конспект урока по химии 10 класс "Фенолы"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Урок по теме Фенолы
Цель урока.
Сформировать знания о классе фенолов: строении молекул, номенклатуре, изомерии ,свойствах фенолов и применении
Задачи.
Образовательная:
приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы
Развивающая:
развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечивать системность учения.
Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов.
Продолжить формирование умений
- по составлению уравнений химических реакций;
- по классификации фенолов;
- по отработке номенклатуры.
Воспитательная:
- продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
- расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
- рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
Медиа:
- обучение восприятию и переработке информации СМИ
- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл сообщения
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования
- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (видео, компьютер, модем, мультимедиа и др.)
Тип урока:
урок - новых знаний с элементами медиа.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический (химический эксперимент – ученический и демонстрационный)
Средства обучения:
Компьютер, проектор, школьный химический эксперимент (демонстрационный и ученический), презентация, инструкция по технике безопасности №16, задания для эксперимента.
Оборудование и реактивы:
Ученический эксперимент: растворы С6Н5ОН, FeCl3, пробирки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_fenoly.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме Фенолы
Цель урока.
Сформировать знания о классе фенолов: строении молекул, номенклатуре, изомерии ,свойствах фенолов и применении
Задачи.
Образовательная:
приобретение новых знаний о свойствах фенола на основе состава и строения молекулы
Развивающая:
развивать логическое и критическое мышления, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечивать системность учения.
Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов.
Продолжить формирование умений
- по составлению уравнений химических реакций;
- по классификации фенолов;
- по отработке номенклатуры.
Воспитательная:
- продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
- расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
- рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
Медиа:
- обучение восприятию и переработке информации СМИ
- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл сообщения
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования
- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (видео, компьютер, модем, мультимедиа и др.)
Тип урока:
урок - новых знаний с элементами медиа.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический (химический эксперимент – ученический и демонстрационный)
Средства обучения:
Компьютер, проектор, школьный химический эксперимент (демонстрационный и ученический), презентация, инструкция по технике безопасности №16, задания для эксперимента.
Оборудование и реактивы:
Ученический эксперимент: растворы С6Н5ОН, FeCl3, пробирки.
Мотивация
На фоне фрагмента кинофильма «Морфий» чтение отрывков из произведений Куприна «Олеся»
«….Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку
Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим
занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили
ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. …..
Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. …
Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моём
распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но
тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность
ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были
всегда одни и те же: "в середине болит" и "ни есть, ни пить не можу"….»
А.Толстого «Хождение по мукам»…… Один за другим к пристаням подчаливали ободранные и грязные пароходы, с них неслись бредовые крики. Палубы были переполнены беженцами и красноармейцами, – живыми среди трупов и стонущих, бормочущих, беснующихся в бреду сыпнотифозных….Осыпанные известью санитары бежали на палубы, шагали через лежащих больных, отбирали трупы и сбрасывали их на берег, чтобы очистить место для живых. Порошили известь и лили карболку.
Целепологание
Может, кто-нибудь обьяснит мне, наконец, о чем пишут все эти люди?
Может, кто-нибудь знает, что такое карболка и как она пахнет???
Групповая работа со словарями по определению термина «карболка», «карболовая кислота».
Выступления представителей групп.
Тема нашего урока «Фенол» Исходя из всего вышеизложенного, определите свою цель на данный урок.
Цель урока
Изучение нового материала.
#1057;троение молекулы фенола
Что вы можете сказать о строении молекулы фенола? На какие группы ее можно разбить?(дети отвечают: на бензольную группу и гидроксогруппу). Следовательно, может проявлять свойства…какие?(ученики отвечают: аренов и спиртов). А так ли это? Нам предстоит выяснить в ходе урока.
#1050;лассификация и номенклатура Фенолов
Предложите виды классификации фенолов (учащиеся отвечают).
А теперь обратимся к слайду. Можно ли по названиям данных фенолов определить правила номенклатуры данного класса (нумерация от атома углерода, связанного с гидроксильной группой, в направлении, чтобы радикалы получили меньшие номера. Наряду с систематической используется тривиальная номенклатура).
