Методическая разработка "Природные красители"
методическая разработка по естествознанию (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Соболь Марина Жоржовна

Данная разработка рассчитана для обучающихся среднего звена и показывает все этапы получения красителей из растений в лабораторных условиях учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka_rasteniya-krasiteli.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Белоберезковский Центр детского творчества «Юность»

Методическая разработка

 «Природные красители»

                                                       Автор: Соболь Марина Жоржовна

                                                               Педагог дополнительного образования,

                                                                 кружок «Природа глазами  души»

2018г.

                                                  Введение.

Вопрос о красителях – одна из интереснейших тем для изучения и проведения экспериментов. Данная методическая разработка рассчитана  для учащихся среднего звена ( 5 – 8  классов ). В данном случае учитывались особенности развития обучающихся  этого возраста – познавательная активность и потребность в саморазвитии. Детям интересно узнавать что-то новое и получать удовлетворение не только от результата работы, но и  от самого процесса экспериментальной деятельности.

На теоретических занятиях ребята изучают исторические сведения о природных красителях и крашении, готовят оборудование для экспериментов с растениями.  Вместе с педагогом разрабатывают маршрут экскурсии по сбору материала.

На практических занятиях обучающиеся собирают растительный материал для экспериментов, обрабатывают его, готовят раствор красителя, окрашивают образцы К нему прилагаются таблицы, рисунки, окрашенные лоскуты ткани и фотографии с экскурсии.

Цель занятий: изучение экологически чистого производства красителей из

растительного сырья.

Задачи занятий:

- пробуждать интерес ребят к научному поиску и исследованию;

- активизировать деятельность учащихся во время наблюдений;

- оказывать помощь детям в приобретении умений самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы;

- воспитание экологически ответственного человека;

- приобщение  обучающихся к прекрасному в природе;

- укрепление взаимосвязи интеллектуального и эмоционального познания;

- создание условий, при которых обучающихся добывают знания сами, а не берут в готовом виде;

- закладка основ профессиональных умений и навыков.

                      Методические рекомендации.

Данная методическая разработка учитывает две составляющие экологического воспитания: теоретическую и практическую. Подготовка к эксперименту начинается с теоретических занятий, прежде всего с работы с литературой, справочниками, определителем растений. Ребята изучают исторический материал, показывающий использование красящих растений в прошлые времена. Рассматривая вопрос в историческом  аспекте, педагог способствует превращению знаний обучающихся из набора разрозненных сведений в целостную систему. Теоретические занятия закрепляются практическими.

Живой интерес у ребят вызывают экскурсии в природу, сбор растений-красителей. Педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приёмы работы с инструментами. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности  при проведении лабораторных работ по получению красителей из вытяжки растений.

После занятий – подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся её итоги, делаются выводы, отмечаются самые активные члены кружка.

Данная методическая разработка рассчитана  на 17 занятий:

- 5 часов (теоретические);

- 12 часов (практические).

          Содержание занятий

Всего часов

Теория

Практика

1.

Ознакомление с темой. Работа с литературой.

     3

      2

        1

2.

Выбор и изучение маршрута. Экскурсии по сбору растений- красителей.

     2

       -

        2

3.

Подготовка инвентаря и оборудования.

     1

       -

        1

4.

Работа над рефератами «Исторические сведения о красителях»

     1

       1

        -

5.

Сообщения по рефератам.

     1

       1

         -

6.

Инструктаж по правилам сбора растений. Правила поведения на экскурсии.

     1

       1

         -

7.

Экскурсия по сбору растений-красителей.

     3

       -

         3

8.

Обработка собранного материала. Окрашивание ткани.

     3

       -

         3

9.

Составление отчётов о проделанной работе.

      1

       -

         1

10.

Итоговое занятие.

      1

       -

         1

                                   Итого:

      17

        5

         12

Подготовка педагога к проведению исследования растений- красителей.

1. Изучение необходимой литературы.

2. Выбор маршрута, содержащего  большое количество интересных объектов.

3.Осмотр мест, наиболее пригодных  для экскурсий.

4.Составление плана экскурсии.

5.Подготовка необходимого оборудования:

- ножницы, ножи, пинцеты;

- стеклянные банки с крышками;

- посуда для кипячения;

- электрическая плитка;

- карандаши, бумага, блокноты;

- резиновые перчатки;

- фотоаппарат;

- чистая ткань для окрашивания.

   6. Подготовка карточек с заданием для каждой группы обучающихся.

   7. Проведение инструктажа « Как приготовить отвары и красить в них      

             ткани.

    8. Проведение инструктажа о правилах по технике безопасности во

               время проведения исследования.

                     Подготовка обучающихся :

- исторические сведения о природных красителях и крашении ( сообщения,

рефераты  готовят  ребята);

- растения-красители нашего края (знакомство с гербарными образцами и красочно оформленная таблица);

- рассказ педагога о том, как собирать растения, что нужно взять с собой из оборудования;

- каждый обучающийся получает индивидуальное задание, проверяет наличие необходимого снаряжения;

- сообщения членов кружка, имеющих соответствующий опыт, о том, как приготовить отвары и красить в них ткани.

Примечание: вопросы и задания для самостоятельной работы лучше давать    

    на специальных карточках.  Имея  их, обучающийся чётко и ясно  представляет, что ему

надо делать. Это его дисциплинирует и работа проходит продуктивно.

