Открытый урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Урок разработан для учащихся 11 класса профильной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока ОВР | 364.71 КБ |
Презентация к уроку ОВР | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции в рамках выполнения заданий ЕГЭ», 11 класс
Учитель: Хомякова С.В., МОУ «СОШ №67 им. О.И. Янковского» г.Саратова
Цель урока: повторить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Окислительно-восстановительные реакции», познакомить с заданиями ЕГЭ, рассматривающими данные вопросы, показать значение ОВР в живой природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ; создать условия для активного, применения полученных знаний и умений; повторить основные понятия, выработать умение составлять уравнения химических реакций, протекающих в различных средах, умения применять алгоритм действий при решении заданий ЕГЭ.
Воспитательные: Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни, потребности узнавать что-то новое.
Развивающие: Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу, коммуникативные компетентности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности; умение оценивать жизненные ситуации и с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формирование целостного мировоззрения.
Предметные: выработать умения прогнозировать продукты ОВР, по составлению уравнений реакций методом электронного баланса.
Метапредметные:
Познавательные: Умение наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутри- и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Формировать экологическое, критическое мышление.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; коррекция результата с учётом самооценки; оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение формулировать высказывание, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата; планирование учебного сотрудничества.
Тип урока: урок повторения, углубления и совершенствования знаний
Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков
Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, практико-ориентированные, проблемно-поисковые задания, элементы развития критического мышления, с использованием компьютерных технологий.
ХОД УРОКА
- Организационный этап
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Сегодня на 40 минут мы станем коллегами объединенными общей целью – с интересом повторить одну из тем общей химии для успешной сдачи экзамена. По ходу урока я прошу вас осуществлять самооценку ваших действий. Баллы выставляйте на полях рабочей тетради. В конце урока каждый из вас путем накопления баллов сможет выставить себе отметку.
II Актуализация знаний.
Прежде, чем мы определим тему урока, я предлагаю вспомнить, что мы с вами знаем о химических реакциях.
Игра «Найди пару»: У каждого имеются части с уравнениями реакций – необходимо найти себе напарника – восстановить свою химическую реакцию. После этого объединиться для совместной работы – восстановить реакцию, систематизировать ее по различным признакам.
№ | Реагенты | Продукты | Классификация |
Zn + H2SO4(конц.) → | H2S + ZnSO4 + H2O | Замещения, необратимая, гетерогенная, экзотермическая | |
N2 + O2 → | NO | Соединения, обратимая, гомогенная, эндотермическая | |
KClO3 → | KCl + O2 | Разложения, необратимая, гомогенная, эндотермическая | |
KMnO4 + HCl → | KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O | обмена, необратимая, гомогенная, экзотермическая | |
KI + Cl2 → | KCl + I2 | Соединения, необратимая, гетерогенная, экзотермическая |
Ребята, вы смогли восстановить несколько химических процессов они разные по некоторым признакам, но их объединяет один общий признак, кто мне подскажет какой?
(Все реакции ОВР)
Давайте вспомним, какие реакции мы называем реакциями ОВР, чем отличаются окислители и восстановители, как протекают процессы окисления и восстановления – фронтальная беседа.
ВОССТАНОВИТЕЛЬ – ОТДАЕТ ЭЛЕКТРОНЫ (-е) – ОКИСЛЯЕТСЯ
ОКИСЛИТЕЛЬ – ПРИНИМАЕТ ЭЛЕКТРОНЫ (+е) - ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ
III. Практико-ориентированное задание – 1 учащийся у доски, остальные в тетради. За верное выполнение задания – 1 балл.
Если дома разбился градусник, то ртуть необходимо убрать. Существует несколько способов - один из них следующий: аптечный пузырёк (2 г) «марганцовки» растворить в 1 л воды и добавить 1/2 столовой ложки уксуса.
KMn+7 O4 + Hg0 + CH3COOH = (CH3COO)2Mn+2+(CH3COO)2Hg+2 + CH3COOK +H2O
Mn+7 + 5 e → Mn+2 2 - окислитель
10
Hg0 – 2 e → Hg+2 5 - восстановитель
2KMnO4 + 5Hg + 16CH3COOH = 2(CH3COO)2Mn +5(CH3COO)2Hg + 2CH3COOK +8H2O
KMn+7 O4 – окислитель, Hg – восстановитель.