#1057;войства фенолов. слайд 9
А.Ученический эксперимент.
Предлагаю поработать в группах по заданию. Предварительно ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности при работе с фенолом.
ИНСТРУКЦИЯ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИПРИ РАБОТЕ С ФЕНОЛОМ
Фенол — сильный яд! При контакте с кожей фенол (карболовая кислота) в виде водных растворов высокой концентрации сначала резко уменьшает чувствительность кожи, а затем разрушает ее. Действие фенола на организм заключается в основном в разрушении эритроцитов. При попадании фенола в желудок появляются рвота, понос, в моче обнаруживается гемоглобин. У пострадавшего резко падает температура, появляются судороги, челюсти сильно сжаты. При втирании препарата в кожу (это может произойти, например, при случайном попадании кристаллов фенола в обувь) возможны поражения со смертельным исходом.
При работе с фенолом необходимо защищать глаза очками, а руки — перчатками. Рукава и ворот должны быть плотно застегнуты. Необходимо следить, чтобы кристаллы фенола не попали в обувь. После работы с фенолом следует тщательно вымыть руки с мылом под проточной водой.
При попадании на кожу нужно промыть пораженное место 10-40%-м этиловым спиртом, растительным маслом. При отравлении через рот сначала промывают желудок теплой водой, а затем розовым раствором перманганата калия КмnО4 или 10%-м этиловым спиртом, потом снова чистой водой. Промывание продолжается доисчезновения запаха фенола в рвотной массе. После этого нужно дать яичный белок — как обволакивающее.Фенол в исходной форме учащимся не выдавать! Для раздачи учащимся использовать некрепкие растворы фенола.Группа хранения № 7 — вещества повышенной физиологической активности.
Задание группам: у вас имеется 1 пробирка с фенолом. Рассмотрите это вещество, очень осторожно испытайте его на запах. Затем добавьте в пробирку 1 мл хлорида железа 3, отметьте характерное окрашивание, рассматривая пробирку на белом фоне. Свои наблюдения запишите в тетрадь.
(Учащиеся отвечают: это вещество имеет специфический запах, напоминает запах гуаши, плохо растворяется в воде, при взаимодействии с хлоридом железа приобретает фиолетовую окраску)
Б.Химические свойства: видеоролики. слайд 10-14
#1055;рактическое применение фенола и значение соединений фенола для окружающей среды.
- По данным на 2006 год мировое потребление фенола имеет следующую структуру:
- 44 % фенола расходуется на производство бисфенола А, который, в свою очередь, используется для производства поликарбона и эпоксидных смол;
- 30 % фенола расходуется на производство фенолформальдегидных смол;
- 12 % фенола гидрированием превращается в циклогексанол, используемый для получения искусственных волокон — нейлона и капрона;
- остальные 14 % расходуются на другие нужды, в том числе на производство антиоксидантов (ионол), неионогенных ПАВ — полиоксиэтилированных алкилфенолов (неонолы), других фенолов (крезолов), лекарственных препаратов (аспирин), антисептиков (ксероформа) и пестицидов.
- Фенол и его производные обуславливают консервирующие свойства коптильного дыма.
#1060;изиологическое действие фенола. Сообщения учащихся из материалов газет и сайтов интернета. Деловая пресса
\ЗДОРОВЬЕ
Подумать только, как много людей сознательно губят свое здоровье, выкуривая одну сигарету за другой. А между тем курить уже давно немодно. Да и невыгодно это – бьет по кошельку. Так что если вы еще не сделали выбор в пользу здорового образа жизни, без сигаретного дыма, то решайтесь. Возможно, наша статья поможет вам понять, насколько это необходимо.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ
Вы вообще знакомы с набором химических элементов и ядовитых веществ, которые попадают в ваш организм при курении? Вот вам далеко не полный списочек: никотин, ацетальдегид, ацетон, окись углерода, цианистый водород, кадмий, бензол, нафтиламин, муравьиная кислота, нитрозамины, фенол, формальдегид, бензопирен, толуидин, полоний, винилхлорид, уретан. Разве мало на долю нашего организма выпадает испытаний, чтоб подвергать его еще и этому — жесточайшему? Стоит подумать.
