Методическая разработка "Природные красители"
методическая разработка по естествознанию (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Данная разработка рассчитана для обучающихся среднего звена и показывает все этапы получения красителей из растений в лабораторных условиях учебного заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka_rasteniya-krasiteli.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Белоберезковский Центр детского творчества «Юность»
Методическая разработка
«Природные красители»
Автор: Соболь Марина Жоржовна
Педагог дополнительного образования,
кружок «Природа глазами души»
2018г.
Введение.
Вопрос о красителях – одна из интереснейших тем для изучения и проведения экспериментов. Данная методическая разработка рассчитана для учащихся среднего звена ( 5 – 8 классов ). В данном случае учитывались особенности развития обучающихся этого возраста – познавательная активность и потребность в саморазвитии. Детям интересно узнавать что-то новое и получать удовлетворение не только от результата работы, но и от самого процесса экспериментальной деятельности.
На теоретических занятиях ребята изучают исторические сведения о природных красителях и крашении, готовят оборудование для экспериментов с растениями. Вместе с педагогом разрабатывают маршрут экскурсии по сбору материала.
На практических занятиях обучающиеся собирают растительный материал для экспериментов, обрабатывают его, готовят раствор красителя, окрашивают образцы К нему прилагаются таблицы, рисунки, окрашенные лоскуты ткани и фотографии с экскурсии.
Цель занятий: изучение экологически чистого производства красителей из
растительного сырья.
Задачи занятий:
- пробуждать интерес ребят к научному поиску и исследованию;
- активизировать деятельность учащихся во время наблюдений;
- оказывать помощь детям в приобретении умений самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы;
- воспитание экологически ответственного человека;
- приобщение обучающихся к прекрасному в природе;
- укрепление взаимосвязи интеллектуального и эмоционального познания;
- создание условий, при которых обучающихся добывают знания сами, а не берут в готовом виде;
- закладка основ профессиональных умений и навыков.
Методические рекомендации.
Данная методическая разработка учитывает две составляющие экологического воспитания: теоретическую и практическую. Подготовка к эксперименту начинается с теоретических занятий, прежде всего с работы с литературой, справочниками, определителем растений. Ребята изучают исторический материал, показывающий использование красящих растений в прошлые времена. Рассматривая вопрос в историческом аспекте, педагог способствует превращению знаний обучающихся из набора разрозненных сведений в целостную систему. Теоретические занятия закрепляются практическими.
Живой интерес у ребят вызывают экскурсии в природу, сбор растений-красителей. Педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приёмы работы с инструментами. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности при проведении лабораторных работ по получению красителей из вытяжки растений.
После занятий – подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся её итоги, делаются выводы, отмечаются самые активные члены кружка.
Данная методическая разработка рассчитана на 17 занятий:
- 5 часов (теоретические);
- 12 часов (практические).
№ | Содержание занятий | Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Ознакомление с темой. Работа с литературой. | 3 | 2 | 1 | |||
2. | Выбор и изучение маршрута. Экскурсии по сбору растений- красителей. | 2 | - | 2 | |||
3. | Подготовка инвентаря и оборудования. | 1 | - | 1 | |||
4. | Работа над рефератами «Исторические сведения о красителях» | 1 | 1 | - | |||
5. | Сообщения по рефератам. | 1 | 1 | - | |||
6. | Инструктаж по правилам сбора растений. Правила поведения на экскурсии. | 1 | 1 | - | |||
7. | Экскурсия по сбору растений-красителей. | 3 | - | 3 | |||
8. | Обработка собранного материала. Окрашивание ткани. | 3 | - | 3 | |||
9. | Составление отчётов о проделанной работе. | 1 | - | 1 | |||
10. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | |||
Итого: | 17 | 5 | 12 | ||||
Подготовка педагога к проведению исследования растений- красителей.
1. Изучение необходимой литературы.
2. Выбор маршрута, содержащего большое количество интересных объектов.
3.Осмотр мест, наиболее пригодных для экскурсий.
4.Составление плана экскурсии.
5.Подготовка необходимого оборудования:
- ножницы, ножи, пинцеты;
- стеклянные банки с крышками;
- посуда для кипячения;
- электрическая плитка;
- карандаши, бумага, блокноты;
- резиновые перчатки;
- фотоаппарат;
- чистая ткань для окрашивания.
6. Подготовка карточек с заданием для каждой группы обучающихся.
7. Проведение инструктажа « Как приготовить отвары и красить в них
ткани.
8. Проведение инструктажа о правилах по технике безопасности во
время проведения исследования.
Подготовка обучающихся :
- исторические сведения о природных красителях и крашении ( сообщения,
рефераты готовят ребята);
- растения-красители нашего края (знакомство с гербарными образцами и красочно оформленная таблица);
- рассказ педагога о том, как собирать растения, что нужно взять с собой из оборудования;
- каждый обучающийся получает индивидуальное задание, проверяет наличие необходимого снаряжения;
- сообщения членов кружка, имеющих соответствующий опыт, о том, как приготовить отвары и красить в них ткани.
Примечание: вопросы и задания для самостоятельной работы лучше давать
на специальных карточках. Имея их, обучающийся чётко и ясно представляет, что ему
надо делать. Это его дисциплинирует и работа проходит продуктивно.