Образец карточки:

ЗАДАНИЕ: «СБОР РАСТЕНИЙ-КРАСИТЕЛЕЙ»

- Соберите кору ивы;

- Обработайте собранный материал;

- Приготовьте  красильный  раствор;

- Окрасьте хлопчатобумажную ткань;

- Соберите листья шиповника и приготовьте гербарные листы;

- Гербарий и окрашенную ткань приложите к отчёту.

Отчёт составляет группа обучающихся (2-3 человека) по следующему плану:

-Какие растения собраны.

-Как готовили отвар.

-Как протекал процесс крашения.

-Засушить или нарисовать растение-краситель.

-Окрашенная ткань прилагается к отчёту.

-Составление стенда-таблицы «Растения-красители».

Образец таблицы:

Название и фото растения, гербарный образец

В какой части растения содержится красящее вещество

Полученный краситель

Примечания

Дуб

Кора

Жёлтый,чёрный

Цвет зависит от протравы

Берёза

Листья

Жёлто-коричневый

Листья собирают в начале лета

Манжетка

Стебли, листья

Серо-зелёный

Протрава-квасцы

Чистотел

Листья

Оранжевый

Кислая среда

Черника

Ягоды

Фиолетовый

Кислая среда, квасцы

Крапива

Листья

Зелёный

Протрава-соли хрома, железа

                                   Заключение:

Красители и краски не только украшают нашу жизнь, но и помогают в науке, технике и различных отраслях народного хозяйства. Защищают металлы от разрушения, делают более прочными изделия из полимера и стекла, охраняют нас от вредных веществ, сигнализируя об их  появлении изменением своего цвета.

Но,  для современного производства красителей строительство химических и нефтехимических предприятий началось ещё в 19 веке. Сейчас в России их насчитывается более полутысячи. Химические предприятия – источники супертоксикантов – диоксинов. Это особенно опасные отходы. Для этих отходов создаются специальные хранилища. Но это не решает проблемы. Необходимо создание экологически чистых технологий производства.

Поэтому важно ещё в школьный период воспитывать у человека интерес к экологическим проблемам, побуждать ребят находить пути решения этих проблем. В этом огромную роль играет участие ребят в различной деятельности по исследованию природы. В результате существенно меняется поведение ребят в природном окружении, они овладевают основами экологической культуры. А самостоятельные исследования непосредственно в природе  делают их знания более глубокими и прочными.

И самое главное, что школьники ещё раз убеждаются, что природа таит в себе много возможностей для её более полного изучения.

На итоговом занятии ребята обсуждают результаты исследований растений-красителей. Сравнивают окрашенные лоскуты ткани с образцами стенда-таблицы. Делают вывод о том, что природные красители не приносят вред окружающей среде по сравнению с химическими красителями. А полученные результаты делают работу ребят интересной и полезной.

                                        Приложения.

Образец-1.    Карточка-инструкция «Получение раствора красителя из еловых шишек и окрашивание ткани».

1.Измельчить 150 грамм свежих еловых шишек или 400 грамм перезимовавших в снегу.

2.Залить 1,5 л воды и кипятить 1 час.

3. Раствор слить в посуду для окраски.

4. Добавить 1 ч.л. лимонной кислоты.

5. Опустить лоскуты ткани в раствор и кипятить 12 минут.

6. Лоскуты оставить в растворе до остывания.

7. Прополоснуть ткань и просушить.

8. Получается светло-коричневый цвет.

Образец-2.   Карточка-инструкция «Получение раствора красителя из берёзовых листьев и окрашивание ткани».

1.200-300 г сухих опавших берёзовых листьев вымачивают одни сутки в холодной воде (2 л воды на 100 г листьев ).

2. Эти листья кипятят в этой же воде 15 минут.

3. Отвар сливают в посуду для крашения.

4. В отвар опускают лоскуты мокрой ткани.

5. Отвар кипятят, помешивая, в течение 1 часа.

6. Отвар с лоскутами остудить.

7. Лоскуты вынимают, промывают  в тёплой воде.

8. Получается жёлто-коричневый цвет.

Использованная  литература:

1.Биологический энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия»,1986 г.

2. Большая энциклопедия природы.6 т., 7т. «Жизнь растений»  М. «Мир книги», 2004 г.

3. В. М. Байкова  « В помощь  школе». Изд-во «Карелия». Петрозаводск, 1974 г.

4. Г. Н. Фадеев « Химия и цвет». М. «Просвещение», 1986.г.

5. Я. Дирвянскине  «Нитки и их крашение». М. «Культура и традиции», 1998 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

Инструктивная карта "Получение красителей"

Инструктивные карточеи для выполнения лабораторной работы по теме "Получение красителей"...

урок "Пищевые красители, усилители вкуса, подсластители"

Ознакомительная практическая работа в группах с домашней заготовкой теоретической части....

Исследовательская работа " Красители из лишайника"

Цель данной работы, обратить внимание на лишайники как на уникальную группу организмов, через изучение малоизвестного свойства -красящего свойства....

Классификация красителей.

Изучить классификацию красителей....

Нетрадиционная техника: рисование пищевыми красителями.

О чем пойдет речь в этой разработке? Я хочу познакомить вас с художественной  техникой, которая  способствует созданию цветовых композиций, обладающих эффектом распыления и растворения части...