Урок химии в 8 классе на тему: «Растворы. Массовая доля растворенного вещества»
методическая разработка по химии (8 класс)

Родина Татьяна Александровна

Разработка урока химии в 8 классе на тему: «Растворы. Массовая доля растворенного вещества», презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе на тему: «Растворы.

 Массовая доля растворенного вещества»

Родина Татьяна Александровна, учитель химии

Муниципального автономного общеобразовательного

 учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №28»

г.Балаково Саратовской области

Тема урока: «Растворы. Массовая доля растворенного вещества»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: сформировать понятие о растворах, массовой доле растворенного вещества.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

сформировать понятия   «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»; научить вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества; формировать естественнонаучную грамотность школьников.

Воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД):

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности: умение работать в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

формировать умение анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов; применять знания для решения различных учебных и практических задач; планировать  собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: уметь  давать определение понятию «раствор», знать формулу для расчета массовой доли вещества в растворе, уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества; уметь применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владеть основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владеть устной и письменной речью;

познавательные: уметь определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Используемый УМК: Химия 8 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. - М. :Просвещение, 2018. - 175с.

Оборудование: на столе учителя: чашка Петри с безводным сульфатом меди(II), стакан с водой, пипетка. На столах учащихся: весы, стакан, стеклянная палочка, мерный цилиндр, стакан с водой, шпатель( ложечка). Реактивы: твердые вещества 1 ряд: поваренная соль, 2 ряд: борная кислота, 3 ряд: перманганат калия.

Ход урока.

Мы учим не для школы, а для жизни.

Научить ориентироваться в непростом

 реальном мире можно, выполняя

практические, жизненные задачи.

( Хуторский А.В., доктор педагогических наук,

 член-корреспондент Российской академии образования,

 директор «Института образования человека») 

I. Организационный момент.

 Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация знаний

На слайде изображены пузырьки с аптечными растворами: йода, перекись водорода и аммиака. Это чистые вещества или смеси? (смеси) Какие смеси? (гомогенные). Какие вещества растворители? (вода и этиловый спирт), какие вещества растворены?( йод, пероксид водорода, аммиак). Попробуйте дать определение растворам. ( учащиеся дают определение растворов, учитель помогает, в случае затруднения)

III. Мотивация и целеполагание.

Исходя из выше сказанного сформулируйте тему и цель урока. (Тема: Растворы.  Цель: узнать, что такое раствор, его состав, применение растворов в природе и жизни человека)

Кроме растворителя и растворенного вещества в состав раствора входят продукты их взаимодействия.

Демонстрационный эксперимент : к обезвоженному порошку сульфата меди (II) белого цвета  добавляем капли воды. Порошок окрашивается в синий цвет.

Видим признак химической реакции. Какой?( изменение цвета).

Образовался кристаллогидрат (вещество, содержащее химически связанную воду) сульфата меди (II) - CuSO4*5H2O (медный купорос). Таким образом, мы можем сказать, что растворение - это физико-химический процесс.

Где вы встречаете растворы в природе? (морская вода, цитоплазма в клетках растений и животных, кровь и клеточный сок и т.д.) Где человек в своей деятельности использует растворы? (в медицине, в пищевой промышленности, в быту, на различных производствах, в научных исследованиях).

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обратим внимание на этикетки аптечных растворов: 5%-ный раствор йода, 3%-ный раствор пероксида водорода, 10%-ный раствор аммиака. Что можно узнать по этой информации? (содержание растворенного вещества в растворе). Тогда дополним тему и цель урока. (Тема: Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Цель: узнать, что такое раствор, его состав, применение растворов и научиться вычислять массовую долю вещества в растворе)

Содержание растворенного вещества в растворе выражают с помощью его массовой доли ω (%):

ωр.в. =mр.в./ mр-ра*100%,    mр-ра= mр.в.+ mр-ля

 Иногда удобнее брать не массу раствора, а его объем. Тогда необходимо знать его плотность.

ρр-ра  =. mр-ра/Vр-ра 

В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85% раствор поваренной соли ( плотность 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра (медбрат) реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800мл такого раствора. Как вы будете это делать? (приглашаем ученика к доске)

Сначала сделаем расчет.

