Открытый урок Тепловой эффект химической реакции 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока по химии.
По календарно-тематическому планированию урок входит в раздел «Кислород». Данный открытый урок разработан к учебнику «Химия – 8» авторы Л.С. Гузей, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцева. Согласно календарно тематическому планированию на данную тему отводится 1 час, второй урок по теме использую для решения задач на тепловой эффект химической реакции. Учащиеся уже ознакомились с понятиями количественных отношений в химии, кислородом и его физическими и химическими свойствами, озоном, воздухом и его составом. Данный открытый урок был проведен во время методической недели в школе. Тип данного урока – комбинированный урок, где используется изучение нового материала с помощью компьютерной презентации, демонстрации опытов, использование дополнительной занимательной информации, что дает возможность использования педагогики сотрудничества при постановке перед учащимися проблемной ситуации и совместного нахождения путей ее решения.
Данный урок мною адаптирован и проводится также в 8-х классах по учебнику «Химия – 8» авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
Урок позволяет решать обучающие, развивающие и воспитательные цели. Формирует понятия об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении, готовит учащихся к решению задач. Развивает логическое мышление и умение сравнивать различные реакций горения и термического разложения, обогащает словарный запас учащихся. Воспитывает интерес к предмету посредством изучения материала, имеющего теоретическую и практическую значимость. Формирует доброжелательные, толерантные отношения между учителем и учащимися.
Применение интернет-технологий в профессиональной деятельности учителя на уроке позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы в виде презентации, использования информации электронных изданий, расширить кругозор учащихся, давая им возможность вступать в активный диалог по мере усвоения материала. На уроках такого типа учащиеся более мотивированы не только к изучению предмета, но и к активному мышлению. Урок становится более динамичным, конструктивным, дает вполне результативные шаги для достижения общепедагогических целей – развития мыслительных и познавательных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_teplovoy_effekt_khimicheskoy_reaktsii_8_klass_rabota.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ
на тему:
«ТЕРМОХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ»
8 класс
ВЫПОЛНИЛА: Салищева О.Г.
ПРИОЗЕРСК 2011 год
Тема: Тепловой эффект химических реакций.
Этот урок приводится в 8-х классах по учебнику Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман«Химия 8».
Цель урока.
Обучающие. Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях, тепловом эффекте химической реакции, термохимическом уравнении.
Развивающие. Развитие логического мышления и умений сравнивать, обобщать, анализировать на примерах реакций горения и термического разложения, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные. Воспитание интереса к предмету посредством изучения материала, имеющего теоретическую и практическую значимость, а также занимательный материал. Формирование доброжелательных, толерантных отношений между учителем и учащимися.
Главной задачей является формирование понятий термохимических процессов, подготовка учащихся к решению задач.
Оборудование. 1) штатив; электронный термометр; химические стаканы и стеклянные палочки, пинцет;
2) видеокурс (часть I);
3) презентация «Термохимические реакции» (при горении спички);
4) «Тесты по химии. 8 класс».
Вещества и материалы: цинк, магний, соляная кислота, аммиачная селитра, лакмус, ложечка.
План. 1. Повторение изученного материала.
2. Экзотермические и эндотермические реакции.
3. Термохимические уравнения.
4. Превращение и сохранение энергии при химических реакциях.
Домашнее задание. § 23, рабочая тетрадь № 102, 103; уч. Упр. 12, 13.
I.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас с вами открытый урок по теме «Тепловой эффект химических реакций».
Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой, давайте с вами посидим и послушаем музыку у виртуального костра, который разожжем в камине, а заодно и вспомним, что мы с вами изучили по теме: «Кислород, оксиды, воздух, горение».
Для начала откройте тетради для контрольных работ и ответьте на вопросы тестовых заданий на ваших столах, в тетрадях у вас уже есть табличка для ответов.
Время работы 5-7 минут.
* Пояснить критерий оценки теста для учащихся.
- Тестовая самостоятельная работа. (Приложение 1)
Фронтальный опрос.
- Один учащийся у доски посчитает массу кислорода всех учащихся 8 «Б» класса по расчетам в творческих работах.
Работы вывешены на доске.
- Вопросы для учащихся (3-5 минут).
- Что такое оксиды?
- Что такое горение?
- Условия для возникновения и прекращения горения.
- Состав воздуха.
- Применение O2.
- Проверка № т.98 (с.33) Физические свойства воздуха. № т.99
- На доске определили m (O)∑ ≈ 440 кг. (всех учащихся в классе).
Решение:
Vкл = 6×11×3 = 198м3 ≈ 200м3 Vвозд = 200м3 V(O2) = 1/5 × 200 = 40м3 = =40000 л 1 л O2 – 1,43 г 40000 л O2 – х г | m (O2) = ρ × V = 1,43 г/л × 40000 л = 57200г = =57,2кг (с.55 уч) |
А масса кислорода нашей классной комнаты m(O2) = 57,2 кг.
Почему же мы как кислород не воспламеняемся, не поддерживаем горение, имея в своем организме такое большое количество кислорода, 62%?
Ответ, т.к. в нашем организме кислород находится в основном в соединениях), а в воздухе он находится в виде молекул. А в реакции горения вступает молекулярный кислород.
II.
Мы с вами знаем разные области применения кислорода. Но самое главное, человек использует его на процессы горения.
При таких реакциях выделяется теплота.
Просмотр видеофрагмента. (В фильме дают определение экзотермической реакции).
Тепловой эффект обозначают буквой Q (вывесить на доске) – это количество теплоты, которое выделяется или поглощается в ходе химической реакции.