IV. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых условиях
А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание из вариантов КИМов ЕГЭ. Это задание 29.
Тип 29. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора и выпадением осадка. Выделение газа в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ:
перманганат калия, сульфат марганца(II), вода, карбонат натрия, хлорид натрия. Допустимо использование водных растворов веществ.
- Чем это задание отличается от ранее выполненного нами? (нет явной реакции);
- Что нам может помочь в выполнении этого задания (вспомнить и проследить какие степени окисления могут проявлять окислитель и восстановитель, какие бывают окислительно-восстановительные реакции).
Составление опорной схемы (Приложение).
Ну а теперь, вернемся к нашему заданию и постараемся его выполнить (учащийся у доски).
KMn+7 O4 + Mn+2 SO4 + H2O → Mn+4 O2 + K2SO4 + H2SO4
Mn+7 + 3 e → Mn+4 2 - окислитель
6
Mn+2 – 2 e → Mn+4 3- восстановитель
2KMn+7 O4 +3 Mn+2 SO4 + 2H2O → 5Mn+4 O2 + K2SO4 +2 H2SO4
V. Закрепление
Выполнить тестовые задания – работа по вариантам со следующей взаимопроверкой. Максимальное количество баллов – 2 балла
I Вариант
1. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления восстановителя в данной реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) 2 NH3 + 2Na = 2 NaNH2 + H2 | 1) +2 → 0 |
Б) H2S + 2Na = Na2S + H2 | 2) -3 → 0 |
В) 4NH3 + 6NO = 5N2 + 6H2O | 3) 0 → -2 |
Г) 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O | 4) -2 → +4 |
5) -3 → +3 | |
6) 0 → +1 |
А | Б | В | Г |
6 | 6 | 2 | 4 |
2. Установите соответствие между уравнением реакции и свойством, которое проявляет элемент медь в этой реакции
А) СH3CHO + 2Cu(OH)2 = CH3COOH + Cu2O + 2H2O | 1) является окислителем | |||
Б) Cu2O + 3H2SO4(конц) = 2CuSO4 +SO2 + 3H2O | 2) является восстановителем | |||
В) Cu2O + H2SO4(раз) = Cu + CuSO4 + H2O | 3) и окислителем и восстановителем | |||
| 4) не изменяет степень окисления | |||
А | Б | В | ||
1 | 2 | 3 |
II Вариант
1. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и элементом-окислителем: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
А) P2O5 + C = P + CO | 1) углерод |
Б) H3PO2 + Br2 + H2O = HBr + H3PO4 | 2) фосфор |
В) Ca + 2C = CaC2 | 3) бром |
4) кислород | |
А | Б | В |
2 | 3 | 1 |
2. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления атома азота в нем: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой
А) NH4Cl | 1) - 3 | ||||
Б) HNO3 | 2) +3 | ||||
В) NH4NO3 | 3) -3, +5 | ||||
Г) N2O3 | 4) +5 | ||||
А | Б | В | Г | ||
1 | 4 | 3 | 2 |
VI. Разбор критериев оценивания задания 29 ЕГЭ.
Критерии детализации ответа по отдельным элементам
Правильный и полный ответ содержит следующие элементы:
- выбраны вещества и записано молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции;
- составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель
Максимальное количество баллов: 2 балла
Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа и решению возможных проблемных ситуаций
За первый элемент ответа ставится 1 балл, если выбраны вещества из предложенного списка и составлено молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции между ними, которое полностью соответствует условию задания:
- выбраны вещества, вступающие в окислительно-восстановительную реакцию, признаки протекания которой соответствуют условию задания;
- правильно составлены формулы веществ-продуктов этой окислительно-восстановительной реакции;
- расставлены коэффициенты в уравнении реакции (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных).
За второй элемент ответа ставится 1 балл, если:
- правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восстановителя, участвующих в процессах окисления и восстановления;
- при составлении электронного баланса любым способом показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: при этом может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс);
- указан окислитель и восстановитель.
Пример: Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми сопровождается выделением бурого газа. Образования простого вещества в ходе данной реакции не происходит. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
«Лови ошибку»
Ребята, я предлагаю вам сыграть роль эксперта и попробовать в предложенных вариантах найти ошибки в выполненных ребятами заданиях и выставить баллы.