Дано:                                             Решение:

ωр.в. =0,85%                         ωр.в. =mр.в./ mр-ра*100%, отсюда  mр.в.= ωр.в.* mр-ра/100%

ρр-ра  =.1 г/мл                       ρр-ра  =. mр-ра/Vр-ра  , отсюда   mр-ра=    ρр-ра  * Vр-ра           

Vр-ра  =800мл                    mр-ра= mр.в.+ mр-ля, отсюда mводы= mр-ра - mр.в   

Найти:                               mр-ра=    1 г/мл  * 800мл    =800г

mр.в=?                                mр.в.= 0,85% *    800г /   100%=6,8г          

mводы=?                             mводы=800г-6,8г=793,2г, т.к. ρводы  =.1 г/мл, то

                                          Vводы =793,2г/1г/мл=793,2 мл

 Ответ: на весах нужно взвесить 6,8г поваренной соли, отмерить с помощью мерного цилиндра 793,2 мл воды; поместить в общий сосуд и перемешать.

IV. Первичное закрепление нового знания

Класс делится на 3 команды ( по рядам). Каждая команда получает свое задание - на столах инструкционные карточки.  (Пока участники команд работают учитель проходит и направляет работу, помогает тем, у кого возникли затруднения)

Задание 1 команды: в середине марта, т.е. за месяц до посева готовят семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 минут помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева выбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.

Задание: приготовьте 80 г такого раствора. (приложение 1)

Задание 2 команды: Н3ВО3 - борная кислота, используемая для дезинфекции глаз и кожи при воспалениях. Эта кислота представляет собой твёрдое вещество белого цвета и часто хранится в аптечке в виде раствора, содержащего массовую долю Н3ВО3 равной 0,01 и плотностью 1002,2 г/л. Для обработки воспалённого участка кожи Вам необходим такой раствор.

Задание: приготовьте 150 мл  заданного раствора.(приложение 2)

Задание 3 команды: В аптечке всегда найдётся марганцовка (KMnO4, перманганат калия). Её водным раствором обрабатывают раны, ожоги, промывают желудок  (при отравлении), полощут горло (при ангине) и даже проводят инъекции в месте укуса змеи. Такой раствор должен  содержать массовую долю перманганата калия 1%. Вашего товарища укусила змея. Сыворотки под рукой не оказалось. Вам необходимо приготовить специальный раствор для инъекции.  Вычислите объём воды  и массу KMnO4, которые понадобятся для того, чтобы приготовить раствор для инъекции объёмом 75 миллилитров и плотностью 1,006 г/мл.

Задание: приготовьте заданный раствор.(приложение 3)

Один из представителей команд объясняет решение, проверка правильного решения задач ( на слайдах).

На ваших столах есть необходимое оборудование. Приготовьте ваши растворы (практическая работа в парах по приготовлению раствора с определенной массовой долей растворенного вещества). Будьте внимательны и аккуратны, помните правила техники безопасности.

V. Физкультминутка (слайд)

VI. Включение в систему знаний и повторение.

Часто необходимо проводить расчеты на смешение и растворов, разбавление растворов и т.д. Здесь можно применять «метод стаканов».

Задание: вам необходим маринад для шашлыка. В вашем распоряжении есть 3%-ный раствор уксусной кислоты массой 200г и 70%-ный раствор уксусной кислоты массой 50г . Известно, что маринад должен содержать от 6 до 9% уксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю уксусной кислоты в полученном растворе. Можно ли его использовать для маринада?

Решение : Переведем массовые доли из процентов в доли от единицы. Внутрь стаканов запишем соответствующие значения. Под стаканами запишем массы растворов. Масса образовавшегося раствора равна сумме взятых растворов (220).

0,03      +   0,7     =         х

200            20               200+20

Составим и решим  уравнение:

200*0,03+20*0,7=220х

6+14=220х

х=20/220=0,09 (9%)

Ответ: 9%, раствор можно использовать.

VI. Информация о домашнем задании.

п.27, учить формулы, разобрать примеры в параграфе. Письменно: с.118 №5,7,8

VII. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Я узнал (а) много нового

2. Мне это пригодится в жизни

3. На уроке было над чем подумать

4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

Список литературы и информационных источников

1. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. -  М.: Дрофа, 2002.

2. О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2009

3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. Химия 8 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / - М. :Просвещение, 2018

4.Сотник М.Г. Сборник компетентностно - ориентированных задач по химии, Новосибирск, 2015

5. Якушина Я.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС.- М.; 2012

 ФГБНУ Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности.

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Расчеты с использованием понятия  «массовая доля вещества в растворе»

https://scienceforyou.ru/teorija-dlja-podgotovki-k-egje/massovaja-dolja-veshhestva-v-rastvore

Приложение 1

Инструкционная карточка 1 команды

Выполните задание: в середине марта, т.е. за месяц до посева готовят семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 минут помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева выбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.

