Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».
Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.
Задачи:
- Образовательная: показать многообразие химических элементов и неорганических соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессах жизнедеятельности.
- Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с тестами, умение выделять главное, формулировать выводы.
- Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: СD - ROM электронное учебное издание «Биология. Общие закономерности. 9 класс», таблица химических элементов Д.И.Менделеева, тестовый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_neorganich._veshch.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества,
входящие в состав клетки».
Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.
Задачи:
- Образовательная: показать многообразие химических элементов и неорганических соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессах жизнедеятельности.
- Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с тестами, умение выделять главное, формулировать выводы.
- Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: СD - ROM электронное учебное издание « Биология. Общие закономер-
ности. 9 класс», таблица химических элементов Д.И.Менделеева,
тестовый материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе;
- наличие учащихся в классе.
2. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия.
В состав живой клетки входит почти вся таблица Д.И.Менделеева, роль каждого из элементов до конца не выявлена (демонстрация диска: таблица химических элементов)
3. Изложение нового материала.
1. Химическая организация клетки.
На сегодняшний день в живой природе обнаружено порядка 90 химических элементов. Элементный состав общий для живой и неживой природы, что указывает на их единство.
В зависимости от содержания все химические элементы, входящие в состав живой природы разделяют на несколько групп.
Основными компонентами живой клетки являются макроэлементы. К макроэлементам 1 группы относят кислород, углерод, водород, азот, входящие в состав всех органических соединений и выполняющих биологические функции. На долю этих 4 элементов приходится 98% от массы живой клетки (демонстрация диска).
К макроэлементам 2 группы относят фосфор, серу, калий, магний, натрий, кальций, железо, хлор. На долю этих элементов приходится 1,8% (демонстрация диска).
Каждый из них выполняет важные функции в клетке.
Натрий, калий и хлор создают разность электрических потенциалов между наружной и внутренней поверхностями клетки, что приводит к мышечному сокращению (демонстрация диска).
Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе кислорода от лёгких к тканям.
Кальций участвует в механизмах свёртывания крови, способствует выведению из организма солей тяжёлых металлов и радионуклеидов. Так же он входит в состав зубов, ногтей, волос. Вместе с фосфором он участвует в формировании костной ткани. Помимо этого фосфор является неотъемлемым компонентом мембранных структур, входит в состав фосфолипидов (демонстрация диска).
Магний в клетках растений входит в состав хлорофилла – пигмента фотосинтеза.
Сера входит в состав белков, она играет важную роль в повышении проницаемости клеточных мембран. В результате питательные вещества могут поступать в клетку, а продукты метаболизма выходить из неё (демонстрация диска).
Из всех макроэлементов кислород, углерод, водород, азот, фосфор и сера объединяются в группу биоэлементы, т.к. составляют основу большинства биополимеров.
Существует обширная группа химических элементов составляющих около 0,02% от массы клетки – микроэлементы. Это цинк, медь, марганец, селен, бром, бор, фтор и др. В основном микроэлементы входят в состав биологических соединеней, ферментов, гормонов, витаминов и их функции в организме довольно разнообразны (демонстрация диска).
Так цинк входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, йод – необходимый компонент гормона щитовидной железы – тироксина. Наряду с силеном, йод обладает антиоксидантными свойствами, т.е. предотвращает преждевременное старение организма.
(демонстрация диска).
Молибден влияет на работу устьичного аппарата у растений. Медь входит в состав гемоцианина – дыхательного пигмента гемолимфы некоторых животных, обеспечиваю-щих транспорт кислорода в организме (демонстрация диска).
Марганец является компонентом некоторых ферментов, он необходми для поддержания нормальной структуры костей. Дефицит марганца в рационе кур – несушек сказывается на их яйценоскости (демонстрация диска).
Фтор участвует в образовании костей и эмали зубов (демонстрация диска).
Кроме макро- и – микроэлементов в клетке есть и ультромикроэлементы, содержащиеся в очень маленьких концентрациях, но обладающие высокой биологической активностью.