Вариант 1
Комментарий:
- Использованы вещества из предложенного перечня.
- Приведенное уравнение реакции не соответствует условию задания (образовалось простое вещество).
- Второй элемент ответа не проверяется и не оценивается.
Оценка: 0 баллов.
Вариант 2
Комментарий:
- Использованы вещества из предложенного перечня.
- Приведенное уравнение реакции соответствует условию задания
- Второй элемент записан неверно: неверно определены окислитель и восстановитель.
Оценка: 1 балл.
VII. Заключение – оценка работы на уроке. Подсчитать количество набранных баллов.
7-10 баллов – «5»
4-6 баллов – «4»
2-3 баллов – «3»
VIII. Домашнее задание – выполнить несколько заданий 29.
IX. Рефлексия – Ребята, наш урок подошел к концу и мне бы хотелось, чтобы вы со мной поделились впечатлениями. Но сделаем мы это необычным способом – я попрошу вас прослушать три варианта музыки и после поднять карточку с номером мелодии, которая в данный момент времени отражает ваши ощущения (беседа по результатам).
Благодарю всех за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация химической реакции По числу и составу реагирующих и образующихся веществ По направлению По фазовому состоянию По тепловому эффекту
Понятие окислительно-восстановительных реакций Химические реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными
Окисление - процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом. Атом превращается в положительно заряженный ион: Zn 0 – 2e → Zn 2+ отрицательно заряженный ион становится нейтральным атомом: 2Cl - -2e →Cl 2 0 S 2- -2e →S 0 Величина положительно заряженного иона (атома) увеличивается соответственно числу отданных электронов: Fe 2+ -1e →Fe 3+ Mn +2 -2e →Mn +4
Восстановление - процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. Атом превращается в отрицательно заряженный ион S 0 + 2e → S 2− Br 0 + e → Br − Величина положительно заряженного иона (атома) уменьшается соответственно числу присоединенных электронов: Mn +7 + 5e → Mn +2 S +6 + 2e → S +4 − или он может перейти в нейтральный атом: Н + + е → Н 0 Cu 2+ + 2e → Cu 0
Восстановители - атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны. Они в процессе ОВР окисляются Типичные восстановители : ● атомы металлов с большими атомными радиусами ( I -А, II- А группы), а так же Fe, Al, Zn ● простые вещества-неметаллы: водород, углерод, бор; ● отрицательно заряженные ионы: Cl − , Br − , I − , S 2− , N −3 . Не являются восстановителем фторид- ионы F − . ● ионы металлов в низшей с.о.: Fe 2+ ,Cu + ,Mn 2+ , Cr 3+ ; ● сложные ионы и молекулы, содержащие атомы с промежуточной с.о.: SO 3 2 − , NO 2 − ; СО, MnO 2 и др.
Восстановители Простые вещества металлы могут быть только восстановителями. В периодах с возрастанием атомного номера восстановительные свойства элементов ослабевают. В главных подгруппах с увеличением атомного номера восстановительные свойства возрастают. Сложные вещества являются восстановителями, если в их составе содержатся атомы элемента в минимальной степени окисления. N -3 H 3 H 2 S -2 HBr -1
Окислители - атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны. Они в процессе ОВР восстанавливаются Типичные окислители: ● атомы неметаллов VII -А, VI- А , V-A группы в составе простых веществ ● ионы металлов в высшей с.о.: Cu 2+ , Fe 3+ ,Ag + … ● сложные ионы и молекулы, содержащие атомы с высшей и высокой с.о.: SO 4 2 − , NO 3 − , MnO 4 − , С l О 3 − , Cr 2 O 7 2- , SO 3 , MnO 2 и др.
Окислители Простые вещества являющиеся только окислителями – это фтор и кислород (кроме реакции со фтором). В периодах с возрастанием атомного номера окислительные свойства усиливаются. В главных подгруппах с возрастанием атомного номера окислительные свойства ослабевают. Сложные вещества являются окислителями, если в их состав входят атомы элементов в высшей степени окисления. S +6 O 3 HN +5 O 3 KMn +7 O 4
Если дома разбился градусник , то ртуть необходимо убрать. Существует несколько способов - один из них следующий: аптечный пузырёк (2 г) «марганцовки» растворить в 1 л воды и добавить 1/2 столовой ложки уксуса.