А вот – тоже не полный – перечень болезней, которым благоприятствует курение: ишемическая болезнь сердца, инсульт, бронхит, рак легких, эмфизема, рак поджелудочной железы, рак губ и гортани, остеопороз, невриты, бесплодие, нарушение половых функций, выкидыш, задержка развития плода, гангрена конечностей, заболевание костных тканей.
Автор: "Наша газета" 6 сентября 2007 года
Консерванты везде?
Вообще-то изобрели консерванты с хорошей целью. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад… И в массовом производстве продуктов без всяческих «ешек» уже не обойтись. К примеру, всякий здравомыслящий человек понимает, что стаканчик с йогуртом, привезенный издалека и хранящийся месяц на прилавке, не просто так сохраняет свой «натуральный вид и первозданную свежесть». Своим видом этот йогурт обязан опять же, различным консервантам. А вот сохранились ли в нем полезные бифидо-и лактобактерии — это еще вопрос.
Или захочется побаловать себя заморскими фруктами. Но вот консерванты Е230, Е231 и Е232, которыми обрабатывают «красивые» апельсины и бананы, представляют из себя не что иное, как … фенол. Это вещество, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в лучшем случае — вредит здоровью кожи. И тут, конечно, нужно себя обезопасить, ведь спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И перед едой нужно обязательно мыть эти фрукты, чтобы смыть фенол. А, очистив банан от кожуры, не хвататься сразу же за мякоть, а сначала помыть руки — а то ведь чистый фенол в рот потянем.
История весьма печального «фенольного озера», как его быстро обозвали СМИ, уходит фактами не в последний год-другой. Это история почти 80-летней давности, с драмой и разочарованиями.
История отстойника
Напомним, что ЛВРЗ - гигант индустрии Бурятии ,построенный в 30-х годах прошлого века. Уже на заре своего существования ему понадобился газ для металлургических цехов. Поэтому в 1937 была построена и заработала газогенераторная станция.
Трудилась она долгие десятилетия по простому, по принципу - высококачественный уголь-концентрат подавался в генераторы, в которых под напором воздуха начинал тлеть и выделял газ. Но уголь выгорал не весь, образовывались смоляные фенольные отделения, которые смешивались с холодной водой - это и есть предмет отработки, за который в последние недели идет столько шума. В бодрые социалистические времена на этой станции ежегодно сжигалось до 40 тысяч тонн угля. Объем отработанной технической воды? в которой был фенол, также считался тысячами тонн.
«Техническая вода в 30-50 годы прошлого века сливалась в Уду, после вывозилась на городской полигон отходов в поселок Стеклозавода. Затем, после его закрытия, был выделен участок земли в Железнодорожном районе Улан-Удэ, на территории поселока Кирзавод с карьером бывшего золоотвала ТЭЦ-1, площадью свыше 27 тысяч квадратных метров и глубиной до 4 метров» - это цитата из документов.
Сброс отходов с 1987 по 2005 годы, цитата: «Производился официально. С разрешения городских властей и органов государственной». С приложением длинного списка структур, которые были в теме и дали разрешение в те славные прошлые времена.
Итак, сначала фенольную смолу лет 20 сливали прямо в Уду, почти прямиком в Байкал - про окружающую среду, видимо, тогда вообще не думали. Потом начали возить на городскую свалку. Потом решили, что рядом поближе и поудобнее, и начали лить фенольную смолу в яму, прямо в географическом центре города, на Кирзаводе.
Закрепление:
Тестовая проверка усвоения знаний.
Рефлексия:
- Что узнали нового?
- Зачем это может пригодиться тебе?
Домашнее задание.
- §23, упр 7-52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....
Конспект урока химии 10 кл "Фенол"
Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация....
Конспект урока химии 8 класс
конспект урока химии 8 класс...
Конспект урока химии 9 класс
Конспект урока химии 9 класс...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Конспект по химии 10 кл."Предмет органическая химия"
Конспект по химии 10 кл."Предмет органическая химия"...