Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

Татьяна Геннадьевна Сивожелезова

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uglerod_i_ego_soedineniya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Углерод, соединения углерода

Цель: изучить состав и строение атома углерода и его соединений, познакомить с областями применения соединений углерода.

 Задачи: 1. Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений; закрепить знания учащихся об аллотропии.

2.Формировать навыки экспериментальной  и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.

3.Воспитывать бережное отношении е к своему здоровью,  окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, учебник химии (9 класс, О. С. Габриелян). Коллекция минералов — карбонатов (мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит). Растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, раствор соляной кислоты (HCl), раствор известковой воды (Ca(OH)2), кусочки мрамора (CaCO3), индикаторы (лакмус, фенолфталеин). Твердые соли: карбонат аммония, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, мел, прибор для получения газов, химический стакан (для собирания углекислого газа), спиртовка, спички, лучинка.

План урока

1.Орг.момент

2.Введение в тему

3.Самостоятельное изучение нового материала

4.Закрепление

5.Итоги урока

6.Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент (постановка цели и задач урока).  Каждому ученику выдается рабочий лист, который необходимо заполнить в течение урока.

2. Введение в тему

«Углерод встречается в природе, как в свободном, так и в соединенном состоянии в весьма различных формах и видах. В свободном состоянии углерод известен, по крайней мере, в трех видах: в виде угля, графита и алмаза. В состоянии соединений углерод входит в состав так называемых органических веществ, т.е. множества веществ, находящихся в теле всякого растения и животного. Он находится в виде углекислого газа в воде и воздухе, а в виде солей углекислоты и органических остатков в почве и массе земной коры. Разнообразие веществ, составляющих тело животных и растений известно каждому. Воск и масло скипидар и смола, клеточная ткань растений и мускульная ткань животных, винная кислота и крахмал — все эти множество иных веществ, входящих в ткани и соки растений и животных, представляют соединения углеродистые. Область соединений углерода так велика, что составляет особую отрасль химии, т.е. химии углеродистых или, лучше, углеводородистых соединений».

Эти слова из «Основ химии» Д.И.Менделеева служат как бы развернутым эпиграфом к нашему уроку о жизненно важном элементе — углероде.

3.Изучение нового материала

Задание выполняется каждым учащимся  самостоятельно и фиксируется  в рабочем листе.

Задание1. Дать характеристику  углероду по плану 9 см. учебник стр. 164).Заполни соответствующие поля в рабочем листе. (Слайд №2)

1.Положение В ПС.

2.Заряд ядра и состав атома

3.Электронная формула

4.Возможные степени окисления

5.Простое вещество

6.Тип химической связи в простом веществе

7.Тип кристаллической решетки простого вещества

8.Формула высшего оксида и его характер

9.Формула гидроксида и его характер

10.Распространение в природе

Выполняется самопроверка ( ответ на слайде презентации) (Слайд №3)

Задание 2.Физические свойства углерода. Углерод в природе, аллотропия. Применение углерода.

Отдельным учащимся дается задание подготовить сообщения об аллотропных модификациях углерода.

1.Посмотри презентацию и послушай рассказ товарищей. Заполни соответствующие поля в рабочем листе. (Слайд №4-11)

2.Рассмотрите схему, отражающую применение углерода на стр.169. (Слайд №12)

3.Рассмотрите коллекцию природных  соединений углерода. Запиши формулы и названия важнейших соединений углерода. (Слайд №13)

Демонстрация. Опыт по адсорбции ( поглощение измельченным активированным углем красителя из напитка)

Фронтально: Опишите наблюдения. Найдите в тексте учебника определение явления адсорбции. Где используют это свойство углерода?

Задание 3.Химические свойства углерода. (Слайд №14)

Задание выполняется каждым учащимся  самостоятельно и фиксируется  в рабочем листе.

Подумай и предположи, какими химическими свойствами будет обладать углерод. Запиши уравнения химических реакций углерода с кислородом, кальцием, водородом, хлором.

Самопроверка (Слайд №14)

Задание4.  Соединения углерода

1.На стр. 172 найдите информацию об оксиде углерода  (+2).

2.Каково физиологическое воздействие угарного газа на организм человека?

3.Как получают и где применяют угарный газ?

Самопроверка (Слайд №14)

3.Получите углекислый газ и изучите его свойства.

1) Соберите прибор для получения газов

2)Прилейте соляную кислоту к карбонату кальция

3)Пропустите углекислый газ в воду, в которую добавлен метиловый оранжевый. Отметьте изменения.

4) Пропустите углекислый газ в раствор известковой воды. Отметьте изменения

5)Продолжайте пропускать углекислый газ до растворения образовавшегося  осадка.

6). Запишите уравнения химических реакций, характеризующих свойства и способы получения оксида углерода (IV). ( см.стр. 173)

Самопроверка (Слайд №15)

Задание 5. Угольная кислота и её соли.

1.      Изучите стр. 175  учебника.

2.       Дайте характеристику угольной кислоты.

4.      Запишите формулы. Названия важнейших солей угольной кислоты. Опишите их применение.

Вопрос: Каково значение углерода для жизни на Земле? ( сообщение учащегося)

Вопрос. Какие экологические проблемы, связанные с углеродом, существуют сегодня на Земле?

4.Закрепление

1.Как называются разновидности простого вещества, образованные одним и тем же химическим элементом? Назовите видоизменения углерода.

2.Количество электронов на внешней электронной оболочке элементов IVА группы? Какие химические свойства проявляет углерод?

3.Назовите важнейшие соединения углерода  и области их применения.

4.Назовите физические и химические свойства угарного газа. Каковы меры первой помощи при отравлении угарным газом?

5. Назовите физические и химические свойства углекислого газа.