Он определяется в ДЖ или кДж (количество энергии для каждой реакции свое; из курса физики вы знаете, что количество энергии может быть измерено при помощи калориметра).
Но не надо думать, что в природе существуют только экзотермические реакции – это реакции, протекающие с выделением теплоты («экзо» от греческого – наружу) (с.64 уч.).
Кроме этих реакций существуют и эндотермические реакции – протекающие с поглощением теплоты («эндо» от греческого – внутрь).
Давайте докажем это опытным путем. Измерим 𝔱 жидкости в стакане.
Температуру измерить электронным термометром.
Опыты. 1) Взаимодействие соляной кислоты и цинка (или магния):
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ + Q
Какая это реакция?
Ответ: экзотермическая, электронный термометр показывает повышение температуры.
- Растворение аммиачной селитры в воде:
NH4NO3 + H2O ⇄ NH4OH + HNO3 – Q
Какая это реакция?
Ответ: эндотермическая, электронный термометр показывает понижение температуры.
III.
Давайте с вами ребята составим схемы термохимического уравнения:
- А + Б = С + Q (экзотермическая)
химическое тепловой
уравнение эффект
термохимическое
уравнение
- А + Б = С – Q (эндотермическая)
Термохимическое уравнение – это химическое уравнение, с учетом теплового эффекта. Но чего здесь ребята не хватает. Определить недостающее нам поможет презентация термохимических уравнений реакций, которые протекают с любой спичкой.
Презентация.
Знаете ли вы что происходит при горении любой самой обычной спички? (слайд 1).
«Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнув ловко раз и два-
Загорится голова». (слайд 2).
Давайте посмотрим на спички глазами химика (слайд 3).
Получение огня в древности (слайд 4).
Первые спички (слайд 5).
Безопасные или шведские спички (слайд 6).
Состав смеси спичечной головки и «терки» (слайд 7, 8).
Физико-химические процессы, протекающие при рении головки о намазку и горении спички (слайд 9).
Спички – детям не игрушка (слайд 10, 11).
Виды спичек (слайд 12).
Уравнения реакций, протекающие при воспламенении и горении спички (слайд 13-17).
Что не правильно указано в последнем уравнении реакции?
С + O2 = CO2 + 402,24 кДж
(Тв) (Г) (Г)
Ответ: указывается агрегатное состояние веществ для термохимического уравнения.
IV.
Энергия, которая выделяется и поглощается в химических реакциях никуда не исчезает, она переходит из одного состояния в другое. (с.66 уч)
эл.ток
2H2Oж = 2H2(г) + O2(г) + O2 – 484 кДж
2H2(г) + O2(г) = 2H2O + 484 кДж
Домашнее задание на доске.
Приложение 1
Тест по химии 8 класс
Тема: «Кислород»
I вариант
- Содержание кислорода в земной коре (по массе) составляет около
1) 10%
2) 20%
3) 47%
4) 90%
2. Среди приведенных формул веществ только оксиды записаны под номером
1) H2O, Li2O, NaOH
2) Li2O, LiCl, Cl2O7
3) CO2, CO, CuO
4) NH3, N2, NO
3. Кислород не реагирует ни с одним веществом перечисленных пар
1) Na, S
2) Ca, CaO
3) H2O, P2O5
4) C, CO
4. Кислород вступает в реакцию со всеми веществами группы
1) Cu, CuO, H2
2) Mg, Fe, CO2
3) Fe, H2S, S
4) CH4, ZnS, CO2
5. Как можно получать кислород в лаборатории?
1) разложением перекиси водорода
2) разложением перманганата калия
3) разложением воды
4) всеми перечисленными способами
II вариант
- Содержание кислорода в гидросфере (по массе) составляет около
1) 10%
2) 89%
3) 50%
4) 90%
2. Среди приведенных формул веществ только оксиды записаны под номером
1) NO, O2, N2O5
2) NO2, NH3, N2O
3) SO2, SO3, H2SO4
4) FeO, Fe2O3, MgO
3. Плотность газообразного кислорода при 0 0С и 1 атм составляет
1) 1,3 г/см3
2) 3,2 г/л
3) 1,5 г/см3
4) 1,43 г/л
4. Кислород не получают в лаборатории?
1) разложением перекиси водорода
2) разложением перманганата калия
3) разложением воды
4) перегонкой воздуха
5. Какие вещества образуются при горении бензола (C6H6)?
1) углекислый газ и вода
2) угарный газ и водород
3) углекислый газ и водород
4) только углекислый газ
Бланк ответов к тестам:
______________________ __ вариант | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1) | |||||
2) | |||||
3) | |||||
4) |
Бланки с ответами к тестам:
_____ФИО___класс__ _I_ вариант | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1) | |||||
2) | |||||
3) | Х | Х | Х | Х | |
4) | Х |
_____ФИО___класс__ _II_ вариант | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1) | Х | ||||
2) | Х | ||||
3) | |||||
4) | Х | Х | Х |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Урок по теме "Тепловой эффект химической реакции".8 класс
Интерактичная доска SMART Notebook...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
Тема урока : "Тепловой эффект химических реакций".
Данный материал может быть использован на уроках химии в 8 классе по теме "Тепловой эффект химических реакций"...
Разработка урока по теме "Тепловой эффект химических реакций"
УМК Рудзитиса и Фельдмана...
Тепловой эффект химической реакции. 11 класс
На базовом уровне изучения химии в 11 классе приводятся расчёты теплового эффекта и составление термохимических уравнений на основании расчётов....
Тепловой эффект химической реакции
Тепловой эффект химической реакции...