Открытый урок по теме: "Отделка древесины водными красителями"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока
Отделка древесины водными красителями
(2 часа)
Цель урока: Ознакомить учащихся с операциями отделки изделий из древесины водо-дисперсными красителями и контроля качества готовых изделий, приемами их выполнения и правилами безопасности труда. Сформировать первоначальные умения и навыки отделки древесины водными красителями и определения качества отделки готовых изделий. Осуществлять эстетическое воспитание школьников.
Оснащение: Образцы готовых изделий, наглядные пособия (для демонстрации), кисточки, водные красители(гуашь), готовые изделия под окрашивание.
План урока
- 1. Организационный момент
- 2. Повторение пройденной темы
3. Изложение нового материала
4. Практическая работа
5. Завершение урока
1.Орг. момент
Приветствие. Проверить готовность к уроку, отсутствующих.
2.Повторение пройденной темы
-Вспомните и назовите тему прошлого урока? (выпил. ручным лобзиком)
-Что такое лобзик? (инструмент для выпил. криволинейных контуров)
-Из чего состоит лобзик? (рамка, 2 зажимных винта, ручка, пилка)
На прошлом уроке вы пробовали выпиливать лобзиком, и что у вас получилось, мы сегодня посмотрим. Ваши работы нам сегодня пригодятся.
3.Изложение нового материала
Тема сегодняшнего нашего урока «Отделка древесины водными красителями»
Обратите внимание на свои парты, двери, окна…
Все изделия из древесины, как правило, покрыты красками или лаками.
Для чего на изделия из древесины наносят эти покрытия?
(древесина быстро портится под воздействием влажного воздуха, пара, ветра, насекомых).
Отделка лакокрасочными покрытиями предотвращает разрушение древесины, делает изделие прочным и красивым.
Отделка изделий состоит из двух основных операций: подготовка поверхности к отделке (чем мы с вами и занимались на прошлом уроке) и покрытия поверхности красками и лаками (вот именно этим мы займемся сегодня).
Чаще всего применяются два вида окончательной отделки: непрозрачную (тонирование, крашение) и прозрачную (покрытие лаком). На этом занятии мы будем производить непрозрачную отделку, т.е. крашение.
А помогут нам в этом народные художественные промыслы.
Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространенные: резьба по дереву, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и др.
Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства.
Например, что мы знаем о лаковой миниатюре? (выходят три уч-ка)
УЧЕНИК 1:
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.
УЧЕНИК 2:
В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось около 80 лет назад (в 1924 г.) на основе древних традиций народного иконописания. Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII в. село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели здешние крестьяне.
УЧЕНИК 3:
А когда отпала нужда в иконах, казалось, потухнет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой, развеселой и умной жизни?! Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту бестрепетными мазками. А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и дорогое сердцу Отечество.
Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры – росписи шкатулок, брошек. Блестящие коробочки, покрытые лаком, играют и переливаются всеми цветами радуги, а черный фон придает краскам еще больше яркости.
Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней, троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.
УЧЕНИК 4:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах,
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
(Демонстрируются дым. игрушка)
Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово – это прославленный центр художественных промыслов, славу которому создали расписные лаковые подносы.
(Выходят два уч-ка)
УЧЕНИК 5:
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
УЧЕНИК 6:
Первая мастерская по изготовлению лаковых изделий в Подмосковье возникла в 1795 г. в селах Федоскине, Жостове и принадлежала купцу П.И.Коробову. Работавший у него возчиком крестьянин Ф.И.Вишняков, получив вольную в 1825 г., открыл свою мастерскую в селе Осташково по изготовлению изделий из папье-маше (шкатулки, подносы, пудреницы, табакерки и мн. др.). Изделия украшались декоративной росписью, сам же материал скрывался под многочисленными слоями грунта и лака. В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос.
Продолжим знакомство с народными промыслами мы с “золотой хохломой”. (выходят три уч-ка)
УЧЕНИК 7: Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
УЧЕНИК 8: Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.
– Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?
УЧЕНИК 9: Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали ее в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот катят свои подводы мужики вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – громыхает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома новопокровские и кулигинские мастера. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле.
Кричат зазывалы на ярмарке:
– Кому посуда для кашки-окрошки?
– Чудо блюдо да чашки-ложки?
– Откуда посуда?
– К вам, приехала сама золотая Хохлома!
Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома. В ней и смех, и восхищенное Ах!, и восторженное Ох! Слышится!
( Демонстрируются изделия)
И напоследок мы оставили самую известную русскую игрушку…
- Как вы думаете, что это за игрушка?
- МАТРЁШКА. (выходят два ученика)
УЧЕНИК 10:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут.
Всех Матрёшками зовут.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
УЧЕНИК 11:
- Более ста лет назад привезли из Японии деревянную игрушку: Старика с вытянутой головой. Звали его Фугурума. Игрушка была непростая, а с сюрпризом. Фигурка раздваивалась и виднелась такая же внутри, только меньше размером, и следующая открылась… Всего получилось пять фигурок. Русским художникам - умельцам понравилась игрушка, и они захотели придумать свой национальный вариант. Художник С. Малютин придумал нашу русскую матрешку, выточил её токарь В. Звёздочкин. Своё название игрушка получила от русского имени Матрёна. Она сразу понравилась и взрослым и детям.
( Демонстрируются изделия)
- Практическая работа
- У каждого из вас на парте лежит незаконченная фигурка матрешки, которую вы приготовили на прошлом уроке. Сегодня каждому из вас предстоит почувствовать себя мастером и создать свою матрешку при помощи кисти и красок.
Подумайте, какая она у вас будет: весёлая, добрая, заботливая, рукодельница, модница
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одежки.
- Каждому из вас необходимо помнить о том, что вы будете пользоваться красками и водой, хоть они и безвредны, но могут причинить множество неприятностей. Поэтому помните об этом и будьте аккуратны!
5. Завершение урока
- С какими народными промыслами вы сегодня познакомились?
- Откуда произошли названия «хохлома», «палех», «дымково», «жостово»?
- Как появилось название МАТРЕШКА?
- Главная особенность традиционного народного прикладного искусства – культура ручного труда. Изделия народных промыслов – ручное производство, ибо только ручное изделие хранит секрет уникальности.
Литература:
- Жегалов С.К. Русская народная живопись.: Кн. для уч-ся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.
- Линднер Г. Из дерева – своими руками. – М.: лесная пром-сть, 1985. – 56 с.
- Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство. № 10).
- Народные художественные промыслы/ Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др.; Под общ. ред. О.С. Поповой. – М.:Легкая и пищевая про-сть, 1984. – 193 с.: ил.
- Прекрасное своими руками: Нар. худож. ремесла/ сост. С.Газарян. – М.:дет. лит., 1987. – 156 с.
- Федотов Г.Я. Дарите людям красоту.: Из практики нар. худож. ремесел.: кн. для уч-ся ст. классов. – М.:Просвещение, 1985. – 255 с.:ил.
- Хохломская роспись// Искусство в школе. – 1992. - №3-4 – с.19-21.
- Золотые цветы и травы хохломы// Барадулин В.А.: художественная обработка дерева. – М.:Легпромбытиздат, 1986. – с.185-198.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Тема: Технология обработки древесины.
Технология обработки древесины....
Открытый урок на тему "Пиление древесины"
План проведения открытого урока по технологии на тему "Пиление древесины"...
Открытый урок по технологии "Строгание древесины"
Открытый урок по технологии на тему "Строгание древесины"...
Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."
Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."...
открытый урок. Пиление заготовок из древесины.
Цели урока Предметные Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.ПознавательныеВыбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (пиление ножов...
Конспект урока по теме:"Отделка изделий из древесины" 5 класс
Цель урока: ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), правилами нанесения на поверхностьморилки и лака; научить обучающихся выполнять отделку изделий из дре...
Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...