KMnO 4 + Hg + CH 3 COOH = (CH 3 COO) 2 Mn +(CH 3 COO) 2 Hg + CH 3 COOK +H 2 O Mn +7 + 5 e → Mn +2 2 - окислитель 10 Hg 0 – 2 e → Hg +2 5 - восстановитель
2KMnO 4 + 5Hg + 16CH 3 COOH = 2(CH 3 COO) 2 Mn +5(CH 3 COO) 2 Hg + 2CH 3 COOK +8H 2 O Mn +7 + 5 e → Mn +2 2 - окислитель 10 Hg 0 – 2 e → Hg +2 5 - восстановитель KMn +7 O 4 – окислитель, Hg – восстановитель.
На проявление окислительно-восстановительных свойств влияет такой фактор, как устойчивость молекулы или иона. Чем прочнее частица, тем в меньшей степени она проявляет окислительно-восстановительные свойства Например, N 2 имеет высокую электроотрицательность и мог бы быть сильным окислителем в виде простого вещества, но в его молекуле тройная связь, молекула очень устойчивая, азот химически пассивен.
Различают: минимальную (низшую) степень окисления S -2 2e - 8e - 8 e - п ромежуточную степень окисления S 0 2e - 8e - 6 e - максимальную (высшую) степень окисления S +6 2e - 8e - 0e - Атом, находящийся в минимальной степени окисления, может быть только восстановителем. S -2 -2е = S 0 S -2 - 6е = S +4 S -2 -8е = S +6 Атом, находящийся в максимальной степени окисления, может быть только окислителем. S +6 +2е = S +4 S +6 + 6е = S 0 S +6 - 8е = S -2 Атом, находящийся в промежуточной степени окисления может быть как восстановителем , так и окислителем. S 0 +2е = S -2 S 0 - 4е = S +4
Классификация окислительно-восстановительных реакций Реакции межмолекулярного окисления 2Al 0 + 3Cl 2 0 → 2Al +3 Cl 3 -1 Реакции внутримолекулярного окисления 2 KCl +5 O 3 -2 →2KCl -1 + 3 O 2 0 Реакции диспропорционирования , дисмутации (самоокисления-самовосстановления): 3 Cl 2 0 + 6 KOH (гор.) →K Cl +5 O 3 + 5 K Cl -1 + 3 H 2 O 2 N +4 O 2 + H 2 O →H N +3 O 2 + H N +5 O 3 Реакции репропорционирование ( конпропорционирования ), в которых окислитель и восстановитель – это один и тот же элемент, который из разных реагентов переходит в один продукт. 2H 2 S -2 + S +4 O 2 = 3 S 0 + 2H 2 O
Самостоятельная работа I Вариант 1) II Вариант А Б В Г 6 6 2 4 А Б В 2 3 1 А Б В 1 2 3 А Б В Г 1 4 3 2
Критерии детализации ответа по отдельным элементам Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: выбраны вещества и записано молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции; составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель Максимальное количество баллов : 2 балла
Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа За первый элемент ответа ставится 1 балл, если выбраны вещества из предложенного списка и составлено молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции между ними, которое полностью соответствует условию задания: выбраны вещества, вступающие в окислительно-восстановительную реакцию, признаки протекания которой соответствуют условию задания; правильно составлены формулы веществ-продуктов этой окислительно-восстановительной реакции; расставлены коэффициенты в уравнении реакции (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных ).
Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа За второй элемент ответа ставится 1 балл, если: правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восстановителя, участвующих в процессах окисления и восстановления; при составлении электронного баланса любым способом показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: при этом может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс); указан окислитель и восстановитель.
Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми сопровождается выделением бурого газа. Образования простого вещества в ходе данной реакции не происходит. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
«Лови ошибку»
Оценим работу на уроке 7-10 баллов – «5» 4-6 баллов – «4» 2-3 баллов – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"
тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...
Открытый урок Тепловой эффект химической реакции 8 класс
Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока по химии.По календарно-тематическому планированию урок входит в раздел «Кислород». Данный открытый урок разработан...
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Презентация к открытому уроку по химии в 11 классе "Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций"
Представленные слайды являются сопровождением к уроку-исследованию в 11 классе о скорости химических реакций и факторов, влияющих на скорость....
Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"
Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"...
Открытый урок "Ионные реакции"
Открытый урок"Ионные уравнения реакций."...