Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_28.docx | 111.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 28
Тема: Неметаллы: атомы и простые вещества.
Воздух. Кислород. Озон
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: способствовать формированию понятия о неметаллах; воспитывать интерес к окружающему миру
Методы и формы обучения: методы – словесно-наглядные, игровой; формы – беседа, работа с текстом, работа в группах
Формы контроля: устный (беседа), взаимоконтроль
Основные понятия: элементы-металлы и элементы-неметаллы; простые вещества – неметаллы; аллотропия; кислород и озон; состав воздуха
Планируемые результаты
Предметные УУД:
Научаться: давать характеристику неметаллу на основе его положения в ПС, сравнивать неметаллы с металлами
Получат возможность: систематизировать знания о неметаллах и их положении в ПС
Метапредметные УУД
Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта, предвосхищать результат и уровень усвоения
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, определять основную и второстепенную информацию
Коммуникативные: проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Личностные УУД: формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, познавательной деятельности
Ход урока
1. Организационный этап.
Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Учитель приветствует учеников, организует рабочую обстановку, проверяет готовность к уроку
2. Создание проблемной ситуации, целеполагание
Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока
Загадки на слайдах в презентации
1) Удивить готов он нас –
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он – графит.
Грамотный народ поймет
То, что это…..(углерод)
2) Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать. (натрий)
3) В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент…(азот)
4) В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без….(кислорода)
Задание 1. Исключите лишний элемент. Почему? Чем являются углерод, азот, кислород?
О. натрий – металл; углерод, азот, кислород – неметаллы
?! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить
О. о неметаллах
Тема урока…..
?. Какова цель урока?
Формулируют цель урока
Учитель предлагает, используя слова «помощники», сформулировать задачи урока.
3. Первичное усвоение новых знаний
Цель: организация усвоения нового знания в результате самостоятельной, совместной работы с учителем
Задание 2. Заполнить карточку «Верю – не верю»
Поставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если нет, в графе «В начале урока».
В начале урока | В конце урока | |
1. Неметаллов в Периодической системе химических элементов больше, чем металлов (-) | ||
2. Все неметаллы имеют одинаковую температуру плавления (-) | ||
3. Воздух состоит только из кислорода (-) | ||
4. Кислород образует два газа: О2 и О3 (+) | ||
5. Бром при комнатной температуре – жидкость (+) | ||
6. Неметаллы имеют малый радиус атома (+) | ||
7. Для живых организмов особое значение имеет кислород (+) | ||
8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы (-) |
Учитель: Мы еще вернемся к данной карточке в конце урока и сравним результаты.
Задание 2. Запишите строение атомов натрия и хлора.
Два ученика работают у доски, остальные в рабочих листах
?. Где в ПС системе располагаются неметаллы?
О. справа от линии в направлении от бора к астату, начиная с IIIA группы и заканчивая VIII A группой. К неметаллам относится и водород.
Из известных на сегодняшний день химических элементов двадцать два относятся к неметаллам. Хотя число элементов неметаллов относительно невелико, они входят в состав практически всех органических и неорганических веществ. Вспомните, что самыми распространёнными элементами в земной коре являются неметаллы кислород и кремний.
?. Сравните количество электронов на внешнем уровне натрия и хлора. О чем говорит электронное строение атома натрия? Атома хлора?
О. у неметаллов не внешнем уровне 4-8 электронов (исключение - бор); они проявляют окислительные свойства
?. Почему бор проявляет свойства неметалла, хотя у него на внешнем уровне 3 электрона? Что можно сказать о размере атомов металла и неметалла?
О. у неметаллов – малый радиус
Существует два ряда активности:
- ряд активности металлов, который создал Николай Николаевич Бекетов
- ряд активности неметаллов (обратить внимание на форзац учебника)
?. Какое свойство неметаллов ученые взяли за основу, распределяя их в таком порядке?
О. электроотрицательность
?. Что такое ЭО?
О. способность атомов элемента притягивать к себе электроны, связывающие их с другими атомами
?. Как изменяется ЭО в периодах слева направо, в группах – сверху вниз?
О. в периодах – увеличивается, в группах – уменьшается
?. Назовите самый активный неметалл?
О. фтор
Таким образом, чем выше значение ЭО, тем:
- больше неметаллические свойства
- больше способность оттягивать электронную плотность атомов
- больше окислительные свойства
?. Какими физическими свойствами обладают металлы?
О. блестят, тепло- и электропроводны, твердые итд
?! Кто знает, какими физическими свойствами обладают неметаллы?