6. О каком явлении рассказывается в сказке?

«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

7.Что такое адсорбция? Где это свойство углерода находит применение в практической жизни?

8. Гидрокарбонат натрия используется в огнетушителях, при действии которых выделяется пена. Опишите, как образуется эта пена, что она собой представляет.

9. Как доказать что скорлупа куриного яйца содержит СаСО3. запишите уравнения реакций.

10. Осуществите превращения:

C → CH4 → CO2 → Na2CO3  →NaHCO3 → CO2 → CaCO3 →CO2 

11. В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английский химик С.Теннант в 1797 г осуществил дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз массой 0,033 г в плотно закрытом тигле с отводной трубкой и по количеству выделившегося углекислого газа, сделал вывод, что алмаз  целиком состоит из углерода и при нагревании сгорает точно так же, как уголь и графит. Рассчитайте тепловой эффект реакции и определите также объем выделившегося углекислого газа, если тепловой эффект реакции равен 396 кДж.

Ответ. 61, 6 мл, 1, 089кДж.

12.Хочешь быть зубастым – чисть зубы пастой! Зубные пасты – это сложные смеси, чаще всего содержащие карбонат кальция.Карбонат кальция для зубных паст получают химическим осаждением карбонатом натрия  из раствора гидроксида кальция. Расчитайте массу гидроксида кальция, который потребуется для получения 85 кг карбоната кальция этим способом, если выход продукта реакции равен 94%. ( 67 кг).

Итоги урока

Дом.задание: п. 29-30 упр.6

Рабочий лист             Тема: Углерод и его соединения

Задание1. Дать характеристику  углероду по плану 9 см. учебник стр. 164).Заполни соответствующие поля в рабочем листе.

1.Положение В ПС._____________________________________________

2.Заряд ядра и состав атома______________________________________

3.Электронная формула__________________________________________

4.Возможные степени окисления__________________________________

5.Простое вещество_____________________________________________

6.Тип химической связи в простом веществе________________________

7.Тип кристаллической решетки простого вещества___________________

8.Формула высшего оксида и его характер___________________________

9.Формула гидроксида и его характер_______________________________

10.Распространение в природе______________________________________

Задание 2.Физические свойства углерода. Углерод в природе, аллотропия. Применение углерода. 1.Посмотри презентацию и послушай рассказ товарищей. Заполни соответствующие поля в рабочем листе. (Слайд №4-11)

2.Рассмотрите схему, отражающую применение углерода на стр.169. (Слайд №12)

3.Рассмотрите коллекцию природных  соединений углерода. Запиши формулы и названия важнейших соединений углерода. (Слайд №13)

1.Природные соединения углерода (название и формула) _____________________________________________________________________________

2.Аллотропные видоизменения углерода ( названия и тип решетки)

_____________________________________________________________________________

3.Физичесик свойства природных соединений углерода: ____________________________________________________________________________

4.Области применения углерода

____________________________________________________________________________

Задание 3.Химические свойства углерода.

Запишите уравнения химических реакций углерода с кислородом, кальцием, водородом, хлором, водой и другими веществами.

Задание4.  Соединения углерода

1.На стр. 172 найдите информацию об оксиде углерода  (+2).______________________

2.Каково физиологическое воздействие угарного газа на организм человека?___________

3.Получите углекислый газ и изучите его свойства.

1) Соберите прибор для получения газов

2)Прилейте соляную кислоту к карбонату кальция

3)Пропустите углекислый газ в раствор известковой воды

4)Отметьте изменения ___________________________________________________

5)Продолжайте пропускать углекислый газ до растворения образовавшегося  осадка._____

5.Запишите уравнения химических реакций, характеризующих свойства и способы получения оксида углерода (IV). ( см.стр. 173)

_____________________________      ________________________________________

 

______________________________     ___________________________________________

Задание 5. Угольная кислота и её соли.

1.      Изучите стр. 175  учебника.

2.       Дайте характеристику угольной кислоты.

___________________________________________________________________________

4.      Запишите формулы. Названия важнейших солей угольной кислоты. Опишите их применение.

5. Осуществите превращения:

C → CH4 → CO2 → Na2CO3  →NaHCO3 → CO2 → CaCO3 →CO2 

6.Реши задачу. В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английский химик С.Теннант в 1797 г осуществил дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз массой 0,033 г в плотно закрытом тигле с отводной трубкой и по количеству выделившегося углекислого газа, сделал вывод, что алмаз  целиком состоит из углерода и при нагревании сгорает точно так же, как уголь и графит. Рассчитайте тепловой эффект реакции и определите также объем выделившегося углекислого газа, если тепловой эффект реакции равен 396 кДж.

7. Реши задачу. Хочешь быть зубастым – чисть зубы пастой! Зубные пасты – это сложные смеси, чаще всего содержащие карбонат кальция.Карбонат кальция для зубных паст получают химическим осаждением карбонатом натрия  из раствора гидроксида кальция. Расчитайте массу гидроксида кальция, который потребуется для получения 85 кг карбоната кальция этим способом, если выход продукта реакции равен 94%.

Оценка_________

Список использованной литературы

  • Энциклопедия для детей. Том 4. Москва «аванта+» 1995 г.
  • Куликов Б. Азбука камней самоцветов. Словарь справочник. Москва. «терра»- «terra» 1996 г.
  • Я познаю мир. Детская энциклопедия. Драгоценные камни и минералы. Москва. «астрель» 2003 г.
  • Ножко Е.С.Сугатов А.П. Карбонаты.//Я иду на урок  химии: 8-11 классы:Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002, стр. 96-97.

  • ЦОРы
  • Открытая химия (версия 2.6),
  • Библиотека наглядных пособий (БНП)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...