Задание: приготовьте 80 г такого раствора.

Сделайте соответствующие расчеты, после проверки приступайте к практической части.

Правила ТБ

1.Не пробуйте  вещества на вкус.

 2.Не берите вещества руками, пользуйтесь ложечками или шпателями.

3.Проводите опыты в чистой посуде.

4.Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах следует сообщать учителю.

5. После завершения опыта приведите рабочее место в порядок.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\тб.jpg

Ход работы: взвесьте на весах необходимое количество поваренной соли. Аккуратно пересыпьте в стакан. Мерным цилиндром отмерьте необходимый объем воды и перелейте в стакан с солью. Перемешайте раствор стеклянной палочкой до полного растворения соли.

Приложение 2

Инструкционная карточка 2 команды

Выполните задание: Н3ВО3 - борная кислота, используемая для дезинфекции глаз и кожи при воспалениях. Эта кислота представляет собой твёрдое вещество белого цвета и часто хранится в аптечке в виде раствора, содержащего массовую долю Н3ВО3 равной 0,01 и плотностью 1002,2 г/л. Для обработки воспалённого участка кожи Вам необходим такой раствор.

Задание: приготовьте 150 мл  заданного раствора.

Сделайте соответствующие расчеты, после проверки приступайте к практической части.

Правила ТБ

1.Не пробуйте  вещества на вкус.

 2.Не берите вещества руками, пользуйтесь ложечками или шпателями.

3.Проводите опыты в чистой посуде.

4.Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах следует сообщать учителю.

5. После завершения опыта приведите рабочее место в порядок.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\тб.jpg

Ход работы: взвесьте на весах необходимое количество борной кислоты. Аккуратно пересыпьте в стакан. Мерным цилиндром отмерьте необходимый объем воды и перелейте в стакан с кислотой. Перемешайте раствор стеклянной палочкой до полного растворения борной кислоты.

Приложение 3

Инструкционная карточка 3 команды

Выполните задание: в аптечке всегда найдётся марганцовка (KMnO4, перманганат калия). Её водным раствором обрабатывают раны, ожоги, промывают желудок  (при отравлении), полощут горло (при ангине) и даже проводят инъекции в месте укуса змеи. Такой раствор должен  содержать массовую долю перманганата калия 1%. Вашего товарища укусила змея. Сыворотки под рукой не оказалось. Вам необходимо приготовить специальный раствор для инъекции.  Вычислите объём воды  и массу KMnO4, которые понадобятся для того, чтобы приготовить раствор для инъекции объёмом 75 миллилитров и плотностью 1,006 г/мл.

Задание: приготовьте заданный раствор.

Сделайте соответствующие расчеты, после проверки приступайте к практической части.

Правила ТБ

1.Не пробуйте  вещества на вкус.

 2.Не берите вещества руками, пользуйтесь ложечками или шпателями.

3.Проводите опыты в чистой посуде.

4.Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах следует сообщать учителю.

5. После завершения опыта приведите рабочее место в порядок.

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\тб.jpg

Ход работы: взвесьте на весах необходимое количество перманганата калия. Аккуратно пересыпьте в стакан. Мерным цилиндром отмерьте необходимый объем воды и перелейте в стакан с марганцовкой. Перемешайте раствор стеклянной палочкой до полного растворения перманганата калия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок на тему: «Растворы. Массовая доля растворенного вещества» 8 класс Родина Татьяна Александровна, учитель химии МАОУ СОШ № 28 г.Балаково Саратовской области

Слайд 2

Мы учим не для школы, а для жизни. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. Хуторский А.В., доктор педагогических наук, член -корреспондент Российской академии образования, директор «Института образования человека»

Слайд 4

Цель: узнать, что такое раствор, его состав, применение растворов в природе и жизни человека

Слайд 5

Образование кристаллогидрата CuSO4 безводный CuSO 4 *5 H 2 O

Слайд 6

Растворение – физико-химический процесс. Растворы – гомогенные системы, состоящие из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия

Слайд 7

Массовая доля растворенного вещества

Слайд 9

В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85% раствор поваренной соли ( плотность 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра (медбрат) реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800мл такого раствора. Как вы будете это делать? Дано: Решение: ω р.в. =0,85% ω р .в. = m р.в. / m р-ра *100%, отсюда m р.в. = ω р.в. * m р-ра /100% ρ р-ра = . 1 г/мл ρ р-ра = . m р-ра / V р-ра , отсюда m р-ра = ρ р-ра * V р-ра V р-ра =800мл m р-ра = m р.в. + m р-ля , отсюда m воды = m р-ра - m р.в Найти: m р-ра = 1 г/мл * 800мл =800г m р.в = ? m р.в. = 0,85% * 800г / 100%=6,8г m воды = ? m воды =800г-6,8г=793,2г, т.к. ρ воды = . 1 г/мл, то V воды =793,2г/1г/мл=793,2 мл Ответ: на весах нужно взвесить 6,8г поваренной соли, отмерить с помощью мерного цилиндра 793,2 мл воды; поместить в общий сосуд и перемешать.