Образец карточки:
ЗАДАНИЕ: «СБОР РАСТЕНИЙ-КРАСИТЕЛЕЙ» - Соберите кору ивы; - Обработайте собранный материал; - Приготовьте красильный раствор; - Окрасьте хлопчатобумажную ткань; - Соберите листья шиповника и приготовьте гербарные листы; - Гербарий и окрашенную ткань приложите к отчёту. |
Отчёт составляет группа обучающихся (2-3 человека) по следующему плану:
-Какие растения собраны.
-Как готовили отвар.
-Как протекал процесс крашения.
-Засушить или нарисовать растение-краситель.
-Окрашенная ткань прилагается к отчёту.
-Составление стенда-таблицы «Растения-красители».
Образец таблицы:
Название и фото растения, гербарный образец | В какой части растения содержится красящее вещество | Полученный краситель | Примечания |
Дуб | Кора | Жёлтый,чёрный | Цвет зависит от протравы |
Берёза | Листья | Жёлто-коричневый | Листья собирают в начале лета |
Манжетка | Стебли, листья | Серо-зелёный | Протрава-квасцы |
Чистотел | Листья | Оранжевый | Кислая среда |
Черника | Ягоды | Фиолетовый | Кислая среда, квасцы |
Крапива | Листья | Зелёный | Протрава-соли хрома, железа |
Заключение:
Красители и краски не только украшают нашу жизнь, но и помогают в науке, технике и различных отраслях народного хозяйства. Защищают металлы от разрушения, делают более прочными изделия из полимера и стекла, охраняют нас от вредных веществ, сигнализируя об их появлении изменением своего цвета.
Но, для современного производства красителей строительство химических и нефтехимических предприятий началось ещё в 19 веке. Сейчас в России их насчитывается более полутысячи. Химические предприятия – источники супертоксикантов – диоксинов. Это особенно опасные отходы. Для этих отходов создаются специальные хранилища. Но это не решает проблемы. Необходимо создание экологически чистых технологий производства.
Поэтому важно ещё в школьный период воспитывать у человека интерес к экологическим проблемам, побуждать ребят находить пути решения этих проблем. В этом огромную роль играет участие ребят в различной деятельности по исследованию природы. В результате существенно меняется поведение ребят в природном окружении, они овладевают основами экологической культуры. А самостоятельные исследования непосредственно в природе делают их знания более глубокими и прочными.
И самое главное, что школьники ещё раз убеждаются, что природа таит в себе много возможностей для её более полного изучения.
На итоговом занятии ребята обсуждают результаты исследований растений-красителей. Сравнивают окрашенные лоскуты ткани с образцами стенда-таблицы. Делают вывод о том, что природные красители не приносят вред окружающей среде по сравнению с химическими красителями. А полученные результаты делают работу ребят интересной и полезной.
Приложения.
Образец-1. Карточка-инструкция «Получение раствора красителя из еловых шишек и окрашивание ткани».
1.Измельчить 150 грамм свежих еловых шишек или 400 грамм перезимовавших в снегу.
2.Залить 1,5 л воды и кипятить 1 час.
3. Раствор слить в посуду для окраски.
4. Добавить 1 ч.л. лимонной кислоты.
5. Опустить лоскуты ткани в раствор и кипятить 12 минут.
6. Лоскуты оставить в растворе до остывания.
7. Прополоснуть ткань и просушить.
8. Получается светло-коричневый цвет.
Образец-2. Карточка-инструкция «Получение раствора красителя из берёзовых листьев и окрашивание ткани».
1.200-300 г сухих опавших берёзовых листьев вымачивают одни сутки в холодной воде (2 л воды на 100 г листьев ).
2. Эти листья кипятят в этой же воде 15 минут.
3. Отвар сливают в посуду для крашения.
4. В отвар опускают лоскуты мокрой ткани.
5. Отвар кипятят, помешивая, в течение 1 часа.
6. Отвар с лоскутами остудить.
7. Лоскуты вынимают, промывают в тёплой воде.
8. Получается жёлто-коричневый цвет.
Использованная литература:
1.Биологический энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия»,1986 г.
2. Большая энциклопедия природы.6 т., 7т. «Жизнь растений» М. «Мир книги», 2004 г.
3. В. М. Байкова « В помощь школе». Изд-во «Карелия». Петрозаводск, 1974 г.
4. Г. Н. Фадеев « Химия и цвет». М. «Просвещение», 1986.г.
5. Я. Дирвянскине «Нитки и их крашение». М. «Культура и традиции», 1998 г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...
Инструктивная карта "Получение красителей"
Инструктивные карточеи для выполнения лабораторной работы по теме "Получение красителей"...
урок "Пищевые красители, усилители вкуса, подсластители"
Ознакомительная практическая работа в группах с домашней заготовкой теоретической части....
Исследовательская работа " Красители из лишайника"
Цель данной работы, обратить внимание на лишайники как на уникальную группу организмов, через изучение малоизвестного свойства -красящего свойства....
Классификация красителей.
Изучить классификацию красителей....
Нетрадиционная техника: рисование пищевыми красителями.
О чем пойдет речь в этой разработке? Я хочу познакомить вас с художественной техникой, которая способствует созданию цветовых композиций, обладающих эффектом распыления и растворения части...