные красители"
проект по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Лойко  Екатерина Геннадьевна

Природные красителт, интересная тема, можено использовать на внеурочныз занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект20.53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Исследовательская работа

  2.  «Природные красители.

  3. Экологично. Выгодно. Безопасно.»

Выполнили: Копкова София

Цуркина Карина

 

                                                       


Введение

Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность

Синтетические красители были созданы около 150 лет назад. До этого ткани окрашивали в разные цвета природными красителями, получаемыми в основном из растений. Мы решили выяснить, в какие цвета могли окрашивать свою одежду наши предки, используя доступные растения. В настоящее время использование природных красителей может найти применение в окраске тканей для одежды людей, страдающих аллергией на синтетические красители.

Актуальным на сегодняшний день является использование недорогих, экологически чистых растительных красителей, доступных в домашних условиях и не оказывающих негативных последствий для организма. К тому же, естественные краски сохраняют яркость цвета в течение десятков лет, не поддаются атмосферным влияниям.

В своей работе мы хотели показать способ окрашивания хлопчатобумажных тканей в различные цвета с помощью красителей, полученных из корней марены, шелухи репчатого лука, шишек ольхи, стеблей крушины и создать растительный принт на ткани.

Цель работы: получить образцы ткани, окрашенные натуральными красителями, как экологически чистого материала и создать растительный принт на ткани.

Для достижения цели работы были поставлены следующие практические задачи:

  • подбор и анализ литературы по данной теме;
  • получение практических навыков при работе с  природными красителями и химическими реактивами (медный купорос, железный купорос, уксус, квасцы)
  • обобщить  и сделать выводы на основе результатов наблюдения.

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развитая мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения.

Процессы крашения и печатания достаточно полно изучены и постоянно усовершенствуются, в связи с огромной потребностью текстильной и легкой промышленности в прочных, дешевых, экологически безопасных способах крашения и красителях.

                                                      Основная часть

Работа состояла из нескольких этапов

1. Подготовка материалов

2.Приготовление красильных отваров

3.Крашение тканей

4.Протравливание

5.Крашение 

1.Для проведения работы подготовила оборудование и материалы:

‐ Ткань хлопок

‐ Бумага   для акварели и бумага крафт.

‐ Протрава: медный купорос, железный купорос, квасцы.

‐ Засушенные   листья с деревьев.

‐ Шелуха лука репчатого

‐ две деревянные доски

‐ плотные нитки хлопок

‐ ножницы;

‐ уксус 9%;

‐ большая эмалированная кастрюля.

2. Приготовление красильных отваров

Красильные отвары готовила в посуде из эмали. У нас было 3 растения: шишки ольхи, корни марены, стебли крушины. 100 г  красящего материала заливала на 30−35 минут теплой водой (1 л) и вываривали в воде в течение 2 часов . Вываривали осторожно, при медленном кипении. После экстрагирования красителя отвар немного остудили и поместили ткать для прокраски

       

                                                                                         

   

     

3. 

Крашение тканей

Перед крашением ткань  смочили водой, чтобы окраска получилась ровной.  Красили 1 час при очень тихом кипении (93°). Ткань была погружена полностью. При крашении постоянно помешивали ткань деревянной палочкой, чтобы  окраска была равномерной.

4

4. Протравливание

Нанесение  солей  металлов  на текстильные волокна  в  технике

крашения  называется  протравливанием,  а  соли  металлов -‐

протравой.  Протравливание  нужно  для прочного соединения

красителя с волокном.

Мы сделали растворы  протравы  из  расчета 2 грамма  (железного

купороса, медного купороса)  на  1 литр воды.  Протравливали при температуре 60°С опустив  мокрую  ткань  в расправленном  виде. В жидкости подержали 5 минут. После  протравливания, ткань прополоскали  в чистой  воде  и повесили сохнуть.

В качестве протрав мы использовали алюмокалиевые квасцы, медный купорос, железный купорос. Применяя различные протравы, мы добились того, что при использовании одного и того же красителя ткань окрасилась в разные цвета.

5.Крашение

Протравленную ткань, бумагу  нарезали на кусочки чуть больше, чем размер досочек. Приготовили раствор уксуса для увлажнения ткани с листьями при укладывании. Кислая среда при крашении помогает красителю лучше проникнуть в ткань. Раствор сделали из расчета на1 литр воды1 столовая ложка уксуса9%.

На первую дощечку мы положили  лист акварельной бумаги, далее протравленную ткань, на нее высушенный лист шалфея, слегка опрыскали раствором уксуса, закрыли  тканью, затем бумагой  и  т. д. Когда «бутерброд» достиг высоты примерно 1,5 см сверху зажали второй дощечкой и плотно перемотали плотной ниткой . Получившийся сверток уложили на  дно  кастрюли, сверху камень и  залила отваром шелухи лука так, чтобы  сверток был полностью  закрыт. Томили 1,5 часа.  Затем слили отвар, сверток остыл, открыли и получили растительный принт на ткани и на бумаге

                                      Изготовление  растительного принта на ткани

Заключение

Данные, полученные в ходе исследований, позволяют сделать следующие выводы:

  • из растений можно получить природные красители;
  • природные красители можно использовать для крашения тканей и для  изготовления растительного принта.

На основании проделанной работы мы  пришли к выводу, что природные красители, в отличие от искусственных, являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать корни растений, плоды растений, кору деревьев и др. материалы. Природные красители можно получить в домашних условиях, они просты в обращении и ими легко окрашивать ткань. Эти красителя не загрязняют окружающую среду. Цвет окрашиваемого материала зависит и от применяемой протравки: алюмокалиевые квасцы дают в основном бежевое окрашивание или цвет самого красителя, медный купорос — зеленоватое и желтое, железный купорос — серое. Но у природных красителей есть и  недостаток. Эти красители дают неяркие цвета при крашении ткани.

Использованная литература и интернет-источники

1. Ольшанская О.М., Артемоа А.В. Текстильная химия, 2000

2. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар. Асвета, 1991

3. Энциклопедический словарь юного химика— М.: Педагогика, 1982

http://www.lepestok.kharkov.ua/bio/s20180402.htm

https://www.livemaster.ru/topic/93601-naturalnye-krasiteli-8211-teoriya-ch-1-protravy-i-kvastsevanie 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

Инструктивная карта "Получение красителей"

Инструктивные карточеи для выполнения лабораторной работы по теме "Получение красителей"...

урок "Пищевые красители, усилители вкуса, подсластители"

Ознакомительная практическая работа в группах с домашней заготовкой теоретической части....

Методическая разработка "Природные красители"

Данная разработка рассчитана для обучающихся среднего звена и показывает все этапы получения красителей из растений в лабораторных условиях учебного заведения....

Исследовательская работа " Красители из лишайника"

Цель данной работы, обратить внимание на лишайники как на уникальную группу организмов, через изучение малоизвестного свойства -красящего свойства....

Классификация красителей.

Изучить классификацию красителей....