Слайд 10

Проверка задания 1 команды Дано: Решение: ω р.в. =0,05 ω р .в. = m р.в. / m р-ра , отсюда m р-ра =80г m р.в. = ω р.в. * m р-ра Найти: m р-ра = m р.в. + m р-ля , отсюда m р.в = ? m воды = m р-ра - m р.в V воды = ? m р.в. = 0,05 * 80г =4г m воды =80г-4г=76г, т.к. ρ воды = . 1 г/мл, то V воды =7 6 г/1г/мл=76 мл

Слайд 11

Проверка задания 2 команды Дано: Решение: ω р.в. =0,01 ω р .в. = m р.в. / m р-ра , отсюда ρ р-ра = . 1002,2 г/л m р.в. = ω р.в. * m р-ра V р-ра =150мл =0,15л ρ р-ра = . m р-ра / V р-ра , отсюда Найти: m р-ра = ρ р-ра * V р-ра m р.в = ? m р-ра = m р.в. + m р-ля , отсюда V воды = ? m воды = m р-ра - m р.в m р-ра = 1002,2 г/л * 0,15л =150г m р.в. = 0,01 * 150г =1,5г m воды =150г-1,5г=148,5г, т.к. ρ воды = . 1 г/мл, то V воды =148,5г/1г/мл=148,5 мл

Слайд 12

Проверка задания 3 команды Дано: Решение: ω р.в. =0,01 ω р .в. = m р.в. / m р-ра , отсюда ρ р-ра = . 1,006 г/мл m р.в. = ω р.в. * m р-ра V р-ра =75мл ρ р-ра = . m р-ра / V р-ра , отсюда Найти: m р-ра = ρ р-ра * V р-ра m р.в = ? m р-ра = m р.в. + m р-ля , отсюда V воды = ? m воды = m р-ра - m р.в m р-ра =1,006 г/мл * 75мл =75,45г m р.в. = 0,01 * 75,45г =0,7545г m воды =75,45г-0,7545г=74,7г, т.к. ρ воды = . 1 г/мл, то V воды =74,7г/1г/мл=74,7мл

Слайд 13

Практическая работа по приготовлению раствора с определенной массовой долей растворенного вещества Правила ТБ 1.Не пробуйте вещества на вкус. 2.Не берите вещества руками, пользуйтесь ложечками или шпателями. 3.Проводите опыты в чистой посуде. 4.Обо всех случаях разлива жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах следует сообщать учителю. 5. После завершения опыта приведите рабочее место в порядок.

Слайд 14

Физкультминутка Встаньте. Проследите глазами по указанным направлениям. Сделайте10-12 движений по каждой траектории.

Слайд 15

Вам необходим маринад для шашлыка. В вашем распоряжении есть 3%-ный раствор уксусной кислоты массой 200г и 70%-ный раствор уксусной кислоты массой 50г . Известно, что маринад должен содержать от 6 до 9% уксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю уксусной кислоты в полученном растворе. Можно ли его использовать для маринада? 0,03 + 0,7 = х массовая доля (от 1) 200 20 200+20 масса раствора Составим и решим уравнение: 200*0,03+20*0,7=220х масса р.в. 1 +масса р.в. 2 = масса р.в. в итоговом растворе 6+14=220х х=20/220=0,09 (9%) Ответ: 9%, раствор можно использовать.

Слайд 16

Домашнее задание п.27, учить формулы, разобрать примеры в параграфе. Письменно: с.118 №5,7,8

Слайд 17

Рефлексия Оцените свою деятельность на уроке: 1. Я узнал (а) много нового 2. Мне это пригодится в жизни 3. На уроке было над чем подумать 4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски

Методическая разработка урока  по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

Презентация к уроку химии 8 класс по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде"

Презентация к уроку 8 класса по химии по теме "Растворение. Растворимость веществ в воде", можно использовать при  объяснении нового материала. Первый урок по данной теме....

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"...

Разработка урока химии 8 класс по теме "Простые и сложные вещества"

Цель: - Сформировать представления о простых и сложных веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного элемента. - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и ...

План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "

Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...