Это алюминий, никель, олово, мышъяк, серебро и даже золото. Функции ультромикроэле-ментов в клетке и в организме пока мало изучены (демонстрация диска).
2. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах – вода. Её содержание колеблется в широких пределах: от 10 до более 90%. Вода придаёт клетке упругость и обеспечивает её гомеостаз. Функции воды во многом определяются её химическими и физическими свойствами. Эти свойства связаны главным образом с малыми размерами молекул воды и их полярностью, а также способностью соединяться друг с другом водородными связями (демонстрация диска, видеоролик схемы образования связей между отдельными диполями воды с комментариями диктора).
Вода – превосходный растворитель для полярных веществ, участвующих в обменных процессах. В качестве растворителя вода обеспечивает поступление веществ в клетку и удаление продуктов обмена.
Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов – ферментов – она вступает в реакции гидролиза, при которых к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- или Н+ воды. В результате образуются новые вещества с новыми свойствами.
Вода обладает хорошей теплопроводностью и большой теплоёмкостью, поэтому температура внутри клетки остаётся неизменной или её колебания оказываются значительно меньшими, чем в окружающей клетку среде. (Высокая теплоёмкость воды предохраняет живой организм от резких колебаний температур).
3. Минеральные соли играют важную роль в жизнедеятельности клетки. Они представлены в основном катионами и анионами. Хотя потребность человека и животных в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма, однако отсутствие в пище какого-либо из биологически важных элементов ведёт к тяжёлым заболеваниям. Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны катионы натрия, калия, кальция, магния и анионы соляной, угольной, фосфорной и некоторых других кислот (демонстрация диска).
Концентрация ионов в клетке и окружающей её среде как правило различны. Так концентрация ионов натрия внутри клетки ниже, чем во внешней среде, а концентрация ионов калия наоборот выше. Благодаря наличию разности концентраций осуществляется сокращение мышечных волокон, возбуждение нервных клеток.
От концентрации солей внутри клетки зависит её буферные свойства (демонстрация диска, видеоролик с комментариями диктора). Буферностью называют способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне.
Некоторые минеральные соли находятся в живых организмах не только в виде ионов, но и в твёрдом нерастворимом состоянии. Фосфаты калия и магния используются для построения костной ткани, а карбонат кальция входит в состав раковины моллюсков
(демонстрация диска).
Физкультминутка (упражнения для глаз, схема зрительно-двигательных траекторий)
4. Закрепление.
1. Поместите эти химические элементы к тем молекулам, в состав которых они входят
молекула
хлорофилла Zn
молекула
тироксина Fe
молекула
гемоглобина J
молекула
инсулина Mq
2. Выбрать один вариант ответа.
- К биоэлементам относят
а) водород, кислород, углерод и азот
б) калий, натрий, кальций, железо и хлор
в) йод, цинк, медь, кобальт, марганец
- Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах
а) минеральные соли
б) вода
- Концентрация ионов натрия
а) внутри клетки ниже, чем во внешней среде, а концентрация ионов калия выше
б) внутри клетки выше, а концентрация ионов калия ниже
- Минеральные соли находятся в живых организмах
а) только в виде ионов
б) только в твёрдом нерастворимом состоянии
в) в основном в виде ионов и в твёрдом состоянии
Домашнее задание. Стр. 103-107, вопросы на стр.107.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Учение о клетке. Химическая организация клетки. Неорганические вещества.
Конспект занятия. Описание химических веществ, входящих в состав клетки и их роль....
Обобщающий урок по биологии по теме «Химический состав клетки» 10 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.Задачи урокаОбразовательные:систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, испол...
Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"
Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....
Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....
Технологическая карта по теме "Химический состав клетки. Органические вещества" 5 класс. Пасечник В.В.
Технологическая карта по теме "Химический состав клетки. Органические вещества". 5 класс. Пасечник В.В....