Работа с таблицей и учебником – 1 вариант(физические свойства)
Для неметаллов характерно явление – аллотропия.
Аллотро́пия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам.
Например, простые вещества, образуемые углеродом -- графит, алмаз, карбин, фуллерены. Для кислорода характерны две аллотропные модификации – кислород и озон.
Работа с таблицей – 2 вариант (аллотропные модификации – кислород и озон)
Расскажите в парах о физических свойствах неметаллов и аллотропных видоизменениях кислорода.
1 вариант (для учителя)
Физические свойства | Металлы | Неметаллы |
Агрегатное состояние | твердые | Твердые (I2, B, Si), жидкие - Br2, газы - H2, N2, O2, Cl2 |
Цвет | Белый и серый | Весьма разнообразна: красная (у красного фосфора и брома), жёлтая (у серы), фиолетовая (у паров йода) |
Электро- и теплопроводность | Хорошо проводят электрический ток и тепло | Не проводят электрический ток и тепло (искл – графит и кремний) |
Пластичность | Пластичные | Хрупкие, непластичные |
Температура плавления | Легкоплавкие (меньше 10000)и тугоплавкие (больше 10000), | В широких пределах: от 38000 у графита до -2590 у водорода |
Вид химической связи | Металлическая | Ковалентная неполярная |
Тип кристаллической решетки | Металлическая | Молекулярная (кислород, водород, азот, сера, озон), атомная (алмаз, графит, кремний, бор) |
2 вариант (для учителя)
Характеристики | Кислород | Озон |
Химическая формула | О2 | О3 |
Агрегатное состояние | газ | Газ |
Цвет | Бесцветный | Сине-голубой |
Запах | Без запаха | Резкий запах |
Нахождение в природе | Входит в состав воздуха | Содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья. |
Биологическое свойство | Нужен для дыхания всем живым организмам | Входит в состав озонового экрана, защищающего Землю от губительного воздействия УФ |
Получение | Выделяется зелеными растениями | В природе – образуется при электрических разрядах или окислении органических смолистых веществ, а также при действии УФ на кислород; в лаборатории – в озонаторах |
Применение | Хороший окислитель | Входит в состав озонового экрана, защищающего Землю от губительного воздействия УФ |
Задание 4. Работа с учебником. Пользуясь параграфом учебника, ответьте на следующие вопросы.
1) Вспомните состав воздуха (азот, кислород, благородные газы, углекислый газ, водяные пары, озон)
2) Какие вещества постоянно находятся в воздухе? (азот, кислород, благородные газы)
3) Что такое благородные газы? Почему их так называют? (аргон, неон, гелий, криптон; они не вступают в реакцию с любыми другими элементами, присутствующими в известной всем нам таблице Менделеева)
4) Содержание каких веществ в воздухе может меняться? (углекислый газ, водяные пары, озон – это зависит от природных и промышленных условий)
5) Что может составлять случайный состав воздуха? (пыль, микроорганизмы, некоторые газы)
4. Первичная проверка и понимание
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление
А) Работа с тестом (листочки сдаются учителю)
Б) Заполнение в парах карточки «Верю - не верю» в графе «в конце урока»
5. Рефлексия
Цель: подведение итогов урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности
– Ребята, настало время подвести итоги урока.
Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели и задачи урока?
– А теперь я вам предлагаю пострелять в «Рефлексивную мишень». Если вы оцениваете на «5» показываем 5 пальцев, на «4», 3, 2 – соответственное количество пальцев.
6. Домашнее задание:
Красный цвет (при выполнении заданий были затруднения) – параграф 18, работа по карточке
Желтый цвет (с заданиями справился, но были небольшие затруднения) – параграф 18
Зеленый цвет (все задания выполнил правильно, без ошибок) – подготовить сообщение на тему «Что такое озоновые дыры? Как предупредить их появление?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии в 8 классе. Кислород. Физические и химические свойства
Урок разработан и проведен с ипользованием элементов технологии деятельностного метода обучения....
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....
конспект урока по химии 8 класс Основные сведения о строение атома
Конспект содержит полный пошаговый план изучения темы...
Конспект урока по химии "Кислород. Оксиды. Горение"
Представлен конспект обобщающего урока по теме "Кислород. Оксиды. Горение" для обучающихся 8 класса....
Конспект урока по химии "Кислород", 8 класс
Показать применение технологии педагогической мастерской при изучении темы "Кислород"...
Конспект урока по химии по теме Кислород
Данный материал применяется на уроке по химии в 8 класса при объяснении нового материала...